Формирование экологической культуры средствами эколого-краеведческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 1273 раза

Библиографическое описание:

Ковалёва, Е. В. Формирование экологической культуры средствами эколого-краеведческой деятельности / Е. В. Ковалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41627/ (дата обращения: 25.04.2024).



Учащиеся сельских школ, хотя и живут при максимальной приближенности к природе, но особого внимания на неё не обращают. Не слыша дыхания земли, ученики почти разучились слышать себя и друг друга. В этом причина ухудшения здоровья детей, их безразличие к себе и всему окружающему, проявляющееся взрывами внезапной агрессии. Трудность усвоения знаний является следствием несформированности экологического сознания, потери ощущения всеобщих взаимосвязей, которые позволили бы выстраивать эти знания в систему.

Ключевые слова: культура, экологическая культура, эколого-краеведческая деятельность

К. Д. Ушинский отмечал, что один день на природе среди рощ и полей дороже многих недель, проведённых на учебной скамье. Природа как первоисточник знаний — лучший учитель. Учебники могут лишь помочь осмыслить впитанное естественным путём ощущение гармонии и единства, без которого экологическая культура существовала бы только в теории. Без непосредственного общения с природой человеческий интеллект утратил бы память о том, что всё связано со всем. Особенно это касается обучающихся городских школ, с детства обделённых радостью общения с природой. Экологическое воспитание школьников означает формирование у них экологического сознания сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в его умении обращаться с ней. Формирование этой культуры — длительный процесс, начинающийся обычно в семье, продолжающийся в школе, а также вне её. Цель формирования экологической культуры учащихся состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и Природы, при сформированности у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Ермоловская школа существует более полувека. Приоритетным направлением её учебно-воспитательной работы является туристко-краеведческая деятельность, постепенно приобретавшая всё более яркую экологическую направленность. Развивая сложившиеся традиции, школа стала опираться в своей работе на концепцию А. А. Остапца «Школа жизни — окружающий мир». Сегодня научной работой школы руководит И. Н. Солодина. Наша тема — «Формирование экологической культуры личности средствами эколого-краеведческой деятельности».

Одним из основополагающих принципов работы школы стали поездки на природу (например, в лес Давыдовского лесхоза), во время которых лес представляет не безликим множеством растений, а содружеством организмов, каждый из которых имеет своё название, положение, историю и характер. Погружения в природную и этнокультурную среду во время уроков под открытым небом, походов, полевых практик и работы на экологической тропе, во время традиционной (осенней и весенней экскурсии, в начале и конце учебного года), «Минута тишины в природе», делают мир роднее и понятней. Пришкольный участок — ближайшая экосистема, где можно на практике изучать, наблюдать, анализировать, делать выводы об особенностях взаимодействия живых организмов между собой и окружающей средой, передавать знания другим и работать над улучшением этой территории. Воспитанники, получившие такой опыт, ежегодно выезжают в учебно-познавательные экскурсии в заповедники, заказники, к памятникам природы Воронежской области.

Главное — осмыслить предназначение и место в этом мире человека и человечества. Из всех живых существ на планете лишь человеку присуще чувство историзма. Именно оно позволяет ему давать пространственно-временные характеристики изменения действительности. Этому помогают эколого-философские диспуты, которые проводятся, как правило, на природе. Увлекательно проходит диспут «Земля — особая форма жизни?», где одна групп отстаивает точку зрения, что Земля — единый живой организм, другая — что Земля есть неживое тело, а третья — представляет нашу планету как нечто иное, особое, предлагая своё оригинальное видение проблемы. Живой интерес вызывают также диспуты для учащихся средней и старшей школы на темы: «Секрет выживаемости культур и цивилизаций», «Кто такой учитель и что такое школа?» и для младших «Как стать неболейкой?», и «Сельские жители — друзья природы?».

«Зимний сад», созданный руками учащихся и учителей, выполняет важную функцию в формировании экологической культуры школьников. Растения, выращиваемые в зимнем саду, используются в озеленении школы и создании экологически здоровой микросреды учебных помещений.

Преемственность в нашей школе означает сохранение традиций коллективной природоведческой и краеведческой деятельности, основанных на принципах «старшие — младшим», «от простого — к сложному» и «от общего — к частному». Это способствует созданию атмосферы сотрудничества и личной ответственности за всё, что происходит в окружающем мире. Влад частички своей души и труда в улучшение окружающего мира помогает формированию у воспитанников экологически грамотного поведения и желания передать эти навыки окружающим людям. Воспитанники школы становятся инициаторами эколого-просветительской и краеведческой деятельности. В результате всё больше детей с интересом включаются в проектно-исследовательскую работу, и это позволяет надеяться, что школа способна стать местом воспитания и роста экологической культуры.

Традиционно большая часть проектно-исследовательской работы проходит в общении с природой, что помогает укреплению здоровья учащихся и повышению их адаптационных способностей к интеллектуальным нагрузкам. Учащиеся и педагоги школы разрабатывают оригинальные проекты по организации здоровьесберегающих занятий и активно распространяют опыт их внедрения среди других школ.

В школе работают: эколого-краеведческий кружок, творческие мастерские, проводятся обзорные и тематические экскурсии. Особо ценными стали такие интерактивные авторские формы работы, как игры «Живое — неживое», «Моделирование образа планеты» и «Круг друзей». В эколого-краеведческом кружке идёт подготовка к экспедиционной работе (работа с картографическим материалом, обучение технике определения растений, животных, грибов, почв, горных пород и минералов и т. д.). Здесь же обрабатываются материалы полевых исследований, составляются научно-творческие отчёты, проходит фотоконкурс «Окно в природу». Кружок — центр разработки экологических троп, встреч с учёными, интересными людьми, ветеранами ВОВ. Кружок и творческие мастерские — это небольшие центры творческого общения и развития учащихся.

В перспективе педагоги и учащиеся школы планируют создание эколого-краеведческого музея, в котором будут представлены семь основных экспозиций, посвящённых развитию жизни на Земле и на территории села Ермоловка, развитию культуры и народных промыслов жителей села, маршрутам наших экспедиций и экскурсий. Начавшись с коллекций, музей постепенно станет действующим штабом эколого-краеведческого объединения «Радуга» и Советы школы, где будут систематизироваться знания об окружающем мире и осмысливаться место человека в нём. Музей — станет центром творческого общения и развития учащихся.

В школе разработан годовой цикл экологически ориентированной деятельности старшеклассников-организаторов с младшими детьми, родителями и педагогами. Ключевыми являются дела на природе, для природы и людей. Игра-путешествие «Экологическая кругосветка» с маршрутами разной сложности и продолжительности предназначена для начальной и средней школы, а также жителей села.

Школа ежегодно участвует в областных краеведческих чтениях, конкурсах, олимпиадах, и семинарах, посвящённых проблемам формированию экологической культуры. В школе регулярно проходят театрализованные праздники, экологические игры, дни здоровья на природе, где в песнях, частушках, сценках обыгрываются реальные ситуации, подводятся итоги работы.

Традицией школы стало выступление агитбригады эколого-краеведческого кружка, посвященные Международному дню воды и Дню Земли. В репертуар школьного и сельского хора входят известные и наши авторские песни о родной природе. Школа организует литературные чтения своих стихов местного поэта Шишковского Романа Степановича, где большинство стихов посвящены окружающей природе и осмыслению человека на Земле.

Педагоги и учащиеся регулярно проводят мониторинг уровня экологической культуры коллектива школы. Это помогает планировать и корректировать экспериментальную работу.

Определить эффективность деятельности можно по её результату:

  1. достижения вовлеченных в неё учащихся: опыт участия и победы в конференциях, конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального уровней;
  2. результаты участия в интеллектуальных соревнованиях (призёры и победители на школьном и муниципальном уровне в Молодежных географических, биологических и химических чемпионатах; Всероссийском игровом конкурсе «Человек и природа»);
  3. рост мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла и, как результат, повышение общей успеваемости учащихся при изучении школьных дисциплин и, в конечном счете, профориентация и самореализация в области естествознания (географии, биологии, экологии, химии и медицины);
  4. рост социальной активности учащихся (экологические акции, трудовые десанты по благоустройству школьной территории, и т. д.).

Формирование экологической культуры личности становится важнейшим элементом учебно-воспитательного процесса. Экологическое образование становится обязательным для всех, как овладение письмом.

Экологические знания необходимы каждому человеку. Формировать экологическую культуру личности ученика реализуя эколого-краеведческий подход, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе призвана семья и школа. Эколого-краеведческая работа прививает у молодёжи любовь к родному краю, развитию творческого интереса в области естественных наук, осознанному выбору профессии и продолжению научной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, школа, окружающий мир, экологическая культура, формирование, эколого-краеведческий кружок, бережное отношение, краеведческая деятельность, проектно-исследовательская работа, творческое общение.


Ключевые слова

экологическая культура, культура, эколого-краеведческая деятельность

Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников...

Экологическое краеведение в школе должно быть важнейшей составной частью общего экологического образования. Организация эколого-краеведческой работы со школьниками позволяет решать в совокупности основные задачи экологического образования: изучение...

Формирование экологической культуры и эстетического...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

Формирование экологической культуры средствами эколого-краеведческой деятельности. О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности.

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир, живая природа, создание условий, школьник, природа, неживая природа, учебно-воспитательный процесс.

Формирование экологического воспитания и культуры...

экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование, формирование, экологическое сознание, окружающий мир, общество, начальная школа, животный мир.

Эколого-краеведческая направленность...

Как показывают исследования Бурнашев С. И., Старкова Т. С., под эколого-краеведческой учебно-исследовательской деятельностью (в дальнейшем ЭКУИД) понимается деятельность учащихся, направленная на изучение взаимосвязи и взаимодействия природы своего края и...

Экологическое воспитание как средство социализации младших...

Важным условием экологического воспитания является — использование местного краеведческого материала.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, природа, ребенок, экологическая культура, окружающий мир...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность.

экологического сознания заключается в прививании им знаний, умений и навыков, обеспечивающих ответственное, бережное отношение к природе.

Формирование экологического мышления у студентов вузов во...

Ключевые слова: экологическое мышление, экологическое образование, экологическая культура, педагогика высшей школы

формированием ответственного отношения личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям

Экологический проект «Музей природы родного края»

Формировать у детей навыки экологически грамотного отношения и поведения в природе, воспитывать гражданскую позицию

Формирование знаний — не самоцель в нашей работе, главное — это формирование осознанно — бережного отношения ко всему, что окружает...

Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников...

Экологическое краеведение в школе должно быть важнейшей составной частью общего экологического образования. Организация эколого-краеведческой работы со школьниками позволяет решать в совокупности основные задачи экологического образования: изучение...

Формирование экологической культуры и эстетического...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

Формирование экологической культуры средствами эколого-краеведческой деятельности. О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности.

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир, живая природа, создание условий, школьник, природа, неживая природа, учебно-воспитательный процесс.

Формирование экологического воспитания и культуры...

экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование, формирование, экологическое сознание, окружающий мир, общество, начальная школа, животный мир.

Эколого-краеведческая направленность...

Как показывают исследования Бурнашев С. И., Старкова Т. С., под эколого-краеведческой учебно-исследовательской деятельностью (в дальнейшем ЭКУИД) понимается деятельность учащихся, направленная на изучение взаимосвязи и взаимодействия природы своего края и...

Экологическое воспитание как средство социализации младших...

Важным условием экологического воспитания является — использование местного краеведческого материала.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, природа, ребенок, экологическая культура, окружающий мир...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность.

экологического сознания заключается в прививании им знаний, умений и навыков, обеспечивающих ответственное, бережное отношение к природе.

Формирование экологического мышления у студентов вузов во...

Ключевые слова: экологическое мышление, экологическое образование, экологическая культура, педагогика высшей школы

формированием ответственного отношения личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям

Экологический проект «Музей природы родного края»

Формировать у детей навыки экологически грамотного отношения и поведения в природе, воспитывать гражданскую позицию

Формирование знаний — не самоцель в нашей работе, главное — это формирование осознанно — бережного отношения ко всему, что окружает...

Задать вопрос