Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 2636 раз

Библиографическое описание:

Головня, Е. В. Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности / Е. В. Головня. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41608/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье поднимаются вопросы гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности. Приводятся формы организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся.

Ключевые слова: воспитание, гражданственность, патриотизм

Гражданско-патриотическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования гражданственности и патриотичности как интегративных качеств, представляющих совокупность социально значимых гражданских свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни. В гражданско-патриотическом воспитании особое значение приобретает личностно ориентированный подход, когда в центре учебно-воспитательного процесса находятся интересы ребёнка, его потребности и возможности, права конкретного индивида, его суверенитет.

Вопросы гражданственности и патриотизма всегда были в центре внимания педагогической мысли России, они отражали объективное состояние общества на определенном этапе развития и господствующую в нем идеологию. Поскольку изменившаяся в стране социальная ситуация диктует необходимость формирования гражданской позиции в новом ценностно-смысловом, функциональном и содержательном наполнении, проблема формирования гражданственности у подрастающего поколения становится актуальной. Огромная роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой, историей, культурой России и малой родины. Вопросы патриотического воспитания подрастающих поколений всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Они поднимались в трудах В. Г. Белинского, Е. Р. Дашковой, Н. А. Добролюбова, Н. М. Карамзина, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Л. Н. Толстого. К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение и в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.

Говоря о содержании, формах и методах гражданского воспитания по внеурочной деятельности, отмечу, что все мероприятия, которые проводят учителя, должны опираться на знания, полученные в процессе изучения основ наук, быть логическим продолжением учебной деятельности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников, их интересы и желания.

Целенаправленная работа по гражданско–патриотическому воспитанию в МКОУ «Аношкинская СОШ» ведётся не один год. Одной из наиболее распространенных, чаще всего используемых форм гражданского воспитания является беседа. Она может быть индивидуальной или групповой, а ее результативность зависит от того, кто ведет беседу. На первый взгляд кажется, что использование метода беседы в воспитательной деятельности с учениками старших классов является малоэффективным. Однако, если эта работа проводится по определенной программе, которая сложилась в практике воспитательной работы школы на протяжении значительного периода, можно говорить о значительном потенциале этого воспитательного мероприятия и его достаточной эффективности. Чаще всего метод беседы применяют во время проведения воспитательных, классных, просветительско-воспитательных часов или же, как вступительное слово к другим воспитательным мероприятиям. Вовремя их проведения могут применяться элементы лекции, сообщения, рассказа и т. п. При этом важно восторженно, с добрым расположением духа подать информацию, заинтересовав ею учеников. В заключительной части беседы важно сделать выводы на основе освещения темы, побуждая тем самым учеников к самообразованию и самосовершенствованию, формированию тех положительных качеств и черт характера, о которых шла речь в процессе воспитательного мероприятия.

Особую роль в формировании гражданских качеств учащихся играют дискуссии и диспуты. Их организация требует тщательной подготовки как от учителя, так и от учащихся. Важно не только определить тему, но и подготовить вопросы доя обсуждения, продумать тезисы выступления, подобрать убедительные аргументы. Так, например, в дискуссиях и диспутах о патриотизме поднимаются вопросы: «Патриотизм — это мода или пробуждающееся самосознание нации?», «Важно ли быть патриотом сегодня?» и др. В подготовке подобных мероприятий учащимися развивается их интеллектуальный и творческий потенциал, происходит переоценка ценностей, формирование гражданской позиции.

Эффективной, но менее популярной формой воспитательной работы являются читательские конференции. Они являются средством пропаганды научно-популярной, исторической и художественной литературы, что очень важно в условиях снижения читательского интереса в современной школе. Читательские конференции формируют литературно-этические вкусы, оказывают содействие желанию подражать положительным героям. Виды и тематика читательских конференций чрезвычайно разнообразные. Их можно проводить на материале одного или нескольких произведений по одной теме, по отдельной литературной или научной проблеме. Выбор темы определяется с учетом задач гражданского воспитания, учебного материала, подготовленности учеников. Так, в год 70-летия Победы русского народа в Великой Отечественной войне живой отклик у учащихся нашли конференции по повести В. Закруткина «Матерь человеческая», книге Л. Соболева «Морская душа», рассказу А. Толстого «Русский характер». А с учетом современного уровня развития телевидения, наличия большого количества видеопродукции эффективным усматривается проведение зрительских конференций по документальным и художественным фильмам.

Формирование гражданских качеств учащихся невозможно без их участия в поисково-краеведческой работе, формами которой могут быть экскурсии, исследовательские работы, формирование и пополнение экспозиции школьного музея. Наиболее полно свою инициативу и творчество воспитанники могут проявить в историко-этнографической поисковой деятельности. Особую заинтересованность учащихся вызывают лингвистические походы, в ходе которых, наряду с собиранием произведений устного народного творчества, изучаются особенности языка жителей разных сел. Для старшеклассников интересной является работа по научному анализу и обработке собранных материалов, подготовка рефератов, докладов, презентаций. Поисковая работа ведется по направлениям: «Моё родное село: прошлое и настоящее», «Герои-земляки», «Топонимика родного края», «Родная школа. Её история и традиции» и др.

Важное место среди форм познавательной воспитательной работы по формированию гражданских качеств учащихся занимают тематические вечера. Здесь накоплена разнообразнейшая тематика, вечер памяти «Гордимся и помним!», поэтическая гостиная «Я лиру посвятил народу своему!», праздничный концерт «Салют Великой Победе». Во время проведения тематических вечеров используются разнообразнейшие методы и средства воспитательного влияния на учащихся — выступления представителей общественных организаций, деятелей науки и культуры, исполнение песен, танцев, поэтических произведений, инсценировок, просмотр фрагментов кинофильмов и т. п. Все это дает возможность сделать их эмоционально насыщенными, интересными, а воспитательную информацию — доходчивой и убедительной.

Большое воздействие на подрастающее поколение оказала работа над школьным проектом «Дети войны». Проект дал возможность живого общения с очевидцами Великой Отечественной войны. Встреча с подлинными, реальными свидетелями тех суровых лет стала совершенно особым событием для школьников. Так же был проведен небольшой опрос об основных моментах из истории Великой Отечественной войны. Помимо этого каждому ученику было предложено дома придумать индивидуальный вопрос свидетелю военных событий. Завершением встречи стала концертная программа, подготовленная учащимися для гостей. Данный проект стал одним их ярчайших моментов патриотической работы школы. Ведь именно на личных примерах отваги можно воспитать в подрастающем поколении любовь к Родине, научить ценить то, что было добыто в далеком 1945-м году.

Значимой формой работы в воспитании патриотизма и гражданственности школьников можно назвать и походы по местам боевых сражений. Большинство этих мест привязаны к реке Дон и его притокам. Большое преимущество походов перед другими видами деятельности, доступными учащимся, — это возможность активного эмоционального познания окружающей действительности. Активизация восприятия достигается за счёт зримости, жизненности объектов. В походе происходит конкретизация теоретических знаний, усвоенных в школе, идет обогащение новыми знаниями и их закрепление в практической деятельности. Краеведческий материал прочно оседает в сознании и потому, что туристы трижды его прорабатывают: когда готовят поход, когда проходят маршрут, когда готовят отчёт о походе. Как правило, итогом таких походов становятся творческие работы учащихся: фоторепортажи, рисунки, эссе, стихи.

В процессе патриотического воспитания учащихся следует использовать многообразие средств и форм воспитательной работы, которые бы усложнялись из класса в класс и наполнялись новым содержанием. Перечислить все формы воспитательной деятельности, их тематику практически невозможно. Воспитание патриотизма и гражданственности — процесс сложный. Он требует от педагога постоянного творческого поиска новых эффективных форм и средств, повышения собственного профессионального уровня и усовершенствования методики практической реализации поставленных задач.

Таким образом, патриотическое воспитание должно базироваться главным образом на систематической пропаганде патриотизма во всех видах учебной и внеучебной деятельности. В освещении каждой проблемы надо найти повод сказать о любви к своему Отечеству. В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, подрастающее поколение, Великая Отечественная война, гражданское воспитание, гражданское качество учащихся, внеурочная деятельность, воспитательная деятельность, воспитательная работа, воспитательное мероприятие, гражданская позиция.


Похожие статьи

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Школа призвана постепенно формировать у учащихся любовь к своей Родине, постоянной готовности к её защите...

Патриотическое воспитание как основа формирования...

В практике образовательной деятельности используются различные направления и формы работы по патриотическому воспитанию подрастающего молодого поколения: военно-патриотическое воспитание, героико-патриотическое воспитание...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

Структура гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования включает в себя: 1. комплекс воспитательных задач, связанных с формированием: потребности стать патриотом...

Реализация целей гражданско-патриотического образования...

Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев врамках внеурочной деятельности реализуется вучилище посредством: ‒ предметной недели отдельной дисциплины истории, обществознания и географии

Формирование личности гражданина и патриота России...

Школьная программа воспитания ставят задачи перед педагогическим коллективом, планирует пути их достижения; содержит все направления воспитательной работы в школе, и том числе, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности...

Нравственное воспитание как основа становления личности

Нравственное воспитание неотрывно от гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Воспитательная деятельность педагогов в школе реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и во внешкольной деятельности.

Организация воспитательной работы по...

Организация воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников.

Гражданско-патриотическое воспитание является фундаментальной основой патриотического воспитания общества.

Роль социально-педагогической составляющей в процессе...

Ключевые слова: воспитание, педагогика, патриотическое воспитание, воспитание старшеклассников, социально-педагогическая работа, социальный педагог, социальная педагогика. В педагогической науке воспитательный процесс является объектом...

Похожие статьи

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Школа призвана постепенно формировать у учащихся любовь к своей Родине, постоянной готовности к её защите...

Патриотическое воспитание как основа формирования...

В практике образовательной деятельности используются различные направления и формы работы по патриотическому воспитанию подрастающего молодого поколения: военно-патриотическое воспитание, героико-патриотическое воспитание...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

Структура гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования включает в себя: 1. комплекс воспитательных задач, связанных с формированием: потребности стать патриотом...

Реализация целей гражданско-патриотического образования...

Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев врамках внеурочной деятельности реализуется вучилище посредством: ‒ предметной недели отдельной дисциплины истории, обществознания и географии

Формирование личности гражданина и патриота России...

Школьная программа воспитания ставят задачи перед педагогическим коллективом, планирует пути их достижения; содержит все направления воспитательной работы в школе, и том числе, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности...

Нравственное воспитание как основа становления личности

Нравственное воспитание неотрывно от гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Воспитательная деятельность педагогов в школе реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и во внешкольной деятельности.

Организация воспитательной работы по...

Организация воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников.

Гражданско-патриотическое воспитание является фундаментальной основой патриотического воспитания общества.

Роль социально-педагогической составляющей в процессе...

Ключевые слова: воспитание, педагогика, патриотическое воспитание, воспитание старшеклассников, социально-педагогическая работа, социальный педагог, социальная педагогика. В педагогической науке воспитательный процесс является объектом...

Задать вопрос