Современный урок информатики условиях введения ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 1810 раз

Библиографическое описание:

Березина, Е. В. Современный урок информатики условиях введения ФГОС / Е. В. Березина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41595/ (дата обращения: 25.04.2024).



Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования полностью меняют взгляд на современное образование в целом. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Особенность ФГОС — деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

В связи с этим в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Ключевые слова: урок, урок информатики

Задачей учителя на уроках информатики является формирование у ученика информационной компетентности — одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер.

Для реализации поставленных задач в новые образовательные стандарты заложен системно-деятельностный подход в обучении. Основной целью которого является не обеспечить готовыми знаниями, а создать благоприятные условия для самостоятельного открытия новых знаний. Для достижения этой цели учителю информатики необходимо отобрать и обработать учебный материал, выбрать подходящие методы и средства обучения, продумать организацию собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке, спланировать условия для взаимодействия учащихся друг с другом с целью успешного решения учебных проблем.

Задачи современного урока:

− урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

− учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

− вывод делают сами учащиеся;

− минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

− время-сбережение и здоровье-сбережение;

− в центре внимания урока — дети;

− учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

− умение демонстрировать методическое искусство учителя;

− планирование обратной связи;

Принципы педагогической техники на уроках:

− свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

− открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

− деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

− идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

− обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.

Первая функция — введение обучаемых в учебную деятельность. Вначале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.

Вторая функция — создание учебной ситуации, т. е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели. Для создания учебной ситуации учителю нужны особые задачи, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи. Особенность учебных задач состоит в том, что они нацелены на усвоение способа действия (как решать?), в ходе которого происходит развитие их мышления, формируются познавательные процессы. Важно помнить, что решение учебной задачи — это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности. [1]

Третья функция —обеспечение учебной рефлексии. Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:

− «Что ты делал?» (вопрос, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);

− «Что у тебя не получается?» (вопрос нацелен на поиск учащимся

«места» затруднения, ошибки);

− «Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);

− «Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).

Четвертая функция — функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых.

При проектировании современного учебного занятия по информатике, учитель должен стимулировать учебные мотивы ученика, активизировать учебную деятельность, обеспечивать рефлексию учебной деятельности и контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого.

Наиболее эффективными для повышения качества учебного процесса при использовании системно-деятельностного подход являются активные методы обучения — методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. [2]

Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, то в деловой игре — до 90 %.

Классификация методов активного обучения (по М. Новик):

− Имитационные;

− игровые (деловые игры, игровое проектирование, ролевая игра);

− неигровые (тренинг, анализ конкретных ситуаций);

− неимитационные: проблемные лекции, проблемные семинары, тематические дискуссии, мозговая атака, круглый стол, педагогические игровые упражнения).

Активные методы обучения, прежде всего, ориентированы на личность учащегося, его активное участие в саморазвитии и самосовершенствовании, на получение качественных знаний, на нахождение творческих решений конкретных проблем.

Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Главная задача современного учителя на уроке заключается в формировании и развитии УУД школьников, то есть умения учиться всю свою сознательную жизнь и применять полученные знания на практике.

Литература:

  1. Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Формирование метапредметных результатов у обучающихся начальной и основной школы на уроках математики В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 216–218.
  2. Лысогорова Л. В. Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения обучающихся в развитии. Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 68–70.
  3. Сизова М. Н. Обобщенный способ рассуждения при решении математической задачи как вариант постановки и решения учебной задачи. Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 88–90.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, активный метод обучения, знание, обратная связь, главная задача, деятельность учащихся, урок информатики, учебная рефлексия, учебная ситуация, учебное занятие.


Ключевые слова

урок, урок информатики

Похожие статьи

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

Основные термины (генерируются автоматически): студент, интерактивный метод обучения, III, учебный процесс, активный метод обучения, урок, преподаватель, обучающийся, учебный материал, Мозговой штурм.

Активные формы обучения на уроках информатики

Использование данных форм и методов обучения применительно для преподавания уроков информатики.

– практический опыт; – обратная связь; – решение проблем; – овладение навыками работы в команде.

Рефлексия современного учителя | Статья в журнале...

Рефлексия содержания учебного материала. В конце урока подводятся его итоги. Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

Методическая разработка урока русского языка в первом классе...

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная ситуация, речевой этикет, слово, урок, ситуация, друг, Задача, знак препинания, бытовое общение, Выразительное чтение.

Роль активных методов обучения в формировании...

Основные термины (генерируются автоматически): активный метод обучения, обучающийся, урок, задача, Решение, самостоятельная работа, проблемная лекция, компьютерное тестирование, деловая игра, учебный материал.

Проектирование урока информатики, направленного на...

- этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 3. Урок общеметодологической направленности.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, действие, структура урока, учебная деятельность, формирование способности учащихся...

Рефлексия как этап современного урока | Статья в журнале...

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

2. Рефлексия содержания учебного предмета.

Таким образом, эти этапы урока — это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая...

Использование интерактивных методов обучения на уроках...

В педагогическом опыте и практике давно используется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учеников.

Интерактивное обучение как средство развития...

В процессе обучения активно использую интенсивные интерактивные формы преподавания, которые включают в себя деловые, учебные ситуации, тесты и упражнения, групповое решение практических примеров и задач.

Похожие статьи

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

Основные термины (генерируются автоматически): студент, интерактивный метод обучения, III, учебный процесс, активный метод обучения, урок, преподаватель, обучающийся, учебный материал, Мозговой штурм.

Активные формы обучения на уроках информатики

Использование данных форм и методов обучения применительно для преподавания уроков информатики.

– практический опыт; – обратная связь; – решение проблем; – овладение навыками работы в команде.

Рефлексия современного учителя | Статья в журнале...

Рефлексия содержания учебного материала. В конце урока подводятся его итоги. Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

Методическая разработка урока русского языка в первом классе...

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная ситуация, речевой этикет, слово, урок, ситуация, друг, Задача, знак препинания, бытовое общение, Выразительное чтение.

Роль активных методов обучения в формировании...

Основные термины (генерируются автоматически): активный метод обучения, обучающийся, урок, задача, Решение, самостоятельная работа, проблемная лекция, компьютерное тестирование, деловая игра, учебный материал.

Проектирование урока информатики, направленного на...

- этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 3. Урок общеметодологической направленности.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, действие, структура урока, учебная деятельность, формирование способности учащихся...

Рефлексия как этап современного урока | Статья в журнале...

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

2. Рефлексия содержания учебного предмета.

Таким образом, эти этапы урока — это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая...

Использование интерактивных методов обучения на уроках...

В педагогическом опыте и практике давно используется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учеников.

Интерактивное обучение как средство развития...

В процессе обучения активно использую интенсивные интерактивные формы преподавания, которые включают в себя деловые, учебные ситуации, тесты и упражнения, групповое решение практических примеров и задач.

Задать вопрос