Работа школьного психолога с тревожными детьми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Егяна, О. Н. Работа школьного психолога с тревожными детьми / О. Н. Егяна. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/archive/148/42027/ (дата обращения: 20.04.2024).



Эта статья посвящена проблеме школьной тревожности и влияния ее на школьную мотивацию. Это одна из актуальных проблем, с которой сталкиваются школьные психологи. Школьная тревожность негативно отражается во всех сферах жизни ребёнка: учёбе, общении, как в учебном заведении, так и за его пределами, а также на физическом и психологическом здоровье. Помимо этого, на школьную мотивацию особое влияние оказывает и школьная дезадаптация ребенка.

Ключевые слова: неуверенность, школьная тревожность, эмоциональная неустойчивость.

Работа психолога в школе граничит определенными трудностями, которые связаны с организацией консультативной, коррекционной, профилактической помощи школьникам разных возрастных групп.

Тревожность — одна из актуальных и сложных тем современной психологической науки. Именно благодаря присутствию тревожности у школьников, затрудняется процесс восприятия информации, происходит снижение эффективности восприятия материала, проявляются отдельные виды и форма агрессии, что приводит к конфликтным ситуациям как между сверстниками, так и во взаимоотношениях с учителями, родителями.

Безусловно, школьник, у которого тревожность в рамках допустимой нормы или граничит со средним показателем, будет адекватно реагировать на школьные трудности. К сожалению, повышенная тревожность негативно отражается и на школьной мотивации.

Особо нас заинтересовал взгляд Божович Л. И., которая, рассматривая развитие личности в детском возрасте определила особенности развития не только познавательной, но мотивационной сферы, причем ею была определена не только взаимосвязь между элементарными и высшими мотивами, но и целостная система мотивов, мотивационная сфера человека, особенности соотношения мотивов внутри этой сферы, закономерности возникновения мотивационных иерархий. То есть, если можно так сказать, — мотивация не в «плоскостном», а в «объемном» ракурсе» [2, с.21].

Вопросы мотивации, мотива, причем с позиции онтогенетического аспекта, мотивация агрессивного поведения, застенчивости, тревожности были предметом изучения таких ученых, как Ахмадуллина Ш. Е., Шарафиевой Д. Н. [1], Ильина Е. П. [3].

В работе Кочубей Б. И. и Новикова Е. В. «Эмоциональная устойчивость школьника» [4], излагается весьма интересный подход к проблеме тревожности, причем отмечаются причины, которые приводят к развитию данного состояния у ребенка. Нельзя не согласиться с авторами о наличия у ребенка конфликта с самим собой, который может быть вызван следующими обстоятельствами:

Ряд работ, проанализированных нами, содержат ценные идеи, связанные с рассмотрением школьной мотивации и направлены на оказание помощи психологам в работе с данной проблемой. Как было отмечено Петерсон Л. Г., «Для входа и достаточно прочного удержания человека в пространстве учебной деятельности необходимой предпосылкой является наличие у него проявленной и актуализированной потребности в реализации собственного потенциала» [5, с.32].

Целью данной статьи является возможность поделиться опытом работы психолога в школе-лицее Бакинского Славянского университета. Организация работы в данном учебном заведении было изначально разделено на ряд блоков, в которые были включены следующие возрастные группы:работа с начальными классами, работа с подростками, работа со старшеклассниками.

Задачи, поставленными нами в данной исследовательской работе связаны с изучением вопросов, связанных с диагностикой мотивации и эмоционального отношения к учению. Выборку составила 155 человек, учащихся 5–6 классов. В качестве методики для экспериментальной части исследования была выбрана методика «Диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» Спилберг-Андреева. Проведенный опрос учащихся и обработки данных, позволил нам распределить полученные результаты по уровням:

Результаты обследования учащихся были распределены следующим образом:

- доминирование познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему была выявлена у 32 человек,

- позитивное отношение к учению, граничащее социальным нормам — у 18 человек,

- сниженная познавательная мотивация (средний уровень) — 25 учеников.

Настораживает тот факт, что сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», заниженная познавательная активность, тревожность, гнев были выявлены у 80 учащихся.

- негативное в эмоциональном плане отношение к учению — 42 ученика,

- отрицательное отношение к учению было выявлено у 38 учащихся.

На очередном этапе исследования был применен тест «Экспресс диагностика уровня самооценки личности» [6] и исследование уровня притязаний (тест Шварцландера) [7].

Следует отметить, что уровень притязаний необходимый элемент в деле правильного воспитания личности ребенка. Именно соответствие того что ребенок может, на что способен и на что претендует — важный компонент его гармоничного развития. Очень часто именно несоответствие данного критерия создает дисбаланс противоречие у ребенка и приводит к конфликтам

В подростковом периоде, как известно, уровень притязаний личности претерпевает серьезные изменения. Для определения того, что происходит в переходный период у учащихся, мы на очередным этапом исследования применили методику диагностики самооценки — «Экспресс диагностика уровня самооценки личности». Результаты были распределены между тремя показателями:

Среди учащихся уровень завышенной самооценки составил 30 % (48 учащихся), 34 % (54 ученика) — выбрали средний результат, что является свидетельством того, что они время от времени стараются подладиться под мнения других.

Отдельную группу составили учащиеся с заниженной самооценкой — 34 % (53 ученика). Эта группа учащихся считает себя хуже других и весьма тяжело переносит критику в свой адрес.

На следующем этапе нашей работы была применена методика по выявлению уровня притязаний (тест Шварцландера) [7], что выявило несоответствие уровня притязания личности ребёнка к своим реальным возможностям. В обследуемой выборке показатели распределились следующим образом:

- нереально высокий уровень притязаний — 32 уч-ся,

- высокий уровень притязаний — 21 уч-ся,

- умеренный уровень притязаний — 41уч-ся,

- низкий уровень притязаний — 36 уч-ся

- нереально низкий уровень притязаний — 25 уч-ся.

Следует отметить, что полученные результаты имеют весьма противоречивые результаты: с одной стороны высокие показатели уровня притязаний (общее число — 53), с другой — низкий уровень (61).

Таким образом, консультативная и диагностическая работа с возрастной группой подростков выявила не только присутствие тревожности у данной подростковой группы, но и наличие проблем с самооценкой и уровнем притязаний ребенка. На очередном этапе нами предполагается проведение работы с родителями и составление коррекционной программы, способствующей снятию напряжения в обследуемых группах, а также проведение работы, направленной на корректировку уровня притязаний и самооценки личности школьника.

Литература:

  1. Ахмадуллин Ш. Е., Шарафиева Д. Н. Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться. — М.: Билингва, 2016. — 80 с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 398 с.
  3. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М.: Знание, 1988. — 80 с.
  4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  5. Петерсон Л. Г., Агапов Ю. В. Мотивация и самоопределение в учебной деятельности. — М.: Ювента, 2011. — 64 с.
  6. http://psychok.net/testy/330-test-ekspress-diagnostika-urovnya-samootsenki-lichnosti-metodika-diagnostiki-samootsenki
Основные термины (генерируются автоматически): уровень притязаний, школьная мотивация, очередной этап, школьная тревожность, высокий уровень притязаний, присутствие тревожности, проведение работы, работа, учебное заведение, эмоциональное отношение.


Похожие статьи

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

6) лица с высоким уровнем ситуативной тревожности имеют низкую успешность общения.

Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует

Все это, в конечном итоге, может привести к низкому уровню притязания...

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания...

При высоком уровне тревожности преобладает мотивация достижения успеха и тенденция мотивации на успех и мотивация, где полюс ярко не выражен.

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения...

Библиографическое описание: Кёниг Ю. А. Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения и копинг-стратегий у

Проблеме мотивации и мотивам посвящены работы М. Ш. Магомет-Эминова, Л. И. Божович, Х. Хекхаузена, У. Мак-Дугалла, Г. Мюррея, А. Бандуры и др.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников.

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой пси-хического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения.

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень...

высшее учебное заведение, неудовлетворительная адаптация, образовательная среда, уровень адаптации, уровень тревожности, личностная тревожность, студент первого курса, образовательный процесс...

Особенности уровня тревожности и стиля копинг-стратегий...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий...

Исследование эмоциональной тревожности студентов на...

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза.

Основные термины (генерируются автоматически): III, ситуативная тревожность, курс, студент, личностная тревожность, высокий уровень, тревожность, процент студентов, этап...

Теоретический анализ проблемы психологической готовности...

Для изучения уровня тревожности у старшеклассников можно использовать методику «Уровень тревожности» Дж.

Учащиеся с конфликтной самооценкой (низкая самооценка при высоком уровне притязаний) не в полной мере реализуют свои возможности, т. к. при...

Педагогическая поддержка учащихся младших классов на основе...

Кроме того, в работе А. М. Прихожан при исследовании межличностной тревожности подростков было установлено, что тревожность обнаружила связь с неблагоприятными типами самооценки и уровнем притязаний [5]. Вместе с тем, переживание тревожности...

Похожие статьи

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

6) лица с высоким уровнем ситуативной тревожности имеют низкую успешность общения.

Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует

Все это, в конечном итоге, может привести к низкому уровню притязания...

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания...

При высоком уровне тревожности преобладает мотивация достижения успеха и тенденция мотивации на успех и мотивация, где полюс ярко не выражен.

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения...

Библиографическое описание: Кёниг Ю. А. Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения и копинг-стратегий у

Проблеме мотивации и мотивам посвящены работы М. Ш. Магомет-Эминова, Л. И. Божович, Х. Хекхаузена, У. Мак-Дугалла, Г. Мюррея, А. Бандуры и др.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников.

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой пси-хического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения.

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень...

высшее учебное заведение, неудовлетворительная адаптация, образовательная среда, уровень адаптации, уровень тревожности, личностная тревожность, студент первого курса, образовательный процесс...

Особенности уровня тревожности и стиля копинг-стратегий...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий...

Исследование эмоциональной тревожности студентов на...

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза.

Основные термины (генерируются автоматически): III, ситуативная тревожность, курс, студент, личностная тревожность, высокий уровень, тревожность, процент студентов, этап...

Теоретический анализ проблемы психологической готовности...

Для изучения уровня тревожности у старшеклассников можно использовать методику «Уровень тревожности» Дж.

Учащиеся с конфликтной самооценкой (низкая самооценка при высоком уровне притязаний) не в полной мере реализуют свои возможности, т. к. при...

Педагогическая поддержка учащихся младших классов на основе...

Кроме того, в работе А. М. Прихожан при исследовании межличностной тревожности подростков было установлено, что тревожность обнаружила связь с неблагоприятными типами самооценки и уровнем притязаний [5]. Вместе с тем, переживание тревожности...

Задать вопрос