Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абдуллаева, В. М. Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса / В. М. Абдуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/archive/148/42018/ (дата обращения: 24.04.2024).



Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса, особенно в студенческой среде. Основной задачей, которая была поставлена автором в данной статье — было рассмотреть отдельные аспекты проблемы стресса, исследовать стрессоустойчивость студентов, выявить пути коррекции предэкзаменационного стресса, оказать психологическую помощь тем студентам, которые оказались в трудной ситуации в рамках образовательного пространства.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, коррекция, тревожность, эмоциональная неустойчивость.

В век всеобщей глобализации и интеграции проблема эмоционального благополучия людей все острее встает перед обществом Трудности социального, экономического плана приводят к ухудшению как физического, так и психического здоровья. Стресс — весьма короткое слово, но проблемы, которые возникают при этом, мешают человеку адаптироваться в обществе, влияют на его взаимоотношения в коллективе и т. д.

Сегодня как никогда встает перед нами вопрос о своевременной диагностике стресса, выявления стрессоустойчивости людей. Обучение на педагогическом факультете, подготовка к профессиональной деятельности психолога в системе образования, поставило меня перед задачей выявить основные причины стресса и постараться исследовать данную проблему в системе высшей школы. Передо мной была поставлена задача рассмотреть особенности проявления стресса у студентов первого курса, состояние предэкзаменационного стресса, разработать программу выхода из данного состояния, организовать работу в рамках центра оказания психологической помощи студентам нашего вуза.

Прежде чем перейти к экспериментальной части исследования, мне представилось необходимым рассмотреть само понятие стресса, виды стресса, остановиться на самом понятии стресс. Общеизвестно, что термин стресс был впервые использован Г. Селье. Однако, в дальнейшем учеными было предложено достаточно много определений стресса. Но, на наш взгляд, определение стресса как реакция организма на какие-либо внешние события, достаточно лаконично определяет суть данного состояния. История разработки и исследования стресса представлена противоречивыми мнениями, различными подходами к данной проблеме. Мы остановимся лишь на некоторых из них.

Нам показался интересным подход Щербатых Ю. В., который весьма компактно представил и описал механизм формирования психологического стресса [7, с. 27].

Определяя стресс другой известный психолог — Немов Р. С. пишет: «Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку» [5, с. 442].

С точки зрения русского ученого, физиолога Ю. И. Александрова, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья» [6, с. 326].

Не менее интересные исследования были проведены Китаевым-Смык [4], который проанализировал не только факторы, приводящие к стрессу, но и предложил способы коррекции стресса, необходимые для восстановления здоровья человека в жизненных неурядицах. Данное состояние приводит к определенным изменениям состояния человека: меняется поведение, меняется настрой, происходят изменения на уровне физиологических и психологических процессов.

В азербайджанской науке данная проблема занимает определенное место в трудах таких психологов, как: Алиев Б. Г. [1], Байрамов А. С. [2], Джаббаров Р.В [3].

Анализ литературы по данной проблеме позволил нам четко разграничить виды стресса: долговременный, кратковременный, положительный и негативный стресс (стресс — дистресс), физиологический, психоэмоциональный, информационный и т. д.

Для того, чтобы понять как стресс отражается на студентах нашего вуза, мы попытались провести экспериментальное исследование, суть которого заключалась в следующем:

— Диагностика стрессоустойчивости студентов;

— Проведение анкетирования;

— организация и проведение семинара на тему «Стресс: за и против»

Диагностирование состояния студентов было осуществлено с помощью теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона [8]. Результаты данного теста были распределены следующим образом:

Как видим, хорошая стрессоустойчивость была выявлена лишь у 24 человек, что составило 34, 1 % от общего числа респондентов.

На следующем этапе нами был проведен опрос среди студентов первого курса факультета «социально-психологическая служба в образовании» (анкета разработана нами), причем данный опрос был проведен перед сессией. Вопросы, на которые мы получили ответы, были разделены на 2 группы: вопросы, носящие информационный характер предполагали знание студентов о стрессе и следующий блок вопросов непосредственно связанные с наличием у каждого обследуемого предэкзаменационного стресса. Так полученные нами результаты были распределены следующим образом:

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1. Когда у Вас начинается состояние, которое можно охарактеризовать как стресс?

За неделю до экзамена -15 (36,5 %.);

За месяц — 9 (21,9 %);

такое состояние постоянно — 6 (14,6 %).

2. В чем конкретно проявляется стресс у Вас?

Плохое настроение –28 (68,2 %);

Тревожность, замкнутость -13 (31.7 %).

3. Как Вы считаете, от чего зависит появление стресса конкретно у Вас?

Неуверенность в знаниях -18 (43,9 %)

Плохое самочувствие — 13 (31,7 %)

Проблемы в семье — 10 (24,3 %

4. Можете ли Вы влиять на свой стресс?

Да — 14 (34,1 %)

Нет — 18 (43,9 %)

Иногда — 9 (21,9 %)

5. Какими приемами Вы пользуетесь, чтобы смягчить влияние стресса на Вас в период экзамена?

Общаюсь с друзьями, подругами — 11 (26,8 %)

Прогулка на воздухе -14 (34,1 %)

Слушаю музыку — 16 (39 %)

  • Самый высокий показатель по первому вопросу — 36,5 % (15чел.) был зафиксирован у студентов, которые считают, что у них стресс начал появляться за неделю до экзамена, на втором месте — 21,9 % (9) — за месяц до экзамена, на последнем месте — 14,6 % (6), у данной группы студентов такое состояние носит постоянный характер.
  • Снижение настроения и тревожность, граничащая с замкнутостью — таковы ответы студентов на второй вопрос.
  • Радует тот факт, что студенты объективно и искренне отметили факт неуверенности в своих знаниях, отвечая на 3 пункт анкеты.
  • Неумение справиться со стрессом и помочь себе в стрессовой ситуации составило большую часть ответов на четвертый вопрос, что, на наш взгляд, объясняется новой социальной ситуацией, трудностями адаптации и первой сессией, к которой готовились студенты.
  • Ввиду того, что студенты, которые участвовали в анкетировании, обучались на факультете, который тесто связан с изучением психологии, были отмечены положительные ответы, которые являются свидетельством того, что студенты получили достаточные знания о формах воздействия на стресс: (релаксация, аутотренинг, дыхательные упражнения и т. д.).

После полученных результатов, нами был организован семинар, на котором мы более подробно рассмотрели вопросы, связанные с путями выхода из стресса, проработали упражнения, которые необходимы студентам не только в период экзамена, но и для того, чтобы стресс не вредил нашему здоровью во все времена.

Таким образом, нами была проведена работа по выявлению сущность стресса, диагностика стресса у студентов и разработана программа по снятию напряжения в период сессии.

Литература:

  1. Алиев Б. Г. Алиева К. Р. Джаббаров Р. В. Педагогическая психология. — Б.: Образование, 2011. — 256 с.
  2. Байрамов А. С. Психология. Учебник для вузов. — Б.: Çinar-Çap, 2009. — 622 с.
  3. Джаббаров Р. В. Экзаменационный стресс в образовании и пути его коррекции / /Научные исследования НАНА, № 4, 2006.
  4. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический Проект, 2009. — 944 с.
  5. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 688 с.
  6. Психофизиология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2014. — 464 с.
  7. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. -256 с.
  8. http://rasstanovki-rostov.ru/?page_id=2469
Основные термины (генерируются автоматически): стресс, студент, проблема, вид стресса, период экзамена, предэкзаменационный стресс, психологическая помощь.


Похожие статьи

Экзаменационный стресс и его профилактика

Такое напряжение называется стрессом. В общем виде стресс — это реакция организма на действие какого-либо фактора, а

Повышенная тревожность в период подготовки и сдачи экзаменов может привести, по мнению В. М. Кадневского, к снижению результатов [4, с. 163].

Психология экзаменационного стресса | Статья в журнале...

Ключевые слова: стресс, стрессор, виды стресса, признаки стресса, методы профилактики стресса.

Не является исключением и период сдачи экзаменов. Неважно, в каком возрасте мы сдаем экзамены, важно то, как сама подготовка и сдача экзамена влияют на нас и нашу психику.

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен.

Исследование уровня предэкзаменационного стресса показало, что значительная часть студентов (47

Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление.

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Ключевые слова:стресс, признаки стресса, дистресс, эустресс, студенты.

На первом этапе работы было проведено тестирование студентов при помощи опросника, определяющего

Но в процессе исследования была выявлена проблема регуляции стресса у студентов.

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Проблема учебного стресса среди студентов актуальна, поскольку для студентов очного

Среди студентов заочного отделения обучения, наоборот, психологический стресс

Также у студентов отмечается сильно выраженное предэкзаменационное волнение, что, возможно...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки.

Щербатых Ю. В. делит проявления стресса на четыре группы: поведенческие (стремление заниматься чем угодно, лишь бы не готовиться к экзамену...

Теоретический анализ проблемы психологической готовности...

Экзаменационный стресс рассматривается как фактор, влияющий на протекание познавательных процессов, прежде

Психологическое сопровождение развития уверенного поведения старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену.

Стресс: причины, следствия, защита | Статья в журнале...

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, теория Г. Селье, психология, психологическое здоровье.

Этот факт известен, но психологическим содержанием проблемы стресса является то, что

Даже самый нормальный вид деятельности, такой, как...

Психологическое сопровождение старшеклассников с разным...

В нашей стране проблема формирования стрессоустойчивости старших школьников в учебно-воспитательном

стресс, стрессоустойчивость. Похожие статьи. Взаимосвязь стрессоустойчивости и прокрастинации студентов с различным уровнем увлечённости учёбой.

Похожие статьи

Экзаменационный стресс и его профилактика

Такое напряжение называется стрессом. В общем виде стресс — это реакция организма на действие какого-либо фактора, а

Повышенная тревожность в период подготовки и сдачи экзаменов может привести, по мнению В. М. Кадневского, к снижению результатов [4, с. 163].

Психология экзаменационного стресса | Статья в журнале...

Ключевые слова: стресс, стрессор, виды стресса, признаки стресса, методы профилактики стресса.

Не является исключением и период сдачи экзаменов. Неважно, в каком возрасте мы сдаем экзамены, важно то, как сама подготовка и сдача экзамена влияют на нас и нашу психику.

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен.

Исследование уровня предэкзаменационного стресса показало, что значительная часть студентов (47

Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление.

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Ключевые слова:стресс, признаки стресса, дистресс, эустресс, студенты.

На первом этапе работы было проведено тестирование студентов при помощи опросника, определяющего

Но в процессе исследования была выявлена проблема регуляции стресса у студентов.

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Проблема учебного стресса среди студентов актуальна, поскольку для студентов очного

Среди студентов заочного отделения обучения, наоборот, психологический стресс

Также у студентов отмечается сильно выраженное предэкзаменационное волнение, что, возможно...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки.

Щербатых Ю. В. делит проявления стресса на четыре группы: поведенческие (стремление заниматься чем угодно, лишь бы не готовиться к экзамену...

Теоретический анализ проблемы психологической готовности...

Экзаменационный стресс рассматривается как фактор, влияющий на протекание познавательных процессов, прежде

Психологическое сопровождение развития уверенного поведения старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену.

Стресс: причины, следствия, защита | Статья в журнале...

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, теория Г. Селье, психология, психологическое здоровье.

Этот факт известен, но психологическим содержанием проблемы стресса является то, что

Даже самый нормальный вид деятельности, такой, как...

Психологическое сопровождение старшеклассников с разным...

В нашей стране проблема формирования стрессоустойчивости старших школьников в учебно-воспитательном

стресс, стрессоустойчивость. Похожие статьи. Взаимосвязь стрессоустойчивости и прокрастинации студентов с различным уровнем увлечённости учёбой.

Задать вопрос