Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Спецвыпуск
12.04.2017
636
Поделиться
Библиографическое описание
Абдуллаева, В. М. Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса / В. М. Абдуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/archive/148/42018/.


Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса, особенно в студенческой среде. Основной задачей, которая была поставлена автором в данной статье — было рассмотреть отдельные аспекты проблемы стресса, исследовать стрессоустойчивость студентов, выявить пути коррекции предэкзаменационного стресса, оказать психологическую помощь тем студентам, которые оказались в трудной ситуации в рамках образовательного пространства.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, коррекция, тревожность, эмоциональная неустойчивость.

В век всеобщей глобализации и интеграции проблема эмоционального благополучия людей все острее встает перед обществом Трудности социального, экономического плана приводят к ухудшению как физического, так и психического здоровья. Стресс — весьма короткое слово, но проблемы, которые возникают при этом, мешают человеку адаптироваться в обществе, влияют на его взаимоотношения в коллективе и т. д.

Сегодня как никогда встает перед нами вопрос о своевременной диагностике стресса, выявления стрессоустойчивости людей. Обучение на педагогическом факультете, подготовка к профессиональной деятельности психолога в системе образования, поставило меня перед задачей выявить основные причины стресса и постараться исследовать данную проблему в системе высшей школы. Передо мной была поставлена задача рассмотреть особенности проявления стресса у студентов первого курса, состояние предэкзаменационного стресса, разработать программу выхода из данного состояния, организовать работу в рамках центра оказания психологической помощи студентам нашего вуза.

Прежде чем перейти к экспериментальной части исследования, мне представилось необходимым рассмотреть само понятие стресса, виды стресса, остановиться на самом понятии стресс. Общеизвестно, что термин стресс был впервые использован Г. Селье. Однако, в дальнейшем учеными было предложено достаточно много определений стресса. Но, на наш взгляд, определение стресса как реакция организма на какие-либо внешние события, достаточно лаконично определяет суть данного состояния. История разработки и исследования стресса представлена противоречивыми мнениями, различными подходами к данной проблеме. Мы остановимся лишь на некоторых из них.

Нам показался интересным подход Щербатых Ю. В., который весьма компактно представил и описал механизм формирования психологического стресса [7, с. 27].

Определяя стресс другой известный психолог — Немов Р. С. пишет: «Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку» [5, с. 442].

С точки зрения русского ученого, физиолога Ю. И. Александрова, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья» [6, с. 326].

Не менее интересные исследования были проведены Китаевым-Смык [4], который проанализировал не только факторы, приводящие к стрессу, но и предложил способы коррекции стресса, необходимые для восстановления здоровья человека в жизненных неурядицах. Данное состояние приводит к определенным изменениям состояния человека: меняется поведение, меняется настрой, происходят изменения на уровне физиологических и психологических процессов.

В азербайджанской науке данная проблема занимает определенное место в трудах таких психологов, как: Алиев Б. Г. [1], Байрамов А. С. [2], Джаббаров Р.В [3].

Анализ литературы по данной проблеме позволил нам четко разграничить виды стресса: долговременный, кратковременный, положительный и негативный стресс (стресс — дистресс), физиологический, психоэмоциональный, информационный и т. д.

Для того, чтобы понять как стресс отражается на студентах нашего вуза, мы попытались провести экспериментальное исследование, суть которого заключалась в следующем:

— Диагностика стрессоустойчивости студентов;

— Проведение анкетирования;

— организация и проведение семинара на тему «Стресс: за и против»

Диагностирование состояния студентов было осуществлено с помощью теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона [8]. Результаты данного теста были распределены следующим образом:

Как видим, хорошая стрессоустойчивость была выявлена лишь у 24 человек, что составило 34, 1 % от общего числа респондентов.

На следующем этапе нами был проведен опрос среди студентов первого курса факультета «социально-психологическая служба в образовании» (анкета разработана нами), причем данный опрос был проведен перед сессией. Вопросы, на которые мы получили ответы, были разделены на 2 группы: вопросы, носящие информационный характер предполагали знание студентов о стрессе и следующий блок вопросов непосредственно связанные с наличием у каждого обследуемого предэкзаменационного стресса. Так полученные нами результаты были распределены следующим образом:

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1. Когда у Вас начинается состояние, которое можно охарактеризовать как стресс?

За неделю до экзамена -15 (36,5 %.);

За месяц — 9 (21,9 %);

такое состояние постоянно — 6 (14,6 %).

2. В чем конкретно проявляется стресс у Вас?

Плохое настроение –28 (68,2 %);

Тревожность, замкнутость -13 (31.7 %).

3. Как Вы считаете, от чего зависит появление стресса конкретно у Вас?

Неуверенность в знаниях -18 (43,9 %)

Плохое самочувствие — 13 (31,7 %)

Проблемы в семье — 10 (24,3 %

4. Можете ли Вы влиять на свой стресс?

Да — 14 (34,1 %)

Нет — 18 (43,9 %)

Иногда — 9 (21,9 %)

5. Какими приемами Вы пользуетесь, чтобы смягчить влияние стресса на Вас в период экзамена?

Общаюсь с друзьями, подругами — 11 (26,8 %)

Прогулка на воздухе -14 (34,1 %)

Слушаю музыку — 16 (39 %)

  • Самый высокий показатель по первому вопросу — 36,5 % (15чел.) был зафиксирован у студентов, которые считают, что у них стресс начал появляться за неделю до экзамена, на втором месте — 21,9 % (9) — за месяц до экзамена, на последнем месте — 14,6 % (6), у данной группы студентов такое состояние носит постоянный характер.
  • Снижение настроения и тревожность, граничащая с замкнутостью — таковы ответы студентов на второй вопрос.
  • Радует тот факт, что студенты объективно и искренне отметили факт неуверенности в своих знаниях, отвечая на 3 пункт анкеты.
  • Неумение справиться со стрессом и помочь себе в стрессовой ситуации составило большую часть ответов на четвертый вопрос, что, на наш взгляд, объясняется новой социальной ситуацией, трудностями адаптации и первой сессией, к которой готовились студенты.
  • Ввиду того, что студенты, которые участвовали в анкетировании, обучались на факультете, который тесто связан с изучением психологии, были отмечены положительные ответы, которые являются свидетельством того, что студенты получили достаточные знания о формах воздействия на стресс: (релаксация, аутотренинг, дыхательные упражнения и т. д.).

После полученных результатов, нами был организован семинар, на котором мы более подробно рассмотрели вопросы, связанные с путями выхода из стресса, проработали упражнения, которые необходимы студентам не только в период экзамена, но и для того, чтобы стресс не вредил нашему здоровью во все времена.

Таким образом, нами была проведена работа по выявлению сущность стресса, диагностика стресса у студентов и разработана программа по снятию напряжения в период сессии.

Литература:

  1. Алиев Б. Г. Алиева К. Р. Джаббаров Р. В. Педагогическая психология. — Б.: Образование, 2011. — 256 с.
  2. Байрамов А. С. Психология. Учебник для вузов. — Б.: Çinar-Çap, 2009. — 622 с.
  3. Джаббаров Р. В. Экзаменационный стресс в образовании и пути его коррекции / /Научные исследования НАНА, № 4, 2006.
  4. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический Проект, 2009. — 944 с.
  5. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 688 с.
  6. Психофизиология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2014. — 464 с.
  7. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. -256 с.
  8. http://rasstanovki-rostov.ru/?page_id=2469
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
стресс
стрессоустойчивость
коррекция
тревожность
эмоциональная неустойчивость

Молодой учёный