Соотношение правового статуса государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 09.04.2017

Статья просмотрена: 5358 раз

Библиографическое описание:

Пустовитова, К. Г. Соотношение правового статуса государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации / К. Г. Пустовитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 547-548. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41896/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассматривается вопрос о соотношении правового статуса государственных и муниципальных служащих, общие и особенные характеристики их статуса.

Ключевые слова: правовой статус, государственный служащий, муниципальный служащий

Актуальность вопроса о соотношении правового регулирования деятельности государственных и муниципальных служащих возникла после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году, провозгласившей в статье 12 принцип независимости органов государственной и муниципальной власти.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [1].

Следствием конституционного нововведения стало принятие федеральных законов, регулирующих государственную и муниципальную службу и различных по сфере действия (субъекту регулирования), но сходных по содержанию деятельности регулируемых отношений.

В настоящее время в законодательстве и теории публичной службы используются термины «государственная гражданская служба», «государственный гражданский служащий», «муниципальная служба», «муниципальный служащий». Устанавливаются организационно-правовые формы, в которых осуществляется государственная и муниципальная служба. Для государственной службы такой формой выступает органы государственной власти, а для муниципальной службы — органы муниципальной власти. Таким образом, общим сущностным признаком, объединяющим правовое положение государственных и муниципальных служащих, является форма публичной власти, обеспечивающая единство властных полномочий соответствующих органов публичной власти. При этом, сам термин «публичная служба» в законодательстве не применяется, в научной литературе указанный термин объединяет не только службу в органах государственной и муниципальной власти, но и профессиональную деятельность, например, в публичных юридических лицах.

На законодательном уровне впервые провозглашен принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы. Этот принцип обусловлен единством правовой природы данных видов служебной деятельности, направленных на обеспечение реализации полномочий органов публичной власти. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с изменениями от 30.12.2015 [2] и статьей 5 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» с изменениями от 15.02.2016 [3] взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством: единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы; единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы; единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих; учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Государственная и муниципальная служба, следовательно, и правовой статус государственных и муниципальных служащих, базируются на общих принципах, отраженных в Федеральном Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в Федеральном Законе «О муниципальной службе в Российской Федерации». Из единства принципов вытекает сходство элементов правового статуса этих служащих: права, обязанности, ограничения и запреты, ответственность, гарантии. Однородный состав нормативных элементов правового статуса служащих объясняется сущностью возложенных на них функций, которые связаны с осуществлением определенного вида управления: государственного и муниципального. Общность публично-правовой природы проявляется в том, что государственная и муниципальная службы призваны обеспечить функционирование государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, а также реализацию юридически властных полномочий должностных лиц [4].

Отличия же правового статуса государственных и муниципальных служащих исходят не только из территориального масштаба их деятельности, но и из самой сферы властно-управленческой деятельности, особенностей компетенции и полномочий данных органов.

Особенность правового статуса государственных служащих состоит в том, что осуществляемые ими полномочия — федеральные, определены статьями 71, 72 Конституции Российской Федерации [1]. Особенностью правового статуса муниципальных служащих является предметная характеристика осуществляемых ими полномочиями — их задачей является обеспечение решения вопросов местного значения. Дополнительно, в соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Таким образом, можем сделать ряд выводов, позволяющих характеризовать правовое положение государственных и муниципальных служащих:

‒ единство принципов, определяющих правовое положение государственных и муниципальных служащих;

‒ совпадение по составу и содержанию элементов правового статуса государственных и муниципальных служащих;

‒ близость социально-правовых характеристик государственных и муниципальных служащих, отражающая особенности этих видов служб;

‒ различия в полномочиях и компетенции государственных служащих, выражающие специфику их деятельности и исходящие из конституционного закрепления независимости местного самоуправления.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от12.12.1993 с поправками от 21.07.2014 г. — http://pravo.gov.ru/.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с изменениями от 03.07.2016 г. — http://pravo.gov.ru/.
  3. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» с изменениями от 30.06. 2016г — http://pravo.gov.ru/.
  4. Козбаненко В. А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право, 2003 [№ 1, С. 13].
Основные термины (генерируются автоматически): правовой статус, муниципальная служба, местное самоуправление, Российская Федерация, служащий, муниципальная власть, правовое положение, публичная власть, государственная власть, единство принципов.


Похожие статьи

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия...

Полномочия органов государственной власти относительно местного самоуправления.

В рамках этой теории наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью признавалась четвертая властьместная (муниципальная, коммунальная, общинная).

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

В целях обеспечения единообразных правовых положений организации функционирования местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются, так называемые, общие принципы организации местного самоуправления.

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований...

Система разделения властей в Российской Федерации...

Ключевые слова: публичная власть, государственная власть, генезис, система, единство и дифференциация.

формула — «единство системы государственной власти», в которой через призму государственной власти отражены всеобщие признаки официальной...

Практика и современные направления развития организационной...

Ключевые слова: местное самоуправление, государственная власть, общий принцип организации. На 1 мая 2017 в России насчитывается 22136 муниципальных образований, среди них: 1765 муниципальных районов; 1555 городских поселений; 17944 сельских поселений...

Особенности трудовой деятельности работников органов...

местное самоуправление, муниципальная служба, Российская Федерация, должность, служащий, муниципальная должность, муниципальное образование, орган, профессиональная деятельность, местный бюджет.

Взаимодействие государственной власти и местного...

местное самоуправление, орган, государственная власть, муниципальное образование, государственный орган, Российская Федерация, рамка взаимодействия органов, общий принцип организации, образование...

Понятие, задачи и функции муниципальной службы...

местное самоуправление, муниципальная служба, муниципальное образование, местное значение, создание условий, Российская Федерация, орган, функция, задача, государственная власть.

Особый статус государственного (муниципального) служащего...

муниципальная служба, государственная служба, служащий, местное самоуправление, профессиональная подготовка, российское общество, III, орган власти.

Похожие статьи

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия...

Полномочия органов государственной власти относительно местного самоуправления.

В рамках этой теории наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью признавалась четвертая властьместная (муниципальная, коммунальная, общинная).

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

В целях обеспечения единообразных правовых положений организации функционирования местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются, так называемые, общие принципы организации местного самоуправления.

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований...

Система разделения властей в Российской Федерации...

Ключевые слова: публичная власть, государственная власть, генезис, система, единство и дифференциация.

формула — «единство системы государственной власти», в которой через призму государственной власти отражены всеобщие признаки официальной...

Практика и современные направления развития организационной...

Ключевые слова: местное самоуправление, государственная власть, общий принцип организации. На 1 мая 2017 в России насчитывается 22136 муниципальных образований, среди них: 1765 муниципальных районов; 1555 городских поселений; 17944 сельских поселений...

Особенности трудовой деятельности работников органов...

местное самоуправление, муниципальная служба, Российская Федерация, должность, служащий, муниципальная должность, муниципальное образование, орган, профессиональная деятельность, местный бюджет.

Взаимодействие государственной власти и местного...

местное самоуправление, орган, государственная власть, муниципальное образование, государственный орган, Российская Федерация, рамка взаимодействия органов, общий принцип организации, образование...

Понятие, задачи и функции муниципальной службы...

местное самоуправление, муниципальная служба, муниципальное образование, местное значение, создание условий, Российская Федерация, орган, функция, задача, государственная власть.

Особый статус государственного (муниципального) служащего...

муниципальная служба, государственная служба, служащий, местное самоуправление, профессиональная подготовка, российское общество, III, орган власти.

Задать вопрос