Возрождение традиционного культурно-исторического наследия России при нравственном воспитании молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 10.04.2017

Статья просмотрена: 1461 раз

Библиографическое описание:

Фетисова, М. А. Возрождение традиционного культурно-исторического наследия России при нравственном воспитании молодежи / М. А. Фетисова, Н. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 664-666. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41853/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье идет речь духовно-нравственном воспитании, системе ценностей. Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень слабое представление о нравственной культуре русского народа. Семейное воспитание играет ведущую роль в формировании нравственного стержня личности, однако и учебные заведения должны активно участвовать в процессе становления личности. Строительство и возрождение церквей — это возрождение глубинных русских традиций. Строительство церквей на Руси всегда было особо почитаемым делом. Возрождение религиозных традиций в современной России — это возвращение к истинным духовным ценностям человека.

The article is talking spiritually-moral education, values. Rich cultural and spiritual legacy of our past remains practically unclaimed. The younger generation today sadly has almost very little understanding of the moral culture of the Russian people. Family education plays a leading role in forming the moral core of personality, however, and schools should actively participate in the process of identity formation. The construction and revival of the churches — a revival of the deep Russian traditions. The construction of churches in Russia has always been particularly revered. The revival of religious traditions in contemporary Russia — a return to the true spiritual values of man.

Изменения в повседневной жизни человека, увеличение числа и разнообразия взаимоотношений между людьми — все это заставляет говорить о состоянии глубокого кризиса современного общества. Нами был утерян тот духовный стержень, который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. В повседневной суете мы забыли о нравственной культуре русского народа, примерах из исторического прошлого нашей Родины. Система ценностей, складывающаяся на протяжении многих столетий, вобравшая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка, приходит в упадок.

Стать нравственным — означает стать истинно мыслящим, т. е. способным самостоятельно отыскать принцип, который объединил бы всю совокупность этических требований, в котором все многообразные и противоречивые жизненные впечатления слились бы в гармонию. Поиск такого внутреннего стержня обусловлен собственной активностью, самостоятельно сформированными нравственными убеждениями.

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. Через постепенное изменения нрава, характера, мотивов, приоритетов человека к милосердию, ответственности за свои мысли, слова, поступки посредством применения приобретенных знаний.

Духовно-нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела — делая человека завтра лучше, чем сегодня.

Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Это ярко выразилось в слиянии христианства и древнего мировоззрения славян, что дало говорить о новой системе — Русском православии. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень слабое представление о нравственной культуре русского народа, примерах из исторического прошлого нашей Родины. Широкое распространение, среди молодежи, получают наркотики, насилие, а нравственные, духовные и культурные ценности уходят на задний план. Это очень нездоровая и опасная тенденция, которую нужно устранять. Это не значит, что нужно слепо вернуться к прошлому, и следовать древним традициям и нравственным нормам. Однако для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа.

Современное общество находится в состоянии глубокого кризиса. Был утерян тот духовный стержень, который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. Теперь, для выхода из этого кризиса следует заняться прежде всего вопросами воспитания. И именно воспитания, а уже затем образования. Безусловно, семейное воспитание играет ведущую роль в формировании нравственного стержня личности, однако и учебные заведения должны активно участвовать в процессе становления личности. [5]

И помочь обществу выйти из кризиса сможет обращение к духовным ценностям. Церковь — это материальное воплощение христианских ценностей; поэтому в церковь приходят как верующие, так и люди, которым близки христианские традиции. Церковь представляет собой то место, где человек может очистить себя духовно и почерпнуть силы для существования в современном мире, силы противостоять жестокости и бездушию.

В свое время на огромных пространствах Советской России оказались тысячи храмов и монастырей, брошенных на произвол судьбы или используемых под насущные хозяйственные нужды.

Разумеется, такое отношение к церковным сооружениям не способствовало их сохранности. Сегодня эти объекты в огромном количестве передаются Русской Православной Церкви. Несмотря на то, что возрождение храмов и монастырей началось еще в конце 80-х годов прошлого столетия, многие из них до сих пор нуждаются в восстановлении.

Ни у кого не вызывает удивления, если начинают восстанавливать разрушенный храм, а когда речь заходит о строительстве нового храма, возникает невольный вопрос — почему?

Наверное, этим они закрепляют свою веру. Когда она ослабевает, им есть куда прийти, чтобы восполнить её.

Тем более, что строят в основном рядом с существовавшими когда-то церквями, тем самым восстанавливая наше прошлое.

Процесс восстановления храмов очень сложный и необходимо учитывать ряд требований: экологических, социальных, технических и экономических. Если речь идет о современном строительстве следует использовать новые конструктивно-технологические решения, которые не только отвечали бы требованиям норм проектирования, но и смогли бы решить наиболее важные задачи:

‒ обеспечить быструю возводимость зданий;

‒ снизить материалоёмкость и стоимость основных несущих конструкций;

‒ повысить систему пожаробезопасности.

На сегодняшний день тема сохранения русской храмовой архитектуры содержит в себе множество проблем, большинство из которых очень специфичны. Эта специфика объясняется тем, что старый православный храм или монастырский комплекс в условиях современности предстает перед нами как бы в трех ипостасях: с одной стороны, это памятник архитектуры, признанный культурным достоянием нации, с другой — объект духовной культуры, который одновременно является и эксплуатируемым общественным объектом, в котором необходимо обеспечить хотя бы минимально комфортные условия пребывания. Следовательно, в храме должны быть освещение, вентиляция и отопление. [1]

При выполнении строительных работ необходимо максимально использовать конструкции и материалы, произведенные на заводах стройиндустрии области, которые в большинстве своем являются типовыми и обладают сравнительно невысокой стоимостью, что делает стоимость проекта оптимальной.

Учитывая назначение строящегося здания, при проектировании следует предусмотреть подразделение территорий храмового комплекса на функциональные зоны:

‒ входную;

‒ храмовую;

‒ вспомогательного назначения;

‒ хозяйственную.

Входная зона должна включать в себя въездные и входные ворота, при необходимости автостоянку.

Храмовая зона, предназначенная для проведения религиозных обрядов, имеет непосредственную связь с входной и вспомогательной зонами. Храмовая зона должна включать в себя здание церкви, круговой обход (для прохождения Крестного хода во время церковных праздников), площадку перед входом, дренажный колодец.

Вспомогательная зона предназначена для организации приходской, учебной, благотворительной и иной деятельности, как правило, связана с входной и храмовой зоной. В зону вспомогательного назначения входит административный блок, дом священника, озелененная территория, туалеты для прихожан, беседка.

Хозяйственная зона предназначена для размещения хозяйственных сооружений, в том числе площадки для мусоросборника и печного устройства для сжигания поминальных записок.

Необходимо позаботится и о благоустройстве территории: посадка декоративными кустарниками и газонными травами.

Немаловажной задачей строительства нового храма является обеспечение соответствия формы основных функциональных и декоративных элементов храма православной традиции и символикой, а именно:

‒ завершение храма главой с крестом;

‒ приподнятость уровня пола храма над уровнем земли, и солеи с алтарем над уровнем пола храма;

‒ округлые формы арок, округлые завершения окон и дверей;

‒ организация освещения средней части храма сверху.

При проектировании здания церкви, предназначенного для молитвенного собрания верующих, следует предусмотреть наличие трех основных частей: алтаря, храмовой части, притвора. При этом следует учитывать, что алтарь должен быть ориентирован строго на восток.

Также необходимо предусмотреть колокольню, с несколькими группами колоколов: большие (благовестники), средние (подзвонные) и малые (зазвонные).Нельзя забывать и о таких специфических для храмовой архитектуры элементы, как арки, своды и купола. [1]

Для наружной отделки следует использовать современные декоративно-защитные составы, ориентированные на длительную эксплуатацию даже в неблагоприятных экологических и климатических условиях.

Строительство и возрождение церквей — это возрождение глубинных русских традиций. Строительство церквей на Руси всегда было особо почитаемым делом. Возрождение религиозных традиций в современной России — это возвращение к истинным духовным ценностям человека.

Литература:

  1. Скальный В. С. Обследование недвижимых памятников архитектуры и новые технологии их инженерной реставрации: моногр. /В. С. Скальный. — Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2013. — 384 с.
  2. Борисова Н. В., Фетисова М. А., Волкова А. В. Применение обучающих игр в процессе профессиональной подготовки руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований Russian Agricultural Science Review. 2015. Т. 5. № 5–2. С. 173–175.
  3. Борисова Н. В., Фетисова М. А., Волкова А. В. Методика определения эффективности конкретной разработки по активным методам обучения Russian Agricultural Science Review. 2015. Т. 6. № 6–3. С. 48–50.
  4. Борисова Н. В. педагогические условия, необходимые для применения обучающих игр в процессе подготовки руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2011. № 12 (82). С. 41–44.
  5. Покатыло В. В., Шигабутдинова Л. Р., Волкова А. В. О необходимости нравственного воспитания молодежи Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1066–1068.
Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, духовно-нравственное воспитание, нравственная культура, храмовая зона, богатое культурное духовное наследие, вспомогательная зона, вспомогательное назначение, глубокий кризис, глубокое сожаление, духовная культура.


Похожие статьи

Проблематика духовно-нравственного воспитания...

Россия! Русь! Куда я не взгляну… За все твои страдания и битвы. Люблю твою, Россия, старину! Твои леса, погосты и молитвы! Люблю твои равнины и холмы! И небеса, горящие от зноя! И шепот нив у омутной воды! Люблю до слез! До вечного покоя… Россия! Русь! Храни себя!

О необходимости нравственного воспитания молодежи

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника...

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника посредством его приобщения к культурным традициям и обычаям своего народа.

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир красоты и искусства...

Духовно-нравственное воспитание личности | Статья в журнале...

Одной из важнейших областей общественной жизни является духовно-нравственная культура общества, которая признается фундаментом общего образования, базой для самосовершенствования личности и социального взаимодействия.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное воспитание и развитие личности происходит в образовательных учреждениях всех типов, что обеспечивается укладом школьной жизни.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

- повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания. Сэтой целью с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду организован факультатив «Основы православной культуры».

Основы духовно-нравственной культуры народов России...

Духовно-нравственную культуру России также невозможно себе представить и без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к культурному наследию своего народа расширяет представление об окружающем мире, воспитывает положительную мотивацию, формирует правильное поведение.

Духовно-нравственное воспитание средствами православной...

Духовно-нравственное воспитание средствами православной культуры с использованием дистанционных технологий: система урочной и внеурочной работы.

Похожие статьи

Проблематика духовно-нравственного воспитания...

Россия! Русь! Куда я не взгляну… За все твои страдания и битвы. Люблю твою, Россия, старину! Твои леса, погосты и молитвы! Люблю твои равнины и холмы! И небеса, горящие от зноя! И шепот нив у омутной воды! Люблю до слез! До вечного покоя… Россия! Русь! Храни себя!

О необходимости нравственного воспитания молодежи

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника...

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника посредством его приобщения к культурным традициям и обычаям своего народа.

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир красоты и искусства...

Духовно-нравственное воспитание личности | Статья в журнале...

Одной из важнейших областей общественной жизни является духовно-нравственная культура общества, которая признается фундаментом общего образования, базой для самосовершенствования личности и социального взаимодействия.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное воспитание и развитие личности происходит в образовательных учреждениях всех типов, что обеспечивается укладом школьной жизни.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

- повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания. Сэтой целью с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду организован факультатив «Основы православной культуры».

Основы духовно-нравственной культуры народов России...

Духовно-нравственную культуру России также невозможно себе представить и без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к культурному наследию своего народа расширяет представление об окружающем мире, воспитывает положительную мотивацию, формирует правильное поведение.

Духовно-нравственное воспитание средствами православной...

Духовно-нравственное воспитание средствами православной культуры с использованием дистанционных технологий: система урочной и внеурочной работы.

Задать вопрос