Особенности психического развития детей в неполных семьях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 07.04.2017

Статья просмотрена: 2690 раз

Библиографическое описание:

Пономарев, П. А. Особенности психического развития детей в неполных семьях / П. А. Пономарев, Д. Е. Штильников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 191-194. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41660/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Ключевые слова: семья, брак, развод, адаптация, неврозы

In this article, the concept of the family and the problems of raising children in single-parent families is considered, and the socio-psychological characteristics of the adaptation and formation of children raised in single-parent families are studied.

Общество заинтересованно в крепких и хороших семьях. Хорошая и благополучная семья, важное условие, которое делает человека счастливым. Семья — это исторически сложившаяся организованная система отношений между женой и мужем, детьми и их родителями. Ее признаками являются:

а) наличие общего семейного бюджета;

б) совместное проживание на одной площади;

в) кровная или брачная связь между всеми членами семьи;

В наше время феномен разрушения семейных отношений изучается многими психологами, потому что это серьезная проблема нашего общества и с каждым годом количество разводов стремительно растет. В последнее время все больше детей воспитываются одним родителем и в большинстве случаев, роль воспитателя берет на себя мать. Поэтому проблемы неполных семей приобретают особую актуальность. Нехватка члена семьи, по мнению исследователей, отражается в личностном развитии ребенка, его самооценке, такие дети более подвержены эмоциональным переживаниям и общение с окружающими людьми становится очень сложным. Ученые отмечают, что развод вызывает у ребенка депрессию, неврозы, что негативно отражается на поведении [2, с129–130].

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений в неполных семьях, рассматривались зарубежными и отечественными учеными. Большой вклад внесли (П. Ф. Лесгафт, И. А. Фурманов, Р. С. Сирс, А. В. Петровский, В. В. Столин, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, М. И. Лисина и др.) В настоящее время проблемам неполных семей посвящены многие исследования. Следует отметить работы. Н. Л. Малявко. «Детско-родительские отношения в неполной семье как предмет переживания ребенка-дошкольника», С.В Авакова. «Влияния детско-родительских отношений на личностные особенности детей из неполных семей», А. И. Захарова «Особенности детско-родительских отношений в неполной семье». Н. Л. Малявко пишет о том, что родительский дом для ребенка своего рода первый институт социализации.

Она пишет, что воспитать детей в полноценном виде может только полная семья — отец и мать. Именно в такой семье изначально заданы условия для наиболее полного развития человеческой индивидуальности. В полной гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого взаимопонимания и любви [6].

С.В Авакова отмечает, что среди многих проблем неполных семей особенно острой, на ее взгляд, предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей [7].

А. И. Захаров отмечает, что дети из неполных семей становятся более замкнутыми, агрессивными, тревожными, капризными, имеют заниженную самооценку, склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [3, с. 123].

Важнейшей функцией семьи — это воспитание детей. Успешное выполнение между супругами возможно лишь в условиях дружбы и взаимопонимания в семье, а также, требовательности к детям, и формирования позитивного отношения к труду. Семьи, в которых превалирует неблагополучная атмосфера, хронические стрессы, скандалы и т. п. оказывает лишь деструктивное влияние на личность ребенка. Если родители постоянно выясняют отношения в присутствии детей, унижая друг друга, ребенок чувствует себя брошенным, несчастным, нелюбимым и отверженным. Ребенок получает глубокую психическую травму и в том случае, если семья распалась.

При разводе наиболее отрицательно влияет на детей «боевые действия» такие как взаимные обвинение друг друга супругами, оскорбления, драки особенно тяжело детям, когда их вовлекают в борьбу и заставляют сделать сложный выбор в пользу одного из родителей. Спокойный развод без скандалов и шантажа, существенно уменьшает страдание как ребенка, так и родителей. Хорошо, когда родители могут объяснить, что в разводе ребенок не виноват [8, c. 128–130].

Для определения уровня психологического развития ребенка и отношений между членами неполных семей было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 30 учащихся школы № 3 города Шахты в возрасте от 8 до 12 лет, которых воспитывает только мать.

Были использованы следующие методики: методика уровня школьной тревожности Филипса, методика Дембо-Рубенштейна, тест-рука, тест Рене. Жиля.

Исследуя межличностные отношения, была проведена методика — фильм Р.Жиля, которая показывает положительное и отрицательное отношение к окружающим, высокие шкалы говорят о положительном отношении, а низкие свидетельствуют об отрицательным. Результаты методики можно увидеть на рис. 1.

Рис. 1. Отношение ребенка к окружающим

Как видно из результатов исследования на рисунке 1видно что, в семье преобладают положительные взаимоотношения с матерью 35 %, отношения с сиблингам составляют 20 %, отношение к отцу всего 10 %, к бабушке — 15 %. Для выявления уровня тревожности были использованы методики выявления школьной тревожности, результаты можно увидеть на рис. 2.

Рис. 2. Уровень школьной тревожности

Из рисунка 2 видно, что у детей выявлены разные виды тревожности:

– общая тревожность — 23 %; -

– социальный страх — 15 %; -

– фрустрация потребностей достижения успеха — 15 %; -

– страх самовыражения — 11 %; -

– страх ситуации проверки знаний — 4 %; -

– страх не соответствовать ожиданиям окружающих — 8 %; -

– низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — 8 %; -

– проблемы и страхи в отношениях с учителями — 12 %.

Доминирующими видами тревожности: общая тревожность, фрустрация потребностей достижения успеха и социальный страх. Для выявления уровня агрессивности у детей, воспитывающихся в неполных семьях, была использована методика тест-рука. Результаты на рис. 3.

Доминирующими видами тревожности являются: общая тревожность, переживание социального страха, фрустрация потребностей достижения успеха. Для выявления агрессивности у детей из неполных семей была использована проективная методика тест-рука, результаты представлены на рис. 3.

Рис. 3. Результат тест-руки

По результатам использованной методики можно увидеть, что у детей из неполных семей в большей степени преобладает высокий уровень агрессивности. По их мнению, это проявлялось в том, что рука атаковала, наносила вред, повреждала, доминировала, обижала. Также была использована методика Дембо-Рубенштейна для выявления самооценки у детей из неполных семей. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На рис. 4 изображены семь линий.

Рис.4. Результаты методики Дембо-Рубенштейна

  1. ум, способности.
  2. характер.
  3. авторитет у сверстников.
  4. умение многое делать своими руками.
  5. внешность.
  6. уверенность в себе [4].

Анализируя результаты методики, мы получили следующие результаты, что почти по всем шкалам у детей из неполных семей заниженная самооценка. Можно сделать вывод, что в неполных семьях существуют проблемы в выстраивании детско-родительских отношений. На фоне этого у детей наблюдается высокий уровень тревожности, агрессивность, заниженная самооценка. Специалисты считают, что ребенок, воспитанный в неполной семье, впитывает в себя отрицательный опыт и неправильную модель поведения супругов в браке. В неполных семьях чаще отсутствует покой, мир и благополучие, что не создаёт необходимых условий для духовного и физического развития ребенка. Предельно высока вероятность появления у детей нервно-психических заболеваний. Снижены способности к социальной адаптации, так же деформируются модели полового поведения, формируются комплексы, наблюдается социальная пассивность и апатия.

Литература:

  1. Интернет-ресурс: URL: http://demoscope.ru/weekly/2011/0491/perep01.php
  2. Варга, А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Психология. М., 2002. –С. 38–41.
  3. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб., 2007. — 224с.
  4. Корнеева, Т. Психические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т. Корнеева // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 3. — С. 3–8.
  5. Наумова Д. В., Данилова М. В. Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях // Молодой ученый. — 2014. — № 5. — С. 537–540.
  6. Малявко Н. Л. Детско-родительские отношения в неполной семье как предмет переживания ребенка-дошкольника // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2013.
  7. Авакова С. В. Интернет-ресурс: URL:http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/04/25/issledovanie-vliyaniya-detsko-roditelskikh-otnosheniy
  8. Пономарев П.А Неполная семья: проблемы и особенности / П.А Пономарев, А.Ю Тищенко // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2015 г.: в 5 частях. Часть V. М.: «АР — Консалт» 2015 г. — 150 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, заниженная самооценка, неполная семья, общая тревожность, результат методики, фрустрация потребностей достижения успеха, друг друга, школьная тревожность.


Ключевые слова

адаптация, семья, брак, развод, неврозы

Похожие статьи

Особенности детско-родительских взаимоотношений...

ребенок, семья, неполная семья, результат методики, заниженная самооценка, отношение, проективная методика, самый ребенок, общая тревожность, социальный страх.

Проблема детской тревожности в условиях семейного...

Только система отношений «семьяребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».

Поэтому проблема детской тревожности среди неблагополучных семей является весьма актуальной.

Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной...

Чаще всего, неполная семья образуется в результате расторжения брака (или рождения ребенка вне брака), смерти одного из родителей или

Ведущую роль в становлении самооценки ребенка играют оценки окружающих людей и собственные достижения.

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

- уровень тревожности; - общая тревожность в школе; - переживание социального стресса; - фрустрация потребности в достижении успеха; - страх самовыражения

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей...

У детей 8 лет число несовпадений от общего числа вопросов в данной составляет 76 %, что свидетельствует о высокой тревожности учащихся. По фактору «Фрустрации потребности в достижениях» — 57 % (повышенная тревожность).

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

Применялась методика «Шкала самооценки и оценки тревожности Ч. Спилбергера».

Социальная фрустрация возникает, когда удовлетворение потребностей людей раз за разом наталкивается на какие-то препятствия.

У группы продавцов достижение успеха, семья...

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха...

При среднем уровне тревожности преобладают мотивация на успех и тенденция мотивации на успех.

В основе активности респондентов лежит потребность в достижении успеха и надежда на успех, а также

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации.

Экспериментальное исследование материнско-сыновних...

Неполные семьи дошкольников — мальчиков в большей степени характеризует «тревожность» и неблагоприятная семейная ситуация.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, отношение, ребенок, мальчик, мать, старший дошкольный возраст, неполная семья...

Психологические проблемы детей из семей мигрантов

В жизни детей-мигрантов присутствуют страхи, тревожность, подавленность.

В результате проведения методики «Несуществующее животное» было установлено, что 32 % детей имеют очень высокий уровень самооценки, что является показателем защитной реакции в...

Похожие статьи

Особенности детско-родительских взаимоотношений...

ребенок, семья, неполная семья, результат методики, заниженная самооценка, отношение, проективная методика, самый ребенок, общая тревожность, социальный страх.

Проблема детской тревожности в условиях семейного...

Только система отношений «семьяребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».

Поэтому проблема детской тревожности среди неблагополучных семей является весьма актуальной.

Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной...

Чаще всего, неполная семья образуется в результате расторжения брака (или рождения ребенка вне брака), смерти одного из родителей или

Ведущую роль в становлении самооценки ребенка играют оценки окружающих людей и собственные достижения.

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

- уровень тревожности; - общая тревожность в школе; - переживание социального стресса; - фрустрация потребности в достижении успеха; - страх самовыражения

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей...

У детей 8 лет число несовпадений от общего числа вопросов в данной составляет 76 %, что свидетельствует о высокой тревожности учащихся. По фактору «Фрустрации потребности в достижениях» — 57 % (повышенная тревожность).

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

Применялась методика «Шкала самооценки и оценки тревожности Ч. Спилбергера».

Социальная фрустрация возникает, когда удовлетворение потребностей людей раз за разом наталкивается на какие-то препятствия.

У группы продавцов достижение успеха, семья...

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха...

При среднем уровне тревожности преобладают мотивация на успех и тенденция мотивации на успех.

В основе активности респондентов лежит потребность в достижении успеха и надежда на успех, а также

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации.

Экспериментальное исследование материнско-сыновних...

Неполные семьи дошкольников — мальчиков в большей степени характеризует «тревожность» и неблагоприятная семейная ситуация.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, отношение, ребенок, мальчик, мать, старший дошкольный возраст, неполная семья...

Психологические проблемы детей из семей мигрантов

В жизни детей-мигрантов присутствуют страхи, тревожность, подавленность.

В результате проведения методики «Несуществующее животное» было установлено, что 32 % детей имеют очень высокий уровень самооценки, что является показателем защитной реакции в...

Задать вопрос