Учебно-методическая разработка по русскому языку «Рабочее время студента» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 10.04.2017

Статья просмотрена: 286 раз

Библиографическое описание:

Ахмедова, Х. О. Учебно-методическая разработка по русскому языку «Рабочее время студента» / Х. О. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 587-591. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41637/ (дата обращения: 25.04.2024).



Модель технологии обучения на практическом занятии

Учебное время— 2 часа

Форма учебного занятия

Практическое занятие

План практического занятия

*Опрос пройденной темы.

* Новый материал:

*беседа о разговорном и деловом стиле речи;

*работа с текстами «Мой рабочий день, Распорядок дня»;

*грамматика.

* Практическое закрепление нового материала.

* Задания для самостоятельной работы по пройденной теме.

Цель учебного занятия: выработка навыка рассказа о своем рабочем дне, о планировании своих действий, умения составить распорядок дня.

Задачи преподавателя:

*закрепить понятие о правильном использовании разговорного и делового стилей речи;

*на материале текста выработать навык участия в беседе, диалоге;

*ввести грамматический материал — виды глагола, род имен существительных и закрепить его практическое применение на материале темы.

Результаты учебной деятельности:

Студенты должны:

*активно участвовать в диалоге, в беседе по теме;

*правильно использовать разговорный и деловой стили речи в зависимости от ситуации;

*усвоить грамматические признаки существительных женского, мужского, среднего рода;

*составить свой распорядок дня, пользуясь образцом.

Методы итехника обучения

Работа с текстом, беседа, диалоги; выполнение письменных заданий, составление распорядка дня по образцу.

Средства обучения

Текст (Учебное пособие), грамматические задания, диалоги, таблицы, учебная доска

Формы обучения

Групповое практическое занятие. Диалоги, полилоги, беседа, рассказ.

Условия обучения

Учебная аудитория.

Контроль: Устный контроль, вопросы иответы, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оценивание, поощрение.

ТЕМА: РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ СТУДЕНТА

Текст: Мой рабочий день. Распорядок дня.

Грамматика: Способы выражения главных членов предложения

I. Оргмомент.

Контроль усвоения знаний по ранее пройденной теме.

1) Фронтальный опрос по теме «Наша семья», «Автобиография».

2) Проверка задания по составлению вопросов к собеседнику.

II. Предварительная беседа (повторение) об особенностях разговорного иделового стилей речи.

III. Новый материал.

1. Работа с текстом «Мой рабочий день». Работа с новыми словами.

Грамматический материал

К подлежащему и сказуемому могут относиться зависимые слова — второстепенные члены. Подлежащее вместе с зависимыми словами образует состав подлежащего, например: Сборная команда страны выехала на соревнования.

Сказуемое вместе с зависимыми словами образует состав сказуемого, например: Команда футболистов проиграла решающий матч.

Способы выражения

Примеры

Имя существительное в Им. п.

или другая часть речи, употребляемая в значении существительного

Спортсмен бежал быстро (сущ.).

Собравшиесяобсуждали сегодняшнее соревнование (причастие).

Десять делится на два (числ.).

Имена существительные, называя предметы и явления, могут выражать самые различные отношения: субъектные, объектные, обстоятельственные, определительные в форме различных падежей без предлога и с предлогами.

Склонение существительных мужского, женского и среднего рода

I. Склонение существительных вединственном числе.

Падеж

Мужской род

Женский род

Средний род

И.п.

спортсмен

страна

ядро

Р.п.

спортсмена

страны

ядра

Д.п.

спортсмену

стране

ядру

В.п.

спортсмена

страну

ядро

Т.п.

спортсменом

страной

ядром

П.п.

о спортсмене

о стране

о ядре

II. Склонение существительных мужского, женского исреднего рода во множественном числе

И.п.

спортсмены

страны

ядра

Р.п.

спортсменов

стран

ядер

Д.п.

спортсменам

странам

ядрам

В.п. неод. как И. п., одуш. как Р. п.

Т.п.

спортсменами

странами

ядрами

П.п.

о спортсменах

о странах

о ядрах

Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним делается? каков он? что он такое? Например: Студент (что делает?) встаёт рано. Схватка (какова?) была жаркой.

Сказуемое бывает простым и составным

Составное именное сказуемоесостоит из глагола-связки и именной части.

В роли глагола-связки могут выступать глаголы: быть, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться. Связка есть в настоящем времени обычно опускается.

Именная часть может быть выражена существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением и наречием.

Например: Мы — шахматисты. Мы станем шахматистами (сущ.в тв. п.),

Я — велосипедист. Я стану велосипедистом (сущ. тв.п.).

Тренер казалсяусталым (прилаг);

Брови её были нахмурены (причаст.);

Один да пять будет шесть (числ.).

Этот кубок скоро будет мой (мест).

Ей кроссовки будут впору (нареч.)

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и неопределенной формы глагола, выражающего его основное лексическое значение.

Вспомогательный глагол выражает значение начала, продолжения и конца действия, может выражать возможность, желание, совет, приказ, рекомендацию, необходимость, разрешение, запрет.

Например: Осенью Шавкат начал заниматься в секции волейбола.

Брат продолжает строить планы.

Футболист закончил играть на стадионе.

Мой друг посоветовал мне отдохнуть в горах.

Каждый студент обязан своевременно сдавать зачёты и экзамены.

КТО ЛУЧШЕ? КТО СИЛЬНЕЕ?

Рекордсмен мира! Мы отдаём каждому, кто носит это гордое имя, дань глубокого уважения и преклонения, как человеку, сумевшему сделать то, что не удавалось еще никому из людей.

Но проходит некоторое время, и мы начинаем сравнивать. Мы задаем себе вопрос: а кто из мировых рекордсменов стоит на первом месте, кто сильнее, чей подвиг выше? Ответить на этот вопрос невероятно трудно. Даже в пределах одного вида спорта, к примеру, в легкой атлетике. В самом деле, кому отдать предпочтение: тому, кто показал небывалую скоростную выносливость на десятикилометровой дистанции, или тому, кто послал копье в рекордный дальний полет.

Что же делать? Как определить, кто сильнее? И тут приходит на помощь вот что: в мире существует метод оценки результатов легкоатлетов по специальным таблицам в отвлеченных очках. Конечно, приведенные в таблицах расчеты в определенной степени условны, но они дают более-менее объективную оценку показанным результатам. Но точнее ответить на вопрос: где, в каком виде спорта человек добился особо выдающихся результатов — может только глубочайший физиологический, математический, то есть всесторонний научный анализ.

Словарь

преклонение — hurmat qilish, bosh egish

предпочтение — аfzal ko’rish, ortiq (yaxchi) deb bilish

выносливость — chidamlilik, bardoshlilik

‒ ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте текст. Ответьте одним предложением на вопрос: о чем говорится в этом тексте? Постарайтесь кратко и точно сформулировать свою мысль.

‒ ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте текст «Рабочий день студента». По этому образцу составьте свой распорядок дня.

‒ ЗАДАНИЕ 5. Расскажите о своей студенческой жизни, опираясь на вопросы:

  1. Откуда вы приехали?
  2. Где вы сейчас живёте в Ташкенте?
  3. На каком факультете вы учитесь?
  4. Как (на каком виде транспорта) вы приезжаете в институт?
  5. Где (в каком здании, на каком этаже, в какой аудитории) проходят ваши занятия?
  6. Где вы обедаете?
  7. Куда вы идете после занятий?
  8. Где вы готовитесь к занятиям?
  9. Куда ходите по вечерам?
  10. Куда ходите и где бываете по воскресеньям?

ИНТЕРАКТИВНАЯ МИНУТКА

«О чём спросить?»

(игра-соревнование)

‒ ЗАДАНИЕ. Необходимо собрать всестороннюю информацию о человеке. Постарайтесь придумать как можно больше вопросов, которые можно задать человеку. Нельзя задавать повторяющиеся или такие вопросы, на которые люди предпочитают не отвечать. Выигрывает тот, кто задает последний вопрос.

Реализуемый материал: формулирование вопросов биографического характера.

Комментарий. Игра ведётся в быстром темпе. Для того чтобы не происходили задержки, после очередного вопроса преподаватель может считать до трёх (например: сколько вам лет, раз, сколько вам лет, два… и т. д.). Чем слабее группа, тем медленнее счёт. В сильной группе преподаватель может создавать дополнительные сложности, связанные с формулировкой вопросов (например, задавать дополнительные вопросы)

В слабой группе преподаватель может подсказать нужный ответ, подавая реплики типа: «А возраст? Возраст вы не забыли?». В конце игры преподавателю следует повторить все вопросы самому, как бы проверяя, не пропущено ли что-нибудь существенное.

IV. Практическое закрепление нового материала.

1.. Пользуясь образцом, составить (устно) свой распорядок дня.

3. Провести ситуационно-ролевую игру «Посетим выставку художников».

V. 1. Оценка работы студентов

2. Задания для самостоятельной работы по пройденной теме.

2.1. Подготовьте устный рассказ о том, как проходит ваш выходной день.

2.2. Напишите свой распорядок дня.

Литература:

  1. Русский язык: Учебное пособие для студентов национальных групп института физической культуры. Ахмедова Х. О. Министерство высшего и среднего специального образования Руз. Узбекский государственный институт физической культуры.- Ташкент: «Ta′ lim», 2016, -256 С.
Основные термины (генерируются автоматически): распорядок дня, пройденная тема, спортсмен, ядро, задание, практическое занятие, склонение существительных, текст, вспомогательный глагол, грамматический материал.


Похожие статьи

Разработка занятия по русскому языку на тему... | Молодой ученый

практическое занятие. План практического занятия. *Опрос пройденной теме (беседа, пересказ). * Новый материал

*работа с текстом; *грамматический материал. *Практическое закрепление нового материала: *лексико-грамматические задания.

Текст-рассуждение как форма обучения студентов организованной...

В статье освещены вопросы правильного составления текста-рассуждения на занятиях русского языка в технических вузах с

Данный тип текста выделяет соответственно цель и содержание речи, наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Использование настольных игр при обучении иностранных...

Его особенностью является наличие различных суффиксов, префиксов, окончаний и неправильных форм не только в системе склонения существительных и прилагательных, но и в спряжении глаголов. При изучении темы «Спряжение глаголов» студенты...

Система коммуникативных упражнений по развитию речи

Система упражнений по обучению неродному языку всегда имеет своей целью практическое овладение языком, она должна быть направлена на освоение

Учет возрастных особенностей учащихся обусловил подбор тематики материала (заданий), близкой к повседневной жизни.

Грамматические категории русского языка в обучении нерусских

В цикл занятий по теме были включены следующие вопросы: 1) Понятие грамматической категории.

Правила употребления склоняемых и несклоняемых существительных; существительных, имеющих особенности склонения.

Система работы с лингвистическими терминами как условие...

Отбирая лингвистический материал на урок русского языка, учитель должен

На четвертом этапе организуется конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале.

Задание 3. Вставьте в предложения или текст пропущенные термины.

Формирование грамматических навыков на начальном этапе...

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью формирования грамматических навыков речи.

1) обучать действиям с грамматическим материалом

Чтение аутентичных текстов на начальном этапе обучения иностранному языку в вузе.

Изучение морфемного состава слова в начальных классах

В ходе занятий по теме осуществляется серьезная подготовка к последующему изучению частей речи.

Практическое знакомство с производящей основой развивает интерес к тому, как образовалось и произошло слово.

Похожие статьи

Разработка занятия по русскому языку на тему... | Молодой ученый

практическое занятие. План практического занятия. *Опрос пройденной теме (беседа, пересказ). * Новый материал

*работа с текстом; *грамматический материал. *Практическое закрепление нового материала: *лексико-грамматические задания.

Текст-рассуждение как форма обучения студентов организованной...

В статье освещены вопросы правильного составления текста-рассуждения на занятиях русского языка в технических вузах с

Данный тип текста выделяет соответственно цель и содержание речи, наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Использование настольных игр при обучении иностранных...

Его особенностью является наличие различных суффиксов, префиксов, окончаний и неправильных форм не только в системе склонения существительных и прилагательных, но и в спряжении глаголов. При изучении темы «Спряжение глаголов» студенты...

Система коммуникативных упражнений по развитию речи

Система упражнений по обучению неродному языку всегда имеет своей целью практическое овладение языком, она должна быть направлена на освоение

Учет возрастных особенностей учащихся обусловил подбор тематики материала (заданий), близкой к повседневной жизни.

Грамматические категории русского языка в обучении нерусских

В цикл занятий по теме были включены следующие вопросы: 1) Понятие грамматической категории.

Правила употребления склоняемых и несклоняемых существительных; существительных, имеющих особенности склонения.

Система работы с лингвистическими терминами как условие...

Отбирая лингвистический материал на урок русского языка, учитель должен

На четвертом этапе организуется конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале.

Задание 3. Вставьте в предложения или текст пропущенные термины.

Формирование грамматических навыков на начальном этапе...

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью формирования грамматических навыков речи.

1) обучать действиям с грамматическим материалом

Чтение аутентичных текстов на начальном этапе обучения иностранному языку в вузе.

Изучение морфемного состава слова в начальных классах

В ходе занятий по теме осуществляется серьезная подготовка к последующему изучению частей речи.

Практическое знакомство с производящей основой развивает интерес к тому, как образовалось и произошло слово.

Задать вопрос