Назначение на должности глав регионов Российской Федерации молодых политиков-технократов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 207 раз

Библиографическое описание:

Курбатов, Н. М. Назначение на должности глав регионов Российской Федерации молодых политиков-технократов / Н. М. Курбатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 568-572. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41554/ (дата обращения: 19.04.2024).



В Российской Федерации на протяжении последних лет не раз проводились кадровые перестановки во власти. Но если в 2014 году была видна закономерность назначения представителей силовых ведомств на ключевые посты в органах государственной власти, то тенденцией последних лет стало омоложение власти путем назначения молодых технократов.

Технократия (в буквальном переводе с греческого) означает «власть мастеров». В более широкой трактовке термин можно определить как принцип построения общества, в котором власть принадлежит научно-техническим специалистам. Технократия отчасти близка к меритократии, согласно которой руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Обе концепции предполагают создание свободной конкуренции, чтобы одаренные, талантливые люди имели шанс занять высокое общественное положение.

В России технократами можно считать квалифицированных экономистов, которые занимали и занимают управленческие должности в государственном аппарате и реализуют определенные задачи в конкретных областях деятельности. В то же время они не претендуют на принятие ключевых политических решений. Они эти решения готовят, они обладают определенной автономией, которую им делегирует политическое руководство, но они не являются участниками принятия решений [1].

Так, молодыми управленцами являются Н. А. Никифоров — министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, М. С. Орешкин — министр экономического развития Российской Федерации, Я. Е. Нилов — председатель комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, М.Л Гальперин — заместитель министра юстиции Российской Федерации, К. Д. Разуваева — директор ФГБУ «Роспатриотцентр».

Тенденция омоложения власти наиболее заметна среди вновь назанчаемых губернаторов. Основной причиной таких кадровых перестановок стала неэффективность действующих губернаторов и низкая поддержка со стороны населения. В России 85 регионов, при этом малое количество российских субъектов демонстрирует положительные результаты. Это подтверждает «Кремлевский рейтинг» губернаторов, по результатам которого работа 10 губернаторов была оценена на «отлично», 32 — «хорошо», 24 — «удовлетворительно», 13 — «плохо» и 6 — «очень плохо» [2]. Это говорит о возможной ротации губернаторского корпуса более чем на 30 % в период до лета 2017 года и свыше 50 % — до конца 2017 года. Важный фактор — выборы Президента Российской Федерации: будут ли они досрочными, кто будет основным кандидатом, при какой реальной поддержке населения они будут проходить. Поэтому текущая ротация является планомерной и долгосрочной стратегией в кадровой работе администрации Президента.

Впрочем, ротация по профессиональному и возрастному принципу не объясняется исключительно задачей омоложения управленческого аппарата. Естественная экономико-социальная эволюция российской действительности предъявляет повышенные требования к качеству управленческих кадров уже сегодня. Многие главы субъектов просто не соответствуют современным задачам, поставленных перед страной. В период с 2002 года по2012 год требования к губернаторам были сравнительно простые: не допустить социальных протестов, коррупционных скандалов и обеспечить на выборах достойный результат партии «Единая Россия». В итоге распространенной и простой тактикой стал хороший пиар в местных и федеральных СМИ, крепкие взаимовыгодные связи с представителями силовых структур и нормальные экономико-социальные показатели во всех рейтингах.

Ситуация изменилась после первого кризиса 2008 года и возвращения прямых выборов губернаторов. Новыми требованиями стали: значительная популярность и публичность, высокие показатели на выборах, привлечение инвестиций, повышение зарплат, снижение безработицы, хорошие социально-экономические показатели регионов.

Эти требования положены в основу новой системы оценки глав субъектов, разработанной первым заместителем руководителя администрации Президента Российской Федерации С. В. Кириенко. Согласно данной системе к критериям относят социально-экономические и коррупционные показатели региона, электоральный результат и уровень консолидации местной элиты. А несколько дополнительных оценок являются персональными для конкретного губернатора и характерными для того или иного региона с учетом его культурных, экономических и территориальных особенностей [3].

Использование вышеописанной системы привело к смене неэффективных губернаторов-хозяйственников на молодых и перспективных технократов с целью создания в промышленности технологических цепочек и наполнения регионов инвестициями.

Важный параметр, обусловивший ротацию, — возраст губернаторов. В результате кадровых перестановок во власти, в 2016–2017 году были назначены 12 молодых губернаторов-технократов (таблица 1) [9].

Таблица 1

Результаты кадровых перестановок во власти

Тренд на смену поколений региональных руководителей ясно виден из соотношения возрастов ушедших в отставку губернаторов и назначенных президентом врио глав регионов [4]:

 Рязанская область: Олег Ковалев (68 лет) — Николай Любимов (45 лет);

 Новгородская область: Сергей Митин (65 лет) — Андрей Никитин (37 лет);

 Республика Бурятия: Вячеслав Наговицын (60 лет) — Алексей Цыденов (40 лет);

 Республика Карелия: Александр Худилайнен (60 лет) — Артур Парфенчиков (52 года);

 Пермский край: Виктор Басаргин (59 лет) — Максим Решетников (37 лет).

Во всех пяти регионах возраст преемника младше возраста предшественника. С продвижением в губернаторские кресла сравнительно молодых кадров делается ставка на их больший уровень мотивации и желание реализовать более амбициозные проекты регионального развития.

Второй характерной чертой подбора кадров февральской серии губернаторских назначений является их нацеленность на решение, прежде всего, экономических и инфраструктурных задач. В регионы делегированы современные управленцы-«технократы» экономического профиля:

1) Андрей Никитин — генеральный директор федерального «Агентства стратегических инициатив», организации — ответственной за развитие инвестиционный привлекательности российских регионов;

2) Максим Решетников — заместитель министра правительства Москвы, курирующий экономическую политику;

3) Алексей Цыденов — заместитель министра транспорта России, член совета директоров ОАО РЖД;

4) Николай Любимов — депутат Госдумы, долгое время возглавлявший экономический блок в правительстве Калужской области, признанной лидером по привлечению инвестиций;

5) Артур Парфенчиков — руководитель Федеральной службы судебных приставов, много сделавший для внедрения в работу ведомства передовых IT-технологий и сервисов.

В-третьих, можно отметить партийную принадлежность новых глав субъектов — только двое из них являются членами партии «Единая Россия», остальные 10 — беспартийные. Это связано с ростом недоверия российских граждан к политическим партиям. Таким образом, назначение губернаторов, не имеющих партийных убеждений, должно привести к росту поддержки со стороны населения регионов, особенно, молодого поколения.

Ниже составлен диаграммы, показывающие партийную принадлежность глав субъектов Российской Федерации (рис.1) [8,9].

Рис. 1. Партийная принадлежность глав регионов в 2014 и 2016 годах

Таким образом, можно сделать вывод, что Президент делает ставку на успешных и перспективных управленцев, имеющих разносторонний опыт, работавших как в регионах, так и в федеральном центре.

Одним из таких управленцев является Антон Андреевич Алиханов — временно исполняющий обязанности губернатора Калининградской области, являющийся самым молодым среди всех глав субъектов Российской Федерации (30 лет).

В ходе кадровых перестановок он был утвержден на должность врио губернатора одним из первых. В настоящее время, спустя почти полгода, можно оценить, насколько эффективно А. А. Алиханов справляется с поставленными перед ним задачами.

С момента своего назначения, А. А. Алиханов активно руководит всеми сферами жизнедеятельности региона, участвует в заседаниях областной Думы, посещает торжественные мероприятия, встречается со студентами и представителями бизнеса, взаимодействует со СМИ. Рейтинги врио губернатора показывают устойчивый рост. Так, согласно проведенным исследованиям «Медиалогии», Антон Алиханов оказался на 8-ой строчке рейтинга среди глав регионов и на 1-ой среди глав регионов Северо-западного федерального округа (рис.2) [7].

Рис. 2. Рейтинг глав субъектов Российской Федерации

Также, согласно рейтингу молодых политиков, составленному в Молодёжном парламенте при Государственной Думе, Алиханов А. А. занял первое место. Всего в рейтинг вошли 20 политиков в возрасте до 35 лет. При составлении списка учитывались данные экспертного опроса (рис.3) [5].

Рис. 3. Рейтинг молодых политиков Молодежного парламента при Государственной Думе

Далее рассмотрим рейтинг влияния глав субъектов Российской Федерации, представленный Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в феврале 2017 года.

Рейтинг наиболее влиятельных губернаторов основывается на результатах экспертного опроса, который проводится методом закрытого анкетирования. Персоналии распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1–20), «сильное влияние» (21–50), «среднее влияние» (51–85).

Согласно данным аналитиков, начинает активизироваться в политической сфере и уже официально заявил о своем намерении бороться за губернаторское кресло врио главы Калининградской области А. А. Алиханов. Он продемонстрировал значительную позитивную динамику в данном рейтинге (46-е место, плюс 17 пунктов). Теперь А. А. Алиханов располагается в числе «сильных» губернаторов [6].

Подводя итог, можно заключить, что нынешние кадровые перестановки на региональном уровне — относительно новое явление, учитывая не столько масштаб, сколько новое качество привлекаемого человеческого капитала — молодых управленцев без значительного опыта публичной политики. Происходит деполитизация губернаторского корпуса, его технократизация, что характерно и в целом для системы органов государственной власти.

Уже сейчас видна положительная динамика в уровне поддержки вновь назначенных глав регионов. Однако существует риск, что данный имиджевый эффект обновления может носить краткосрочный характер. Это связано с тем, что первое время новое назначение почти всегда вызывает новые надежды, но довольно быстро как граждане, так и элиты начинают оценивать результаты деятельности представителя власти, и результаты не всегда оправдывают их ожиданий.

Еще один риск назначения «молодых технократов» заключается в том, что почти все они не имеют значительного опыта публичной работы и опыта участия в выборах: построение карьеры в аппарате, внутри корпорации, бизнес-структуры или министерства — это одно, а выступать как публичная фигура в ситуации множества взаимно исключающих интересов — это совсем другая деятельность.

Однако, несмотря на определенные риски, кадровая политика, направленная на «омоложение» состава ключевых руководителей в государственных органах, в целом, перспективна и при правильной реализации способна решить стоящие перед страной социально-экономические проблемы.

Литература:

1. Герейханова А. Президент выставляет на выбора 10 новых губернаторов // URA.RU — Российское информационное агентство, 15.02.2017. URL: http://ura.ru/articles/1036270277?story_id=4 (Дата обращения: 30.03.2017).

2. Гращенков И., Мейер М. На выход приглашаются // Профиль — электронный журнал, 31.10.2016. URL:http://www.profile.ru/politika/item/112100-na-vykhod-priglashayutsya (Дата обращения: 31.03.2017).

  1. Скоробогатый П. Кадровая ротация как пролог к новой экономической политике // Журнал «Эксперт», № 8, 20–26 февраля 2017. URL: http://expert.ru/expert/2017/08/kadrovaya-rotatsiya-kak-prolog-k-novoj-ekonomicheskoj-politike/ (Дата обращения: 01.04.2017).
  2. Соснин Д. Ротация губернаторов: первые итоги // ПОЛИТКОМ.RU — информационный сайт политических комментариев, 16.02.2017. URL: http://politcom.ru/22086.html (Дата обращения: 30.03.2017).
  3. Алиханов возглавил российский рейтинг молодых политиков // KLOPS.RU — электронное периодическое издание, 30.03.2017. URL: https://klops.ru/news/obschestvo/152742-alihanov-vozglavil-rossiyskiy-reyting-molodyh-politikov (Дата обращения: 01.04.2017).
  4. Алиханов поднялся в группу «сильных» губернаторов в рейтинге АПЭК // Янтарный остров — новостной портал, 07.03.2017. URL: https://yaostrov.ru/politics/item/48835 (Дата обращения: 31.03.2017).
  5. Рейтинг губернаторов — 2017 // МЕДИАЛОГИЯ — информационно-аналитическая система, 01.2017. URL: http://old.mlg.ru/company/pr/4680/ (Дата обращения: 30.03.2017).
  6. «Партийная география — 2014»: особенности партийного представительства в российских регионах // REGCOMMENT.RU — портал «Региональные комментарии, 10.07.2014. URL: http://www.regcomment.ru/investigations/partiynaya-geografiya-2014-osobennosti-partiynogo-predstavitelstva-v-rossiyskikh-regionakh/ (Дата обращения: 31.03.2017).
  7. Действующие главы субъектов Российской Федерации // WIKIPEDIA.ORG — свободная энциклопедия, 01.04.2017. RL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Действующие_главы _субъектов_ Российской_Федерации (Дата обращения: 01.04.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, глава регионов, Государственная Дума, губернатор, государственная власть, губернаторский корпус, значительный опыт, Калининградская область, Молодежный парламент, экспертный опрос.


Похожие статьи

Эволюция института губернаторства в конце XX - первой...

В современном понимании губернатор в Российской Федерацииглава

Первым шагом в направлении возрождения губернаторской власти стало избрание М. Шаймиева А. Собчака, и Г. Попова главами соответственно республики Татарстан, городов Санкт-Петербурга и Москвы.

Деятельность владимирских депутатов в Государственной Думе...

Исследование истории и деятельности депутатов Государственной Думы дореволюционной России является важным для понимания процесса формирования российских парламентских традиций, развития и функционирования современного парламента в Российской Федерации.

Российская публично-властная система народного...

публичная власть, народный представитель, народное представительство, Государственная Дума, орган, представитель, Российская Федерация, избиратель, государственная власть, Федеральное Собрание.

Проблемы правового регулирования виртуальной валюты в России

Сейчас Министерство финансов Российской Федерации занимается разработкой сразу двух законопроектов.

Изучение опыта других стран позволит создать правовое поле, учитывающее интересы и государства, и бизнеса, и физических лиц.

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного...

Как правило, высший орган законодательной власти называется парламент. Орган законодательной и представительной власти России — Федеральное Собрание РФ в составе двух палат: 1) Государственной Думы; 2) Совета Федерации.

Особенности функционирования Государственной Думы...

На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Региональный опыт реализации государственной молодёжной...

Библиографическое описание: Хугаев Б. М. Региональный опыт реализации государственной молодёжной политики: на примере Республики Северная Осетия

Безусловно, федеральная власть существенно влияет на социокультурные процессы в субъектах федерации.

«Межсубъектные или межрегиональные отношения — это сила...»

Ключевые слова: Российская Федерация, федеративное государство, субъекты и регионы Российской Федерации

«Лишь один из семи глав регионов имеет опыт прохождения через реальные выборы — губернаторские до 2005 года или думские в территориальных округах.

Актуальные вопросы бюджетного финансирования высшего...

В соответствии со ст. 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «организации, осуществляющие

Важность расширения внебюджетных источников вузов неоспорима, но они должны лишь дополнять государственные источники, а не заменять их.

Похожие статьи

Эволюция института губернаторства в конце XX - первой...

В современном понимании губернатор в Российской Федерацииглава

Первым шагом в направлении возрождения губернаторской власти стало избрание М. Шаймиева А. Собчака, и Г. Попова главами соответственно республики Татарстан, городов Санкт-Петербурга и Москвы.

Деятельность владимирских депутатов в Государственной Думе...

Исследование истории и деятельности депутатов Государственной Думы дореволюционной России является важным для понимания процесса формирования российских парламентских традиций, развития и функционирования современного парламента в Российской Федерации.

Российская публично-властная система народного...

публичная власть, народный представитель, народное представительство, Государственная Дума, орган, представитель, Российская Федерация, избиратель, государственная власть, Федеральное Собрание.

Проблемы правового регулирования виртуальной валюты в России

Сейчас Министерство финансов Российской Федерации занимается разработкой сразу двух законопроектов.

Изучение опыта других стран позволит создать правовое поле, учитывающее интересы и государства, и бизнеса, и физических лиц.

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного...

Как правило, высший орган законодательной власти называется парламент. Орган законодательной и представительной власти России — Федеральное Собрание РФ в составе двух палат: 1) Государственной Думы; 2) Совета Федерации.

Особенности функционирования Государственной Думы...

На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Региональный опыт реализации государственной молодёжной...

Библиографическое описание: Хугаев Б. М. Региональный опыт реализации государственной молодёжной политики: на примере Республики Северная Осетия

Безусловно, федеральная власть существенно влияет на социокультурные процессы в субъектах федерации.

«Межсубъектные или межрегиональные отношения — это сила...»

Ключевые слова: Российская Федерация, федеративное государство, субъекты и регионы Российской Федерации

«Лишь один из семи глав регионов имеет опыт прохождения через реальные выборы — губернаторские до 2005 года или думские в территориальных округах.

Актуальные вопросы бюджетного финансирования высшего...

В соответствии со ст. 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «организации, осуществляющие

Важность расширения внебюджетных источников вузов неоспорима, но они должны лишь дополнять государственные источники, а не заменять их.

Задать вопрос