Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения иностранному языку в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 06.04.2017

Статья просмотрена: 2103 раза

Библиографическое описание:

Руковишников, Ю. С. Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения иностранному языку в вузе / Ю. С. Руковишников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 649-651. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41523/ (дата обращения: 20.04.2024).



В последние годы, благодаря реформам в российском высшем образовании, появился целый ряд различных методик обучения иностранному языку. Однако это способствовало и появлению множества вопросов о том, какую методику активного обучения лучше было бы использовать для студентов технических, гуманитарных, естественнонаучных и других направлений в вузе. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой того, какие формы и методы обучения иностранному языку нужно учитывать в процессе обучения определенной группы студентов. При выборе метода обучения в вузе, прежде всего, необходимо помнить, что основные цели обучения иностранным языкам включают в себя: практическое овладение иностранным языком, формирование навыков эффективной мыслительной деятельности на неродном языке, а также развитие коммуникативной культуры студентов.

В таком случае, при выборе метода активного обучения иностранному языку, может подойти обучение в сотрудничестве. Обучение студентов иностранному языку посредством данного метода происходит в паре либо в малых группах, где они могут свободно взаимодействовать друг с другом, выполняя определенное задание. При такой работе происходит формирование коммуникативных навыков у учащихся. Более того, у студентов формируется собственная точка зрения на заданную проблему, развивается способность работы в команде, они готовы отстаивать свое мнение. Однако отсутствие достаточного уровня владения иностранным языком у студентов может вызвать некоторые проблемы при работе в малых группах, что также может снизить способность учащихся активно взаимодействовать друг с другом.

Обучение в сотрудничестве относится к активным методам обучения (АМО). Такие методы обучения (по Дж. Дьюи) позволяют активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем [5].

Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей. Особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. АМО позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, развивают практические навыки и умения [4].

В современной педагогике существует большое множество методов активного обучения, среди них: проблемный рассказ и проблемно построенная лекция, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, проблемные наглядные пособия, упражнения, метод развивающего обучения, метод познавательных игр (деловые игры), метод анализа на уроках жизненных ситуаций, метод проектов, метод обучения в сотрудничестве и т.д [2].

Активные методы обучения разрабатывались исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделяют следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: проблемная лекция или рассказ, объяснение, работа с проблемным пособием, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т. д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, познавательная игра, деятельность по алгоритму, программирование, деловая игра;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно или совместно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя [1].

Наряду с вышеуказанной классификацией существует еще одна, создатели которой М. А. Данилов и Б. П. Есипов. Сюда входят:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: проблемный рассказ или лекция, объяснение, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с проблемным пособием;

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: упражнение, работа с учебником, лабораторные работы;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения [3].

Стоит отметить, что предлагаемые И. Я. Лернер, М. Н. Скаткиным, М. А. Даниловым и Б. П. Есиповым классификации методов обучения имеют более общий характер и включают в себя как методы активного обучения, так и методы, реализующие традиционный объяснительно-иллюстрационный подход и организующие процесс обучения.

В статье Полат Е. С. о технологии обучения в сотрудничестве говорится, что сам метод «обучения в сотрудничестве (cooperative learning) относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях» [6]. Так как студенты бывают разные — некоторые быстро усваивают весь материал на иностранном языке, другим требуется значительно больше времени, то и подходы в обучении должны быть разными. Однако если объединить учащихся в небольшие группы (по 3–4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого студента группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но также и за результат всей группы [6]. Это приводит к тому, что слабым студентам приходится взаимодействовать с сильными и подстраиваться под их темп работы, чтобы, в конечном счете, добиться успешного выполнения задания. В то же время сильные студенты оказывают поддержку слабым, консультируя их, объясняя сложные моменты в задании, чтобы совместными усилиями ликвидировать пробелы в работе. Обучение в сотрудничестве побуждает студентов не просто работать в малых группах, но и помогать друг другу в изучении нового материала. При этом обычно оценивается не один ученик, а работа всей группы. Такова идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Обучение в сотрудничестве включает в себя несколько методов, которые учитывают специфику работы учащихся в отдельно взятой группе. Такие методы обычно повышают процент усвоения материала учащимися. Наиболее часто при работе со студентами используются:

«Обучение в команде» (Student Team Learning) — один из наиболее распространенных методов обучения в сотрудничестве, который способствует формированию навыков групповой работы, а также мотивации работы в группе. При этом у учащихся должна быть развита способность к индивидуальной работе в команде и способность к пониманию заданной проблемной ситуации. При работе с данным методом обучения в сотрудничестве преподаватель создает проблемную ситуацию и координирует работу учеников в группах.

«Учимся вместе» (Learning Together). Главная составляющая этого метода обучения — это способность учителя создать мотивацию учащихся для работы в группе. Данный метод способствует формированию логического мышления и развитию познавательной активности у студентов. При этом студенты уже должны владеть определенными коммуникативными навыками общения на иностранном языке. В данной ситуации преподаватель должен сформировать группы по однородному уровню обученности, а также осуществлять индивидуальный подход в группах.

«Метод экспертов» или «пила»» (Jigsaw) обычно используется на занятиях по иностранному языку на этапе творческого применения языкового материала. Он предполагает развитие как творческого, так и логического мышления у учащихся и способствует формированию практических умений работы в малых группах. При этом студенты должны внимательно слушать высказывания других членов своей группы по данному вопросу. Преподаватель, в этом случае, должен сформировать группы по разному уровню обученности.

«Групповые исследования» (Student’s survey). Данный метод предполагает как групповую, так и самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. Преподаватель задает общую тему исследования, а студенты самостоятельно выбирают себе подтему. Затем она разбивается на индивидуальные задания, которые потом станут основой единого группового доклада. Этот вариант чаще всего используется в проектной деятельности учащихся.

Совокупность всех указанных вариантов позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход при обучении иностранному языку в вузе, что даёт возможность каждому учащемуся проявить себя.

Разница между предложенными вариантами в методике обучения во взаимодействии невелика. Главное в том, что основные принципы — награда всей группе, индивидуальные подход, равные возможности — соблюдаются во всех случаях.

При обучении в сотрудничестве, преподаватель, выполняя роли контролера, режиссера, менеджера, вдохновителя и т. п., отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого, таким образом, стимулируя познавательную деятельность студентов, вовлекая каждого из них в мыслительную и поведенческую активность.

Несмотря на то, что уровень владения иностранным языком у студентов одной группы может быть разным, преподаватель способен подобрать такой вариант обучения в сотрудничестве, при котором студентам будет комфортно взаимодействовать друг с другом во время групповой работы.

Литература:

  1. Скаткин М. Н. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  2. Методы обучения по И. Я. Лернеру, М. Н. Скаткину // 36master.ru. URL: http://36master.ru/metodi-obucheniya-po-iya-lerneru-mn-skatkinu/.
  3. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения // Refdb.ru. URL: https://refdb.ru/look/1840483-p2.html.
  4. Российская энциклопедия по охране труда — активные методы обучения // Вокабула. Энциклопедии, словари, справочники — онлайн. URL: http://www.вокабула.рф/энциклопедии/российская-энциклопедия-по-охране-труда/активные-методы-обучения.
  5. Словарь терминов по общей и социальной педагогике // Словари и энциклопедии на Академике. URL: ttp://social_pedagogy.academic.ru/24/Активизация_процесса_обучения.
  6. Статья Полат Е. С. о технологии обучения в сотрудничестве // fralla.nethouse.ru. URL: https://fralla.nethouse.ru/articles/tag/технология обучения в сотрудничестве.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, группа, метод обучения, студент, активное обучение, работа, сотрудничество, обучение, учащийся, групповая работа.


Похожие статьи

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

активный метод обучения, учебный процесс, игра, ученик, учащийся, проблемная ситуация, познавательная деятельность, иностранный язык, креативное письмо, познавательная активность.

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

Таким образом, активные методы обучения представляют собой обучение посредством деятельности. При таком обучении активность студентов поддерживается определенной системой мотивации...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Современные методы и технологии преподавания иностранных...

Целью данной статьи является обзор современных тенденций развития методов преподавания иностранных языков в высшей школе. Что же вкладывают ученые в понятие «метод»? Методы обучения — это «упорядоченные способы деятельности учителя и учащихся...

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку...

В процессе обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе по средствам интерактивных методов, в частности по средствам деловой игры, обеспечивается формирование коммуникативной компетенции студентов.

Использование активных методов обучения как важнейшее...

Выявляются особенности методики преподавания иностранного языка в вузе с использованием активных методов обучения. Ключевые слова: пассивные методы обучения, активные методы обучения, интерактивные методы обучения.

Метод «case study» в обучении иностранному языку студентов...

В настоящее время метод case study активно применятся в преподавании иностранного языка. Основной причиной использования данного метода является внедрение новых стандартов обучения и расширение времени на самостоятельную работу студентов в общем...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

В статье рассматривается самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины иностранный язык. Определяется роль самостоятельной работы при обучении иностранному языку и условия ее эффективной реализации.

Метод обучения в сотрудничестве как средство развития...

Ключевые слова: метод, сотрудничество, группа, обучение, навыки, умения, эффективность, слабый, равный, сильный. Метод обучения в сотрудничестве используется во многих странах мира довольно продолжительное время и доказал свою эффективность.

Похожие статьи

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

активный метод обучения, учебный процесс, игра, ученик, учащийся, проблемная ситуация, познавательная деятельность, иностранный язык, креативное письмо, познавательная активность.

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

Таким образом, активные методы обучения представляют собой обучение посредством деятельности. При таком обучении активность студентов поддерживается определенной системой мотивации...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Современные методы и технологии преподавания иностранных...

Целью данной статьи является обзор современных тенденций развития методов преподавания иностранных языков в высшей школе. Что же вкладывают ученые в понятие «метод»? Методы обучения — это «упорядоченные способы деятельности учителя и учащихся...

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку...

В процессе обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе по средствам интерактивных методов, в частности по средствам деловой игры, обеспечивается формирование коммуникативной компетенции студентов.

Использование активных методов обучения как важнейшее...

Выявляются особенности методики преподавания иностранного языка в вузе с использованием активных методов обучения. Ключевые слова: пассивные методы обучения, активные методы обучения, интерактивные методы обучения.

Метод «case study» в обучении иностранному языку студентов...

В настоящее время метод case study активно применятся в преподавании иностранного языка. Основной причиной использования данного метода является внедрение новых стандартов обучения и расширение времени на самостоятельную работу студентов в общем...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

В статье рассматривается самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины иностранный язык. Определяется роль самостоятельной работы при обучении иностранному языку и условия ее эффективной реализации.

Метод обучения в сотрудничестве как средство развития...

Ключевые слова: метод, сотрудничество, группа, обучение, навыки, умения, эффективность, слабый, равный, сильный. Метод обучения в сотрудничестве используется во многих странах мира довольно продолжительное время и доказал свою эффективность.

Задать вопрос