Проблема нравственности в произведениях Мифтахетдина Акмуллы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 11.04.2017

Статья просмотрена: 1357 раз

Библиографическое описание:

Куланбаева, Л. Г. Проблема нравственности в произведениях Мифтахетдина Акмуллы / Л. Г. Куланбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 724-725. — URL: https://moluch.ru/archive/148/40164/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена проблеме воспитания нравственности у учащихся путем поэтического творчества М. Акмуллы.

Ключевые слова: нравственное воспитание, знание, воспитанность, совершенствование личности

Вопросы нравственного развития, воспитания человека волновали общество всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами.

С годами понимание нравственности изменилось. В словаре С. И. Ожегова мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [3, с. 414].

Нравственное воспитание учащихся является важнейщей целью учителя.

Башкирский просветитель, выдающийся поэт Мифтахетдин Акмулла, широко известный у башкир, татар, казахов, узбеков и каракалпаков, большое внимание в своем творчестве уделил нравственно-этической проблематике. Осмысливая окружающую действительность через призму нравственных оценок, Акмулла выходил к широким философским обобщениям [1, с. 133].

В своих стихах Мифтахетдин Камалетдинович Акмулла, — пишет Рашит Шакур, — выступает против невежества, косности, отсталости и всю жизнь «звал народ к просвещению, прославлял разум, справедливость и гуманизм».

Продолжая лучшие традиции башкирской поэзии, он создает глубоко жизненные по своему содержанию и яркие по образному решению произведения [4, с. 96].

Для Акмуллы знания и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка — наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека.

Через стихотворение «Назидания» мы убеждаемся о том, что он умел заглядывать в человеческую душу и понимал законы жизни.

Выдающийся поэт в этом стихотворение отразил семь главных назиданий. Как мы знаем, у башкирского народа число семь — это «святое» число.

В жизни, первое, совесть нужна, совестливость,

Совестливость как божья дается нам милость.

Мало молвить с усердьем: " Прости меня, Боже!" –

Молча совесть блюсти в себе — много дороже [2, с. 180].

Второе качество — это честь и честность.

Честь и честность — второе условие. Если

Нету чести в тебе, то не будет, хоть тресни!

Для бесчестного лучше место — в могиле,

Чем ходить по земле в святотатственной силе [2, с. 180].

Третье качество — это ум.

Третье, сказано, ум. Говорить с дураками

Не словами приходится, а кулаками.

Осердясь, дураки посягают на веру

Ни в делах, ни в сужденьях не ведая меру [2, с. 180].

Четвертое качество — благодарность.

Благодарность, мы скажем, четвертое свойство.

Коль ты неблагодарен — с глаз моих скройся!

За добро благодарен будь и за доверье,

И за то, что Аллах в мир открыл тебе двери [2, с. 180].

Пятое качество — это порядочность.

Свойство пятое — это порядочность.

С нею мы любовь обретаем — нет чувства сильнее!

Нас любовь возвышает и делает чище,

Потому мы до гроба любовь свою ищем [2, с. 181].

А шестое условие — это терпенье.

Терпеливый достигнет всего без сомненья.

Нетерпение — признак отсутствия воли,

Приведет оно к скорби, раскаянью, боли.

Седьмое — это страсть, пристрастие, душевное, искреннее отношение к делу.

Исходя из этих качеств, он с негодованием ведет речь о том, как интересы сугубо материального порядка начинают вытеснять в человеке духовные начала. Его более всего волнует нравственное несовершенство власть имущих [2, с. 92].

Тонко понимая различия между светскими знаниями и религиозным вероучением, Акмулла выступает за светское образование, видя в этом одно из средств нравственного просвещения и воспитания.

Изучив науки, ты познаешь добро,

Став совершенным, ты сделаешь добро.

Поэт уверен, что с помощью моральных проповедей можно установить отношения равенства и доверия людей. В этом и состояла особенность просветительства Акмуллы. «Моральное совершенствование личности должно лечь в основу разумного общественного устройства [1, с. 135].

Избавься, человек, от пороков.

Чтобы не был ты вместилищем.

«В основе идейно-эстетических взглядов Акмуллы, — пишет А. И. Харисов, — лежит признание непримиримой враждебности разума и темноты, просвещения и невежества».

Акмулла в своих стихах проявляет довольно широкий взгляд на природу нравственного здоровья и пороков человека:

Дурному дай власть — разорит страну,

Глупого приголубишь — распустится вконец.

Неважно, чиновник ли он, простолюдин ли, важнее, каков он.

Бывает, что беспутного аргамака рабочая лошадь обгонит.

Не тем ценен человек, каково его богатство и положение в обществе.

Многие пороки в обществе порождают жадность, ненасытность, неумение довольствоваться достигнутым благополучием [4, с. 121]. Поэт пишет: " Довольствуйся тем, что в руках у тебя, не проси у баев, кланяясь в пояс. Не теряй совести, соблазняясь богатством, не жадничай, глядя на других».

Таким образом, Мифтахетдин Камалетдинович Акмулла — выдающийся прогрессивный поэт-просветитель и мыслитель башкирского народа, оставивший значительное творческое наследие. Он служил утверждению правды и справедливости, в воспитании в человеке нравственных качеств.

М. Акмулла возлагал большую надежду на формирование просвещенной личности. Для того, чтобы идеи разума и просвещения восторжествовали в обществе, считал поэт, нужно изживать из себя невежество, леность, слепую веру и шариат.

Нравственное воспитание предполагает усвоение человеком общественных норм. В большей степени это уровень обыденного сознания, дети просто воспринимают, запоминают с помощью учителя моральные нормы, присваивая их, тем самым, переводя в область субъективно-индивидуальной нравственности.

Литература:

  1. Валеев Д. Ж., Нравственная культура башкирского народа, прошлое и настоящее. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989, — 256 с.
  2. Кунафин Г. С., Поэтическая радуга Акмуллы. — Уфа, 2006, — 216 с.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю., Толковый словарь русского языка, 2 издание — М: 2002.
  4. Шакур Р., Звезда поэзии. Башкирский поэт-просветитель Мифтахетдин Акмулла. — Уфа: Китап, 2006. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): качество, нравственное воспитание, башкирский народ, выдающийся поэт.


Ключевые слова

знание, нравственное воспитание, воспитанность, совершенствование личности

Похожие статьи

История башкирского народа в легендах и преданиях

В данной статье рассматривается история башкирского народа и теория происхождения этнонима «башкорт» в легендах и преданиях. Также на основе легенд о межплеменных отношениях того времени рассматриваются этапы формирования башкир как единого этноса.

Взаимоотношение этноса и природы в башкирских народных...

Урал-батыр как яркий представитель башкирского этноса. Эпос «Урал-батыр» повествует о неразделимом единстве башкирского народа со своей Родиной, со своим

Сказание является живым родником для нравственного и экологического воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника...

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения является сегодня ключевой для отечественной системы образования. Всем известно, дошкольный возраст — это важный этап в развитии ребенка.

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка...

Объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания [6].

Великий поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я». Этим самым он определил...

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

Следовательно, обществу и государству нужны люди, ориентированные на такие нравственные категории, как личность, общечеловеческая нравственность

Базой воспитания терпимости, толерантности, национально-этнической самоидентификации народов, является образование.

Поэт в художественном мире башкирской оперы

В статье рассматривается претворение образа Поэта в башкирской опере.

Акцентирование нравственно-философской значимости побуждает авторов обратиться к такому

Ещё один выдающийся национальный герой привлёк к себе внимание композитора.

Сравнительное изучение тувинских и русских литературных...

Участие русского тувинского народов в Великой Отечественной войне.

Любовь в поэзии тувинских поэтов. А. С. Пушкин «Капитанская дочка».

Любой учитель, используя литературный материал, проводит и огромную работу по нравственному воспитанию.

Педагогическая мысль народов Средней Азии | Статья в журнале...

Авиценна считал, что образование должно включать в себя умственное образование, физическое оздоровление, эстетическое воспитание, нравственное воспитание и обучение ремеслу.

Еще один талантливый представитель суфийской школы, мыслитель и поэт...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе...

В статье рассмотрены вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе литературно-исторического краеведения.

Кроме того, в ней прослеживаются черты древнего мировоззрения: земля и ночь наделяются человеческими качествами.

Похожие статьи

История башкирского народа в легендах и преданиях

В данной статье рассматривается история башкирского народа и теория происхождения этнонима «башкорт» в легендах и преданиях. Также на основе легенд о межплеменных отношениях того времени рассматриваются этапы формирования башкир как единого этноса.

Взаимоотношение этноса и природы в башкирских народных...

Урал-батыр как яркий представитель башкирского этноса. Эпос «Урал-батыр» повествует о неразделимом единстве башкирского народа со своей Родиной, со своим

Сказание является живым родником для нравственного и экологического воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника...

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения является сегодня ключевой для отечественной системы образования. Всем известно, дошкольный возраст — это важный этап в развитии ребенка.

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка...

Объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания [6].

Великий поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я». Этим самым он определил...

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

Следовательно, обществу и государству нужны люди, ориентированные на такие нравственные категории, как личность, общечеловеческая нравственность

Базой воспитания терпимости, толерантности, национально-этнической самоидентификации народов, является образование.

Поэт в художественном мире башкирской оперы

В статье рассматривается претворение образа Поэта в башкирской опере.

Акцентирование нравственно-философской значимости побуждает авторов обратиться к такому

Ещё один выдающийся национальный герой привлёк к себе внимание композитора.

Сравнительное изучение тувинских и русских литературных...

Участие русского тувинского народов в Великой Отечественной войне.

Любовь в поэзии тувинских поэтов. А. С. Пушкин «Капитанская дочка».

Любой учитель, используя литературный материал, проводит и огромную работу по нравственному воспитанию.

Педагогическая мысль народов Средней Азии | Статья в журнале...

Авиценна считал, что образование должно включать в себя умственное образование, физическое оздоровление, эстетическое воспитание, нравственное воспитание и обучение ремеслу.

Еще один талантливый представитель суфийской школы, мыслитель и поэт...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе...

В статье рассмотрены вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе литературно-исторического краеведения.

Кроме того, в ней прослеживаются черты древнего мировоззрения: земля и ночь наделяются человеческими качествами.

Задать вопрос