Содержание и сущность административно-правового регулирования деятельности в сфере таможенного дела в Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Костик, К. И. Содержание и сущность административно-правового регулирования деятельности в сфере таможенного дела в Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС / К. И. Костик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.1 (147.1). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41394/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: административно-правовое регулирование, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченный экономический оператор.

Деятельность в сфере таможенного дела, как и любая другая предпринимательская деятельность, подлежит государственному регулированию и контролю. Однако административно-правовое регулирование деятельности в сфере таможенного дела имеет ряд особенностей. В связи с тем, что деятельность в сфере таможенного дела является предпринимательской и направлена на оказание услуг в достаточно узкой области, связанной с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также предполагает взаимодействие с таможенными органами для достижения данной цели, значительная её часть урегулирована нормами таможенного законодательства.

Перечень категорий лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела установлен главой 3 Таможенного кодекса Таможенного союза: таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли. Кроме того, указанная глава содержит нормы, определяющие статус и регулирующие деятельность уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО). Вопрос о том, следует ли относить УЭО к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела является дискуссионным вследствие недостаточной проработки понятийного аппарата в рассматриваемой законодательной области. Представляется необходимым отделение лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела от УЭО на законодательном уровне, ввиду того, что первые пользуются определенными упрощениями в целях осуществления предпринимательской деятельности, в то время как УЭО имеет право использовать упрощения только для осуществления собственной хозяйственной деятельности.

Важным элементом административно-правового регулирования деятельности в сфере таможенного дела является требование о включении юридического лица, осуществляющего такую деятельность, в специальные реестры, ведение которых на национальном уровне осуществляет Федеральная таможенная служба (ФТС России), а на наднациональном – Евразийская экономическая комиссия, осуществляющая ведение консолидированных реестров, содержащих сведения о всех лицах, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела на территории государств-членов ЕАЭС. Общая форма реестров лиц, осуществляющих деятельности в сфере таможенного дела, утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 261 «Об утверждении форм общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядка их ведения и формирования» [4], а конкретные реестры по каждой категории лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, установлены отдельными приказами ФТС России (например реестр таможенных представителей утвержден Приказом ФТС России от 01.09.2010 № 1613 «Об утверждении реестра таможенных представителей» [5]).

Кроме того, условиями осуществления деятельности в сфере таможенного дела является наличие страхования риска своей гражданской ответственности и предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Некоторые категории лиц, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны соблюдать дополнительные условия, например, таможенный представитель обязан иметь в своем штате не менее одного работника, имеющего документ, подтверждающий его соответствие квалификационным требованиям как специалиста по таможенным операциям, таможенный перевозчик должен осуществлять деятельность по перевозке грузов в течение как минимум 2 лет к моменту обращения в таможенный орган с целью включения в соответствующий реестр, для получения статуса владельца магазина беспошлинной торговли необходимо иметь соответствующие регистрационные или разрешительные документы на осуществления розничной торговли, если необходимость получения таких документов предусмотрена законодательством.

Еще одной особенностью административно-правового регулирования деятельности в сфере таможенного дела является законодательно установленная солидарная ответственность лица, осуществляющего такую деятельность, с лицом, воспользовавшимся его услугами, за уплату таможенных платежей. Необходимость законодательного закрепления такой ответственности обусловлена значимостью фискальной функции таможенных органов для государства.

Особенности административно-правового регулирования деятельности в сфере таможенного дела обуславливают и специфику таможенного контроля, осуществляемого в отношении лиц, занимающихся такой деятельностью. Основными формами таможенного контроля лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, являются профилактические таможенные проверки, таможенный осмотр помещений и территорий и получение объяснений. Так, согласно информации, полученной на основе применения Комплекса программных средств «Постконтроль», применяемого таможенными органами России в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров, за 2016 год в регионе деятельности Центрального таможенного управления проведено 57 проверочных мероприятий в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, из них 25 – в форме таможенных проверок (камеральных и выездных), 14 – в форме получения объяснений, 13 – в форме таможенного осмотра помещений и территорий. При этом, из общего числа проведенных проверочных мероприятий, только 9 оказались результативными. Данное обстоятельство, по мнению автора, свидетельствует не о низком уровне нарушений среди указанных лиц, а о недостаточной эффективности выбора объектов таможенного контроля среди лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Совершенствование системы категорирования лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в зависимости от риска нарушения таможенного законодательства представляется наиболее эффективным методом повышения точности применения таможенного контроля, что позволит снизить нагрузку со стороны таможенных органов на добросовестных лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и при этом повысить выявляемость нарушений таможенного законодательства. С 1 января 2017 года вступил в силу Приказ ФТС России от 01.12.2016 № 2256 «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности» [6]. Согласно данному приказу автоматизированное риск-категорирование осуществляется в отношении всех участников ВЭД, в том числе лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по 30 критериям с использованием информационных ресурсов ФТС России, ФНС России, Банка России. По результатам риск-категорирования лицу может быть присвоена одна из трех категорий риска: высокий, средний, низкий. Присвоение той или иной категории непосредственно влияет на вероятность проведения таможенными органами дополнительных проверочных мероприятий как на этапе таможенного контроля, предшествующем выпуску, так и на этапе таможенного контроля после выпуска товаров.

Таким образом, административно-правовое регулирование деятельности в сфере таможенного дела выражается в нормах национального и наднационального таможенного законодательства, а также в контроле такой деятельности со стороны таможенных органов, который необходим для выявления правонарушений в сфере таможенного дела.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза // [электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
  2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // [электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // [электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
  4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 261 «Об утверждении форм общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядка их ведения и формирования» // [электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
  5. Приказ ФТС России от 01.09.2010 № 1613 «Об утверждении реестра таможенных представителей» // [электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
  6. Приказ ФТС России от 01.12.2016 № 2256 «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности» // [электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): дело, сфера, деятельность, таможенный контроль, административно-правовое регулирование деятельности, лицо, Россия, таможенное законодательство, предпринимательская деятельность, уполномоченный экономический оператор.


Ключевые слова

лица, административно-правовое регулирование, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченный экономический оператор

Похожие статьи

Качество таможенного регулирования в РФ | Статья в журнале...

таможенное регулирование, таможенный союз, Россия, орган, повышение качества, федеральная таможенная служба, таможенная служба, таможенная граница, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация.

Уполномоченный экономический оператор в Евразийском...

Институт уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО) был

В результате анализа таможенного законодательства Евразийского экономического

На сегодняшний день деятельность в сфере таможенного дела осуществляют таможенный представитель...

Контроль и надзор в административно-юрисдикционной...

В современных условиях развития России, все большее значение приобретает правильное функционирование механизмов контроля и надзора. Контроль и надзор — важнейшие формы административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов...

Правовые основы обеспечения защиты прав лиц...

Административно-правовое регулирование может быть определено как регламентированная нормами права деятельность наделенных властными полномочиями публичных субъектов.

Проблемы административной юрисдикции таможенных органов...

Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов рассматривает и решает довольно обширный круг административно-правовых вопросов, тем самым являя собой особый вид административно-процессуальной деятельности.

Теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов...

Административная деятельность таможенных органов при реализации правоохранительных функций представляет собой урегулированный нормами административного права вид юридической деятельности по правовому регулированию...

Институт уполномоченных экономических операторов...

Институт уполномоченных экономических операторов (УЭО) является свидетельством качественно нового витка развития таможенного

Отметим, что под УЭО понимается субъект международной торговли, который осуществляет свою деятельность в соответствии со...

Об актуальных вопросах обеспечения законности в деятельности...

Теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов при осуществлении правовых функций. Правовые основы обеспечения защиты прав лиц в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов.

Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников...

орган, таможенный контроль, участник, единое окно, информационное взаимодействие, таможенное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля, предварительное информирование...

Похожие статьи

Качество таможенного регулирования в РФ | Статья в журнале...

таможенное регулирование, таможенный союз, Россия, орган, повышение качества, федеральная таможенная служба, таможенная служба, таможенная граница, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация.

Уполномоченный экономический оператор в Евразийском...

Институт уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО) был

В результате анализа таможенного законодательства Евразийского экономического

На сегодняшний день деятельность в сфере таможенного дела осуществляют таможенный представитель...

Контроль и надзор в административно-юрисдикционной...

В современных условиях развития России, все большее значение приобретает правильное функционирование механизмов контроля и надзора. Контроль и надзор — важнейшие формы административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов...

Правовые основы обеспечения защиты прав лиц...

Административно-правовое регулирование может быть определено как регламентированная нормами права деятельность наделенных властными полномочиями публичных субъектов.

Проблемы административной юрисдикции таможенных органов...

Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов рассматривает и решает довольно обширный круг административно-правовых вопросов, тем самым являя собой особый вид административно-процессуальной деятельности.

Теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов...

Административная деятельность таможенных органов при реализации правоохранительных функций представляет собой урегулированный нормами административного права вид юридической деятельности по правовому регулированию...

Институт уполномоченных экономических операторов...

Институт уполномоченных экономических операторов (УЭО) является свидетельством качественно нового витка развития таможенного

Отметим, что под УЭО понимается субъект международной торговли, который осуществляет свою деятельность в соответствии со...

Об актуальных вопросах обеспечения законности в деятельности...

Теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов при осуществлении правовых функций. Правовые основы обеспечения защиты прав лиц в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов.

Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников...

орган, таможенный контроль, участник, единое окно, информационное взаимодействие, таможенное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля, предварительное информирование...

Задать вопрос