Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 487 раз

Библиографическое описание:

Иргалиев, С. С. Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории. / С. С. Иргалиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 494-497. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41304/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается использование широкой номенклатуры теории и методик. В статье определены основные положения идей «причина и следствие» как основополагающей идеи концептуального обучения.

Ключевые слова: концептуальное обучение, историческое мышление, когнитивная деятельность, доказательство, причина и следствие, географическая среда, цивилизация, этногенез, функциональная грамотность

The article discusses the problems associated with the formation of historical thinking in students on the subject of world history, faced by teachers in implementing the ideas of conceptual learning, as a way of solving problems is provided the use of a wide range of theory and techniques. The article defines the basic provisions of the ideas of «cause and effect» as the basic idea of conceptual learning.

Keywords: key-concepts learning, historical thinking, cognitive activity, evidence, сause and effect, geographical environment, civilization, ethnogenesis, functional literacy

Метод концептуального обучения является новой вехой в развитии навыков и формировании исторического мышления учащихся. Возникающие проблемы, связанные с апробацией и внедрением идеи обучения через концепты, связаны с множеством факторов; внедрения обучения через концепты началось только в 2016–2017 учебном году, в учебных планах внедрены в 7 и 8 классы; отсутствие опыта преподавание с использованием данной методики; недостаточно развитый инструментарии навыков в создании обучающих задач по истории; недостаточный теоретический багаж в процессе внедрении идей концептуального обучения.

В свете данных проблем хотелось бы отметить, что одним главных критериев успешного обучения и внедрение идеи концептуального обучения является теоретическая вооруженность учителя. Одним из фундаментальных основ, предусмотренных в концептуальном обучении является концепт «причина и следствие». Целью обучения данного концепта является то, что учащиеся, в конечном счете, должны уметь: — анализировать и оценивать взаимодействие нескольких причин и /или влияний; Сравнивать причины и/или следствия, включая краткосрочные и долгосрочные причины/влияния. Понимать историческую обусловленность, выделяя совпадения, причинно- следственную связь, и взаимосвязи. Анализировать и оценивать взаимодействие нескольких причин и/или влияний объяснять и оценивать способы, в которых явление, событие или процесс связывается с другими аналогичными историческими явлениями во времени и в пространстве. [1]

Возникает вопрос, как же можно эффективно достигнут данных целей обучения. От ученика требуются умения определять и сравнивать основные причины и/или следствия, и уметь определять краткосрочную и долгосрочную перспективу причин и следствий. В процессе обучения ученики должны продвинуться в навыках от описания причин к оценке и анализу взаимодействия нескольких причин и/или воздействий.

Несомненно, что данные навыки необходимо развивать с учетом возрастных особенностей. Если в 6 классе мы просто можем обучать давать объяснения некоторым историческим событиям, то из класса в класс оно должно усложнятся. В 7 классе ученик должен обладать давать объяснения событиям прошлого, определяя их причины и последствия, в 8 классе ученик объясняет почему произошло то или иное событие, выявляя ряд причин и демонстрируя связи между ними; в 9 классе учащиеся объясняют, почему произошло то или иное событие, ссылаясь на широкий диапазон причин и демонстрируя связи между ними, в 10 классе учащиеся уже могут давать развернутое объяснение причинно-следственным связям, детально анализируя каждый фактор и демонстрируя, как они связаны с исследовательским вопросом и друг с другом. Данный принцип развития позволит поэтапно усваивать, формировать и развивать навыки исторического мышления.

Успех на уроке невозможен без должной методической и теоретической вооружённости самого учителя (я бы назвал это тяговооруженностью).

Одним из путей который позволит обеспечить развитие навыков исторического мышления является применение теории непосредственно связанных с концептом причина и следствие, к ним можно отнести теорию географического детерминизма Огюста Конта, теорию этногенеза Л. Н. Гумилева, Л. И. Мечникова, К. Э. Бэра, Ш.Монтескье, Жан Бодена, Генри Томас Бокль, Карл Риттер, Карл Маркс, основоположников индуктивного метода мышления Френсиса Бекона, дедуктивного метода мышления Рене Декарта.

Каждый из них внес свою лепту в обосновании концепции причины и следствия. Использовали ее как фундамент, хорду для продвижения своих научных идей. В частности Огюст Конт как основоположник науки социологии теоретик позитивист предложил следующую идею, в котором следует изучать историю и общество с точки зрения статики и динамики. В статике общество подчиняется законам “порядка” и ‘«прогресса”. В своей совокупности явления, изучаемые в социальной статике, образуют организм со множеством сложных систем. Задача социальной статики — изучение семьи, человека, условий жизни, в которых он действует. Конт определял, что на уровень и темпы развития цивилизации основополагающую роль оказывает географическая среда (климат) (мотивируя это тем, что сейчас мы с вами живем в период доминирования европейской англосаксонской цивилизации, т. к. не одна древняя цивилизация с господствовавшим натуральным хозяйством ныне не существует или вовсе исчезла Древний Египет, Месопотамия, Цивилизация Майя, Ацтеков и Инков и др.). [2] Данная теория очень хорошо вписывается в освещении многих тем таких, например как Падение Римской империи, в котором великое переселение народов спровоцировало одно из ключевых событий климатический пессимум раннего Средневековья «общее похолодание климата в Европе», ставший катализатором многих миграций. (Рост населения в средиземноморском ядре империи привёл к утрате лесных угодий, постепенному опустыниванию, развитию эрозии, переориентации хозяйства на мелкое скотоводство (козы, овцы), примитивизации быта. Обезлюдению ряда ранее плодородных земель).

В разделе монгольское нашествие одной из причин завоевательных походов изменение климата в центрально-азиатском регионе формированием сверх континентального климата с холодной зимой и засухой в летнее время. По теме Каковы причины стремительного распространения Черного Мора? можно создать урок с применением технологии проблемного обучения, где через концепт причины и следствия учащимся можно самим провести определить причину распространения (из природного очага на территории пустыни Гоби в результате резкого изменения климата в Евразии, вызванного малым ледниковым периодом. Охватив сначала Китай и Индию, проникла в Европу вместе с монгольскими войсками и торговыми караванам) [3]

Теория этногенеза Л.Н Гумилева Исследует своеобразный исторический путь многих стран Евразийского пространства, исходя из особенностей ее географического положения, взаимодействия европейского и азиатского начал. Параметры, который по Гумилеву определяют исторические события: Пространство, Время, Антропосфера. Пассиона́рная тео́рия этногене́за (теория пассионарности и этногенеза) Льва Гумилёва описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. [4]

В книге «О духе законов» Монтескье определяет основные географические факторы: климат, почва, рельеф местности и т. д. — которые влияют на обычаи, ментальность и склонности людей, что на прямую влияет на общественный строй народа, его образ жизни, законы. К примеру жители южных регионов робки, как старики, народы же холодных климатов отважны, как юноши. Где жарко там леность, в цивилизациях где господствовало земледелие возникает нежелание рисковать жизнью, парализует энергию. Отсюда и возникновение деспотии чтобы их «стимулировать» к работе, необходим страх наказания, поэтому деспотии скорее складываются на юге, чем на севере. Бесплодная земля, напротив, делает человека свободным, на пример кочевники центральной азии, викинги. Условия бесплодной почвы делают людей закаленными, храбрыми, воинственными, склонными отстаивать свою свободу. [5]

Л. И. Мечников доказывал, что географический фактор — решающая сила развития цивилизации, подчеркивая при этом особенную роль водных путей сообщения «речная цивилизация славян», также он утверждал, что все люди, независимо от того, где находятся, способны создавать культурные ценности. [5]

Помимо объективных факторов которые воздействовали на развитие цивилизации на раннем этапе человеческой истории природно-климатические условия, наличие пищевых ресурсов например как картофель у Инков 9–7 тысяч лет тому назад на территории современной Боливии [6], Маис 7–12 тыс. лет назад на территории современной Мексики, Рис 9 тыс. лет назад в Восточной Азии. Переход к земледелию, основанному на культивировании высокопродуктивных сортов злаков (пшеница, ячмень, кукуруза, рис), привел к устойчивости в обеспечении продуктами питания человеческих коллективов, способствовал росту населения. Не менее впечатляющими были достижения в интеллектуальной сфере. Стихийная селекция, изменявшая сорта растений и породы животных, постепенно закреплялась в традиционно повторяемых приемах, аграрный же цикл требовал систематизации астрономических наблюдений. В результате эмпирически накапливались положительные знания. [7]

Наличие полезных ископаемых также способствовали зарождению цивилизации обратите внимание на места расположения цивилизации на ближнем востоке именно наличие меди привели к зарождению цивилизации эпохи бронзы (в этих регионах цивилизации возникали на стыке тектонических плит и разломов где руда ближе к поверхности). И здесь конечно же нужно отметить интеграцию истории с другими предметами, которые позволяют эффективно использовать концепцию детерминизма знание в области географий, биологии, химии позволяют это сделать с высокой эффективностью.

Если перейти к практическому применению, то это можно делать таким образом. Например в 7 классе по теме: Почему Римская империя пала на Западе? Ученики проводят исследование различных аспектов темы, используя учебники, вебсайты и другие ресурсы. Вопросы исследования включают: Почему варварские племена вторгались на римские территории? В чем выражалась социальная, экономическая, культурная и политическая слабость Римской Империи? Учащиеся должны записать ответы на свои исследовательские вопросы и быть готовыми обменяться ими с остальными учащимися. [8]

Далее переход к анализу и обсуждению. Выявив причины/факторы, учащиеся должны подумать о том, как эти факторы связаны друг с другом, а также, о том, какие из них наиболее важные. Они должны разработать модель того, почему Римская империя пала под натиском гуннов. В небольших группах, распределите по категориям (например, какие были социальные, экономические, политические или культурные? Какие были долгосрочные/краткосрочные?) и подумайте об их взаимосвязях (Какие факторы повлияли на другие? Какие появились изначально?) и об их относительной важности (Что было предшествующими факторами/условиями? Что было катализаторами? Какие из них сыграли наиважнейшую роль?). [9]

Разным участникам групп можно дать задание исследовать отдельные факторы и сделать о них доклад с выступлением перед всем классом. Можно попросить индивидуально или группы представить их заключения в письменной форме, с демонстрацией плаката или использованием компьютера (например, анимированного рисунка факторов в Power Point).

Анализ и обсуждения содержания деятельности необходимо облегчить, если учащиеся предлагают представить свои размышления: учащиеся могут оценивать и классифицировать факторы и модели их взаимосвязи, например, с помощью демонстрации диаграмм или графиков, показывающих взаимосвязь причин или, к примеру, посредством классификации факторов, при помощи графических органайзеров и визуальных опорных схем, таких как диаграмма Венна. [10]

Данные теории не только расширяют инструментарий учителя, что позволяет очень эффективно проводить уроки, но и позволяют несомненно расширить кругозор ученика его функциональную грамотность, в том числе:

‒ умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

‒ умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий возможных перспектив;

‒ способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель как высшей ценности;

‒ стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства;

‒ признание равноправия народов, единства разнообразных культур;

‒ убежденность в важности для общества семьи и семейных традиций;

‒ осознание необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями и др.);

‒ овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

‒ умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;

‒ использование элементов причинно-следственного анализа;

‒ исследование несложных реальных связей и зависимостей;

‒ определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

Литература:

  1. Шегенова З., Жанисов А. Развитие навыков исторического мышления на основе исторических концептов. Методическое пособие/авт.-сост.: — Астана, 2015 г. — 20 с.
  2. Булатова А. Н., Исмагамбетова З. Н. Курс лекций по социологии Алматы «Данекер» 2002 г
  3. Benedictow O. J. The Black Death, 1346–1353: the complete history. — Woodbridge: Boydell & Brewer, 2004. — 506 p. — ISBN 0851159435.
  4. Гумилев Л. Н. // Большая российская энциклопедия, т.8 М., 2007, с.155..
  5. Философия в схемах и комментариях Виктор Ильин, Алексей Машенцев
  6. Lost Crops of the Incas: Little-Known Plants of the Andes with Promise for Worldwide Cultivation. National Academy Press Washington 1989
  7. Rice farming in India much older than thought, used as «summer crop» by Indus civilization. November 21, 2016 Fred Lewsey University of Cambridge
  8. Интегрированная образовательная программа Всемирная история. 7 класс. Учебный план Март 2015 г
  9. Ciardiello, V. A. (2002). Helping adolescents understand cause and effect text structure in social studies.The Social Studies, 93(1), 31–36.
  10. Text Structure: Cause and Effect By Jennifer F. M. Padua Building Capacity Through Education 2011
  11. https://www.teachervision.com/professional-development/cause-effect-lesson
  12. http://www.teachithistory.co.uk/key-concepts
Основные термины (генерируются автоматически): концептуальное обучение, причина, историческое мышление, класс, следствие, учащийся, географическая среда, Римская Империя, социальная статика, функциональная грамотность.


Похожие статьи

Развитие навыков исторического мышления на основе...

Ключевые слова: концептуальное обучение, историческое мышление, когнитивная деятельность, формационный подход, цивилизационный подход, доказательство, изменение и преемственность, причина и следствие, сходство и различие, значение и интерпретация.

Формирование исторического мышления на уроках истории

Технические средства обучения дают возможность показать историческое событие в динамике.

Для успешного овладения историческим мышлением учащимся необходимо овладеть целой системой информационных и

Социальные комментарии Cackle.

Развитие критического мышления на уроках истории в старших...

Развитие критического мышления у учащихся на уроках географии. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах.

Социальные комментарии Cackle.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

Предметные результаты обучения. Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике...

Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком

Более того, в языковом плане социальный характер мышления требует указания на то, что

В мышлении отражена вся сложная совокупность общественно — исторической практики всех

Концепция управления усвоением и обучение иностранному языку. М.: 1990. 29 -31 с.

Задания для самостоятельной работы студентов по курсу...

Укажите учебные темы, исторические сюжеты, где превалируют те или иные приёмы. Соответствуют ли приёмы изложения содержания возрастным возможностям учащихся?

Алексашкина Л. Н. Всеобщая история. 6 класс. — С. 118. Ресурсы для выполнения задания.

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты

4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности.

Обучение функциональной грамотности учащихся на уроках казахского языка и литературы.

Использование электронных исторических карт при изучении...

Анимированные исторические карты призваны создать у учащихся яркий образ определенного исторического события.

Например, задания к урокам истории России в VII классе [3, с. 40].

Щуринова И. А. Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их...

Формирование локальных представлений учащихся в основной...

При обучении локализации исторических событий на карте необходимо, чтобы учащиеся понимали

Сегодня работе с картой должно быть уделено значительное место, так как карта — это не только источник знаний, но и средство развития критического мышления учащихся.

Похожие статьи

Развитие навыков исторического мышления на основе...

Ключевые слова: концептуальное обучение, историческое мышление, когнитивная деятельность, формационный подход, цивилизационный подход, доказательство, изменение и преемственность, причина и следствие, сходство и различие, значение и интерпретация.

Формирование исторического мышления на уроках истории

Технические средства обучения дают возможность показать историческое событие в динамике.

Для успешного овладения историческим мышлением учащимся необходимо овладеть целой системой информационных и

Социальные комментарии Cackle.

Развитие критического мышления на уроках истории в старших...

Развитие критического мышления у учащихся на уроках географии. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах.

Социальные комментарии Cackle.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

Предметные результаты обучения. Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике...

Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком

Более того, в языковом плане социальный характер мышления требует указания на то, что

В мышлении отражена вся сложная совокупность общественно — исторической практики всех

Концепция управления усвоением и обучение иностранному языку. М.: 1990. 29 -31 с.

Задания для самостоятельной работы студентов по курсу...

Укажите учебные темы, исторические сюжеты, где превалируют те или иные приёмы. Соответствуют ли приёмы изложения содержания возрастным возможностям учащихся?

Алексашкина Л. Н. Всеобщая история. 6 класс. — С. 118. Ресурсы для выполнения задания.

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты

4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности.

Обучение функциональной грамотности учащихся на уроках казахского языка и литературы.

Использование электронных исторических карт при изучении...

Анимированные исторические карты призваны создать у учащихся яркий образ определенного исторического события.

Например, задания к урокам истории России в VII классе [3, с. 40].

Щуринова И. А. Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их...

Формирование локальных представлений учащихся в основной...

При обучении локализации исторических событий на карте необходимо, чтобы учащиеся понимали

Сегодня работе с картой должно быть уделено значительное место, так как карта — это не только источник знаний, но и средство развития критического мышления учащихся.

Задать вопрос