Сравнительный анализ российского и международного нормативного регулирования системы антикоррупционного комплаенс | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 02.04.2017

Статья просмотрена: 1579 раз

Библиографическое описание:

Коновалова, Е. М. Сравнительный анализ российского и международного нормативного регулирования системы антикоррупционного комплаенс / Е. М. Коновалова, Ж. А. Кеворкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 308-312. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41232/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье представлен сравнительный анализ двух документов, содержащих рекомендации по организации системы антикоррупционного комплаенс в экономических субъектах. Результаты сравнительного анализа позволили определить ключевые элементы системы для обеспечения соответствия деятельности экономического субъекта требованиям как российского, так и международного законодательства в области антикоррупционной политики.

Ключевые слова: комплаенс, система антикоррупционного комплаенс, контрольные процедуры комплаенс, противодействие коррупции

Почти десять лет прошло с самого крупного коррупционного скандала, случившегося в 2008 году в компании «Сименс». Совокупный штраф, который компания «Сименс» выплатила по итогам всех расследований составила 1,6 млрд долларов США [8]. С тех пор многие национальные регуляторы приняли законы и разработали методические рекомендации, направленные на противодействие и предотвращение коррупции в экономических субъектах. К таким, в частности, относится Закон США о коррупции за рубежом (далее — FCPA, 1977), методические рекомендации по реализации данного закона (2012 и 2016), Закон о взяточничестве Великобритании (далее — UKBA, 2010), Методические рекомендации по внедрению контрольных процедур в экономических субъектах для предотвращения коррупции (2010). Необходимо отметить, что 25 декабря 2008 года закон о противодействии коррупции был принят в России: Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее — ФЗ-273). Однако российский закон устанавливает в основном требования для государственных служащих и работников, замещающих (замещавших) должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих (замещавших) отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. Тем не менее, ФЗ-273 устанавливает обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции [2, ст.13.3]. Более детальные меры по противодействию коррупции были разработаны Министерством труда и социальной защиты РФ в Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 года.

Таким образом, принимая во внимание нормы международного и российского законодательства, можно заключить, что на экономические субъекты возложена обязанность по принятию мер в области противодействия коррупции. Российские и международные регуляторы понимают под данными мерами построение системы антикоррупционного комплаенс.

В связи с возложенной на них обязанностью экономические субъекты вынуждены выстраивать систему антикоррупционного комплаенс, однако зачастую руководители экономических субъектов не знают, каким образом она должна быть организована. Необходимо отметить, что единых требований по организации данной системы не существует, однако в настоящее время разработаны различные стандарты и методические рекомендации по организации системы контроля в области антикоррупционного комплаенс:

– Методические рекомендации по соблюдению требований FCPA, разработанные Департаментом юстиции США в 2016 году

– Методические рекомендации по внедрению контрольных процедур в экономических субъектах для предотвращения коррупции, разработанные Министерством юстиции Великобритании в 2010 году

– Международный стандарт ISO 19600:2014 «Организация системы комплаенс: Рекомендации», разработанный Международной организацией по стандартизации в 2014 году

– Международный стандарт ISO 37001:2016 «Организация системы антикоррупционного комплаенс», разработанный Международной организацией по стандартизации в 2016 году

– Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, принятые Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 года.

Прежде чем переходить к обзору стандартов и методических рекомендаций по организации системы антикоррупционного комплаенс, необходимо определить сущностное содержание данной категории. В перечисленных выше методических рекомендациях, разработанных Департаментом юстиции США и Министерством юстиции Великобритании, термин «система антикоррупционного комплаенс» не используется. В Международном стандарте ISO 19600:2014 «Организация системы комплаенс: Рекомендации» есть определение дефиниции «комплаенс- система», под которой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, в которой определены цели в области комплаенс, разработаны соответствующие политики, а процессы построены таким образом, чтобы достигнуть поставленных целей [5]. Достаточно подробно система антикоррупционного комплаенс определена в Международном стандарте ISO 37001:2016 «Организация системы антикоррупционного комплаенс», под которой понимается перечень мер и контрольных процедур, направленных на идентификацию и оценку коррупционных рисков, предотвращение, выявление и урегулирование фактов коррупционных нарушений [6]. В российских Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции дефиниция «система антикоррупционного комплаенс» не используется вообще. Вместо него введено понятие «антикоррупционная политика», то есть комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации [3].

Для полного раскрытия сущностных характеристик системы антикоррупционного комплаенс необходимо обратиться к международной практике. Так, проведение сравнительного анализа двух документов: Международного стандарта ISO 37001:2016 «Организация системы антикоррупционного комплаенс» и Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции Минтруда РФ, позволит определить базовые элементы системы антикоррупционного комплаенс поскольку именно в этих документах представлены подробные действия по организации системы антикоррупционного комплаенс. Необходимо также отметить, что упомянутый выше Международный стандарт ISO 37001:2016 «Организация системы антикоррупционного комплаенс» разработан на основе другого стандарта — Международного стандарта ISO 19600:2014 «Организация системы комплаенс: Рекомендации», поэтому, с одной стороны, во многом его повторяет, но с другой стороны, предусматривает меры, которые позволят экономическому субъекту соответствовать нормам международного антикоррупционного законодательства.

В целом, российский и международный документ предусматривают схожие требования по организации системы антикоррупционного комплаенс в экономических субъектах. В обобщенном виде система антикоррупционного комплаенс должна включать следующие элементы.

  1. Первичная и последующая регулярная оценка коррупционных рисков: экономическому субъекту рекомендуется проводить оценку коррупционных рисков до утверждения антикоррупционной политики и после, при этом последующую оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить на регулярной основе. Следует отметить, что международный стандарт содержит детальный порядок проведения оценки коррупционных рисков.
  2. Разработка и утверждение антикоррупционной политики или иного внутреннего документа, который отражает приверженность экономического субъекта к ценностям этичного ведения бизнеса и содержит перечень основных мер, которые принимает экономический субъект для противодействия коррупции. При этом в Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции Минтруда РФ представлено описание процесса разработки и утверждения данного внутреннего документа в разрезе следующих друг за другом этапов. В обоих документах, и международном стандарте, и российских методических рекомендациях, представлено примерное содержание антикоррупционной политики экономического субъекта.
  3. Определение должностного лица или лиц, ответственных за реализацию системы антикоррупционного комплаенс, и определение их полномочий. Российские методические рекомендации включают примерный перечень обязанностей, которые могут быть возложены на вышеупомянутых должностных лиц. В международном стандарте представлено менее подробное описание полномочий ответственных должностных лиц, однако содержатся рекомендации по функциональному подчинению комплаенс-функции: ответственные должностные лица должны подчиняться высшему руководству экономического субъекта и органу управления.
  4. Внедрение контрольных процедур по противодействию коррупции и мониторинг их исполнения. Однако в двух рассматриваемых документах внедрение контрольных процедур описано по-разному. Если в российских методических рекомендациях данный элемент описан в разрезе этапов процесса, то есть от идентификации всех бизнес-процессов экономического субъекта и их анализа на предмет выявления возможных коррупционных рисков до разработки мер для митигирования коррупционных рисков, то в международных стандартах подробно описан подход к оценке коррупционных рисков и разработке соответствующих контрольных процедур, включая методологию оценки, перечень факторов, влияюших на коррупционные риски, перечень рисковых направлений деятельности экономического субъекта и перечень возможных контрольных процедур.
  5. Проверка контрагентов. В отличие от российских методических рекомендаций, в международном стандарте подробно описана процедура проверки благонадежности контрагентов с точки зрения оценки коррупционных рисков, в том числе параметры, по которым необходимо проводить проверку.
  6. Обучение сотрудников по вопросам противодействия коррупции. В обоих рассматриваемых документах представлен примерный перечень тем, которые необходимо раскрыть при проведении обучения сотрудников по вопросам комплаенс, однако в международном стандарте, прописано требование, которое является необходимым для обеспечения соответствия требованиям международного антикоррупционного законодательства, а именно — документирование и хранение результатов проведения обучения.
  7. Урегулирование конфликта интересов. Данный элемент системы антикоррупционного комплаенс раскрывается в обоих рассматриваемых документах. В российских методических рекомендациях он представлен в узком смысле, где конфликт интересов обязаны раскрывать только государственные служащие. В международном стандарте конфликт интересов рассматривается в расширительном толковании и потенциально может возникнуть у любого сотрудника экономического субъекта, когда его личная заинтересованность может влиять на выполнении им своих обязанностей.
  8. Внутренний аудит. В обоих документах утверждается, что внутренний аудит экономического субъекта должен осуществлять проверку исполнения контрольных процедур, направленных на противодействие коррупции. В международном стандарте описана подробная процедура проведения внутреннего аудита системы антикоррупционного комплаенс, в то время как в российских методических рекомендациях фактически представлены только индикаторы неправомерных действий, на которые внутренние аудиторы должны обратить внимание.

Таким образом, в Международном стандарте ISO 37001:2016 «Организация системы антикоррупционного комплаенс» и Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции Минтруда РФ ключевые элементы антикоррупционной комплаенс-системы совпадают. Безусловно, в документах наблюдаются некоторые различия. Так, в Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции Минтруда РФ представлено более подробное описание процесса утверждения антикоррупционной политики, полномочий должностных лиц, ответственных за систему антикоррупционного комплаенс. В Международном стандарте ISO 37001:2016 «Организация системы антикоррупционного комплаенс» содержатся более подробные рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков, внедрению контрольных процедур, проверке контрагентов, урегулированию конфликта интересов и проведения внутреннего аудита. При этом важно отметить, что в международном стандарте содержатся два важных положения, которые обеспечивают соответствие международному антикоррупционному законодательству: во-первых, функциональное подчинение комплаенс-функции высшему руководству и органу управления экономического субъекта, и во-вторых, обязательное документирование результатов прохождения сотрудниками обучения по вопросам противодействия коррупции.

Выше уже были обозначены некоторые различия, которые были выявлены в результате сравнительного анализа Международного стандарта ISO 37001:2016 «Организация системы антикоррупционного комплаенс» и Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции Минтруда РФ, однако данные различия не были принципиальными при построении системы антикоррупционного комплаенс. По результатам сравнительного анализа были выявлены также более существенные отличия в данных документах.

Во-первых, в международном стандарте одним из ключевых элементов системы антикоррупционного комплаенс является реализация принципа «тон сверху». Данный принцип подразумевает активное участие высшего руководства и членов органов управления в реализации системы антикоррупционного комплаенс. В вышеупомянутом документе подробно описаны полномочия высшего руководства и членов органов управления, которые включают предоставление надлежащих ресурсов и полномочий сотрудникам комплаенс-функции, демонстрация нулевой толерантности к любым формам коррупции, мониторинг реализации системы антикоррупционного комплаенс и ознакомление с отчетами по итогам оценки эффективности данной системы и иные. Российские методические рекомендации не содержат положения о вовлеченности членов органов управления в систему антикоррупционного комплаенс и подробно не описывают роль высшего руководства в реализации данной системы.

Во-вторых, наряду с проверкой контрагентов в международном стандарте описана процедура проверки кандидата при приеме на работу или сотрудника при его переводе, так как подобные действия связаны с наличием повышенных коррупционных рисков, в том числе риска возникновения конфликта интересов. Ввиду того, что российские методические рекомендации определяют конфликт интересов только в отношении государственных служащих, то соответственно, проверка кандидатов при найме на работу или сотрудников при переводе не предусмотрена в рамках реализации системы антикоррупционного комплаенс.

В-третьих, международный стандарт содержит более подробные процедуры в части внедрения контрольных процедур в таких направлениях деятельности экономического субъекта, как дарение и получение деловых подарков, представительских расходов, организация представительских мероприятий, участие в благотворительных и спонсорских проектах. Это обусловлено тем, что международное антикоррупционное законодательство устанавливает жесткие требования к данным направлениям, так как они связаны с повышенными коррупционными рисками. В связи с тем, что ст.575 Гражданского Кодекса РФ устанавливает только требование к стоимости подарков, вручаемых государственным служащим [1], то соответственно, данные контрольные процедуры подробно не раскрыты в российских методических рекомендациях.

В-четвертых, в отличие от международного стандарта, в российских методических рекомендациях не содержится положение о внедрении в экономическом субъекте «горячей линии», то есть каналов информирования сотрудниками и третьими лицами должностных лиц экономического субъекта о возможных фактах коррупции и неэтичного ведения бизнеса. Согласно результатам международного исследования корпоративного мошенничества, проведенного в 2016 году Ассоциацией сертифицированных специалистов по расследованию хищений, почти 40 % всех нарушений, в том числе коррупционных, было выявлено и расследовано после получения соответствующей информации по каналам «горячей линии» от сотрудников [7]. Следовательно, «горячая линия» — один из самых эффективных способов выявления коррупционных нарушений.

Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции Минтруда РФ также содержат дополнительные процедуры для реализации системы антикоррупционного комплаенс, которые не были раскрыты в международном стандарте. К ним относятся, во-первых, взаимодействие в государственными органами, которые осуществляют в отношении экономического субъекта контрольно-надзорные функции, в части ограничения дарения деловых подарков и обязательного раскрытия конфликта интересов, и содействие правоохранительным органам при проведении расследований. Российские методические рекомендации. Во-вторых, российские методические рекомендации поощряют участие экономических субъектов в коллективных инициативах по противодействию коррупции, в частности, присоединение к Антикоррупционной хартии российского бизнеса и включение в договоры антикоррупционной оговорки. В дополнение к участию в инициативах по противодействию коррупции некоторые авторы, например Кеворкова Ж. А., Халибеков А.Г считают целесообразным привлекать к антикоррупционной деятельности общественные организации [4].

Таким образом, обзор двух документов, содержащих рекомендации по организации системы комплаенс, а именно — Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции Минтруда РФ и Международного стандарта ISO 37001:2016 «Организация системы антикоррупционного комплаенс», показал, что в целом антикоррупционная комплаенс-система состоит из восьми элементов: оценка коррупционных рисков, антикоррупционная политика, комплаенс-функция, внедрение антикоррупционных контролей, проверка контрагентов, урегулирование конфликта интересов, обучение сотрудников и внутренний аудит. При этом российские методические рекомендации не содержат такой важный и эффективный инструмент выявления любых нарушений в экономическом субъекте как «горячая линия». Анализ документов также показал, организация системы антикоррупционного комплаенс в соответствии с российскими методическими рекомендациями обеспечит экономическому субъекту выполнение требований российского антикоррупционного законодательства, но не всегда — международного. А в связи с тем, что международное антикоррупционное законодательство, в частности FCPA и UKBA, носят экстерриториальный характер, а их нормы сформулированы таким образом, что фактически распространяются на большинство российских экономических субъектов (например, если экономический субъект размещает акции в США или Великобритании, устанавливает деловые отношения с контрагентами вышеперечисленных стран или в числе акционеров/высшего руководства есть резиденты США или Великобритании и другие показатели делового присутствия в данных странах), то экономическим субъектам рекомендуется внедрять систему антикоррупционного комплаенс в соответствии с Международным стандартом ISO 37001:2016 «Организация системы антикоррупционного комплаенс». Это позволит экономическим субъектам в наибольшей степени минимизировать риск привлечения к ответственности за возможные коррупционные нарушения.

Литература:

  1. Гражданский кодекс РФ (ред. от 07.02.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/b1a993705399bf4cbb20df769e04d055c4d1f17a/ (дата обращения 24.03.2017)
  2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ 8d84ba0cd0bfdc5f27fe88bbbd379be910a28b17/ (дата обращения 24.03.2017)
  3. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.) URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/employment/26 (дата обращения 24.03.2017)
  4. Кеворкова Ж. А., Халибеков А. Г. Основные тенденции усиления контрольной деятельности КСО в сфере противодействия коррупции // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 460–463.
  5. ISO 19600:2014 Preview Compliance management systems -- Guidelines // International Organization for Standardization. URL: https://www.iso.org/standard/62342.html (дата обращения: 15.02.2017).
  6. ISO 37001:2016 «Anti-bribery management systems» // International Organization for Standardization. URL: https://www.iso.org/standard/65034.html (дата обращения 15.02.2017)
  7. Report to the Nations on Occupational Fraud and Abuse. 2016 Global Fraud Study. URL: https://www.acfe.com/rttn2016/docs/2016-report-to-the-nations.pdf (дата обращения 20.03.2017).
  8. SEC Charges Siemens AG for Engaging in Worldwide Bribery// U. S. Securities and Exchange Commission. URL: https://www.sec.gov/news/press/2008/2008–294.html (дата обращения 01.03.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): международный стандарт, ISO, противодействие коррупции, экономический субъект, организация системы, рекомендация, принятие организациями, РФ, антикоррупционная политика, высшее руководство.


Ключевые слова

комплаенс, противодействие коррупции, система антикоррупционного комплаенс, контрольные процедуры комплаенс

Похожие статьи

Международное сотрудничество в области противодействия...

Международное сотрудничество в области противодействия коррупции. Автор: Ямгурчина Айгуль Ильшатовна.

В результате его принятия была сформирована «Антикоррупционная инициатива Пакта стабильности» представляющая собой систему обоюдной экспертизы для...

Государственный финансовый контроль как инструмент...

В составе организаций, которые усиленно влияют на правовую и экономическую политику, стоит отметить ОЭСР

Международное сотрудничество в области противодействия коррупции. Финансовый контроль в системе силовых структур Российской Федерации.

Государственный финансовый контроль как инструмент...

Ключевые слова: коррупция, финансовый контроль, антикоррупционные меры, Счетная палата.

Что касается мер противодействия коррупции, то они предполагают порядок организации и

В соответствии с международными стандартами организация контроля...

Антикоррупционный аудит как механизм борьбы с коррупцией

Ключевая роль в противодействии коррупционным нарушениям и мошенничеству принадлежит внутреннему аудиту в организации, а именно — антикоррупционному аудиту.

Несовершенство системы внутреннего контроля в организации, рептильность высшего...

Правовые основы антикоррупционной политики России

В сфере местного самоуправления антикоррупционная политика должна охватывать должностных лиц органов и организаций системы местного

Правомерна постановка вопроса о выработке антикоррупционной политики дифференцирующей сферы коррупции и...

Антикоррупционный комплаенс как необходимое условие...

Антикоррупционный комплаенс получил дальнейшее развитие в 2013 году, когда Методическими рекомендациями Министерства труда РФ были установлены основные принципы противодействия коррупции в организации

Практика и проблемы внедрения антикоррупционных...

Ключевые слова. коррупция, государственная политика в области противодействия коррупции, правовой статус государственного гражданского служащего, антикоррупционные стандарты, система запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, субъект Российской...

Проблемы имплементации норм международного права в сфере...

В статье раскрываются понятие и сущность коррупции в системе государственного

‒ разработка единой эффективной политики государства для противодействия

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003 г. http...

Административно-правовые механизмы противодействия...

Взаимодействие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с образовательными организациями как фактор противодействия коррупции. Некоторые проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы.

Похожие статьи

Международное сотрудничество в области противодействия...

Международное сотрудничество в области противодействия коррупции. Автор: Ямгурчина Айгуль Ильшатовна.

В результате его принятия была сформирована «Антикоррупционная инициатива Пакта стабильности» представляющая собой систему обоюдной экспертизы для...

Государственный финансовый контроль как инструмент...

В составе организаций, которые усиленно влияют на правовую и экономическую политику, стоит отметить ОЭСР

Международное сотрудничество в области противодействия коррупции. Финансовый контроль в системе силовых структур Российской Федерации.

Государственный финансовый контроль как инструмент...

Ключевые слова: коррупция, финансовый контроль, антикоррупционные меры, Счетная палата.

Что касается мер противодействия коррупции, то они предполагают порядок организации и

В соответствии с международными стандартами организация контроля...

Антикоррупционный аудит как механизм борьбы с коррупцией

Ключевая роль в противодействии коррупционным нарушениям и мошенничеству принадлежит внутреннему аудиту в организации, а именно — антикоррупционному аудиту.

Несовершенство системы внутреннего контроля в организации, рептильность высшего...

Правовые основы антикоррупционной политики России

В сфере местного самоуправления антикоррупционная политика должна охватывать должностных лиц органов и организаций системы местного

Правомерна постановка вопроса о выработке антикоррупционной политики дифференцирующей сферы коррупции и...

Антикоррупционный комплаенс как необходимое условие...

Антикоррупционный комплаенс получил дальнейшее развитие в 2013 году, когда Методическими рекомендациями Министерства труда РФ были установлены основные принципы противодействия коррупции в организации

Практика и проблемы внедрения антикоррупционных...

Ключевые слова. коррупция, государственная политика в области противодействия коррупции, правовой статус государственного гражданского служащего, антикоррупционные стандарты, система запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, субъект Российской...

Проблемы имплементации норм международного права в сфере...

В статье раскрываются понятие и сущность коррупции в системе государственного

‒ разработка единой эффективной политики государства для противодействия

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003 г. http...

Административно-правовые механизмы противодействия...

Взаимодействие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с образовательными организациями как фактор противодействия коррупции. Некоторые проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы.

Задать вопрос