Пути повышения эффективности расходов государственного бюджета в области социальной сферы в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 05.04.2017

Статья просмотрена: 840 раз

Библиографическое описание:

Исмаилова, Н. К. Пути повышения эффективности расходов государственного бюджета в области социальной сферы в современных условиях / Н. К. Исмаилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 283-286. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41224/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье рассмотрены сущность социальной сферы, развитие социальных услуг, динамика изменений расходов государственного бюджета Республики Узбекистан на социальную сферу за 2014-2016 годы, а также состав расходов социальной сферы и динамика их изменений, исследованы пути повышения эффективности расходов социальной сферы.

Ключевые слова: социальная сфера, человеческий капитал, социальные услуги, расходы социальной сферы, структура социальной сферы, социальная поддержка населения, рост населения, уровень жизни

The paper describes the essence of the social sphere, the development of social services, the dynamics of changes in expenditure of the state budget of the Republic of Uzbekistan on social services for 2014-2016 years, as well as the structure of social spending and the dynamics of its changes. In addition, ways to improve the efficiency of social spending are given.

Keywords: social services, human capital, social costs, social structure, social support of the population, population growth, living standards

Жизненный уровень населения выражается в обеспеченности необходимыми для жизни материальными и духовными благами и уровнем удовлетворения потребностей людей в этих благах. Несомненно, социально-экономическое развитие нашей страны тесно связано с улучшением благосостояния жизни населения. На сегодняшний день в этом направлении со стороны правительства разработан ряд законов, постановлений, решений, положений и других нормативных документов, и все они станут основой для социальной поддержки населения нашей страны, предоставления услуг в создаваемых для них объектах социальной инфраструктуры. Известно, что при оказании социальной поддержки населению на местах, развитии социальных отраслей и обеспечении их средствами приобретает важное значение финансовой устойчивости бюджетной системы государства. Однако, эффективное использование бюджетных средств и их целевое использование считается основным критерием.

Как отмечал, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год «…Сегодня рядом с нами нет дорогого для всех нас Ислама Абдуганиевича Каримова. Однако мы в своей деятельности всегда опираемся на разработанные нашим Первым Президентом стратегические принципы реализации собственной «узбекской модели» развития и создания современной государственности. Эти принципы являются прочным фундаментом дальнейшего обеспечения политических, экономических и социальных преобразований в Узбекистане» [4].

Экономическо-социальные реформы, которые осуществляются в нашей Республике, не являются просто целью, они проводятся для человека, для благосостояния жизни населения, для создания условий для осуществления их интересов и потребностей.

Развитие социальных услуг состоит из направления инвестиций человеческим капиталам и расширения производственного и духовного потенциала человека. Социальные услуги финансируются в качестве социальной помощи за счет налоговых поступлений, но не считаются спонсорскими мерами. Так как, со временем эти расходы будут покрыты со стороны граждан, пользовавшихся бесплатными и льготными услугами.

Расходы государства направленные на развитие социальной сферы содействуют повышению экономического потенциала общества, так как касающиеся интересов всех слоев общества результаты экономической деятельности, осуществляемой государством, реализуются через социальную сферу. В состав расходов социальной сферы и социальной поддержки населения входят образование, здравоохранение, культура и спорт, наука, социальное обеспечение, покрытие за счет бюджета ценовой разницы услуг, которые имеют социальную значимость для населения и социальные пособия для семей.

Особой чертой расходов государственного бюджета Республики Узбекистан, в отличие от других государств, является их социальной направленности.

Расходы Государственного бюджета (без государственных целевых фондов) в 2015 году составили 21,2 % к ВВП, что на уровне аналогичного периода прошлых лет.

Рис. 1. Динамика состава расходов на социальную сферу и социальную поддержку населения государственного бюджета Республики Узбекистан за 2014-2016 гг., в %[1]

Из данных рисунка видно, что в последние годы объем расходов государственного бюджета, направленных на развитие социальных сфер и повышение благосостояния населения растут. Расходы бюджета этой категории имеют не только социальную, но и экономическую значимость. Они служат материальной базой осуществления гарантированных Конституцией Республики Узбекистан социальных прав граждан и, в свою очередь, посредственно влияя на социальное производство, выполняет функции улучшения качественного состава трудовых ресурсов, создания условий для повышения производительности труда на основе использования достижений науки, ускорения развития науки и техники.

По данным рисунка можно увидеть, что на социальную сферу в 2014 году потратили 18 490,8 млрд. сум, и это 58,84 % от общих расходов бюджета, что показывает социальную ориентированность государственного бюджета. За 2015 год эти расходы увеличились до 21 304,6 млрд. сум, а в процентах 58,71 %. Прогноз на 2016 год 25 299,3 млрд. сум- 59,22 %. Из данных видно, что было намечено направление основной части расходов государственного бюджета на 2016 год, в частности на расходы просветительства 33,75 %, здравоохранения 14,05 %. Очевидно, что основное направление расходов государственного бюджета будет направлено на сферы, связанные с социальной политикой страны.

Размер финансовых средств, направляемых в социальную сферу, должен покрывать расходы, связанные с решением социальных проблем в качестве важного фактора простого воспроизводства.

В этом контексте важно отметить, что из года в год растет численность населения в Республике Узбекистан. На 2016 год в Республике Узбекистан численность населения составляет 31575000 человек [13]. Уровень рождаемости считается одной из основных факторов данного роста.

Однако, рост численности населения порождает определенную ответственность по обеспечению достойного уровня жизни. Главное в этом заключается в наличии рабочего места и достаточного размера дохода. Согласно этому, для любого государства, идущего по пути социально ориентированного развития, считается важным решение проблемы занятости трудовой силы.

Следует отметить, что обеспечение устойчивого экономического развития регионов нашей страны является одним из важных направлений экономической политики проводимой в Узбекистане. Развитие регионов с социально-экономической стороны, улучшение условий жизни тоже непосредственно связано с их экономическим развитием. В связи с тем, что экономика государства составляет одну целую систему состоящую из регионов, обеспечение развития в каждой её области создаёт основу для непрерывного развития нашего государства.

В процессе исследования мы посчитали необходимым разработать следующую систему предложений по повышению эффективности расходов социальной сферы государственного бюджета:

Во-первых, необходимо перевести зависимые организации, расходы которых оплачиваются из местного бюджета, в разряд организаций, зарабатывающих средства самостоятельно, усовершенствовать оказание платных услуг в организациях, осуществляющих свою деятельность в социальной сфере опираясь только на государственные средства. Например, в относящихся к народному образованию школах и дошкольных учреждениях, расширить объем платных услуг; в относящихся к системе здравоохранения учреждениях, необходимо вводить постепенный переход на платную систему лечения, а вырученные с этого средства направить на укрепление материально-технической базы этих сфер и поощрение квалифицированных специалистов. На основе этого можно добиться сокращения выделенных из бюджета средств;

Во-вторых, увеличение средств, вырученных с разумного использования имуществом, аренды. Например, разработать систему выручки средств с аренды пустующих после занятий спортзалов и актовых залов в школах. Таким способом возможно создание базы дополнительного дохода для частичного покрытия собственных расходов;

В-третьих, в целях укрепления бюджетной дисциплины, одним из главных условий эффективного и разумного использования бюджетных средств является строгое соблюдение норм контроля расходов в режиме экономии. Для этого необходимо постепенно сократить все виды расходов, помимо тех, что идут на финансирование социальных и социально-культурных мероприятий, а также прекратить практику включения дополнительных расходов в отчеты в качестве дебиторских и кредиторских долгов;

В-четвёртых, увеличить эффективность расходов бюджетных средств через введение принципов планирования направленного на результат бюджетирования. Например, кардинальное изменение системы выплаты заработных плат и премий врачам и другим медработникам. Механизм этих выплат должен быть напрямую связан со сложностью выполняемой работы и качеством оказываемого медицинского обслуживания. Такие нормы должны полсужить повышению качества оказываемых населению медицинских услуг;

В-пятых, не увеличивать без оснований количество мест в лечебно-стационарных учреждениях, не уменьшать количество имеющихся, не уменьшать срок лечения пациента путем использования высокотехнологичных методов, снижать цены на лечение в стационаре, направлять свободные средства на техническое и технологическое оснащение имеющихся мест, материальное поощрение работников, а также мобилизовать на первичные нужды здравоохранения;

В-шестых, необходимо ввсети систему обязательного медицинского страхования в здравоохранении.

В-седьмых, на сегодняшний день переход на систему финансирования, основанную на базовых нормах, распространился на основные объекты социальной сферы по всей республике, однако, на местах наблюдается нехватка кадров, хорошо разбирающихся в преимуществах данной системы и принципах ее работы. Эта ситуация требует пересмотра учебных программ высших и средне специальных учебных заведений, готовящих специалистов для это сферы и модернизации в соответствии с требованиями времени;

Мы надеемся, что приведенные выше выводы и предложения в будущем дадут свои результаты в улучшении социально-экономического положения страны, повышении эффективности и оптимизации использования расходов социальной сферы.

Литература:

1. Конституция Республики Узбекистан. – Т.: Узбекистон, 2012.

2. «Бюджетный кодекс Республики Узбекистан» от 26.12.2013 г. за № ЗРУ-360.

3. Постановление Президента Республики Узбекистан № 2455 от 22 декабря 2015г. «О прогнозе основных макроэкономических показателей государственного бюджета Республики Узбекистан на 2016год».

4. Ш. М. Мирзиёев. Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя: Доклад Президента Республики Узбекистан на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год. www prezident.uz

5. Срожиддинова З. Х. Бюджетная система: учебник. — Ташкент. — Издательство «infoCOM.UZ», 2010, 480 с.

6. Мысляева И. И. Государственные и муниципальные финансы Учебник М: ИНФРА — М, 2013 г. — 393 с.

7. Финансы: Учебник / Под ред. С. И. Лушина, В. А. Слепова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономист, 2012.

8. Информационно-аналитический бюллетень за январь-декабрь 2015 года «Экономика Узбекистана». – Ташкент. – 2016 г. www.review.uz

9. www.uza.uz (Национальное информационное агентство Узбекистана)

10. www.gov.uz (Правительственный портал Республики Узбекистан)

11. www.press-service.uz (Пресс-служба Президента Республики Узбекистан)

12. www.mf.uz (Официальный сайт Министерства финансов Республики Узбекистан)

13. www.stat.uz (Официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике)


[1] Рисунок составлен на основе № ПП-2099 от 25.12.2013 г.; № ПП-2270от 4.12.2014 г.; № ПП-2455от 22.12.2015 г.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная сфера, Узбекистан, государственный бюджет, социальная поддержка населения, государственный бюджет Республики, расход, средство, услуга, разумное использование, создание условий.


Похожие статьи

Роль местных бюджетов в развитии социальной сферы...

Роль местных бюджетов вразвитии социальной сферы вУзбекистане. Юлдашев Аскарали Якубович, кандидат экономических наук, доцент; Зайлиев Акмалжон Ахмадалиевич, магистр, ассистент, преподаватель. Наманганский инженерно-педагогический институт (Узбекистан).

Оценка состава и структуры расходов федерального бюджета на...

В Бюджетном послании на 2011-2013 годы четко обозначены и основные приоритеты бюджетных расходов, главным из которых остается социальная направленность, создание механизмов повышения качества государственных услуг.

Система социальной защиты населения в Узбекистане...

Основные термины (генерируются автоматически): узбекистан, социальная защита населения, социальная защита, мировое экономическое сообщество, высокий уровень

Система социальной защиты населения как объект государственной политики: зарубежный опыт.

Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе...

долгосрочного действия, регулирующими отдельные вопросы бюджетных правоотношений — Законом Республики Узбекистан «О бюджетной системе» [2], «О государственной власти на местах» [2]; ежегодно принимаемыми. — О бюджете на очередной финансовый год.

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

Хотя обеспечение полноценной социальной поддержки населения с помощью увеличения государственных гарантий, должно являться приоритетным направлением деятельности социального государства, которым согласно ст. 7 Конституции...

Рациональное использование бюджетных средств и условие...

− Осуществление непредусмотренных затрат в смете расходов учреждений социальной сферы, неэффективное и неадресное использование бюджетных средств; − Не соблюдение руководителями и должностными лицами штатно сметной дисциплины...

Приоритетные направления развития малого бизнеса и частного...

Источниками финансирования инноваций и инновационной деятельности могут быть Государственный бюджет Республики Узбекистан, собственные средства субъектов инновационной деятельности, инновационные и венчурные фонды, иностранные инвесторы.

Некоторые особенности создания системы социальной защиты...

− высоким уровнем развития базовых услуг в сферах

В то же время, с самого начала своего создания система социальной защиты населения в Узбекистане, как важный элемент рыночной экономики, строилась на следующих основополагающих принципах

Развитие малого бизнеса и предпринимательства в Узбекистане

Пополнение бюджета за счет налогообложения предприятий малого бизнеса и заработной платы работников этих предприятий укрепляет финансовую базу социальной поддержки малоимущего населения.

Похожие статьи

Роль местных бюджетов в развитии социальной сферы...

Роль местных бюджетов вразвитии социальной сферы вУзбекистане. Юлдашев Аскарали Якубович, кандидат экономических наук, доцент; Зайлиев Акмалжон Ахмадалиевич, магистр, ассистент, преподаватель. Наманганский инженерно-педагогический институт (Узбекистан).

Оценка состава и структуры расходов федерального бюджета на...

В Бюджетном послании на 2011-2013 годы четко обозначены и основные приоритеты бюджетных расходов, главным из которых остается социальная направленность, создание механизмов повышения качества государственных услуг.

Система социальной защиты населения в Узбекистане...

Основные термины (генерируются автоматически): узбекистан, социальная защита населения, социальная защита, мировое экономическое сообщество, высокий уровень

Система социальной защиты населения как объект государственной политики: зарубежный опыт.

Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе...

долгосрочного действия, регулирующими отдельные вопросы бюджетных правоотношений — Законом Республики Узбекистан «О бюджетной системе» [2], «О государственной власти на местах» [2]; ежегодно принимаемыми. — О бюджете на очередной финансовый год.

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

Хотя обеспечение полноценной социальной поддержки населения с помощью увеличения государственных гарантий, должно являться приоритетным направлением деятельности социального государства, которым согласно ст. 7 Конституции...

Рациональное использование бюджетных средств и условие...

− Осуществление непредусмотренных затрат в смете расходов учреждений социальной сферы, неэффективное и неадресное использование бюджетных средств; − Не соблюдение руководителями и должностными лицами штатно сметной дисциплины...

Приоритетные направления развития малого бизнеса и частного...

Источниками финансирования инноваций и инновационной деятельности могут быть Государственный бюджет Республики Узбекистан, собственные средства субъектов инновационной деятельности, инновационные и венчурные фонды, иностранные инвесторы.

Некоторые особенности создания системы социальной защиты...

− высоким уровнем развития базовых услуг в сферах

В то же время, с самого начала своего создания система социальной защиты населения в Узбекистане, как важный элемент рыночной экономики, строилась на следующих основополагающих принципах

Развитие малого бизнеса и предпринимательства в Узбекистане

Пополнение бюджета за счет налогообложения предприятий малого бизнеса и заработной платы работников этих предприятий укрепляет финансовую базу социальной поддержки малоимущего населения.

Задать вопрос