Применение интерактивного общения в системе «педагог — ученик» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Ходжахонова, К. Х. Применение интерактивного общения в системе «педагог — ученик» / К. Х. Ходжахонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 617-619. — URL: https://moluch.ru/archive/147/39830/ (дата обращения: 18.04.2024).



Ключевые слова: педагог — ученик, интерактивно, факты, подход, студент, эффект, система.

Одной из приоритетных задач современного общества является забота о подрастающем поколении, воспитании здорового, духовно-богатого и всесторонне развитого поколения. Решением этой задачи занимаются ученые, практики различных областей наук ‑ педагогики, психологии, медицины (Бреслав Г. М., Парыгин Б. Д., Аракелова Г. Г., Кракасовский А. П., Эльконин Д. Б., Драгунова Т. В., Суннатова Р. И. ). Воспитание современного поколения должно опираться на конкретные, проверенные и обоснованные факты, которые раскрывают возрастную динамику психического развития лиц юношеского возраста. Известно, что студенты со стороны педагогов высшей школы характеризуется неоднозначно. Юношеский возраст ‑ это, как правило, возраст конфликтов и сложностей, связанных с проблемами самоопределения. Проблема взаимодействия студента и педагога (лектора, наставника, куратора) всегда была и остаётся актуальной.

Она будет существовать до тех пор, пока преподаватели вуза не найдут конструктивный подход в отношении к студенту. Основу подхода может составить адекватно выбранный взрослым стиль взаимодействия и основанный на знании возрастной и индивидуальной психологии лиц юношеского возраста. В период личностного самоопределения происходит ряд психологических преобразований: увеличивается потребность в общении со сверстниками противоположного пола, повышается стремление к независимости, к уважительному и серьезному отношению со стороны взрослых к его личной жизни и правам, растет потребность в освоении «взрослого» поведения, развивается самосознание, которое остаётся уязвимым, ‑ и всё это на фоне лабильности эмоциональной сферы.

Такие, пусть даже кратковременные проявления нестабильности эмоциональной сферы, как повышенная раздражительность, склонность к депрессии, обидчивость на фоне частой смены настроения, затрудняют взаимодействие с юношей или девушкой.

Для того чтобы эффективно осуществлять учебно-воспитательный процесс в высшей школе, от взрослого требуется не только понимание происходящего, чуткость и забота по отношению к личности, но и умение выбрать конструктивный стиль взаимодействия с ним. Стиль общения не только влияет, но и определяет характер отношений взрослого и подростка. В психологии различают следующие стили общения: авторитарно-диктаторский, презрительно-унижающий, диктатно-отстраненный, непоследовательно-предвзятый, скандальный, общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение на основе дружеского расположения, общение-заигрывание и общение-устрашение. Остановимся на характеристике каждого из стилей общения и постараемся определить влияние их на изменение взаимоотношений в системе «педагог – студент».

  1. Авторитарно-диктаторский выражается в стремление подавить инициативу и самостоятельность.
  2. Презрительно-унижающий выражается в проявлении недоверия, неуважения.
  3. Диктатно-отстранённый выражается в формальном донесение информации, неумение устанавливать тёплые эмоциональные отношения.
  4. Непоследовательно-предвзятый выражается в избирательности отношения к студенту, несправедливости в оценке действий, противопоставление другим, высмеивание неудач.
  5. Скандальный – несдержанность, крик без повода.

Все эти стили непосредственно влияют на изменение характера взаимоотношений педагога и студента, что оказывает негативное влияние на формирование личности в целом. Непонимание педагога внутреннего мира обучающихся, их ложные, а порой примитивные представления о переживаниях подростка, мотивах его тех или иных поступков, стремлений, ценностей, игнорирование индивидуальной и возрастной спецификой развития становится причиной деструктивных нарушений во взаимоотношениях. Впоследствии конфликтов студент теряет мотивацию к обучению и стремление к овладению профессией.

По мнению психологов (А. А. Бодалев, Л. И. Криволап), любое неблагоприятное изменение в поведении ребёнка возникает не вдруг, а в связи с отсутствием гибкости взрослых в процессе общения. Было установлено, что существует довольно устойчивая зависимость между манерой поведения, которую позволяет педагог в общении с учащимися, и характером переживаний, которые возникают при этом у них. Следовательно, одной из причин формального отношения к обучению в некоторых случаях является нежелание педагога видеть личность студента и его неумение выбрать конструктивный стиль общения с ним. Известно, что у преподавателей нечутких по отношению к студенту, не уважающих его достоинство, не умеющих слушать, делающих замечания в присутствии товарищей, виновником конфликтов всегда признаётся последний. Обвиняющая позиция преподавателя в определённый период может привести к внешнему «психологическому смирению» и вынужденному принятию им навязываемых отношений послушания. Но подросток не может долго занимать такую позицию в силу возрастных особенностей, которые заключаются в том, что период его взросления сопровождается развитием естественной потребности в самоутверждении и активном формировании образа «Я». Конфликт между внутренними потребностями и невозможностью их удовлетворения приводит к торможению личностного развития младшего подростка, которое выражается в снижение самооценки, возникновении деструктивных переживаний агрессии, обиды.

Это негативно отражается на процессе социализации и формировании профессиональной Я-концепции, что нередко становится причиной его «психологического бунтарства» (немотивированность поступков, демонстративная грубость, постоянные конфликты, агрессивность, трудности в общении). Все это свидетельствует о наличии адаптации, которая выражается в снижении успеваемости, замыкание в себе, невозможности удовлетворения ведущих возрастных потребностей, неприятие себя и других. Адаптация подростков возникает вследствие их неудачной социализации.

Социализация ‑ сложный процесс, своеобразие которого состоит в том, что студент включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции, осваивая новые механизмы, способствующие развитию его социальной адаптированной личности. Это проявляется в том, что подросток должен научиться устанавливать отношения не с одним, а со многими людьми (учителями, родителями, сверстниками), учитывать особенности их личности и их требования по отношению к себе. Иначе говоря, подросток учится быть социально активным, и здесь без поддержки и помощи взрослого ему не обойтись. Для этого можно порекомендовать педагогу освоение так называемого «стиля общения на основе дружеского расположения», выражающегося в стремлении учителя к сотрудничеству. Основой данного стиля является личностно ориентированный подход (К. Роджерс, А. Белкин), который способствует созданию условий для развития личности подростка через освоение способов познания своего поведения, осознание сложностей общения, осознание себя, познание своего внутреннего мира, а также налаживание взаимоотношений с окружающими его людьми. Личностно ориентированный подход

(А. Белкин, 1990) подразумевает наличие двухстороннего эмоционально-положительного контакта в системе «учитель ‑ ученик». При этом учитель (личность) и ученик (личность) со своими интересами, потребностями, индивидуальными особенностями. Основой этих отношений является принятие, доверие и уважение. Освоение этого подхода ‑ задача нелегкая, но весьма полезная и интересная. Используя этот подход на практике, преподаватель может развить в себе такие стили общения, как общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и общение на основе дружеского расположения.

Взрослым, вступающим во взаимоотношения с подростками для освоения личностно центрированного подхода, понадобится развить в себе способности, определяющие эффективность общения, такие как способность понимать и прогнозировать поведение обучающегося в различных ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния по невербальной и вербальной экспрессии. Это ещё раз свидетельствует о необходимости постоянной работы педагога над своим профессиональным и личностным ростом.

Эффективное общение, способствует адекватности выбора стиля взаимодействия, что позволит взрослому создать оптимальные условия для личностного роста подростка и тем самым способствовать успешности профилактики и преодолению проблем кризиса юношеского максимализма.

Литература

  1. Ўзбeкистoн Рeспубликaси “Тaълим тўғрисидa”ги қoнуни. Т. 1997 й.
  2. Юсупов Е. Фалсафа(дарслик). Т.: 1999 й.
  3. Ғaйбуллaeв Н. вa бoшқ. “Пeдaгoгикa”. Т. Ўқитувчи 2002 й.
Основные термины (генерируются автоматически): основе дружеского, основе дружеского расположения, лиц юношеского возраста, увлеченности совместной творческой, совместной творческой деятельностью, основе увлеченности совместной, конструктивный стиль общения, Применение интерактивного общения, осознание сложностей общения, ориентированный подход, системе «педагог, эмоциональной сферы, стиль взаимодействия, конструктивный стиль взаимодействия, стилей общения, Стиль общения, развития личности подростка, характера взаимоотношений педагога, процессе общения, Непонимание педагога внутреннего.


Ключевые слова

система, студент, факты, эффект, подход, педагог — ученик, интерактивно

Похожие статьи

Задать вопрос