Проблематика создания туристско ориентированных географических информационных систем в Крыму | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 25.02.2017

Статья просмотрена: 304 раза

Библиографическое описание:

Закаличная, О. В. Проблематика создания туристско ориентированных географических информационных систем в Крыму / О. В. Закаличная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40048/ (дата обращения: 19.04.2024).



Совокупность социально-экономических, культурно-исторических и природных ресурсов в пределах Крымского полуострова, придают ему огромную привлекательность для отдыха и оздоровления. Что в совокупности позволяет создать уникальные конкурентоспособные туристские предложения. Однако, неравномерное распределение туристического потока, слабо развитая транспортная инфраструктура требуют упорядочения и грамотного управления. С этой целью, в статье рассмотрена проблематика создания и внедрения туристско-ориентированных ГИС в Крыму.

Ключевые слова: геоинформационная система, визуализация, туристско ориентированные ГИС, кластер

При исследовании туристического потенциала региона в первую очередь необходимо обработать большое количество разноплановой информации. Огромное место в решении данной задачи занимают Географические информационные системы (далее — ГИС). Которые с каждым годом становятся информационно насыщенными и охватывают все больше сфер общественной жизни и производства. Такие системы позволяют массово обслуживать клиентов, предоставляя всю необходимую актуальную информацию, путем подключения к всемирной сети «Интернет». В ГИС используют операции, что и при работе с базами данных: «запрос» и «статистический анализ», подкрепленные полной визуализацией и пространственным анализом карт. Геоинформационная система представлена совокупностью графических и атрибутивных данных, непосредственно описывающих их взаимосвязь. Основным методом при оценке туристского потенциала региона является картографический, позволяющий проводить пространственный анализ и оценку ресурсов территории [4, c.150].

Постепенно завоевывая российский рынок, геоинформационные системы, позволяют брать за основу уже существующую карту и дополнять ее необходимой информацией, т. е. атрибутами. Способы представления атрибутивной информации могут быть различными: числовые значения, описание характеристик, таблицы, фотографии, видеозаписи или аудиозаписи. Геоинформационные системы можно использовать в любых отраслях народного хозяйства, где требуется пространственная привязка, в том числе и в туризме. Таким образом, с целью создания и поддержки актуальности, данных туристско-ориентированных ГИС, необходимо добиться заинтересованности всех сторон, и заручиться неоспоримой финансовой и законодательной поддержкой государства.

Как известно, ранее были разработаны подобные системы для Москвы и Санкт-Петербурга, представляющие собой всего лишь электронную карту, без привязки по времени. Например, c целью упорядочения рекреационной и экологической нагрузки на пригородную территорию Нижнего Новгорода был разработан проект эксплуатации пригородных зон, в основе которого положена географическая информационная система [1, c.102]. Следует отметить, что в мире достаточно развиты туристско-ориентированные ГИС, примером может послужить сайт «Вечерний Лондон», который выполнен при поддержке компании ESRI, здесь опубликована актуальная на сегодняшний день информация о мероприятиях.

Огромное влияние на развитие туристской сферы крымского региона должна оказать полноценная ГИС, включающая актуальные характеристики курортов (расположение объектов здравоохранения и отдыха, фотографии, предоставляемые услуги, время работы, местоположение, культурно-массовые мероприятия, экскурсионное обслуживание, другие объекты и услуги). Такие системы могут использоваться как при изучении потенциала отдельного региона, так и локального туристического объекта, к примеру, город Балаклава или Мойнакское озеро (г. Евпатория). Вся атрибутивная информация должна быть структурирована по тематическим блокам, позволяющим развивать конкретные виды туристско-рекреационной деятельности в подрайонах, так называемых кластерах. В соответствии с федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г»., предусматривается создание 5 туристско-рекреационных кластеров:

  1. «Детский отдых и оздоровление», в основу которого положено создание инфраструктуры центра семейного оздоровления (г. Евпатория);
  2. «Лечебно-оздоровительный отдых» (г. Саки);
  3. Кластер «Чокракский» (Ленинский район, пос. Курортное) планируется развивать как бальнеологический лечебно-оздоровительный комплекс;
  4. Кластер «Черноморский», как центр археологического и экстремального туризма;
  5. Кластер «Коктебель», как центр активных видов туризма.

Используя инструменты ГИС появится возможность осуществить перераспределение туристического потока отдыхающих между территориями всего Крыма и снизить рекреационную нагрузку на популярный среди туристов Южный берег Крыма (табл.1). Кластерная система ведения туристско-ориентированной ГИС, в свою очередь произведет упорядочение объектов размещения, оздоровления и отдыха.

Таблица 1

Распределение туристического потока по регионам Крыма

Туристские регионы Крыма

2016

2015

2014

тыс.чел.

%

тыс.чел.

%

тыс.чел.

%

Южный берег Крыма

2591,7

46,5

2712,8

59

2506,4

65

Западное побережье

1727,8

31

827,6

18

925,4

24

Восточное побережье

1003,2

18

781,6

17

231,4

6

Центральный и Сев.Крым

250,8

4,5

275,8

6

192,8

5

Итого:

5573,5

-

4597,8

-

3856,0

-

В туристско-ориентированной ГИС следует применить «модули», настроенные на посетителей, научных сотрудников и управленческий персонал. В первом случае, ГИС должна быть информационно-справочной системой, так называемый «Электронный гид». Во втором случае, модуль является банком данных, аккумулирующим все сведения о произведенных ранее исследованиях, с последующей систематизацией и анализом специализированных исследований [2, c. 3].

Атрибутивная информация ГИС включает разнообразные справочные данные о достопримечательностях, туристической инфраструктуре. Для формирования такой обширной базы данных необходимо произвести сбор информации из различных официальных источников. Такой материал должен отвечать требованиям достоверности и актуальности, чего можно достичь путем непрерывного мониторинга в пределах конкретного региона. [3, c.43]

Примером туристско-ориентированного ГИС ресурса является Туристический портал Республики Крым [5], требующий постоянного обновления информации, её корректировки и наполнения новыми базами данных (рис.1).

Отраженный на портале Интерактивный перечень доступных пляжей, находящихся в надлежащем состоянии — это первый шаг на пути создания туристско-ориентированной ГИС.

Следует учесть, что большое количество информации необходимо структурировать по отдельным слоям. Примером этому служит международная картографическая компания «2ГИС», выпускающая справочники крупных городов и отдельных областей. По опыту данной компании можно сделать вывод, что информационные базы данных, объединенные в слои, позволяют мгновенно отфильтровывать необходимую информацию. На рисунке 2 приведен один из вариантов структуризации слоев, осуществленный компанией «2ГИС». Такая система предполагает определение местоположения и основных характеристик объектов в городе Сочи.

Рис. 1. Интерактивный перечень пляжей на Туристическом портале Крыма

C:\Users\gkgtkk\Desktop\2 копия.gif

Рис. 2. Структурность информации на примере анализа интерактивных карт компании «2ГИС»

С целью создания и внедрения туристско-ориентированной ГИС необходимо комплексное проведение исследований с последующим моделированием в картографическом виде. Возникает проблема нехватки высококвалифицированных специалистов в области геоинформационных технологий. Как следствие — проблема привлечения инвестиций.

Отсутствие каких-либо конкретных указаний и рекомендаций со стороны государства, то есть возникает необходимость создания единого центра, контролирующего процесс ведения ГИС. Современная политика Крымского региона не позволяет на должном уровне внедрить в туристскую отрасль инновационные методы информирования отдыхающих даже на местном уровне.

Несмотря на наличие множества проблем в реализации туристско-ориентированной геоинформационной системы, не только в пределах Крымского полуострова, но и на территории России, ГИС остается самой перспективной информационной системой для решения задач туристской отрасли. В настоящее время в сфере туризма и рекреации ГИС нашли свое применение лишь для подготовки туристических карт и другой печатной продукции. Однако для большой части крымской территории, обладающей уникальным природным потенциалом является важным создание интерактивных картографических онлайн ресурсов.

Федеральные программы развития туризма в России, в частности — в Крыму, должны стать основой для формирования единой туристско-информационной ГИС, о которой часто упоминают на экономических форумах. Что позволит структурировать объекты туристического бизнеса, снизит цены на туристические продукты и увеличит конкурентоспособность Крымского региона на национальном рынке.

Литература:

  1. Барлиани, И. Я. Использование геоинформационных систем в туристическом бизнесе [Текст] / И. Я. Барлиани // Интерэкспо Гео — Сибирь, 2015. № 1 С.103– 107.
  2. Вишневская, Е. В. Актуальные проблемы использования ГИС в развитии регионального туризма Белгородской области [Текст] / Е. В. Вишневская, И. В. Богомазова, М. И. Литвинова // Фундаментальные исследования, 2012. — № 3–0 С.177–180.
  3. Данилов, В. А. Структура и особенности функционирования ГИС — национальный парк (на примере «ГИС — национальный парк «Хвалынский») [Текст] / В. А. Данилов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Науки о земле. — Саратов, 2010. № 1 том 10 С.41– 47.
  4. Ушакова, Е. О. Геоинформационное обеспечение управления туристско-рекреационным потенциалом регионов [Текст] / Е. О. Ушакова // Интерэкспо Гео-Сибирь, 2012. № — 2. С.149–153.
  5. Интерактивный перечень пляжей Республики Крым // Туристический портал Республики Крым // http://map.visitcrimea.guide/ (дата обращения 23.02.2017 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): Крым, атрибутивная информация, Крымский регион, ESRI, геоинформационная система, евпатория, Крымский полуостров, необходимая информация, туристический поток, туристская отрасль.


Ключевые слова

кластер, визуализация, геоинформационная система, туристско ориентированные ГИС

Похожие статьи

Современное состояние и перспективы развития туристского...

Полезная информация. Спецвыпуски. Как опубликовать статью.

Почти 90 % туристских предприятий сосредоточено в пяти крымских городах

Таким образом, основные проблемы туристской отрасли Крыма можно систематизировать следующим образом

Анализ прогнозирования продвижения туристской дестинации...

Ключевые слова: инвестиции, Республика Крым, туризм, туристская дестинация

Есть все основания утверждать, что Крым — самый выгодный регион для инвестирования.

Близость к международным рынкам, транзитные возможности крымского полуострова, максимально...

Рекреационный потенциал Республики Крым | Статья в журнале...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Крымский полуостров соединяется с Русской равниной на севере узким (8 км) Перекопским перешейком, являющимся крайней северной точкой и удалён от мыса Сарыч (крайней южной) на 207 км. У Крыма два полуострова: на...

Формирование туристско-рекреационного кластера в Республике...

Полезная информация.

Крым имеет большой выбор и природных, и культурных туристских ресурсов, что делает туризм одним из самых перспективных и доходных отраслей экономики в регионе.

Брендинг территории (на примере Республики Крым)

Полезная информация.

Построение имиджа региона, его развитие, как туристического продукта, является важнейшей составляющей его процветания и социально-экономического развития.

Туристско-рекреационные кластеры как синергия будущего Республики Крым.

Основные показатели развития санаторно-курортного комплекса...

После присоединения Крымского полуострова к Российской Федерации в 2014 году на данной территории стали активно внедряться государственные

Для привлечения инвестиционных потоков в развитие санаторно-курортного дела данных регионов необходимо повысить...

Перспективы и проблемы развития индустрии гостеприимства...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Ключевые слова: туризм, туристская отрасль, индустрия гостеприимства, анализ туристской деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): крым, туристская деятельность, услуга, поток туристов...

Туристско-рекреационные кластеры как синергия будущего...

Ключевые слова: Республика Крым, туризм, туристско-рекреационный кластер, экономика.

По информации центра инвестиций на 2016 год находилось порядка 92 проекта на

Помимо финансовых средств необходимыми факторами успешного развития региона...

Решение проблем водообеспечения Северного Крыма

Полезная информация.

Украина перекрыла Северо-Крымский канал, подающий на полуостров пресную воду, тем самым создав дефицит

Несмотря на всю привлекательность, реализовать проект опреснения на данный момент предприятия химической отрасли не могут...

Современное состояние и перспективы развития туристского...

Полезная информация. Спецвыпуски. Как опубликовать статью.

Почти 90 % туристских предприятий сосредоточено в пяти крымских городах

Таким образом, основные проблемы туристской отрасли Крыма можно систематизировать следующим образом

Анализ прогнозирования продвижения туристской дестинации...

Ключевые слова: инвестиции, Республика Крым, туризм, туристская дестинация

Есть все основания утверждать, что Крым — самый выгодный регион для инвестирования.

Близость к международным рынкам, транзитные возможности крымского полуострова, максимально...

Рекреационный потенциал Республики Крым | Статья в журнале...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Крымский полуостров соединяется с Русской равниной на севере узким (8 км) Перекопским перешейком, являющимся крайней северной точкой и удалён от мыса Сарыч (крайней южной) на 207 км. У Крыма два полуострова: на...

Формирование туристско-рекреационного кластера в Республике...

Полезная информация.

Крым имеет большой выбор и природных, и культурных туристских ресурсов, что делает туризм одним из самых перспективных и доходных отраслей экономики в регионе.

Брендинг территории (на примере Республики Крым)

Полезная информация.

Построение имиджа региона, его развитие, как туристического продукта, является важнейшей составляющей его процветания и социально-экономического развития.

Туристско-рекреационные кластеры как синергия будущего Республики Крым.

Основные показатели развития санаторно-курортного комплекса...

После присоединения Крымского полуострова к Российской Федерации в 2014 году на данной территории стали активно внедряться государственные

Для привлечения инвестиционных потоков в развитие санаторно-курортного дела данных регионов необходимо повысить...

Перспективы и проблемы развития индустрии гостеприимства...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Ключевые слова: туризм, туристская отрасль, индустрия гостеприимства, анализ туристской деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): крым, туристская деятельность, услуга, поток туристов...

Туристско-рекреационные кластеры как синергия будущего...

Ключевые слова: Республика Крым, туризм, туристско-рекреационный кластер, экономика.

По информации центра инвестиций на 2016 год находилось порядка 92 проекта на

Помимо финансовых средств необходимыми факторами успешного развития региона...

Решение проблем водообеспечения Северного Крыма

Полезная информация.

Украина перекрыла Северо-Крымский канал, подающий на полуостров пресную воду, тем самым создав дефицит

Несмотря на всю привлекательность, реализовать проект опреснения на данный момент предприятия химической отрасли не могут...

Похожие статьи

Современное состояние и перспективы развития туристского...

Полезная информация. Спецвыпуски. Как опубликовать статью.

Почти 90 % туристских предприятий сосредоточено в пяти крымских городах

Таким образом, основные проблемы туристской отрасли Крыма можно систематизировать следующим образом

Анализ прогнозирования продвижения туристской дестинации...

Ключевые слова: инвестиции, Республика Крым, туризм, туристская дестинация

Есть все основания утверждать, что Крым — самый выгодный регион для инвестирования.

Близость к международным рынкам, транзитные возможности крымского полуострова, максимально...

Рекреационный потенциал Республики Крым | Статья в журнале...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Крымский полуостров соединяется с Русской равниной на севере узким (8 км) Перекопским перешейком, являющимся крайней северной точкой и удалён от мыса Сарыч (крайней южной) на 207 км. У Крыма два полуострова: на...

Формирование туристско-рекреационного кластера в Республике...

Полезная информация.

Крым имеет большой выбор и природных, и культурных туристских ресурсов, что делает туризм одним из самых перспективных и доходных отраслей экономики в регионе.

Брендинг территории (на примере Республики Крым)

Полезная информация.

Построение имиджа региона, его развитие, как туристического продукта, является важнейшей составляющей его процветания и социально-экономического развития.

Туристско-рекреационные кластеры как синергия будущего Республики Крым.

Основные показатели развития санаторно-курортного комплекса...

После присоединения Крымского полуострова к Российской Федерации в 2014 году на данной территории стали активно внедряться государственные

Для привлечения инвестиционных потоков в развитие санаторно-курортного дела данных регионов необходимо повысить...

Перспективы и проблемы развития индустрии гостеприимства...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Ключевые слова: туризм, туристская отрасль, индустрия гостеприимства, анализ туристской деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): крым, туристская деятельность, услуга, поток туристов...

Туристско-рекреационные кластеры как синергия будущего...

Ключевые слова: Республика Крым, туризм, туристско-рекреационный кластер, экономика.

По информации центра инвестиций на 2016 год находилось порядка 92 проекта на

Помимо финансовых средств необходимыми факторами успешного развития региона...

Решение проблем водообеспечения Северного Крыма

Полезная информация.

Украина перекрыла Северо-Крымский канал, подающий на полуостров пресную воду, тем самым создав дефицит

Несмотря на всю привлекательность, реализовать проект опреснения на данный момент предприятия химической отрасли не могут...

Современное состояние и перспективы развития туристского...

Полезная информация. Спецвыпуски. Как опубликовать статью.

Почти 90 % туристских предприятий сосредоточено в пяти крымских городах

Таким образом, основные проблемы туристской отрасли Крыма можно систематизировать следующим образом

Анализ прогнозирования продвижения туристской дестинации...

Ключевые слова: инвестиции, Республика Крым, туризм, туристская дестинация

Есть все основания утверждать, что Крым — самый выгодный регион для инвестирования.

Близость к международным рынкам, транзитные возможности крымского полуострова, максимально...

Рекреационный потенциал Республики Крым | Статья в журнале...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Крымский полуостров соединяется с Русской равниной на севере узким (8 км) Перекопским перешейком, являющимся крайней северной точкой и удалён от мыса Сарыч (крайней южной) на 207 км. У Крыма два полуострова: на...

Формирование туристско-рекреационного кластера в Республике...

Полезная информация.

Крым имеет большой выбор и природных, и культурных туристских ресурсов, что делает туризм одним из самых перспективных и доходных отраслей экономики в регионе.

Брендинг территории (на примере Республики Крым)

Полезная информация.

Построение имиджа региона, его развитие, как туристического продукта, является важнейшей составляющей его процветания и социально-экономического развития.

Туристско-рекреационные кластеры как синергия будущего Республики Крым.

Основные показатели развития санаторно-курортного комплекса...

После присоединения Крымского полуострова к Российской Федерации в 2014 году на данной территории стали активно внедряться государственные

Для привлечения инвестиционных потоков в развитие санаторно-курортного дела данных регионов необходимо повысить...

Перспективы и проблемы развития индустрии гостеприимства...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Ключевые слова: туризм, туристская отрасль, индустрия гостеприимства, анализ туристской деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): крым, туристская деятельность, услуга, поток туристов...

Туристско-рекреационные кластеры как синергия будущего...

Ключевые слова: Республика Крым, туризм, туристско-рекреационный кластер, экономика.

По информации центра инвестиций на 2016 год находилось порядка 92 проекта на

Помимо финансовых средств необходимыми факторами успешного развития региона...

Решение проблем водообеспечения Северного Крыма

Полезная информация.

Украина перекрыла Северо-Крымский канал, подающий на полуостров пресную воду, тем самым создав дефицит

Несмотря на всю привлекательность, реализовать проект опреснения на данный момент предприятия химической отрасли не могут...

Задать вопрос