Инновационные методики воспитания в свете ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 28.02.2017

Статья просмотрена: 1815 раз

Библиографическое описание:

Волконская, С. А. Инновационные методики воспитания в свете ФГОС / С. А. Волконская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40028/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена перспективным направлениям развития воспитательной работы, внедрению инновационных педагогических методик в систему воспитания, развитию творческого потенциала воспитанников.

Ключевые слова: социальные технологии, дебаты, мозговой штурм, интерактивные технологии, инновации, воспитание

В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

Выпускник современной школы должен:

– уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

– самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;

– четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;

– грамотно работать с информацией;

– быть коммуникабельным, контактным;

– гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. [4]

Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Кроме применения инновационных технологий в самом образовательном процессе необходимо применять инновационные интеративные технологии и воспитательном процессе.

Основой интерактивных подходов к воспитанию будущих военных является взаимодействие воспитателя и обучаемых, а также обучаемых между собой. При этом основными условиями существования интерактива являются: наличие цели для достижения которой инициируется диалог, непосредственный и оперативный обмен информацией между воспитателем и воспитанниками, определенная обоснованная степень равноправия при распределении функций, выполняемых в процессе решения проблемы, высокий уровень взаимопонимания, необходимые для достижения основной цели. [5]

Использование интерактивных форм в процессе воспитания, как показывает практика, дает возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы, снимает нервную нагрузку обучающихся, а главное позволяют развивать коммуникативность и интерес к профессии. К интерактивным формам воспитания и развития относятся прикладные социальные технологии. [5]

Хочу представить прикладные социальные технологии, как интерактивные формы воспитания и обучения. Таких технологий достаточно много, но самыми интересными и результативными являются: «Мозговой штурм» и «Дебаты». Среди методов стимулирования творческой активности мозговой штурм (мозговая атака, от англ. Brainstorming) является одним из наиболее популярных и простых в освоении. Однако при том, что термин «мозговой штурм» достаточно известен и, как говорится, «на слуху», эффективно он применяется сравнительно нечасто, отчасти из-за незнания чётких правил. В то же время метод МШ может быть эффективным инструментом при развитии у подростков как навыков коммуникации, работы в команде, так и активации творческих способностей, объективно снижающихся в силу смены интересов, возрастного нигилизма и чрезмерной системной образовательной нагрузкой. Кроме того, знание правил и практическое применение мозгового штурма может быть полезным подросткам во взрослой жизни — спектр решаемых при помощи МШ задач широк: как технических, так и организационных задач.

Для воспитанников 8–9 классов в рамках развития инновационной, проектной деятельности были проведены несколько занятий с целью изучения и практического освоения МШ с привлечением преподавателей СевГУ наших социальных партнеров. На первом этапе ребята изучили теоретический материал об истории возникновения МШ, его модификациях и правилах применения. Далее на втором занятии воспитанники перешли к решению практических задач, вначале силами всего класса, а потом — с разбиением на подгруппы. Ребята решили задачу про доставку товара в России в начале 19 века, сгенерировали творческую и бизнес-идею. На заключительном этапе учащиеся должны не только представить полученные решения, но и грамотно презентовать лучшие из них.

Следующей прикладной социальной технологией является дебаты.

Дебаты — это технология, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. [2]

С нашей точки зрения, дебаты — форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Особую привлекательность дебатам придает возможность рассматривать одно и то же явление или факт с прямо противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Кроме того, ценность дебатов определяется и тем, что они могут использоваться в работе с воспитанниками среднего звена, старшеклассниками. [3]

Педагогом –организатором 5 курса Черновой О. В. была проведена серия «Дебатов» на тему «Армия будущего», «Значение армии в развитии государства». Экспертами выступили — Мартынкин А. В. к.и.н., профессор филиала МГУ (Севастополь), Багимов И. А. руководитель клуба дебатов СевГУ, Волконская С. А. к.э.н., методист СевПКУ.

Воспитанники 9 классов на практике изучили правила и приемы технологии «Дебаты». В подготовительной части были проведены лекции, подбор литературы, аргументов, кейсов, аспектов. Сначала педагог-организатор познакомила воспитанников с сущностью и особенностями проведения дебатов, а также с правилами организации, которые заключаются в следующем:

– в дебатах принимают участие все (часть учащихся выступает в ролях спикеров, председателя, секретаря и экспертов, остальные — в роли зрителей, которые подбирают аргументы «за» и «против», формулируют вопросы);

– к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;

– в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;

– каждый участник команды имеет право выступить только один раз;

– в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;

– спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;

– эксперты оценивают аргументы, но не участников. [2]

В дебатах выступали поочередно защитники и противники тезиса. Спикер дебатов — педагог-организатор Чернова О. В. указывала командам укладываться во времени, выделенное на выступление: для «первых номеров» — 5 мин, вторых — четвертых — 3–4 мин., остальным участникам дебатов выделяется по 2 мин.

По итогам голосования зрителей лучшей командой «Дебатеров» оказалась команда 9В и 9Д класса. Ребята высказали мнение, что обязательно встретятся еще раз, так как дебаты помогают синтезировать знания, развивать смелость и уверенность в себе, слаженно работать в команде.

Литература:

  1. Инновационные технологии в работе классных руководителей [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/innovacionnie-tehnologii-v-rabote-klassnih-rukovoditeley-634459.html
  2. Технология подготовки дебатов [электронный ресурс]. — Режим доступа: m.menobr.ru
  3. Дебаты как средство анализа [электронный ресурс]. — Режим доступа: http//festival.1september.ru/articles/656037/
  4. Применение инновационных технологий в воспитательной работе [электронный режим]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/11/12/primenenie-innovatsionnyh-tehnologiy-v
  5. Применение инновационных технологий в воспитательной работе [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://baraninski_dnz.klasna.com/uk/article/primenenie-innovatsionnikh-tekhnologii--v-vospitat.html
Основные термины (генерируются автоматически): дебаты, мозговой штурм, воспитанник, интерактивная форма воспитания.


Похожие статьи

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе...

Перед проведением интерактивной технологии «мозговой штурм» необходимо

Технология «Мозговой штурм»,позволяет в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала.

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Английский язык в школе с инклюзивным компонентом. Применение метода проектов в инклюзивном образовании и создании доступной образовательной среды для учащихся с...

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

Так как «мозговой штурм» является вполне самостоятельной формой проведения деловых игр.

А. Н. Прошина относит метод «мозгового штурма» к интерактивным методам обучения, и включает туда же ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов и др.

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная...

Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг»

Игровой штурм проводится в форме игры — соревнования. В данном типе мозгового

Например, технология мозгового штурма может быть использована на предтекстовом этапе, как интерактивная...

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы: Круглый стол (дискуссия, дебаты); Мозговой штурм (мозговая атака); Деловые и ролевые игры; Case — study (анализ конкретных ситуаций...

Интерактивный метод обучения | Статья в журнале...

Интерактивный метод обучения включает в себя: ролевые игры, мозговые штурмы, групповую работу, анализ конкретных ситуаций, уроки — консультации, портфолио, кейсы и т. д

Рассмотрим ещё одну из форм интерактивного метода обучения: уроки — консультации.

Дискуссионное общение как технология интерактивного обучения

В дискуссию включены, как известно, такие приемы и методы как «мозговой штурм», анализ ситуации и т. д.

Другой близкой к дискуссии форме публичного обсуждения является открытый форум.

Интерактивное обучение как средство развития...

Ключевые интерактивные методы, активность, проблемная метод кейсов, «мозговой штурм».

Воспитание и профессионально активной возможно путем активных методов технологий, способствующих всего формированию коммуникативной и личностной студентов.

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

6. Дебаты. 7. Исследовательская деятельность. 8. Дискуссии. 9. Решение дилеммы. 10. Тренинги.

Основные термины (генерируются автоматически): ролевая игра, мозговой штурм, деловая игра, урок биологии, интерактивный метод обучения, шар, игра, задача, урок физики...

Похожие статьи

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе...

Перед проведением интерактивной технологии «мозговой штурм» необходимо

Технология «Мозговой штурм»,позволяет в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала.

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Английский язык в школе с инклюзивным компонентом. Применение метода проектов в инклюзивном образовании и создании доступной образовательной среды для учащихся с...

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

Так как «мозговой штурм» является вполне самостоятельной формой проведения деловых игр.

А. Н. Прошина относит метод «мозгового штурма» к интерактивным методам обучения, и включает туда же ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов и др.

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная...

Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг»

Игровой штурм проводится в форме игры — соревнования. В данном типе мозгового

Например, технология мозгового штурма может быть использована на предтекстовом этапе, как интерактивная...

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы: Круглый стол (дискуссия, дебаты); Мозговой штурм (мозговая атака); Деловые и ролевые игры; Case — study (анализ конкретных ситуаций...

Интерактивный метод обучения | Статья в журнале...

Интерактивный метод обучения включает в себя: ролевые игры, мозговые штурмы, групповую работу, анализ конкретных ситуаций, уроки — консультации, портфолио, кейсы и т. д

Рассмотрим ещё одну из форм интерактивного метода обучения: уроки — консультации.

Дискуссионное общение как технология интерактивного обучения

В дискуссию включены, как известно, такие приемы и методы как «мозговой штурм», анализ ситуации и т. д.

Другой близкой к дискуссии форме публичного обсуждения является открытый форум.

Интерактивное обучение как средство развития...

Ключевые интерактивные методы, активность, проблемная метод кейсов, «мозговой штурм».

Воспитание и профессионально активной возможно путем активных методов технологий, способствующих всего формированию коммуникативной и личностной студентов.

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

6. Дебаты. 7. Исследовательская деятельность. 8. Дискуссии. 9. Решение дилеммы. 10. Тренинги.

Основные термины (генерируются автоматически): ролевая игра, мозговой штурм, деловая игра, урок биологии, интерактивный метод обучения, шар, игра, задача, урок физики...

Задать вопрос