Технология библиотерапии в работе с молодёжью в трудной жизненной ситуации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 22.02.2017

Статья просмотрена: 566 раз

Библиографическое описание:

Паршева, Е. А. Технология библиотерапии в работе с молодёжью в трудной жизненной ситуации / Е. А. Паршева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39950/ (дата обращения: 05.11.2024).



В статье рассмотрено понятие технологии библиотерапии, её применение в работе с молодёжью в трудной жизненной ситуации, представлены результаты эмпирического исследования, которые подтверждают эффективность данной технологии.

Ключевые слова: библиотерапия, технология библиотерапии, трудная жизненная ситуация, молодёжь

В настоящее время человек испытывает на себе воздействие комплекса различных негативных факторов, как, к примеру, быстрый темп жизни, и как следствие, истощение и перегрузки нервной системы, конфликтные ситуации, кризисы и т. д., которые отрицательно сказываются на физическом и психическом здоровье. Мировой опыт свидетельствует о том, что в борьбе с перечисленными воздействиями, весьма эффективной может стать такая технология, как библиотерапия, которая способствует наращиванию адаптационного потенциала личности [1, С. 3].

Библиотерапия (от греч. библио-книга, терапия-лечение) понимается как «лечение книгой», основной задачей которой является достижение определенной духовной и информационной гармонии личности. Технология библиотерапии имеет двойную направленность — гуманистическую и клиническую, что способствует выздоровлению больного человека, с одной стороны, а с другой стороны, помогает здоровым людям развивать межличностные контакты и адаптироваться к изменяющейся действительности [1, С. 4]. Поэтому в различных странах, в том числе и в России, данное направление активно исследуется и применяется в практическом арсенале профессионалов различной направленности.

Доказано, что книга оказывает большое влияние на формирование нравственных и моральных принципов, помогает справиться с проблемами, найти ответы на многие вопросы. В связи с этим, лечение книгой, т. е. библиотерапия, может помочь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Трудная жизненная ситуация (ТЖС) — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию, в связи с преклонным возрастом, болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определённого места жительства и т. д., которую он не может преодолеть самостоятельно [3]. Из данного определения для молодёжи актуальны такие проблемы, как безработица, одиночество, малообеспеченность, конфликтность, отсутствие своего места жительства.

В настоящее время важной социально-значимой задачей является нахождение пути решения вопроса, которое поможет снизить количество лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Люди, попавшие в данную ситуацию, зачастую самостоятельно не видят решение проблемы и даже попросить о помощи. В связи с этим важно обратить внимание на технологию библиотерапии для данной группы лиц. Правильно подобранная литература, методы, мероприятия, помогут улучшить общее психологическое состояние, устранить последствия депрессии, избавиться от излишней тревожности, невротизма, суицидальных мыслей.

В основном, в библиотерапии используются два вида литературы: дидактическая и художественная. Целью дидактической литературы является наставление, обучение, подготовка людей к пониманию проблемы. Чаще всего при чтении данной литературы не возникает нужный эффект, т. к. не происходит эмоциональной разрядки, сопереживания. И наоборот, человек может спроецировать на себя описанные ситуации настолько сильно, что без помощи высококвалифицированного библиотерапевта разобраться будет сложно.

Художественная литература более чувственная, чем дидактическая, а значит, человек сопереживает герою сильнее, человек может настолько сильно воспринять какую-либо ситуацию, что эмоции героя становятся его личными. Поэтому для преодоления трудной жизненной ситуации, библиотерапевтический процесс может являться важным элементом решения проблемы. После того, как у человека произошло отождествление себя с героем, он может яснее понять свою собственную ситуацию, найти из неё выход. Здесь чрезвычайно важно подобрать конкретный жанр литературы для той или иной ситуации. Так, детективная и приключенческая литература помогает человеку в тренировке своей интуиции, раскрытии тайн, разоблачении чего-либо, фальши, непорядочности, историческая литература может помочь читателю вспомнить различные исторические вехи, подвиги героев своей стороны, всё это учит человеколюбию, самоуважению, смелости, честности. Религиозная литература воспитывает в читателе великодушие, терпение, нравственность, моральные принципы. Книги о животных могут поспособствовать у читателя развитию таких чувств, как сопереживание, умиление, обычно такие книги служат источником умиротворения, удовлетворения и успокоения.

Специалисту, который готовится к проведению библиотерапии, необходимо тщательно готовиться и прорабатывать материал. Сложность проведения заключается в поиске произведения, героя, которые подходили бы под конкретную ситуацию человека, поэтому библиотерапевт должен обладать как обширными знаниями в области психологии, так и начитанностью. Этапы лечения библиотерапии проходят следующим образом.

Первый этап включает в себя самоподготовку психокорректора. Здесь библиотерапевт подбирает литературу, ищет различные жанры для конкретного случая. На данном этапе необходимо сделать выписки глав разделов, где показываются наиболее яркие темы, проблемы, схожие особенности. Это поможет обратить внимание клиента на его проблематику.

На втором этапе, библиотерапевт производит «ориентировку в возможностях библиотерапии и её жанров» выясняет, какие книги любит читать человек. Это можно сделать с помощью метода «беседа», где клиенту задаются такие вопросы, как «Назовите ваше любимое произведение?», «Почему именно оно произвело на Вас впечатление?», «Какие книги оказали на вас влияние?», «Какие герои, по Вашему мнению, похожи на Вас?».

Следующим этапом является составление списка литературы. Если данная технология используется в качестве вспомогательной, то наличие такого списка помогает скорректировать другие методы воздействия.

Четвертым этапом следует создание списка литературы от большого к малому. Рекомендуя книги в библиотерапевтических целях, А. М. Миллер выделяет необходимость следующих принципов: степень доступности изложения; герои книги должны быть клиенту по «плечу»; максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в которой находится клиент [2, с.88]. Основной целью данного метода является понимание пациента его проблем. В ходе библиотерапии ведётся читательский дневник, анализ которого может быть использован в диагностических целях, поскольку это позволяет выстроить яркую и полную картину чувств клиента.

Изучив и проанализировав различные методы и этапы технологии библиотерапии, предлагаем семинары на тему «Лекарство для души», целью которых будет содействие помощи молодёжи в трудной жизненной ситуации.

Задачи данных семинаров заключаются в следующем:

  1. способствовать повышению читательской активности у молодёжи, которые попали в трудную жизненную ситуацию;
  2. содействовать помощи молодежи в поиске литературы, которая смогла бы помочь им в преодолении ТСЖ;
  3. познакомить молодёжь с людьми, которым помогла книга в преодолении трудной жизненной ситуации.

Подбор литературы будет осуществляться по проблематике людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Например, такими книгами могут стать: «Жизнь без границ» Ника Вуйчича, «Рождественская песнь в прозе» Чарльза Диккенса, «Книга, которой нет» А.Новака. При анализе данных произведений читатель сможет найти ответы на многие значимые вопросы, лучше понять себя, свои возможности.

Тематика семинаров будет включать в себя следующее:

– выступление приглашённого спикера, которому в своё время помогла книга в преодолении трудной жизненной ситуации;

– знакомство молодёжи в ТЖС с различными книгами, которые могут способствовать её преодолению.

Процесс состоит из следующих этапов:

  1. слушание спикера, либо самостоятельно чтение книг, которые предварительно будут подобраны экспертом;
  2. идентификация себя с литературными героями, в ходе чего происходят переживания, как позитивные, так и негативные, которые должны успокоить или активизировать участника библиотерапии;
  3. вхождение участника в стадию «катарсиса», т. е. очищения, которое характеризуется снятием психического напряжения;
  4. изменения отношения к проблеме участника библиотерапии;
  5. «рефлексия», т. е. обсуждение с участником его психического состояния, анализ проведённой работы.

Библиотерапевтические методы, с помощью которых будет достигнуты этапы процесса:

– самостоятельное чтение текстов, либо лидером группы или специалистов, проводящим занятие;

– слушание текстов с активизирующим или релаксационным характером содержания;

– анализ и беседа произведений участниками;

– «вживание» в роль героя путём разыгрывания сценок, пантомим и т. д., которые могут отражать ситуацию участников занятий.

В целях эффективности оценки метода библиотерапии в работе с молодёжью в трудной жизненной ситуации, было проведено эмпирическое социологическое исследование, в котором приняли участие 45 студентов С(А)ФУ им. М. В. Ломоносова от 18 до 24 лет различных направлений подготовки.

При анализе полученных данных было выявлено, что большинство студентов (69 %) считают, что технология библиотерапии является эффективным методом в преодолении трудностей, однако на вопрос «Помогла ли Вам какая-либо книга в преодолении трудной жизненной ситуации?» в основном, респондентами был дан отрицательный ответ (62 %). Студенты, которые на предыдущий вопрос ответили положительно (38 %), отмечают, что такими книгами стали в основном классическая литература: «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Мёртвые души» М. В. Гоголя, рассказы А. П. Чехова, а также психологическая и медицинская литература: «Путь к процветанию» Мартина Селигмана, «Не навреди» Генри Марша, «Живи легко!» Эндрью Мэтьюза, «Сделай себя сам» Тины Силинг. Двое респондентов отметили художественные книги Харуки Мураками «Страна чудес без тормозов и конца света» и Даниэла Киза «Цветы для Элджернона», которые помогли им в преодолении трудностей.

Что касается литературных жанров, которые могут содействовать преодолению ТЖС, то большинство опрошенных считают, что такими жанрами являются юмористическая литература (35 %). Далее респонденты в равной степени выделяют религиозную (20 %) и психологическую литературу (20 %), по мнению восьми респондентов в помощи преодоления трудностей может стать историческая литература (18 %) и только три человека (7 %) считают, что в трудной жизненной ситуации может помочь детективная литература.

Таким образом, можно сделать вывод, что технология библиотерапии является эффективной технологией, что подтвердилось как при теоретическом анализе литературы, так и на основе эмпирического исследования. В основном, для помощи в преодолении трудной жизненной ситуации выступает художественная и психологическая литература, которая обладает оптимистической и мотивирующей направленностью.

Литература:

1 Дрешер, Ю. Н. Библиотерапия: теория и практика: учеб.пособие // Ю. Н. Дрешер; науч.ред. Т. И. Ключенко. — СПб.: Профессия, 2008. — 272 с.

2 Санинский, В. И. Возможности библиотерапии в диагностической и коррекционной работе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 87–92.

3 Социальное обслуживание населения. Термины и определения. — [Электронный ресурс]- http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52495–2005 — (дата обращения 21.12.2016)

Основные термины (генерируются автоматически): трудной жизненной ситуации, преодолении трудной жизненной, трудную жизненную ситуацию, технология библиотерапии, преодоления трудной жизненной, трудной жизненной ситуации?», Технология библиотерапии, технологии библиотерапии, преодолении трудностей, историческая литература, жизненная ситуация, участника библиотерапии, сходство ситуации книги, конкретную ситуацию человека, понятие технологии библиотерапии, конфликтные ситуации, списка литературы, эмпирического исследования, проблеме участника библиотерапии, ситуацию участников занятий.


Ключевые слова

молодежь, трудная жизненная ситуация, библиотерапия, технология библиотерапии

Похожие статьи

Особенности применения библиотерапии в работе с дезадаптированными подростками

В статье представлен теоретический обзор проблемы применения библиотерапии в работе с дезадаптированными подростками. Приведены различные техники подачи материала, а также обозначены этапы библиотерапевтической работы.

Экологическое воспитание детей в средней возрастной группе

В статье автор отмечает актуальность темы исследования и выделяет эффективные методы для экологического развития детей среднего дошкольного возраста. Приведены примеры интегрированных занятий по экологии в средней группе.

Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе проектной деятельности

Данная статья посвящена изучению формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе проектной деятельности. В работе рассматриваются подходы к изучению познавательного интереса, исследуется природа и этапы его формирования. Кроме ...

Значение нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками

Статья посвящена влиянию нетрадиционного оборудования на эффективность физической активности дошкольников. Рассматривается актуальность темы, ставятся цели и задачи. Рассматривается классификация нестандартного оборудования. На конкретном примере рас...

Использование опытов в исследовательской деятельности младших школьников

В данной статье авторами рассматривается исследовательская деятельность школьников младших классов, применение опытов на занятиях и во внеурочной деятельности, оценивается эффективность данного формата обучения. Авторы приводят примеры из практики по...

Психолого-педагогический потенциал художественной литературы как базовая основа библиотерапии

В статье проанализирована проблема использования библиотерапии в коррекционно-развивающей и психотерапевтической работе с различными категориями клиентов. Описан ее психолого-педагогический потенциал, возможности и средства и жанровое своеобразие.

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Целесообразность использования некоторых видов цифровых ресурсов в воспитательной деятельности

В статье описываются положительные стороны использования цифровых ресурсов в работе педагога и анализируются возможности организации воспитательной работы в условиях периодического перехода с очного обучения на дистанционное, предлагаются практически...

Теоретические основы нравственного воспитания младших подростков посредством библиотерапии

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания младших подростков. Раскрываются возможность применения библиотерапии как средства нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Похожие статьи

Особенности применения библиотерапии в работе с дезадаптированными подростками

В статье представлен теоретический обзор проблемы применения библиотерапии в работе с дезадаптированными подростками. Приведены различные техники подачи материала, а также обозначены этапы библиотерапевтической работы.

Экологическое воспитание детей в средней возрастной группе

В статье автор отмечает актуальность темы исследования и выделяет эффективные методы для экологического развития детей среднего дошкольного возраста. Приведены примеры интегрированных занятий по экологии в средней группе.

Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе проектной деятельности

Данная статья посвящена изучению формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе проектной деятельности. В работе рассматриваются подходы к изучению познавательного интереса, исследуется природа и этапы его формирования. Кроме ...

Значение нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками

Статья посвящена влиянию нетрадиционного оборудования на эффективность физической активности дошкольников. Рассматривается актуальность темы, ставятся цели и задачи. Рассматривается классификация нестандартного оборудования. На конкретном примере рас...

Использование опытов в исследовательской деятельности младших школьников

В данной статье авторами рассматривается исследовательская деятельность школьников младших классов, применение опытов на занятиях и во внеурочной деятельности, оценивается эффективность данного формата обучения. Авторы приводят примеры из практики по...

Психолого-педагогический потенциал художественной литературы как базовая основа библиотерапии

В статье проанализирована проблема использования библиотерапии в коррекционно-развивающей и психотерапевтической работе с различными категориями клиентов. Описан ее психолого-педагогический потенциал, возможности и средства и жанровое своеобразие.

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Целесообразность использования некоторых видов цифровых ресурсов в воспитательной деятельности

В статье описываются положительные стороны использования цифровых ресурсов в работе педагога и анализируются возможности организации воспитательной работы в условиях периодического перехода с очного обучения на дистанционное, предлагаются практически...

Теоретические основы нравственного воспитания младших подростков посредством библиотерапии

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания младших подростков. Раскрываются возможность применения библиотерапии как средства нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Задать вопрос