Развитие института лидерства в органах государственного управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 24.02.2017

Статья просмотрена: 381 раз

Библиографическое описание:

Тюлешева, Диана. Развитие института лидерства в органах государственного управления / Диана Тюлешева, Д. К. Касымова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39941/ (дата обращения: 20.04.2024).



Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены конституциями и другими законодательными актами. Профессионализация лидерства заключается в том, что лидерство сегодня — это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага [1].

Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в Казахстане заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой — унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Особенности формирования современной системы государственной власти и управления определяют потребности дифференциации анализа ее эффективности на две взаимосвязанные составляющие — лидерскую и институциональную. Казахстан, традиционно относящаяся к государствам с сильными авторитарными традициями организации государственной власти, в условиях формирования правового государства характеризуется доминированием влияния на динамику развития политической системы ее политических лидеров. Вместе с тем, другой тенденцией современного периода ее развития является осуществление масштабного реформирования системы государственного управления, результатом которого является формирование его новой институциональной структуры.

Конституция Республики Казахстан стала конституционно-правовой базой строительства новой системы государственных органов: формы правления, формы устройства, окончательного закрепления принципа разделения государственной власти на ветви. Она продолжает служить государству, обществу и каждому гражданину, непосредственно воздействуя на общественные отношения, а также являясь правовым источником развития национальной системы права.

Система органов государственной власти в Республике Казахстан — это совокупность высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Единую систему органы государственной власти составляют, поскольку такое единство определяется унитарным характером государственного устройства РК, целостностью ее территории и производно от суверенитета народа.

Текст действующей Конституции Республики Казахстан был принят на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. Принятию Основного Закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением республики. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн. граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений.

Конституция 1995 г., продолжая и развивая установки Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан», фиксирует, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» [2]. Согласно Конституции, Казахстан является унитарным государством, которое не имеет внутри себя иных национально-государственных или автономных образований. В республике устанавливаются единые гражданство, законодательство и система государственной власти.

На республиканском уровне государственную власть в РК осуществляют Президент РК, Парламент РК, Правительство РК и суды РК. Ключевое место в системе органов государственной власти Республики Казахстан занимает Президент РК — Глава государства. Глава государства выступает гарантом незыблемости Конституции, прав и свобод граждан. Президент РК формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РК тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение судей.

Более существенные поправки в Конституцию были введены в 2007 г. Нововведения придали импульс развитию казахстанской политической системы и ее качественному улучшению, предоставив большие возможности для активизации всего политического процесса в Казахстане:

– были созданы основы для более четкой и скоординированной работы системы государственного управления;

– произошло расширение полномочий и привилегий законодательной ветви власти;

– были сформированы условия для активизации развития партийной системы страны.

В этих переменах был заложен фундамент для более скоординированной работы системы государственного управления. Во-первых, сформировалась более эффективная и сбалансированная система сдержек и противовесов в виде властных полномочий и ответственности между ветвями власти при повышении роли Парламента.

Часть полномочий Президента перераспределялась в пользу Парламента, который получил возможность формировать Правительство, две трети Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета и контролировать их работу. Повысился статус Сената, который наделялся полномочиями всего Парламента в период отсутствия Мажилиса. Были уточнены полномочия Президента в отношении Парламента, Правительства, Верховного суда, Центральной избирательной комиссии, Национального банка и акимов — глав местных исполнительных органов. Так, отныне Президент назначает выборы не только в Парламент в целом, но и в его Палаты по отдельности. Премьер-министра Глава государства назначает теперь с согласия только нижней Палаты, а министров иностранных и внутренних дел, обороны и юстиции, председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии — самостоятельно. На утверждение Президентом председателя Национального банка необходимо одобрение Сената.

Нижняя Палата Парламента получила большую степень влияния на судьбу исполнительной власти. Отныне Премьер-министр обязан ставить перед вновь избранным Мажилисом вопрос о доверии Правительству, а для вотума недоверия теперь достаточно простого большинства голосов депутатов. Устанавливаемая ответственность Правительства не только перед Президентом, но и всем Парламентом знаменует начало перехода от президентской к президентско-парламентской форме правления.

Если, до принятия данных поправок, политические институты в Казахстане во многом развивались по заданной исполнительной ветвью власти траектории развития, то теперь, в связи с возможностью участия Парламента в формировании Конституционного Совета, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и Центральной избирательной комиссии, политически и общественно активная часть населения, задействованная в деятельности политических партий, будет оказывать непосредственное влияние на механизм функционирования власти. Новая архитектура власти закрепила перераспределение полномочий и ответственности. Главная ставка делается на усиление роли представительной власти в центре и на местах. Парламент приобретает важные функции для принятия политических решений, а также полноценно участвует в формировании правительства и других конституционных органов нашей страны.

Создаваемый баланс власти и ответственности в оптимальной степени отвечает трем главным политическим задачам развития республики:

– эволюционному продвижению к демократии;

– повышению надежности и стабильности политической системы;

– укреплению эффективности государственного управления.

Двухпалатная структура Парламента оказалась политически состоятельной, стала принципиально новым элементом в политической действительности нашей страны и соответствовала общепринятым в мировой практике принципам парламентаризма.

Современный этап развития казахстанского парламентаризма характеризуется многопартийным форматом работы. Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан шестого созыва состоялись 20 марта 2016 года. В них приняли участие шесть политических партий, три из которых, набрав более 7 % голосов избирателей, прошли в состав Мажилиса Парламента. Это: партия «Нұр Отан» (82,20 %), Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (7,18 %), Коммунистическая народная партия Казахстана (7,14 %). От партии «Нұр Отан» в Мажилисе Парламента работают 84 депутата, от «Ак жол» — 7 депутатов, от КНПК — 7 депутатов. 9 депутатов были избраны от Ассамблеи народа Казахстана. В состав Мажилиса шестого созыва вошли 43 депутата прошлого созыва. В целом депутатский корпус обновился на 60 %. В новом составе Мажилиса: мужчин — 78 (73 %), женщин — 29 (27 %).

Средний возраст депутата — 55 лет (по состоянию на 31 марта 2016 г.):

– до 40 лет — 7 депутатов;

– от 40 и до 60 лет — 77 депутатов;

– свыше 60 лет — 23 депутата.

34 (32 %) депутатов имеют научные степени докторов и кандидатов наук. Депутаты представляют различные сферы деятельности: госслужбу, бизнес, неправительственные организации, образование, науку и др.

Национальный состав Мажилиса представлен казахами, русскими, украинцами, а также представителями азербайджанского, армянского, дунганского корейского, узбекского, уйгурского, чеченского и других этносов [3].

25 января 2017 года Президент Республики обратился к Нации и вынес представленные предложения на всенародное обсуждение, предоставив каждому казахстанцу, которому небезразлична судьба страны, возможность высказаться по ним и предложить свои пути решения современных задач. Одной из главных задач является повышение роли Парламента вообще и Мажилиса Парламента в особенности.

Это предлагается сделать путем расширения роли Мажилиса Парламента при формировании Правительства, а также усиления контрольных полномочий Парламента и его палат за деятельностью Правительства и членов Правительства.

В специальном выступлении Глава государства отметил, что мы идем на этот шаг для того, чтобы все ветви власти работали эффективно и ответственно, чтобы создать между ними соответствующие балансы и противовесы [4].

Нововведением является норма, устанавливающая сложение Правительством своих полномочий перед вновь избранным Мажилисом Парламента, а не перед вновь избранным Президентом Республики, как это имеет место сегодня. Это вполне логично, когда Правительство формируется совместно с политическими силами, представленными в Мажилисе. Отсюда отнюдь не следует, что теперь Глава государства остается в стороне. За ним сохраняется право по собственной инициативе принимать решение о прекращении полномочий Правительства (пункт 7 статьи 70 Конституции).

Повышению эффективности работы ветвей государственной власти служит усиление механизмов подотчетности и подконтрольности Правительства Парламенту и его палатам. С этой целью предложено установить, что Правительство в своей деятельности ответственно перед Президентом, Мажилисом Парламента и Парламентом в целом. Президентом Республики Рабочей группе поручено вести постоянный мониторинг предложений, высказанных в ходе всенародного обсуждения, обеспечить их обобщение, доработку проекта закона с учетом результатов и внесение его на рассмотрение Главы государства.

Литература:

  1. Алъбеков КА. Политическое лидерство в контексте повышения эффективности государственной власти / Современная политология: проблемы, поиски, решения. — Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010.
  2. Конституция Республики Казахстан. — Алматы, 1995.
  3. Оспанов С. Парламентаризм в Казахстане — новые реалии, новые возможности/http://www.centrasia.ru
  4. Обращение Президента Республики Казахстан по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти./ http://www.akorda.kz
Основные термины (генерируются автоматически): государственной власти, Республики Казахстан, Центральной избирательной комиссии, органов государственной власти, Мажилиса Парламента, Президент РК, Глава государства, Конституция Республики Казахстан, исполнительной власти, власти Республики Казахстан, ветви власти, роли Парламента, Парламента Республики Казахстан, системы государственного управления, Мажилисом Парламента, системы государственной власти, разделения государственной власти, система государственной власти, единой государственной власти, органы государственной власти.


Похожие статьи

Задать вопрос