Развитие промышленных предприятий в России в настоящее время | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 20.02.2017

Статья просмотрена: 3138 раз

Библиографическое описание:

Чельдиева, З. К. Развитие промышленных предприятий в России в настоящее время / З. К. Чельдиева, А. А. Толпарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 301-303. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39733/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассказано о том, как развивается экономика промышленных предприятий в наши дни, описываются цели предприятия, его основные проблемы.

Ключевые слова: предприятие, промышленность, инвестиции, система управления

The article told about the development of the economy of industrial enterprises in our days, describes the objectives of the enterprise, its main problems.

Keywords: enterprise, industry, investment, control system

Промышленные предприятий и их развитие играют особую роль в экономике России. Различные сферы экономики, такие как хозяйственные, финансовые, социально-культурные не смогут получать полноценное развитие без подъема и нормального функционирования экономике в стране.

Так как целью предприятия является производство продукции или оказание услуг и их реализации, то свое особое место в экономике страны оно может оправдать только, если будет представлять собой экономическое, производственно-технологическое и организационное единство. Невольно напрашивается принципиальный вывод о том, что предприятие отражает некую собирательную функцию. В нем можно выделить несколько взаимосвязанных, но в то же время относительно самостоятельных функциональных подсистем. Ими являются производственная, технологическая, кадровая, материально-техническая, финансовая, а так же подсистемы снабжения и реализации продукции.

Предприятие является социально-производственной системой, и старается находиться в постоянном развитии. А это означает, что оно направлено на достижение определенного ряда целей.

Большое количество целей возникает из-за того, что предприятие является неким средством для достижения целей, которые обусловлены интересами его учредителей и участников производства. Поэтому цели, поставленные предприятием, должны быть направлены на получение прибыли в результате собственной финансово-хозяйственной деятельности, которая смогла бы позволить выплатить собственные и дополнительные дивиденды, а так же и проценты, гарантировать сохранение и возврат капитала и дать возможность собственникам капитала участвовать в управлении хотя бы с правом контроля, но в идеале с правом принятия оперативных решений.

Работники предприятия предоставляют ему свою производительную силу, навыки, знания, а взамен требуют справедливой и стабильной заработной платы, развития сфер деятельности предприятия, а так же по возможности участия в прибылях. Помимо этого и руководители, и обычные работники хотели бы участвовать в управлении предприятием. Поэтому предприятие должно стремиться всегда быть в состоянии своевременного обеспечения сотрудников заработной платой в соответствии с тарифным соглашением и премией из прибыли, а так же в гарантии рабочих мест и признания индивидуальных успехов каждого работника.

Сбыт продукции и получение выручки от реализации возможны только благодаря потребителям. Поэтому целями предприятия так же должны быть производство товаров и услуг разного рода надлежащего качества по приемлемым ценам, учитывая дифференцированный спрос различных групп покупателей и регионов сбыта.

Государство обеспечивает правовой и законодательный порядок, различными мерами старается стимулировать хозяйственную деятельность, требуя предприятие выплачивать необходимые налоги и отчисления. Поставщики предлагают предприятию сырье, материалы и другие необходимые ресурсы, которое оно должно оплатить по рыночным ценам.

Деятельность предприятия как цельного механизма с его целями, субъектами хозяйствования, а так же связями с заинтересованными в нем лицами, общественными группами регулируется множеством правовых норм (законы, договоры, законодательные нормы и стандарты). Рассматривая предприятие с точки зрения внутренних и внешних связей его можно охарактеризовать как некий центр договоров, придем некоторые целенаправленные связи предприятия в широком смысле могут базироваться не только на письменных договорах, а и на устных договоренностях.

Носителями идеи предприятия являются инвесторы и персонал, в основном руководящие должности, они рассматриваются как главные заинтересованные лица и субъекты, так как только их взаимодействие, которые регулируется соглашениями и договорами, делает возможным функционирование предприятия. Данная точка зрения о двух главных носителях идеи предприятия возникла после второй мировой войны в связи с изменением системы общественных ценностей.

В настоящее время существует некая пропасть, которая разделяет применяемые сегодня подходы при решении проблемы развития предприятий от понимания того какие подходы реально приведут к повышению эффективности систем управления.

Многие российские руководители занимаются поиском инвестиций или новых заказов, тем самым пытаясь увеличить оборотные средства своего предприятия, так как они считают их отсутствие главной причиной всех проблем. Однако на всех этих предприятиях постоянно пересекается деятельность различных подразделений и идет дублирование операций и функций. По некоторым направлениям деятельности вовсе не учитываются расходы (например, в России никто не ведет учет эффективности работы отдела качества или маркетинга). И поэтому при таком разбрасывании ресурсов, имея при этом издержки, которые российские предприятия себе позволяют, никакие оборотные средства не помогут.

Из всех имеющихся на промышленных предприятиях проблем можно выделить следующие:

− ухудшение качества комплектующих и материалов, поступающих от поставщиков;

− недостаточная подготовка руководителей в вопросах менеджмента;

− отсутствие управленческого учета надлежащего качества;

− недостаток оборотных средств;

− нечетко определена ответственность руководителей;

− неравномерное распределение ресурсов;

− устаревшее и изношенное оборудование;

− длительная разработка новой продукции;

− низкие цены на продукты, изготовленные в России;

− зачастую нет слаженной командной работы;

− недостаточная проинформированность сотрудников о деятельности предприятия, на котором они работают;

− частая смена поставщиков.

Одна проблема влечет за собой другу. Так например в управлении качеством говорить нужно уже не о системе качества, а о системе управления предприятием. Практически любые управленческие проблемы касаются вопросов управления качеством.

Однако основной проблемой предприятия, как считают руководители, является отсутствие необходимой поддержки отечественного производителя со стороны государства. Предприятия не в силах изменить эту ситуацию, так как решение такой задачи находится не на их уровне. Управляя людьми и управляя деньгами, современные руководители не получают ожидаемого результата. И не получат до тех пор, пока не признают, что управлять нужно процессами и проектами, без которых немыслимы эффектные системы управления во всем мире, они порождены рыночными отношениями и равноправной конкурентной борьбой. Не во всех отраслях промышленности в России существуют рыночные отношения, и не все российские промышленные предприятия поставлены в условия равной конкуренции. Такое неравенство дает следующие результаты:

− предприятия, получающие спонсорство вместо реальной помощи, абсолютно не заинтересованы в развитии своей системы управления и не делают практически ничего для развития предприятия;

− все остальные предприятия находятся в очень жестких рыночных условиях и имеют стимул для развития своих систем управления.

Внедрение эффективных систем управления при отсутствии конкуренции является невыполнимой задачей для любого предприятия в мире. Из-за этого заметно отстают в своем развитии от систем управления аналогичных промышленных предприятий других российских городов некоторые московские предприятия, которым власти помогают не закрывать убыточные предприятия. Региональные власти даже если и хотят поддержать местное неэффективное предприятие, то не в состоянии это сделать из-за нехватки средств, что приводит к тому, что они начинают более интенсивно осваивать современные методы управления в провинции.

Проблемы российских предприятий никогда не будут решены, если система управления будет нацелена на устранение следствий, а не истинных причин.

Как показывает практика в начале деятельности по улучшению неэффективных систем управления можно достичь хороших результатов, которые помогут быстро найти ресурсы для продолжения более затратных вложений в улучшение систем управления. При столь высоких затратах и издержках на российских предприятиях простой контроль некоторых управленческих операций может дать превосходный эффект. Для этого нужно начать с контроля системы управления, в начале получить стартовые ресурсы для более детальной перестройки системы управления, а так же планировать по всем запущенным управленческим проблемам одновременные улучшения.

Выполняя эти установки, у российских предприятий есть некоторое преимущество, так как они могут обратить внимание на ошибки, допущенные зарубежными предприятиями в ходе улучшения системы управления. Для выполнения всех мероприятий и для правильного учета мирового опыта промышленных предприятий необходимы высококвалифицированные консультанты в вопросах управления. Консультационные фирмы в России есть, но к сожалению они занимаются устранением не причины, а следствия. Зарубежные консультационные формы тоже не помогут, потому что невозможно в одночасье перестроиться и применять методы и подходы иного уровня.

В ближайшее время количество рабочих на промышленных предприятиях уменьшится из-за ухода на пенсию имевшейся части работников и отсутствия притока новых рабочих, мы можем потерять некоторые отрасли промышленности.

Российское общество потерпит очень серьезные изменения, если мы ничего не изменим и продолжим решать проблемы с помощью неверных подходов. Мы будем долго расплачиваться за неправильные решения, которые совершаются сегодня.

Литература:

  1. А. И. Архипов, А. К. Большаков. Экономика / А. И. Архипов. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006 г.
  2. Воронин Ю. М., Селезнев А. З., Чередниченко Л. Г. Россия: экономический рост. — М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2004 г.
  3. А. Г. Зельднер, И. Ю. Ваславская, В. К. Южелевский. Государство и экономика: Факторы роста — М.: Наука, 2003 г.
  4. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность: Учебник / Под ред. Лисова В. И. — М.: экономика, 2007 г.
  5. Б. М. Маклярский. Экономика России. Учебное пособие / Б. М. Маклярский. — М.: Международные отношения, 2001 г.
  6. Экономическая теория (политическая экономия): Учебник / Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 2005 г.
  7. Экономическая теория: макроэкономика / Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ Журавлёвой Г. П. — М.: Дашков и Кº, 2008 г.
Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, система управления, Россия, деятельность предприятия, надлежащее качество, отрасль промышленности, проблема, развитие, управление качеством, цель предприятия.


Похожие статьи

Внедрение системы менеджмента качества на предприятии

В статье проведен анализ формирования системы менеджмента качества на предприятии.

Это своеобразное заверение потребителю способности предприятия обеспечить надлежащее качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Проблемы управления качеством в государственной корпорации

Обеспечение процесса управления качеством экономической информационной системы предприятия. Проблема оценки удовлетворенности населения качеством социальных услуг с целью управления качеством жизни в муниципальных образованиях.

Цели изадачи управления качеством

Может ли система управления качеством помочь предприятиям-производителям в достижении своих стратегических целей? На эти вопросы мы постараемся ответить в данной статье.

Сущность и основные принципы управления качеством на...

Система менеджмента качества является неотъемлемой частью общей системы управления производственной и хозяйственной деятельностью предприятия и создаётся на основе общего менеджмента качества на предприятии.

Внедрение системы менеджмента качества на малых...

Помимо вышеперечисленного, сертифицированная система менеджмента качества на предприятии повышает имидж компании, дает конкурентное преимущество при участии в конкурсах, выставках, а также снижает долю производственного брака на 25 % и более.

Модели формирования эффективной системы управления...

Стратегическое управление является областью научных знаний, охватывающей методологию формирования стратегии развития предприятия и принятия стратегических управленческих решений, а также способов их практической реализации и для достижения целей предприятия.

Организация управления рисками в системе управления...

С целью обеспечения организации управления рисками на предприятии пищевой промышленности необходимо провести следующие реорганизационные мероприятия: 1. Создать службу экономической безопасности...

Проблемы и перспективы развития российского менеджмента

Экономика и организация предприятия, управление предприятием.

Первая главная проблема российского менеджментапроблема качества. Хотя это специальность появилась в вузах РФ, проблема качества не снимается.

Теоретические основы качества продукции, работ, услуг...

Опыт управления качеством продукции на предприятиях Японии. Основы функционирования и рычаги управления качеством гостиничных предприятий в Российской Федерации посредством внедрения систем менеджмента качества.

Похожие статьи

Внедрение системы менеджмента качества на предприятии

В статье проведен анализ формирования системы менеджмента качества на предприятии.

Это своеобразное заверение потребителю способности предприятия обеспечить надлежащее качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Проблемы управления качеством в государственной корпорации

Обеспечение процесса управления качеством экономической информационной системы предприятия. Проблема оценки удовлетворенности населения качеством социальных услуг с целью управления качеством жизни в муниципальных образованиях.

Цели изадачи управления качеством

Может ли система управления качеством помочь предприятиям-производителям в достижении своих стратегических целей? На эти вопросы мы постараемся ответить в данной статье.

Сущность и основные принципы управления качеством на...

Система менеджмента качества является неотъемлемой частью общей системы управления производственной и хозяйственной деятельностью предприятия и создаётся на основе общего менеджмента качества на предприятии.

Внедрение системы менеджмента качества на малых...

Помимо вышеперечисленного, сертифицированная система менеджмента качества на предприятии повышает имидж компании, дает конкурентное преимущество при участии в конкурсах, выставках, а также снижает долю производственного брака на 25 % и более.

Модели формирования эффективной системы управления...

Стратегическое управление является областью научных знаний, охватывающей методологию формирования стратегии развития предприятия и принятия стратегических управленческих решений, а также способов их практической реализации и для достижения целей предприятия.

Организация управления рисками в системе управления...

С целью обеспечения организации управления рисками на предприятии пищевой промышленности необходимо провести следующие реорганизационные мероприятия: 1. Создать службу экономической безопасности...

Проблемы и перспективы развития российского менеджмента

Экономика и организация предприятия, управление предприятием.

Первая главная проблема российского менеджментапроблема качества. Хотя это специальность появилась в вузах РФ, проблема качества не снимается.

Теоретические основы качества продукции, работ, услуг...

Опыт управления качеством продукции на предприятиях Японии. Основы функционирования и рычаги управления качеством гостиничных предприятий в Российской Федерации посредством внедрения систем менеджмента качества.

Задать вопрос