История функционирования PR-служб в системе государственного управления финно-угорских стран | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 16.02.2017

Статья просмотрена: 699 раз

Библиографическое описание:

Гурин, Д. Р. История функционирования PR-служб в системе государственного управления финно-угорских стран / Д. Р. Гурин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 403-406. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39667/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается проблема роли и значения PR служб в системе государственного управления. Анализируется опыт реализации технологий, обеспечивающих связь с общественностью, на примере развития структуры государственного управления некоторых европейских стран (Эстонии, Финляндии и Венгрии). Делается вывод о существовании трех вариантов функционирования PR в государственном механизме. При этом раскрывается их содержание, оценивается их эффективность в контексте обеспечения реализации принципа транспарентности органов государственной власти — ключевого основания развития правовой, демократической государственности.

Ключевые слова: государственное управление, PR технологии, транспарентность

Ведущим трендом современного общественно-политического развития является формирование и развитие правовой демократической государственности. В настоящее время эта форма государства успешно функционирует во всех развитых зарубежных странах. Действующая Конституция РФ также декларирует построение государственности в соответствии с вышеуказанными принципами. В связи с этим исследование зарубежного опыта представляется чрезвычайно важным в контексте успешной реализации этой задачи.

Правовой и демократический характер государственности предусматривает, в первую очередь, организацию широкого взаимодействия властных структур с институтами гражданского общества. Для реализации данной функции в системе государственного механизма ведущих стран мира существуют специальные структуры. Они носят различные названия, но в целом их можно охарактеризовать как Службы связи с общественностью (PR службы). В нашей стране такие подразделения к настоящему времени созданы и функционируют, как правило, в структуре отдельных органов власти как федерального так и регионального уровней. В качестве примеров можно назвать Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ при Государственной Думе РФ, а также Департамент внешних связей при губернаторе Ярославской области.

Следует еще раз подчеркнуть тот факт, что в целях обеспечения прогрессивного развития данных структур ключевое значение приобретает исследование позитивного опыта зарубежных европейских стран. В связи с этим в центре внимания настоящей статьи находится анализ исторического опыта функционирования PR структур в государственной системе зарубежных стран.

Неудивительно, учитывая характеристики формы государства, что сфера деятельности, целью которой стало установление доверительных отношений между властными структурами и обществом, впервые возникла в Древнем Риме. Стремление учитывать в своей политики общественное мнение характеризовало деятельность римских правителей в особенности в период существования римской республики, когда появился знаменитый афоризм «Глас народа — глас народа», который ознаменовал собой ключевой принцип принятия властных решений.

Как известно, именно римский опыт государственного управления был воспринят ведущими европейскими государствами в связи с чем вышеуказанный принцип и получил свою дальнейшую реализацию. Первоначально данное обстоятельство проявилось в формировании республиканской формы правления в абсолютном большинстве европейских стран, а позднее — в начале 1930-х гг. в использовании связей с общественностью в качестве действенного механизма реализации управленческих решений. [2, с. 17]

Исторический опыт убедительно доказывает, что впервые технологии связи с общественностью начали практиковаться в США. При этом методика их использования в значительной степени эволюционировала. Так, если первоначально во время реализации президентом Ф. Рузвельтом своего «нового курса» PR технологии использовались в ограниченном контексте в качестве дополнительного фактора, обеспечивающего реализацию важнейших государственных решений, то впоследствии, в 1970 — х гг. при администрации Р. Никсона была создана самостоятельная PR служба, функционирующая как отдельная структура. Тогда же были определены ее основные задачи, а именно:

– осуществление долгосрочного и краткосрочного планирования PR деятельности;

– подготовка различных правительственных сообщений, официальных «пресс-релизов», характеризующих официальную правительственную точку зрения по актуальным общественно-политическим проблемам;

– организация официальных поездок и командировок первых лиц государства и ее медиа-поддержка.

Во главе подразделения, штат которого формировался преимущественно из профессиональных журналистов и филологов, находился пресс-секретарь администрации Президента, отвечающий за подготовку ежедневных брифингов и развитие контактов с представителями ведущих периодических изданий. [1, с. 26]

Таким образом, на этапе своего организационного становления PR службы в структуре государственного механизма США обеспечивали практическую реализацию принципа «открытости» органов государственной власти, сущность которого на том этапе отождествлялась с гласностью. В последствии функционал PR служб в системе государственной власти был в значительной степени расширен.

Данное обстоятельство было обусловлено стремительным развитием постиндустриального общества. Под влиянием его характеристик власть, ее политические структуры и институты претерпели существенную трансформацию, результатом которой стало формирование принципиально новой модели государственного механизма.

Характеризуя сущность данных трансформаций, Т. В. Логвинова справедливо указывает, что «современные Интернет–технологии создают виртуальные пространства и общности, предлагают государству, его партнерам и оппонентам все новые и новые способы и методы взаимодействия. Отправление государственной власти по технологиям on-line и «электронного правительства» постепенно становится приметой нашего времени. Государственные структуры начинают осваивать технологии PR–коммуникаций, политической рекламы и другие современные методы общения с гражданским обществом, поддержания контактов с партнерами и оппонентами. Использование новых коммуникативных технологий ведет к качественному преобразованию социума на основе принципов гражданского и информационного общества. Все эти изменения обуславливают становление новой формы организации власти в современных обществах — медиакратии, образующей специфические политические отношения общества и правящего класса, создающей новые возможности использования государственной власти». [3, с. 3]

В результате, к началу 2000- х гг. связи с общественностью прошли свою институционализацию в системе государственного механизма всех без исключения развитых стран, в которых реализуется модель правовой, демократической и республиканской формы государства.

В качестве отдельного элемента государственного механизма структуры, обеспечивающие связь с общественностью реализуют «целенаправленное взаимодействие структур государственного аппарата (органов, организаций, учреждений) с гражданами и общественными институтами, которое можно определить как реализуемую ими информационно-коммуникативную функцию публичной власти и управления, позволяющую оценивать отношения различных кругов общественности к тем или иным решениям и действиям, идентифицировать провозглашаемую и реально проводимую политику, соотносить реализуемые программы с общественными интересами, формировать массовые представления по каким-либо проблемам для обретения общественного понимания, поддержки принятия и выполнения соответствующих мер». [1, с. 174]

В контексте совершенствования российского опыта формирования данных структур целесообразно проанализировать варианты институционализации PR структур в системе государственного управления на примере стран «второго эшелона» Европейского союза таких как Эстония, Венгрия и Финляндия. Представляется, что указанные государства, за исключением Финляндии, характеризуют сходные с Российской Федерации процессы трансформации политической системы в целом и государственного механизма в частности, катализатором которых стало разрушение биполярной геополитической системы в результате завершения «холодной войны».

Финская республика представляет собой относительно молодое государственное образование. Длительное время Финляндия на правах автономии существовала в составе Шведского королевства и Российской империи. В 1917 г. Финляндия обрела политическую независимость, вследствие чего началась эволюция ее республиканской государственности. Особенность Финляндии заключалась в том, что даже в условиях отсутствия государственного суверенитета в стране к началу XX в. уже сформировались государственно-правовые институты, характерные для развитых стран Европы. В этой связи становление в Финляндии суверенной правовой республиканской государственности заняло относительно небольшой хронологический промежуток.

После второй мировой войны в Финляндии начинает формироваться новая модель государственного управления, которую можно характеризовать как «государство всеобщего благосостояния». В рамках данной модели реализуется парламентская республика.

Данная форма государства, характерная в настоящее время для всех скандинавских государств в качестве своей основы предполагает устойчивое развитие демократических структур в условиях реализации активной социальной политики, целью которой является обеспечение высокого уровня и качестве жизни абсолютного большинства населения. Иными словами, форму финского государства, сформированную в общем и целом к началу XXI в. можно характеризовать как «скандинавский социализм». Сегодня можно констатировать очевидные успехи его развития. Так, по данным «Глобального отчета конкурентоспособности Всемирного экономического форума» в 2016 г. Финляндия по уровню и качеству жизни населения вошла в тройку мирового рейтинга. [5]

В рамках этой социально-политической системы государственные структуры, обеспечивающие устойчивые связи с общественностью, традиционно играют важнейшую роль. Так, уже в 1920- е гг. в Финляндии получили развитие исследования возможностей использования PR технологий в контексте реализации управленческой деятельности. В 1930- е гг. в ряде финских министерств под влиянием американского опыта возникла должность пресс-атташе.

На этапе формирования новой модели финской государственности (начиная со времени окончания Второй мировой войны) все ключевые министерства имели в своем составе подразделения, отвечающие за развитие связей с общественностью.

События начала 1990- х гг., связанные с окончанием «холодной войны» существенным образом повлияли на дальнейшую эволюцию системы государственного управления финской республики. В частности, распад мировой системы социализма спровоцировал социально-экономический кризис в стране, результатом преодоления которого стала оптимизация всей системы государственного управления. В результате ее проведения существенным образом сократилось количество управленческих структур, реализующих властные полномочия на местном уровне, а существующие в их составе PR структуры были выведены из системы управления и институционализировались в системе «государственной инфраструктуры».

Иными словами, в настоящее время окончательно сформировалась важнейшая особенность PR структур в системе финского государственного управления, которая состояла в развитии многочисленных негосударственных организаций, специализирующихся на связях с общественностью, оказывающих необходимую помощь властным структурам в процессе осуществления данной функции. Среди таких организаций следует упомянуть, в первую очередь, созданный в 1937 г. Союз пропаганды. В 1947 г. его приемниками стали Ассоциация специалистов по связям с общественностью, а также Финское общество по связям с общественностью (ProCom). Именно эти структуры в настоящее время осуществляют двустороннюю коммуникацию между властными структурами и институтами финского гражданского общества.

Функционирование PR структур в двух других рассматриваемых государствах — Венгрии и Эстонии в значительной степени отличаются от опыта Финляндии. Данное обстоятельство определяется, в первую очередь, длительным нахождением Эстонии и Венгрии в составе социалистического лагеря, в котором первая из них не имела государственного суверенитета.

После краха советской системы ключевым фактором формирования и использования PR технологий в государственной системе указанных стран стало влияние западных демократий. В отношении Эстонии, которую западное сообщество стало рассматривать, наряду с другими прибалтийскими государствами, в качестве своеобразно «антироссийского щита» оно было реализовано в наибольшей степени.

В результате уже с середины 1990-х гг. в рамках эстонского государственного механизма стала реализовываться концепция «электронного правительства». Ее суть заключается в организации использования современных информационных технологий в обоюдовыгодных интересах общества и государства. При этом они не только способствуют эффективному осуществлению государственных функций, но и обеспечивают устойчивую двустороннюю связь институтов гражданского общества и государственных структур, что в свою очередь, придает государственному управлению необходимую «гибкость».

В настоящее время вышеуказанная PR технология успешно реализуется в сфере налогового управления (более 86 процентов эстонских налогоплательщиков предоставляют свои декларации посредством специального информационного сервиса), обсуждения принятия государственных решений (более 80 % жителей Эстонии имеют ID-карты и многие из них использовали его для предоставления цифровых подписей или электронного голосования; контроля за реализацией государственной политики (население Эстонии, используя специальный сервис, имеет возможность отслеживать характер бюджетных расходов в режиме реального времени). [6]

В Венгрии ситуация с развитием PR структур в сфере государственного управления находится в зачаточном по сравнению с вышерассмотренными странами состоянии. Несмотря на наличие в структуре всех органов власти подразделений, отвечающих за организацию связей с общественностью, до 2010 г. их деятельность носила во многом формальный характер, вследствие чего система государственного управления в Венгрии обладало минимальной транспарентностью. В указанном году Венгрия стала участником европейской программы «Партнерство открытого правительства», однако в настоящее время вышло из него. Более того, правительством В. Орбана приняты нормативно-правовые акты, затрудняющие институтам гражданского общества получение исчерпывающей информации об особенностях и результатах деятельности органов власти. [7]

Таким образом, очевидно, что в системе государственного управления венгерской республики PR- технологии практически не реализуются. Данный факт вызывает обоснованные сомнения относительно характеристики формы венгерского государства как правового и демократического.

Завершая рассмотрение особенностей функционирования PR служб в государственном управлении некоторых европейских стран, следует еще раз подчеркнуть, что данные институты представляют собой тренд современного общественно-политического развития, являясь важным критерием характеристики прогрессивности политической системы той или иной страны. Как показывает историческая практика, в настоящее время реализуется три основные модели функционирования PR cтруктур в государственном механизме.

Первая из них предполагает их институционализации в рамках государственного механизма. В этом случае функции «PR cопровождения» власти возлагаются на профессиональные организации масс-медиа, деятельность которых имеет коммерческий характер (опыт Финляндии). Вторая модель предполагает активное использование информационных технологий для обеспечения двусторонней коммуникации общества и власти. Причем в этом случае абсолютное большинство граждан имеет возможность влиять на принятие государственных решений и контролировать их реализацию (модель Эстонии).

Третья традиционная модель предполагает развитие PR структур в качестве отдельных элементов организационной структуры отдельных государственных органов. В этом случае государство самостоятельно определяет возможности и направления диалога с институтами гражданского общества. Структура таких элементов государственного механизма, как правило, является типовой и предполагает наличие четырех подразделений: информационно-аналитического отдела; отдела по информационным коммуникациям; отдела по работе с политическими партиями и организациями. По такому пути идет эволюция системы государственного управления республики Венгрия.

Следует заключить, что в независимости от варианта практического воплощения реализация PR технологий в системе государственного управления является следует рассматривать в качестве главнейшего фактора, обеспечения его транспарентности (открытости), что, в свою очередь, является ключевым основанием обеспечения развития правовой и демократической государственности.

Литература:

  1. Государственное управление: основы теории и организации / под ред. В. А. Козбаненко. — М.: Статус, 2011. — 379 с.
  2. Козлов С. В. Связи с общественностью в органах власти. — Новосибирск: РАНХиГС, 2014. — 198 с.
  3. Логвинова Т. В. Связи с общественностью в системе государственного управления // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. — С.1–7.
  4. Чебанова Н. С. Связи с общественностью в органах власти. — М.: Спутник+, 2016. — 70 с.
  5. Отчет Всемирного экономического форума. Рейтинг глобальной конкурентноспособности. — URL: http://gtmarket.ru/news/2016/09/28/7304
  6. https://ec.europa.eu/europeaid/public-administration-reform-estonia_en
  7. http://bbj.hu/politics/hungarian-govt-quits-pro-transparency-organization_125900
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, Венгрия, государственный механизм, структура, Финляндия, государственная власть, гражданское общество, общественность, связь, система.


Ключевые слова

государственное управление, PR технологии, транспарентность

Похожие статьи

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

общественное участие, Российская Федерация, государственное управление, общественный контроль, управление делами, гражданское общество, общественное мнение, представительная демократия...

Взаимодействие государства и гражданского общества

В тоже время, гражданское общество находится в непрерывной органической связи с государственной властью российского государства. Становление гражданского общества является одним из закономерных этапов социокультурной эволюции...

Государственное управление и государственная служба...

Государственное управление и государственная служба: взаимосвязь, проблемы и перспективы.

По мнению А.Г. Рзаева, государственный механизм без государственной службы, без персонала представляет собой безжизненную структуру и схему.

Развитие гражданского общества в современной России...

Несомненно положительным является то, что государство сознательно вводит представительные институты гражданского общества в систему государственной власти, предпринимает усилия по их развитию и совершенствованию.

Место парламента в структуре государственного аппарата

Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах.

Предложения по совершенствованию системы управления на...

государственное управление, государственная служба, государственный менеджмент, государственная власть, административная реформа, услуга, Россия, концепция, общество, федеральный уровень.

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление

С первых дней независимости властью Узбекистана был признан что, махалля основа гражданского общества и связи с этим осуществляется мероприятия по их всестороннему развитию.

Пути становления государственной власти в современной России

Для любого государства «государственная власть» выступает управленческой и охранительной структурой. Государственная власть имеет свои неповторимые черты:  публичность — наличие доступных механизмом контроля властвующих структур народом...

Metagovernance как способ достижения симметричной...

гражданское общество, государственное управление, сетевое управление, государство, политическая коммуникация, управление сетью, теория децентрализации, сетевое взаимодействие, государственная власть, подход.

Похожие статьи

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

общественное участие, Российская Федерация, государственное управление, общественный контроль, управление делами, гражданское общество, общественное мнение, представительная демократия...

Взаимодействие государства и гражданского общества

В тоже время, гражданское общество находится в непрерывной органической связи с государственной властью российского государства. Становление гражданского общества является одним из закономерных этапов социокультурной эволюции...

Государственное управление и государственная служба...

Государственное управление и государственная служба: взаимосвязь, проблемы и перспективы.

По мнению А.Г. Рзаева, государственный механизм без государственной службы, без персонала представляет собой безжизненную структуру и схему.

Развитие гражданского общества в современной России...

Несомненно положительным является то, что государство сознательно вводит представительные институты гражданского общества в систему государственной власти, предпринимает усилия по их развитию и совершенствованию.

Место парламента в структуре государственного аппарата

Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах.

Предложения по совершенствованию системы управления на...

государственное управление, государственная служба, государственный менеджмент, государственная власть, административная реформа, услуга, Россия, концепция, общество, федеральный уровень.

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление

С первых дней независимости властью Узбекистана был признан что, махалля основа гражданского общества и связи с этим осуществляется мероприятия по их всестороннему развитию.

Пути становления государственной власти в современной России

Для любого государства «государственная власть» выступает управленческой и охранительной структурой. Государственная власть имеет свои неповторимые черты:  публичность — наличие доступных механизмом контроля властвующих структур народом...

Metagovernance как способ достижения симметричной...

гражданское общество, государственное управление, сетевое управление, государство, политическая коммуникация, управление сетью, теория децентрализации, сетевое взаимодействие, государственная власть, подход.

Задать вопрос