Правовое регулирование особых экономических зон как инструмента развития экономики Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 15.02.2017

Статья просмотрена: 3746 раз

Библиографическое описание:

Дятлова, Е. В. Правовое регулирование особых экономических зон как инструмента развития экономики Российской Федерации / Е. В. Дятлова, Т. З. Юсупов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 342-345. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39626/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье обозначаются понятия и виды особых экономических зон. Рассматривается влияние особых экономических зон на развитие экономики Российской Федерации.

Ключевые слова: особая экономическая зона, инструмент развития, правовое регулирование

В современном мире для любого государства является эффективным использование различных инструментов для развития внутренней экономики и предпринимательской деятельности. Одним из таких инструментов развития вышеуказанной деятельности в Российской Федерации является создание особых экономических зон (ОЭЗ) на территории всей страны. ОЭЗ представляют собой специальные ограниченные территории в регионах РФ, обладающие особым юридическим статусом, а также имеющие неизменный преференциальный режим, включающий в себя особый налоговый, административный и таможенный режимы.

В соответствии с законодательством, срок действия особых экономических зон установлен в 49 лет, за это время созданная особая экономическая зона должна не только окупить денежные вложения при ее создании, но и принести существенную прибыль государству.

Главными целями создания особых экономических зон являются развитие импортозамещающего производства, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство инновационных видов продукции, а также расширение транспортно-логистической системы с помощью привлечения иностранных инвестиций и различных российских компаний. Основами правового регулирования ОЭЗ являются: Указы Президента РФ, постановления Правительства и Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

За все время в Российской Федерации было создано тридцать три ОЭЗ. Также государство постоянно проводит мониторинг, для выявления эффективности особых экономических зон. Поэтому в 2016 году Правительство РФ приняло Постановление о досрочном прекращении 8 малоэффективных экономических зон, которые были признаны убыточными. [9]

Девять из особо экономических зон принадлежат к промышленно-производственному типу, пять к туристско- рекреационному, ещё пять к технико-внедренческому и одна к портовому или логистическому типу. В будущем возможно и дальнейшее сокращение не приносящих доходы ОЭЗ, но те, которые останутся, будут самыми эффективными и приносящими прибыль.

Промышленно — производственные ОЭЗ — это обширные территории, находящиеся в крупнейших промышленных регионах страны. Основными преимуществами промышленно — производственных ОЭЗ является близкое расположение к базе с ресурсами необходимыми для производства, доступ к развитой инфраструктуре и основным транспортным линиям. Тем самым, размещение производства на территории промышленных зон повышает конкурентоспособность продукции, продаваемой на российском рынке за счет снижения издержек производства.

Приоритетными направлениями развития промышленных ОЭЗ является производство в сфере автомобилестроения, нефтяной химической продукции, производство строительных материалов, товаров массового потребления и приборостроение и др. Так как особые экономические зоны доказывают свою эффективность наличием резидентов, самыми высокоэффективными ОЭЗ промышленно — производственного типа являются: ОЭЗ ППТ «Алабуга» которая была создана в соответствии с Постановлением № 782 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года на территории Елабужского района Республики Татарстан [2] и включающая в себя 42 компании — резидента, а также ОЭЗ «Липецк» созданная в соответствии с постановлением № 782 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года на территории Грязинского района Липецкой области [3] и включающая в себя 23 компании — резидента.

Стоит отметить, что резидентами являются коммерческие организация, либо индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности, портовой и иной деятельности в особых экономических зонах в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». [1]

Туристско-рекреационными ОЭЗ являются расположенные в наиболее востребованных туристами регионах Российской Федерации, особые экономические зоны туристического типа, которые предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса. В настоящее время действуют три ОЭЗ туристско-реакционного типа, приоритетными направлениями которых является лечебно-оздоровительная, горнолыжная, круизная, экскурсионная деятельность, а также развитие в сфере гостиничного бизнеса, общественного питания и др.

Самыми эффективными особо экономическими зонами туристско- рекреационного типа являются ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая катунь» созданная согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 03.02.2007г. № 69 [4], соглашению между Правительством Российской Федерации, Администрацией Алтайского края и администрацией Алтайского района «О создании на территории Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» № 2778-ГГ/Ф7 от 02.03.2007 г и ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» созданная согласно с Постановлением Правительства РФ № 68 от 3 февраля 2007 года [5] и Соглашению о создании на территории Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа № 2768-ГГ/Ф7 от 2 марта 2007 года. Резидентами которых являются 17 компаний и 12 соответственно.

Технико-внедренческими ОЭЗ являются расположение в крупнейших научных центрах образования, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывающие обширные возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские, а также международные рынки.

На данный момент функционируют пять технико-внедренческие особые экономические зоны, приоритетными направлениями которых является развитие информационных, ядерно-физических, медицинских технологий и др.

Самыми эффективными технико-внедренческими особыми экономическими зонами являются ОЭЗ ТВТ «Дубна» созданная в соответствии с Постановлением № 781 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года на территории г. Дубны (Московская область) [6] включающая в себя 90 компаний-резидентов, ОЭЗ ТВТ «Томск» созданная в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и постановлением Правительства № 783 «О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа» [7] включающая в себя 67 компании-резидента, и ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» созданная в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и постановлением Правительства № 780 «О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа» [8], включающая в себя 43 компании-резидента.

Логистические или портовые ОЭЗ — это особые экономические зоны, которые находятся в доступной близости к различным транспортным линиям и тем самым, становятся площадкой для судоремонтных и судостроительных компаний, а также с их помощью разрабатываются новые маршруты для перевозки товаров. На данный момент существует только одна логистическая особая экономическая зона портового типа. И она включает в себя 5 компаний-резидентов. Создана в соответствии с Постановлением № 1163 Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года на территории Ульяновской области.

Для повышения привлекательности особых экономических зон для иностранных инвесторов, государство ввело специальный налоговый режим, который в течении нескольких лет позволяет выплачивать налоги в бюджет Российской Федерации и регионов по заниженным процентным ставкам, а от некоторых налогов резидентов избавляют вовсе.

Тем самым установление преференциального налогового режима позволяет вкладывать все полученные резидентом от производства денежные средства в дальнейшее развитие собственного бизнеса и импортозамещающего производства на внутреннем рынке Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, создание особых экономических зон является одним из основных инструментов развития экономики в Российской Федерации. Так как, с помощью инвестиций и производственной деятельности резидентов пополняется не только государственный бюджет, но и создается конкурентоспособность на внутреннем рынке страны благодаря уменьшению издержек производства и развитию промышленности на территории государства.

Литература:

  1. Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения: 11.02.2017).
  2. Постановление № 782 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года на территории Елабужского района РеспубликиТатарстан // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57592/ (дата обращения: 11.02.2017).
  3. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 782 (с изм. от 11.07.2015) «О создании на территории Грязинского района Липецкой области особой экономической зоны промышленно — производственного типа» // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=57590#0 (дата обращения: 11.02.2017).
  4. Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 № 69 «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_65881/ (дата обращения: 11.02.2017).
  5. Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 № 68 «О создании на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия особой экономической зоны туристско — рекреационного типа» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_65880/ (дата обращения: 11.02.2017).
  6. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 781 «О создании на территории г. Дубны (Московская область) особой экономической зоны технико-внедренческого типа» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57589/ (дата обращения: 11.02.2007).
  7. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 783 «О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57591/ (дата обращения: 11.02.2017).
  8. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 780 «О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57588/ (дата обращения: 11.02.2017).
  9. Постановление Правительства РФ от 28.09.2016 № 978 «О досрочном прекращении существования особых экономических зон» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205315/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 11.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, зона, особая экономическая зона, постановление Правительства, территория, Алтайский край, создание, туристско-рекреационный тип, импортозамещающее производство, правовое регулирование.


Похожие статьи

Основы формирования и характеристика особых...

Основы формирования и характеристика особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории РФ.

- производство новых видов продукции, усовершенствование экспортной базы и импортозамещающих производств

Функционирование ОЭЗ в РФ на сегодняшний день

ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной

Основные термины (генерируются автоматически): зона, Российская Федерация, особая экономическая зона, территория зоны, создание...

Анализ эффективности деятельности особых экономических зон...

Ключевые слова: особая экономическая зона, специальная экономическая зона, эффективность функционирования, прямые иностранные инвестиции, туристско-рекреационный тип ОЭЗ.

Эволюция особых экономических зон в России

туристскорекреационные зоны.

Основные термины (генерируются автоматически): зона, Российская Федерация, территория, свободный, особая экономическая зона, Находка, Выборг, кластерная политика, свободное предпринимательство, III.

Значение особых экономических зон для...

- туристско-рекреационные особые экономические зоны

- четыре ОЭЗ туристско-рекреационного типа: ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина», ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ ТРТ «Ворота-Байкала» [3].

Анализ государственных мер повышения инвестиционной...

...отрасли экономики, импортозамещающие производства, судостроение и туризм.

[1]. На сегодняшний день в России действует 24 особые экономические зоны, заявки на открытие новых зон или

Самыми неэффективным типом ОЭЗ признан туристско-рекреационный.

Особые экономические зоны: проблемы и особенности...

Если экономическое состояние страны является не привлекательным для иностранных инвесторов, то одним из способов их привлечения является создание особых экономических зон (ОЭЗ) на территории страны...

Проблемы функционирования свободных экономических зон...

Показатель эффективности особых экономических зон технико-внедренческого типа составляет 6,92, промышленно-производственного типа — 6, туристско-рекреационного типа — 3,15 и портового типа — 1,63.

Правовые основы создания и функционирования свободных...

Проблемы функционирования свободных экономических зон в Роcсийской Федерации. Особенности функционирования муниципальных образований в современных социально-экономических условиях: исторические и правовые характеристики.

Похожие статьи

Основы формирования и характеристика особых...

Основы формирования и характеристика особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории РФ.

- производство новых видов продукции, усовершенствование экспортной базы и импортозамещающих производств

Функционирование ОЭЗ в РФ на сегодняшний день

ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной

Основные термины (генерируются автоматически): зона, Российская Федерация, особая экономическая зона, территория зоны, создание...

Анализ эффективности деятельности особых экономических зон...

Ключевые слова: особая экономическая зона, специальная экономическая зона, эффективность функционирования, прямые иностранные инвестиции, туристско-рекреационный тип ОЭЗ.

Эволюция особых экономических зон в России

туристскорекреационные зоны.

Основные термины (генерируются автоматически): зона, Российская Федерация, территория, свободный, особая экономическая зона, Находка, Выборг, кластерная политика, свободное предпринимательство, III.

Значение особых экономических зон для...

- туристско-рекреационные особые экономические зоны

- четыре ОЭЗ туристско-рекреационного типа: ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина», ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ ТРТ «Ворота-Байкала» [3].

Анализ государственных мер повышения инвестиционной...

...отрасли экономики, импортозамещающие производства, судостроение и туризм.

[1]. На сегодняшний день в России действует 24 особые экономические зоны, заявки на открытие новых зон или

Самыми неэффективным типом ОЭЗ признан туристско-рекреационный.

Особые экономические зоны: проблемы и особенности...

Если экономическое состояние страны является не привлекательным для иностранных инвесторов, то одним из способов их привлечения является создание особых экономических зон (ОЭЗ) на территории страны...

Проблемы функционирования свободных экономических зон...

Показатель эффективности особых экономических зон технико-внедренческого типа составляет 6,92, промышленно-производственного типа — 6, туристско-рекреационного типа — 3,15 и портового типа — 1,63.

Правовые основы создания и функционирования свободных...

Проблемы функционирования свободных экономических зон в Роcсийской Федерации. Особенности функционирования муниципальных образований в современных социально-экономических условиях: исторические и правовые характеристики.

Задать вопрос