История зарождения и становления института государственных закупок в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 14.02.2017

Статья просмотрена: 3972 раза

Библиографическое описание:

Феклистова, Д. П. История зарождения и становления института государственных закупок в России / Д. П. Феклистова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 371-373. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39595/ (дата обращения: 17.04.2024).



История развития государственного заказа в России насчитывает несколько столетий. К числу общих первых правовых законодательных актов можно отнести Указ царя Алексея Михайловича, принятого 7 июля 1654 года о подрядной цене на обеспечение доставки в город Смоленск сухарей и муки. Вполне за определенный объем доставляемого груза могла назначаться конкретная розничная цена в размере 40 копеек или 55 копеек или же 1,5 рубля. На подобных условиях фактический подрядчик обязывался отвезти хлеб в город Смоленск, при всем этом он в полной мере освобождался от государственной пошлины.

В начале XVIII в. сформировался аппарат общероссийского центрального управления государством, который подчинялся Сенату, а также действовал целый ряд канцелярий, контор и приказов. Одним из таких ведомств была Канцелярия подрядных дел, созданная в 1715 г. для управления делами по казенным подрядам и сборам недоимок с губерний.

В этот период все объявления о проводимых конкурсах могли быть вывешены на всех воротах города, для того чтобы лица, которые покидают или входят в город. Рассматриваемые вопросы продаж и поставок непосредственно курировала Канцелярия подрядных дел.

В период правления Петра I издается несколько нормативно-правовых актов, регламентирующих заключение государственных контрактов по различным направлениям, таким как: поставка провианта и фуража, строительство казенных дорог.

В начале июня 1721 года было принято решение принять Сенатский Указ об осуществлении борьбы с ненастоящими ценами и коррупцией. С лиц, получивших слишком высокие цены и тем самым нанесших значительные убытки казне требовали переплаченные деньги и штраф.

В то время когда непосредственно возникала насущная необходимость подряда, нужно было произвести выписку билетов с фактическим указыванием нанимаемого подряда, определенного времени и фактическое место, в которое обязывались прибыть соискатели данного подряда. Обычно это была канцелярия обер-комиссара от подряда и покупки.

Все билеты должны быть отправлены полицмейстеру. Одновременно шла рассылка необходимых билетов в администрации других городов.

В 1775–1776 годы была полностью проведена одна из наиболее важных радикальных реформ госуправления. Узаконенный акт, по которому осуществлялось данное реформирование, в дальнейшем получил именование «Учреждение о губерниях». Все функции проведения подобных мероприятий передавались во вновь созданную так называемую Казенную палату. Именно ей в полной мере доверялось осуществлять заключение контрактов на такие суммы как 10 000 рублей на сроки продолжительностью более 4 лет.

Важную роль в развитии института госзаказа в России сыграло «Положение о казенных подрядах и поставках» (1900–1917 гг.).

После государственного переворота 1917 г. процесс формирования отечественного законодательства о государственных закупках был повернут вспять. Декретом СНК от 21.01.1919 г. «О заготовке продовольственных продуктов» [1] был установлен прямой запрет на заготовку и провоз продуктов любым организациям, кроме государственных органов продовольствия и их контрагентов.

В начале НЭПа закон устанавливал, что заготовки льна, пушнины могли осуществлять только специальные государственные органы, а уже в феврале — апреле 1922 г. монополия на эти продукты была ликвидирована. Возникают и другие виды договоров, такие как комиссии и поставки, которые использовались с целью заготовок сельскохозяйственных продуктов и сырья для государственных нужд.

Договор контрактации отдельных видов сельскохозяйственной продукции как организационно-правовая форма закупок применялся с 1925 г. Договор контрактации существенно отличался от обычного гражданско-правового договора купли-продажи рядом специфических черт, таких как применением стимулирования за повышение урожайности сельскохозяйственных культур; авансированием товаропроизводителей деньгами; снабжением их семенами и минеральными удобрениями.

Постановлением СНК от 07.10.1929 г. «О контрактации продуктов сельского хозяйства» [2] раскрывалось содержание этого договора. В нем на хозяйство возлагалась обязанность по четкому выполнению планового государственного задания на засев определенной площади и сдачу соответствующего количества сельхозпродукции.

На протяжении 1918–1930 годов (за исключением НЭПа) закупки сельскохозяйственной продукции в государственные продовольственные фонды носили административно-командный характер, а не договорной.

В последующий советский период государственный заказ связывался только с обеспечением важных функций государства, поэтому вместо института госзаказа действовала колоссальная система Госснаба.

Торговые мероприятия могли назначаться трех конкретных видов: торги при помощи напечатанных объявлений, торги устные, и торги смешанного характера. Устные торги всегда производились в непосредственном присутствии назначенных ведомств определенных чиновников или же каких-либо депутатов, а также всех желающих принять участие в подобных мероприятиях. Фактический победитель торгов понуждался дать подписку о личном исполнении подряда на условиях, оглашенных на торгах.

При осуществлении проведения смешанных торговых мероприятий в первую очередь велся устный торг со всеми присутствующими, а после были рассмотрены все поданные или присланные при помощи почты объявления. В конечном результате могло быть выявлено конкретное лицо, которое сделало наиболее выгодное для существующей казны предложение, с которым в конце концов и заключался договор.

С того времени конкурсная система российских государственных закупок развивалась и совершенствовалась вплоть до 30-х годов XX века.

В период 1991–1992 гг. произошел крах системы Госснаба. Применявшиеся с 1992 г. на территории России Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик возродили практику регулирования поставки товаров для государственных нужд с помощью специального законодательства, действовал Закон от 28.05.1992 г. Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» [3].

В 1997 году была проведена первая реформа системы госзакупок, которая стартовая изданием Указа Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» [4]. Во исполнение данного Указа и распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. № 1047-р [5] были утверждены Методические рекомендации по проведению торгов.

Закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» был призван регулировать отношения, возникающие между организатором конкурса и поставщиками в процессе проведения конкурса на размещение заказов для государственных нужд.

В июле 2005 года законопроект был принят Государственной Думой как Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Были предусмотрены и регламентированы различные способы этой процедуры, такие как торги в форме конкурса, аукциона, в том числе в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика, на товарных биржах). Закон определил единый порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

Важную роль в развитии основ правовой защиты прав участников системы госзакупок сыграл Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [6].

27 октября 2006 года было принято Постановление Правительства РФ № 631 [7]. Согласно данному постановлению, совместные торги могут проводиться при наличии не менее чем у 2 заказчиков, уполномоченных органов потребности в одноименных товарах, одноименных работах, одноименных услугах.

Со временем в Российской Федерации была сформирована уникальная система размещения государственных заказов, состоящая из единого общероссийского портала (www.zakupki.gov.ru) и 5 электронных площадок, отобранных Минэкономразвития России и ФАС России по результатам конкурса.

Правительством РФ 10.03.2007 было принято Постановление № 147 о создании в стране единого общероссийского портала для информационного обеспечения государственной закупочной деятельности, что в последующем нашло отражение в Федеральном законе от 24.07.2007 № 218-ФЗ. Единый общероссийский портал (www.zakupki.gov.ru), или официальный сайт, начал работать с января 2011 года.

Литература:

  1. Декреты советской власти. Т. IV. — М., 1968. — С. 302–304.
  2. СЗ СССР. — 1929. — № 65. — Ст. 610.
  3. Закон РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28.05.1992 № 2859–1 // Российская газета. — 1992. — № 148 (документ утратил силу с 1 января 1995 года).
  4. Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (вместе с «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд») от 08.04.1997 № 305 // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 15. — Ст. 1756.
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с организацией закупки товаров (работ, услуг) для государственных нужд» от 24.07.1997 № 1047-р // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 32. — Ст. 3814.
  6. Федеральный закон Российской Федерации «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3434.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов» от 27.10.2006 № 631 (ред. от 05.10.2007) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 44. — Ст. 4602.
Основные термины (генерируются автоматически): единый общероссийский портал, нужда, размещение заказов, выполнение работ, государственный заказ, договор контрактации, оказание услуг, полная мера, поставка товаров, проведение торгов, Российская Федерация, Россия, сельскохозяйственная продукция, торг.


Похожие статьи

Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при...

Проведение торгов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд стало настоящим испытанием для некоторых организаций.

К вопросу о форме проведения торгов для заключения договора...

Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд.

Развитие института регулирования государственных закупок...

Литература: 1. Федеральный закон Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013)...

К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок...

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок размещения и исполнение государственных заказов, являются Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения...

Сравнительный анализ европейской, американской и российской...

Закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг» регулирует методы закупок и условия их использования; процедуры торгов; основной метод закупок; обжалование. Закупки для государственных нужд и их размещение в развитых странах происходит на основе методов...

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения...

В статье рассмотрены основные проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и

Ключевые слова: российское законодательство, контрактная система, государственные закупки.

Принципы размещения муниципального заказа

Принципы размещения муниципального заказа находится в части 1 статьи 1 Федерального закона номер № 44-ФЗ, согласно которому отношения соединились с размещением заказов для доставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или...

Государственный прокьюремент как альтернатива современному...

РФ, Российская Федерация, государственный заказ, поставка продукции, нужда, закупка, отношение, Гражданский кодекс, рыночная экономика, социальное государство.

Основная терминология, применяемая при осуществлении...

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков — действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков)...

Похожие статьи

Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при...

Проведение торгов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд стало настоящим испытанием для некоторых организаций.

К вопросу о форме проведения торгов для заключения договора...

Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд.

Развитие института регулирования государственных закупок...

Литература: 1. Федеральный закон Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013)...

К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок...

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок размещения и исполнение государственных заказов, являются Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения...

Сравнительный анализ европейской, американской и российской...

Закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг» регулирует методы закупок и условия их использования; процедуры торгов; основной метод закупок; обжалование. Закупки для государственных нужд и их размещение в развитых странах происходит на основе методов...

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения...

В статье рассмотрены основные проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и

Ключевые слова: российское законодательство, контрактная система, государственные закупки.

Принципы размещения муниципального заказа

Принципы размещения муниципального заказа находится в части 1 статьи 1 Федерального закона номер № 44-ФЗ, согласно которому отношения соединились с размещением заказов для доставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или...

Государственный прокьюремент как альтернатива современному...

РФ, Российская Федерация, государственный заказ, поставка продукции, нужда, закупка, отношение, Гражданский кодекс, рыночная экономика, социальное государство.

Основная терминология, применяемая при осуществлении...

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков — действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков)...

Задать вопрос