Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 11.02.2017

Статья просмотрена: 15824 раза

Библиографическое описание:

Киселева, Е. В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е. В. Киселева, С. П. Акутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 417-419. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39480/ (дата обращения: 18.04.2024).



Учебная деятельность как стресс для студентов является актуальной проблемой. Студенческая жизнь всегда наполнена переживаниями, напряжениями и волнительными ситуациями, которые препятствуют академической успеваемости и в перспективе ведут к остановке личностного роста, психосоматическим заболеваниям. В статье рассмотрены причины и последствия стресса, а также представлены результаты эмпирического исследования учебного стресса среди студентов психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен

Обучение в высшем учебном заведении является стрессом для большинства студентов. Начиная с самого начала учебной деятельности стресс в той или иной степени постоянно преследует учащегося и является причиной нарушений поведенческой, эмоциональной, когнитивной, мотивационной сфер деятельности. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, около 45 % всех заболеваний возникают вследствие стрессовых ситуаций, что подтверждает актуальность данной проблемы.

Основоположником концепции стресса принято считать канадского ученого Ганса Селье. Стрессом (от англ. stress — давление, нажим, напряжение) он назвал неспецифическую реакцию организма на разнообразные повреждающие воздействия.

По мнению В. А. Бодрова, стресс — это «функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (опасность, угроза, сложность или вредность условий жизнедеятельности)» [1, с. 21].

Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок. В силу различных факторов отдельные элементы или сама учебная ситуация в целом становятся значимыми для студентов, что и может являться общей предпосылкой для возникновения стресса. На первом году обучения существенной причиной стресса могут стать кардинальные перемены в жизни студента. Данный этап вузовского периода отличается большими трудностями, так как студент входит в новый тип взаимоотношений, приобретает новый статус и ему необходимо адаптироваться к новой среде, новым порядкам и незнакомым людям.

Для студентов вуза стресс может быть связан со следующими факторами:

− недостатком сна, неумением рационально распределить свое рабочее время и время на отдых;

− большой учебной нагрузкой;

− неудовлетворенностью полученной оценки;

− низкой успеваемостью по определенным дисциплинам;

− невыполненными или выполненными неверно заданиями;

− пропусками занятий в большом количестве по какой-либо причинам (длительная болезнь, пропуски по неуважительной причине);

− несданными в срок практическими и лабораторными занятиями, курсовыми работами, проектами;

− отсутствием интереса к предлагаемой студенту работе или учебной дисциплине в целом;

− конфликтными ситуациями с однокурсниками или преподавателями;

− неблагоприятными физическими условиями (чрезмерный шум, плохое освещение, отклонение в температуре помещения);

− разочарованием выбранной профессии.

По мнению К. В. Судакова распространенным источником травмирующего воздействия у студентов является экзаменационная сессия [3]. Загруженность обучающихся в период сессии, безусловно, особенно велика. Интенсивная умственная нагрузка, ликвидация задолженностей, работа с большим количеством информации, которую необходимо выполнить в короткие сроки, нарушение режима дня, недостаток сна — это причины, служащие возникновению стресса.

Зачеты и экзамены могут послужить факторами, оказывающими влияние на настроение, самочувствие, психику и психоэмоциональное состояние студентов. Снижение аппетита, тревожные мысли, дрожь в конечностях, учащенный пульс, бессонные ночи — характерные проявления стресса перед зачетами и экзаменами. Мнение о том, что все болезни являются следствием «нервов» в научном обществе считается достоверным. В настоящее время получены убедительные доказательства, что учебный стресс негативно воздействует на нервную, иммунную, сердечно-сосудистую систему студентов [4] и в целом на эмоциональное состояние. Одно из самых опасных последствий при возникающей стрессовой ситуации — употребление алкогольных напитков и наркотиков, интенсивное курение для «снятия напряжения» и улучшения настроения.

Рассмотрим несколько типичных симптомов проявления экзаменационного стресса: эмоциональные симптомы (ощущение общего недомогания, раздражительность, тревога, паника, растерянность, неуверенность, подавленность); физиологические симптомы (головная боль, перепады артериального давления, мышечное напряжение, учащенный пульс, углубление и учащение дыхания, тошнота); когнитивные симптомы (ухудшение памяти, рассеянность, ослабление способности к концентрации внимания, кошмарные сновидения, неприятные воспоминания о своих или чужих провалах во время экзамена в прошлом, воображение негативных последствий после неудачи на экзамене — лишение стипендии, исключение из вуза); поведенческие симптомы (ухудшение аппетита и сна, нежелание готовиться к экзамену, проявляющееся в стремлении заняться любым другим делом, вовлечение в тревожные разговоры о предстоящем экзамене других людей, увеличение употребления кофеина и алкогольных напитков).

Существует две причины, способствующие возникновению экзаменационного стресса. Во-первых, — неуверенность в своих знаниях, которая может быть истинной, вызванная реальными пробелами в знаниях, и ложной, связанной с боязнью неизвестного. Во, вторых — переоценка значимости экзамена, которая, как правило, может быть навязана родителями или обществом.

Конечно, интенсивность развивающейся негативной реакции зависит не столько от характеристик стрессора (объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды, непривычного для человека), сколько от личностной значимости воздействующего фактора. В связи с этим возникающая в процессе обучения она и та же ситуация приводит у каждого студента к различным последствиям и проявлениям. Кроме того, для каждого человека характерен свой определенный уровень волнения и страха, который позволяет показать наилучшие результаты. Следовательно, чтобы мобилизовать свои силы и удачно сдать зачеты и экзамены, одним студентам необходимо снизить уровень стресса, другим нужно как следует «испугаться».

С целью более детального исследования стресса в учебной деятельности у студентов высшего учебного заведения нами было проведено исследование на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского психолого-педагогического факультета. Выборку исследования составили студенты четвертого курса в количестве 75 человек. В качестве диагностического материала был выбран тест Ю. В. Щербатых «Учебный стресс» [5]. Для оценки студентами факторов, провоцирующих стресс, автор выделил следующие: строгих преподавателей, большую учебную нагрузку, отсутствие учебников, непонятные учебники, жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов), неумение правильно распорядиться ограниченными финансами, неумение правильно организовать свой режим дня, нерегулярное питание, проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе, излишне серьезное отношение к учебе, нежелание учиться или разочарование в профессии, стеснительность и застенчивость, страх перед будущим, проблемы в личной жизни.

Результаты проведенного исследования показали, что основными стрессогенными факторами для испытуемых являются «страх перед будущим и большая учебная нагрузка». Меньше всего беспокоят студентов «неумение правильно распорядиться финансами и конфликты в группе».

Для оценки проявлений связанного с учебой стресса в соответствии с тестом студентам были предложены следующие признаки: ощущение беспомощности и невозможности справиться с проблемами, невозможность избавиться от посторонних мыслей, повышенная отвлекаемость и плохая концентрация внимания, раздражительность и обидчивость, плохое настроение и депрессия, страх и тревога, потеря уверенности и снижение самооценки, спешка и ощущение постоянной нехватки времени, плохой сон, нарушение социальных контактов и проблемы в общении, учащенное сердцебиение и боли в сердце, затрудненное дыхание, проблемы с желудочно-кишечным трактом, напряжение или дрожание мышц, головные боли, низкая работоспособность и повышенная утомляемость.

Оценивая свои психические процессы и состояния в ситуации учебного стресса, студенты выделили такие признаки, как страх и тревога, невозможность избавиться от посторонних мыслей и плохой сон. Признаки, которые проявляются в значительно меньшей степени — это проблемы в общении, нарушение социальных контактов, затрудненное дыхание, проблемы с желудочно-кишечным трактом.

В качестве основных способов снятия стресса Ю. В. Щербатых выделил употребление алкоголя, сигарет, наркотиков, вкусной еды, просмотр телевизора, перерыв в учебе или работе, сон, общение с друзьями или любимым человеком, поддержку или совет родителей, секс, прогулки на свежем воздухе, хобби, физическую активность. На первое место студенты поставили вкусную еду, сон и общение с друзьями или любимым человеком.

Исследование уровня предэкзаменационного стресса показало, что значительная часть студентов (47 %) испытывают максимальный уровень стресса в период экзаменационной сессии и оценивают его по 10-ти бальной шкале оценок — в 10 баллов. Часть испытуемых (32 %) оценили свое стрессовое состояние перед экзаменом в 8–9 баллов. 21 % респондентов отметили, что они «в меньшей степени подвержены экзаменационному стрессу».

Проведенное исследование показало, что стресс у студентов является определенной формой отражения ими трудной учебной ситуации, в которой они находятся. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача не только студентов, но педагогов и кураторов студенческих групп. В первую очередь, необходимо использовать такие общеукрепляющие средства, как оптимизация режима дня, правильное питание и систематическое пребывание на свежем воздухе. Одним из эффективных считается метод, направленный на совершенствование поведенческих навыков: общения, позитивного мышления, уверенности в себе. На занятиях нужно проводить подготовку к неопределенным и экстремальным ситуациям в учебной деятельности, знакомить со способами преодоления учебного стресса, а также формировать навыки их применения в жизни, например, в период экзаменационной сессии, во время сдачи экзаменов и для восстановления психического здоровья после экзаменационной сессии. На практических занятиях студентам также следует изучить дыхательные техники, различные приемы мышечной релаксации и визуализации [2].

Таким образом, в статье мы определили, факторы, основные причины стресса студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки, определили уровень стресса в период экзаменационной сессии, выявили, в чем проявляется стресс и основные способы его снятия.

Литература:

  1. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПБР СЭ, 2006. — 528 с.
  2. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. В. Р. Бильданова, Г. К. Бисерова, Г. Р. Шагивалеева. — Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. — 142 с.
  3. Психоэмоциональный стресс / под ред. К. В. Судакова. — М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 2012. — 148 с.
  4. Суворова В. В. Психофизиология стресса. — М.: Педагогика, 1975. — 208 с.
  5. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебная деятельность, учебный стресс, экзаменационная сессия, стресс, Арзамасский филиал, высшее учебное заведение, психолого-педагогический факультет, свежий воздух, учебная нагрузка.


Похожие статьи

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов...

Проведенное нами исследование, базой которого послужил психолого-педагогический факультет Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, подтвердило наличие проявлений стресса в студенческой среде.

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Проблема учебного стресса среди студентов актуальна, поскольку для студентов очного отделения обучения учебная деятельность занимает значительную часть их времени и сил...

Экзаменационный стресс и его профилактика

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия. Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности.

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов...

Оценивались действие экзаменационного стресса на сердечную деятельность [4], снижение адаптационных резервов организма [5], соответствие учебных нагрузок резервным возможностям студентов [2, 3].

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

Чувство тревоги сопровождает учебную деятельность человека, активная познавательная деятельность

База исследования: исследование проводилось среди студентов I и III курсов историко-филологического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Ключевые слова:стресс, признаки стресса, дистресс, эустресс, студенты.

Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки

– Прогулки на свежем воздухе; – Общение с близким человеком, психологом, родными и друзьями

Психологическое сопровождение старшеклассников с разным...

Результаты анкеты показали, что стресс, связанный с учебной деятельностью проявляется в: спешке, ощущении постоянной нехватки времени, плохом сне, повышенной отвлекаемости, плохой концентрации внимания, ощущении беспомощности...

Психология экзаменационного стресса | Статья в журнале...

Психология экзаменационного стресса. Автор: Горбатенко Дарья Александровна. Рубрика: Спецвыпуск.

Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие / Ю. В. Щербатых. — 2-е изд. — СПБ.

Определение и оценка адаптационного потенциала...

Выявлено, что высокая учебная нагрузка снижает адаптационный потенциал как старшеклассников, так и первокурсников, и повышает риск

Ключевые слова: адаптационные возможности, учебный процесс, старшеклассники, первокурсники, стресс- факторы.

Похожие статьи

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов...

Проведенное нами исследование, базой которого послужил психолого-педагогический факультет Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, подтвердило наличие проявлений стресса в студенческой среде.

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Проблема учебного стресса среди студентов актуальна, поскольку для студентов очного отделения обучения учебная деятельность занимает значительную часть их времени и сил...

Экзаменационный стресс и его профилактика

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия. Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности.

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов...

Оценивались действие экзаменационного стресса на сердечную деятельность [4], снижение адаптационных резервов организма [5], соответствие учебных нагрузок резервным возможностям студентов [2, 3].

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

Чувство тревоги сопровождает учебную деятельность человека, активная познавательная деятельность

База исследования: исследование проводилось среди студентов I и III курсов историко-филологического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Ключевые слова:стресс, признаки стресса, дистресс, эустресс, студенты.

Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки

– Прогулки на свежем воздухе; – Общение с близким человеком, психологом, родными и друзьями

Психологическое сопровождение старшеклассников с разным...

Результаты анкеты показали, что стресс, связанный с учебной деятельностью проявляется в: спешке, ощущении постоянной нехватки времени, плохом сне, повышенной отвлекаемости, плохой концентрации внимания, ощущении беспомощности...

Психология экзаменационного стресса | Статья в журнале...

Психология экзаменационного стресса. Автор: Горбатенко Дарья Александровна. Рубрика: Спецвыпуск.

Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие / Ю. В. Щербатых. — 2-е изд. — СПБ.

Определение и оценка адаптационного потенциала...

Выявлено, что высокая учебная нагрузка снижает адаптационный потенциал как старшеклассников, так и первокурсников, и повышает риск

Ключевые слова: адаптационные возможности, учебный процесс, старшеклассники, первокурсники, стресс- факторы.

Задать вопрос