Практика прокурорского реагирования на нарушения законов в сфере противодействия коррупции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шафиков, Э. И. Практика прокурорского реагирования на нарушения законов в сфере противодействия коррупции / Э. И. Шафиков, А. М. Семкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5.1 (139.1). — С. 65-69. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39309/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье проводится анализ практики прокурорского реагирования на нарушения законов в сфере противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, должностные лица, юридические лица, меры прокурорского реагирования.

Одним из самых великих достижений философско-правовой мысли в области взаимоотношений гражданского общества, государства и права стала теория правового государства. Сущность данной теории заключается в том, что правовое государство является политико-правовой формой функционирования и развития гражданского общества, обеспечения в нем законности и правопорядка, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а вместе с тем и ограничения правом государственной власти [2, с. 152].

Процесс государственного управления обладает множеством сложностей, и одновременно предполагает не только механические, но и творческие действия. Особенно — это предполагается в условиях пробелов правового регулирования или в объективно возникающих условиях неопределенности [3, с. 17].

Коррупция является субъективным фактором, который демонстрирует наличие политических интересов отдельных социальных групп, влияющих в процессе развития и функционирования национальной политической системы на построение и реформацию национальной системы права [4, с. 49].

В последнее время вопросам противодействия коррупции в нашей стране уделяется повышенное внимание.

Борьба с коррупцией, противодействие ее проявлениям — одно из приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры.

Следует учитывать, что многообразие, индивидуальность надзорных ситуаций, их осложненность обстоятельствами неправового характера создают серьезные трудности в деятельности по надзору за исполнением законов, заметно повышают интенсивность нагрузки прокуроров [5, с. 284].

Полагаем целесообразным особым образом отметить, что эффективность работы сотрудников как правоохранительных органов в целом, во многом зависит от качественной профессиональной подготовки [1, с. 113–116].

В предлагаемой статье представлены материалы, обобщающие опыт прокуратуры города Бодайбо Иркутской области, реагирования на нарушения законодательства о противодействии коррупции.

Прокуратурой города Бодайбо наработана определенная практика использования различных форм и методов противодействия коррупции при осуществлении надзора за исполнением законов.

Надзорная деятельность прокуратуры в рассматриваемой сфере осуществляется в рамках выполнения задач, определенных Национальным планом противодействия коррупции, приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, прокурора области в данной сфере.

В ходе проводимых на постоянной основе проверок исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе особое внимание уделяется соблюдению установленных федеральным законодательством запретов и ограничений при поступлении на службу и в процессе ее прохождения.

На постоянной основе в органах местного самоуправления запрашиваются сведения (ФИО, дата рождения и т. д.) о лицах, замещающих должности муниципальной службы, в органах регистрации актов гражданского состояния истребуются информация о членах семей служащих, паспортные данные в органах полиции в отношении служащих и членов их семей, ИНН в налоговом органе. С использованием полученных сведений направляются запросы в регистрирующие органы (Росреестр, ГИБДД, Гостехнадзор, ГИМС и др.) с целью получения информации о зарегистрированных правах на имущество, и проверки отражения сведений об имуществе в справках о доходах. Проводимая работа зачастую приносит результат.

Так, прокуратурой города установлен факт неполноты (недостоверности) представления заместителем мэра одного из муниципальных образований района сведений о доходах, выразившейся в не указании в справке сведений о садовом доме, принадлежащем служащему на праве собственности. По выявленным нарушениям в адрес мэра внесено представление, по результатам рассмотрения которого должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Выявлялись нарушения при заполнении главами и председателем думы муниципальных образований справок о доходах в части не указания реквизитов документа, являющегося законным основанием для возникновения права собственности на жилое помещение, отсутствие сведений об адресе банка, в котором открыт счет и пр. По выявленным нарушениям прокуратурой города в адрес глав и председателя направлены информации, в результате рассмотрения которой выявленные нарушения устранены.

Недобросовестные служащие в стремлении подчинить муниципальную службу личным интересам все чаще изобретают различные способы обогащения.

Показательным примером несоблюдения требований законодательства о противодействии коррупции стал вскрытый прокуратурой города Бодайбо факт приватизации главой одного из муниципального образования муниципальной квартиры в свою собственность в условиях неурегулированного конфликта интересов.

Установлено, что до вступления в должность главы являясь заместителем главы администрации и одновременно возглавляя комиссию по вопросам предоставления жилья нуждающимся гражданам им незаконно получена квартира по договору социального найма путем обмена с умершим нанимателем.

Впоследствии будучи главой муниципального образования в условиях конфликта интересов данная муниципальная квартира им была приватизирована, а затем продана в собственность муниципального образования по муниципальному контракту ценой в 1 млн. руб.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города в адрес главы муниципального образования внесено представление, по результатам рассмотрения которого денежные средства в размере 1 млн. руб. возвращены в соответствующие бюджеты бюджетной системы. В настоящее время прокуратурой формируются материалы для их передачи в следственный орган для привлечения главы поселения к уголовной ответственности.

Данный факт был вскрыт, в том числе по результатам мониторинга сайта закупок, муниципальных контрактов, заключенных администрацией муниципального образования в целях приобретения жилых помещений для дальнейшего их предоставления нуждающимся гражданам.

В развитие обозначенной ситуации необходимо отметить, что одной из целей Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон 44-ФЗ) является предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В развитие этой цели ч. 6 ст. 39 Закона ФЗ-44 установлены запреты на участие в комиссиях по осуществлению закупок физических лиц, на которых способны оказать влияние участники закупки.

Аналогичные запреты установлены для муниципальных служащих законодательством о противодействии коррупции в виде обязанностей лично предпринимать меры по недопущению, урегулированию конфликта интересов и подлежат, в том числе увольнению за непринятие этих мер (ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Однако, при заключении администрацией с главой муниципального образования контракта на приобретение квартиры, в нарушение ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» в комиссии по осуществлению закупок принимали участие члены комиссии, на которых в силу служебного положения глава муниципального образования, являющийся для них работодателем и участником закупки, способен оказать влияние. Указанное свидетельствует о конфликте интересов членов комиссии и в силу ст. 47 Закона № 44-ФЗ влечет недействительность результатов определения победителя.

По факту участия муниципальных служащих, являющихся членами комиссии, в осуществленной закупке по постановлениям прокурора города 7 муниципальных служащих привлечены к административной ответственности по ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей каждому.

Еще один пример проявления коррупционных нарушений при осуществлении закупок.

Проведенной проверкой в администрации одного из муниципальных образований Бодайбинского района было установлено, что вопреки указанных норм в рамках закупок администрации в период июня-августа 2016 года муниципальным служащим — главным специалистом по организации закупок, выполняющей функции секретаря комиссии без изъятия права голоса, ответственной за осуществление закупок, в условиях неурегулированного конфликта интересов принималось участие в рассмотрении заявок индивидуального предпринимателя с вынесением положительных решений относительно их соответствия требованиям закона и закупочной документации, при том, что с данным лицом муниципальный служащий находится в близких отношениях, является его сожительницей.

С учетом, в том числе данных решений, администрацией муниципального образования с индивидуальным предпринимателем заключены муниципальные контракты на сумму более 10 млн. рублей.

По выявленным фактам в адрес главы муниципального образования внесено представление, в ходе рассмотрения которого муниципальной служащей принято решение об увольнении по собственному желанию.

Нередки случаи коррупционных проявлений со стороны должностных лиц системы здравоохранения, которые используют свое должностное положение в личных интересах.

Так, в ходе проверки деятельности районной больницы прокуратурой города установлено, что бывший главный врач больницы, действуя из корыстных побуждений с целью сокращения расходов аффилированной фирмы, учредителем и директором которой является его супруга, но вопреки интересам больницы в рамках договора на предоставление медицинских услуг, связанных с проведением лабораторных и функциональных исследований, организовал проведение и неправомерную приемку отдельных функциональных и лабораторных исследований, проведенных больницей в пользу коммерческой организации, по заниженным ценам, чем причинил материальный ущерб больнице в размере 711 642 руб.

По данному факту прокуратурой города в органы предварительного следствия направлены материалы проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (проводится доследственная проверка).

Одной из форм противодействия коррупции является проверка законности проектов нормативных правовых актов, принимаемых как представительными, так и исполнительными органами местного самоуправления, участие в их разработке и обсуждении в депутатских комиссиях.

Под пристальным вниманием прокуратуры находятся вопросы своевременного принятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, внесения в них соответствующих изменений, в связи изменением федерального законодательства.

Так, с 2016 года предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера обязаны все депутаты, независимо от того, на постоянной или неосвобождённой основе они работают.

Данная обязанность привнесена в законодательство Российской Федерации Федеральным законом от 03.11.2015 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Необходимо отметить, что справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должны предоставлять депутаты Дум независимо от уровня муниципального образования, поскольку в данной части Закон о внесении изменений не содержит подобных исключений.

В целях приведения в соответствие муниципальной нормативно-правовой базы прокуратурой города в адрес 5 муниципальных образований направлены инициативные проекты положений о представлении лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, которых утверждены решениями дум муниципальных образований.

Нововведения в законы, регулирующие предоставление лицами, замещающими муниципальные должности на непостоянной основе, потребовали соответствующих разъяснений для депутатов муниципальных образований со стороны прокуратуры, как в форме семинара, так и с помощью средств массовой информации.

Поводом для прокурорского реагирования послужили нарушения антикоррупционного законодательства, выявленные в деятельности контрольно-счетного органа администрации Бодайбинкого городского поселения.

Так, в Ревизионной комиссии Бодайбинского муниципального образования аудиторы и председатель комиссии занимались иной оплачиваемой деятельностью (работали в коммерческих организациях), кроме того, положением о Ревизионной комиссии Бодайбинского муниципального образования предусматривалась заключение гражданско-правовых договоров на оказание услуг.

Деятельность Ревизионной комиссии Бодайбинского муниципального образования сводилась к проведению внешних проверок годового отчета исполнения бюджета Бодайбинского муниципального образования, экспертиз проекта бюджета Бодайбинского муниципального образования на очередной финансовый год (и плановый период), тогда как полномочия предусмотренные ч. 1 ст. 268.1 Бюджетного кодекса РФ, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ не исполнялись вовсе, контроль со стороны Думы Бодайбинского городского поселения в период действия Ревизионной комиссии не осуществлялся.

В результате принятых прокуратурой города мер (представление в адрес председателя Думы Бодайбинского городского поселения), отменено решение Думы Бодайбинского городского поселения «Об утверждении Положения о Ревизионной комиссии Бодайбинского муниципального образования», распущена Ревизионная комиссия Бодайбинского городского поселения, полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля по соглашению переданы в Ревизионную комиссию г. Бодайбо и района.

К одной из форм противодействия коррупция также можно отнести взаимодействие прокуратуры с руководителями и сотрудниками органов местного самоуправления, направленное на профилактику нарушений в рассматриваемой сфере правоотношений.

В практику работы прокуратуры города вошло проведение семинаров с руководителями и сотрудниками органов местного самоуправления по проблемным вопросам.

При выборе темы семинара предпочтение отдается наиболее востребованным органами местного самоуправления вопросам, в том числе вопросам предоставления справок о доходах, противодействию коррупции, обеспечению законности при нормотворчестве.

К примеру, во втором полугодии 2016 прокуратурой города проведены семинары с приглашением всех муниципальных служащих и глав муниципальных образований района, на которых обсуждались вопросы предоставления сведений о доходах, правового просвещения, формы и методы взаимодействия в рамках муниципального нормотворчества, требованиях к нормативным правовым актам, их размещению на официальных сайтах муниципальных образований.

В целях формирования активной гражданской позиции, антикоррупционного мнения и нетерпимости к коррупционному поведению, прокуратурой города активно проводится правовая пропаганда среди несовершеннолетних.

Так, в 2016 году прокуратурой города организовано проведение конкурса детского рисунка «Молодежь против коррупции» среди учащихся общеобразовательных школ Бодайбинского района.

Подведение итогов конкурса, а также результаты проверок исполнения антикоррупционного законодательства, освещены в средствах массовой информации.

Литература:

  1. Юрковский А. В., Сараев А. В. Правовые основы организации профессиональной подготовки сотрудников структурных подразделений специального назначения // В книге: Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Материалы двадцатой всероссийской научно-методической конференции. 2015. С. 113–116.
  2. Юрковский А. В., Деревскова В. М., Евдокимов К. Н., Кузьмин И. А., Куликов М. Ю., Онохова В. В., Праскова С. В., Суркова И. С., Тирских М. Г., Шаламова А. Н. Конституционное право. учебное пособие / Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, Иркутск, 2015. 611 с.
  3. Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Деревскова В. М. Правовые основы противодействия коррупции: учебное пособие. — Иркутск, 2012. 199 с.
  4. Юрковский А. В. Органы прокуратуры в странах Северо-Восточной Азии: конституционно-правовой анализ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2008. № 3–5. — С. 49–55.
  5. Деревскова В. М., Евдокимов К. Н., Ефимова Ю. С., Кузьмин И. А., Куликов М. Ю., Любушкина В. П., Онохова В. В., Романов Д. И. Муниципальное право России: учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 327 с.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование, Ревизионная комиссия, Бодайбинское муниципальное образование, местное самоуправление, прокуратура города, противодействие коррупции, Бодайбинское городское поселение, имущественный характер, муниципальная служба, Российская Федерация.


Похожие статьи

Практика прокурорского реагирования по выявленным нарушениям...

Тындинский район, муниципальная служба, местное самоуправление, Российская Федерация, прокуратура города, противодействие коррупции, имущественный характер, Тында, акт, главая администрация.

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности органов...

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, городская прокуратура, акт, Российская

Информационная безопасность органов государственной власти и местного самоуправления в контексте противодействия коррупции.

К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции...

Основные термины (генерируются автоматически): прокуратура района, противодействие коррупции, орган, местное самоуправление, комплексный подход, гражданское

К вопросу об этнопедагогическом подходе к содержанию образования в условиях полиэтнического региона.

Типичные нарушения требований законодательства...

незаконное обогащение, Российская Федерация, доход, имущественный характер, соответствие расходов лиц, лицо, местное самоуправление, муниципальная служба, публичная власть, расход.

Опыт становления местного самоуправления в Российской...

В статье освещаются актуальные вопросы становления и развития местного самоуправления в России. Отдельное внимание уделяется и проблематике современного состояния местного самоуправления на примере отдельного муниципального образования — Пуровского района.

Исполнение муниципальными служащими обязанности по...

Для более эффективной работы по противодействию коррупции на муниципальной службе, необходимо совершенствовать работу кадровых служб, повышать уровень правовой грамотности муниципальных служащих...

Актуальные проблемы противодействия коррупциогенным...

антикоррупционная экспертиза, местное самоуправление, акт, нормативный правовой акт, муниципальное образование, орган, мнение автора, действующее законодательство, проект, Российская Федерация.

Анализ управления муниципальной собственностью...

муниципальная собственность, муниципальное имущество, муниципальное образование, доход, Сургут, управление, использование имущества, местное самоуправление, наименование дохода, продажа.

Похожие статьи

Практика прокурорского реагирования по выявленным нарушениям...

Тындинский район, муниципальная служба, местное самоуправление, Российская Федерация, прокуратура города, противодействие коррупции, имущественный характер, Тында, акт, главая администрация.

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности органов...

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, городская прокуратура, акт, Российская

Информационная безопасность органов государственной власти и местного самоуправления в контексте противодействия коррупции.

К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции...

Основные термины (генерируются автоматически): прокуратура района, противодействие коррупции, орган, местное самоуправление, комплексный подход, гражданское

К вопросу об этнопедагогическом подходе к содержанию образования в условиях полиэтнического региона.

Типичные нарушения требований законодательства...

незаконное обогащение, Российская Федерация, доход, имущественный характер, соответствие расходов лиц, лицо, местное самоуправление, муниципальная служба, публичная власть, расход.

Опыт становления местного самоуправления в Российской...

В статье освещаются актуальные вопросы становления и развития местного самоуправления в России. Отдельное внимание уделяется и проблематике современного состояния местного самоуправления на примере отдельного муниципального образования — Пуровского района.

Исполнение муниципальными служащими обязанности по...

Для более эффективной работы по противодействию коррупции на муниципальной службе, необходимо совершенствовать работу кадровых служб, повышать уровень правовой грамотности муниципальных служащих...

Актуальные проблемы противодействия коррупциогенным...

антикоррупционная экспертиза, местное самоуправление, акт, нормативный правовой акт, муниципальное образование, орган, мнение автора, действующее законодательство, проект, Российская Федерация.

Анализ управления муниципальной собственностью...

муниципальная собственность, муниципальное имущество, муниципальное образование, доход, Сургут, управление, использование имущества, местное самоуправление, наименование дохода, продажа.

Задать вопрос