Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 22.01.2017

Статья просмотрена: 10790 раз

Библиографическое описание:

Горохова, Ю. В. Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности / Ю. В. Горохова, И. В. Горохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 540-543. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38549/ (дата обращения: 16.04.2024).



В данной статье описаны формы, методы и приёмы повышения мотивации школьников к обучению как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, внеурочная деятельность

«…учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» [3, 231]. Это слова великого педагога — Константина Дмитриевича Ушинского. Актуальны ли они в наши дни? Безусловно!

В современной школе остро стоит проблема повышения эффективности обучения. Каждый педагог хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием ходили в школу, учились «хорошо» и «отлично». К сожалению, это происходит не всегда. Часто мы слышим: «он не хочет учиться», «мог бы учиться хорошо, но нет желания». В таких случаях мы сталкиваемся с отсутствием у школьника положительной мотивации к обучению.

Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний. [5, 44].

От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться всю жизнь. Не стоит забывать, что, согласно современным исследованиям, результаты деятельности человека лишь на 20 % зависят от врождённого интеллекта, а на 70–80 % — от мотивации.

Учебная мотивация состоит из следующих составляющих:

– положительный настрой обучающегося;

– ясная цель, к которой нужно стремиться;

– мотивы достижения цели;

– положительная реакция не неудачу;

– настойчивость по достижению результата своей деятельности (цели).

Положительный настрой для выполнения заданий можно создать путём неформальной обстановки на занятии: переставить парты непривычным образом; поделить детей на группы; превратить обычный стандартный урок в увлекательную игру, но не забывая об обучающей цели занятия. Учитель должен помогать младшим школьникам в выборе цели, так как в начальной школе у них низкий уровень сформированности универсальных учебных действий. Дети должны чётко и ясно понимать то, к чему нужно стремиться.

Одной из важных составляющих мотивации также является «реакция на неудачу». Когда у ребенка что-то не получается, не в коем случае нельзя его ругать, нужно подтолкнуть и направить его к тому, чтобы он сам попытался найти выход из сложившейся ситуации и обязательно похвалить, если ему это удалось. Если учитель просто откажет ребёнку, не подтолкнёт его к решению проблемной ситуации, то подобное действие приведёт ученика к нежеланию учиться, положительная мотивация будет утеряна.

Что же делать учителю, если ребёнок не желает учиться?

Младшие школьники очень любят играть, мечтать, разгадывать ребусы и загадки, раскрывать тайное и неизведанное. Однообразная и длительная работа быстро их утомляет, пропадает желание.

Устойчивый интерес к обучению у младших школьников формируется через проведение следующих форм уроков:

– урок игра;

– урок-путешествие;

– урок-сказка;

– урок-викторина;

– защита творческих проектов, с привлечением сказочных персонажей и др.

Применение на различных этапах урока разнообразных форм, методов и приёмов повышения мотивации, их чередование укрепляет желание детей учиться, открывать новые для себя знания.

На уроке ученик должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личную заинтересованность, понимать, что и зачем он будет делать. Без возникновения этих мотивов обучения, без мотивации учебной деятельности познания не может принести положительный результат. Для достижения нужного результата следует использовать различные приёмы развития познавательных мотивов.

  1. Мотивация учебной деятельности с помощью беседы. В начале урока учитель определяет круг вопросов, которые будут рассматриваться на занятии. При этом привлекается опыт учащихся, приводятся интересные примеры. Учитель указывает на практическое значение рассматриваемой темы.
  2. Мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации. Учитель предлагает проблемную ситуацию, для решения которой у детей не хватает знаний.
  3. Мотивация учебной деятельности с использованием приёма «Мозговой штурм». Этот метод заключается в коллективной творческой работе по решению определенной сложной проблемы. Всех учеников объединяет совместная работа над поиском истины. Размышляя над определенной проблемой, дополняя друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, отвергая другие.
  4. Мотивация учебной деятельности с помощью приёма «Незаконченное предложение». Учащимся раздают листы с незаконченными предложениями и объясняют, что каждый должен самостоятельно закончить их. Данные предложения касаются темы урока, и ученики имеют достаточно знаний и личного опыта для выражения собственных мыслей. После завершения работы высказывания зачитываются. В любой момент урока ученики должны быть готовы обсудить ответ товарища или попросить его аргументировать свой вариант окончания предложения.
  5. Мотивация учебной деятельности путем изготовления самодельных наглядных пособий. В начале изучения темы учащиеся получают перечень наглядных пособий, которые они могут изготовить. Изготовленные самодельные приборы, модели, рисунки, объясняющие то или иное природное явление, карты древних поселений, описанных в учебнике ученики демонстрируют на уроке, объясняя идею создания и особенности «предлагаемых ими пособий. В классе можно постоянно создавать выставку самодельных наглядных пособий, это дает возможность всем учащимся ознакомиться с творческими достижениями одноклассников. Использование таких наглядных пособий на уроках способствует повышению интереса к учебе, развивает исследовательские навыки, повышает производительность педагогической работы, наполняет урок элементами заинтересованности, вызывает у учащихся чувство причастности к событиям на уроке.
  6. Мотивация учебной деятельности путем использования творческих задач. Ученикам можно предложить составить кроссворд, сканворд, загадки, ребус. Возможны следующие варианты работы с кроссвордом:

– Разгадайте кроссворд, заполнив пустые ячейки.

– Сформулируйте вопрос к словам, в заполненном кроссворде.

– Заполните кроссворд, в котором выделены определенные квадратики. Из букв, попавших в них, составьте ключевое слово и объясните его содержание.

– Составьте кроссворд, используя понятия по теме урока.

  1. Мотивация учебной деятельности путем создания ситуации успеха. Это эффективный способ для формирования и сохранения мотивации у младших школьников. С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. [1, 30].

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. [2, 30].

Развивать положительную мотивацию к обучению следует и во внеурочной деятельности. На занятиях внеурочной деятельности нельзя использовать те же методы, приёмы, подходы, которые применяются при изучении основных предметов.

Внеурочная деятельность — это деятельность, организуемая во внеучебное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности [4]. Это деятельность по интересам учащихся, она не является обязательной. И в этом есть большой плюс: у обучающихся появляется опора положительной мотивации — свобода выбора. Когда ученик приходит на занятия внеурочной деятельности, он изъявляет собственное желание, а это значит, что у ребёнка начинает появляться положительная мотивация.

Для младших школьников внеурочная деятельность — это возможность научиться тому, чему не может научить обычный урок; это понимание реального мира, это поиск себя в новой деятельности. Различные приёмы, методы и формы организации внеурочной деятельности очень повышают работоспособность детей, способствует снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в социум, соответственно и эффективности обучения.

При проведении уроков невозможно ответить на все вопросы учащихся, а внеурочная деятельность служит тем действенным средством в своей взаимосвязи с учебной деятельностью, которое повышает активность ребёнка в поиске знаний.

Повышению мотивации способствуют следующие формы и методы организации внеурочной деятельности:

– экскурсии;

– коллективно-творческие дела;

– игровая деятельность;

– КВН;

– тематические вечера;

– викторины, олимпиады;

– школьные концерты и конкурсы;

– выпуск буклетов и праздничных стенгазет;

– проведение праздников: «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День победы» и другие.

В заключении хочется сказать, ребёнок приходит в школу с большим желанием учиться. Если он потеряет интерес к учёбе, в этом виноват не только ребёнок и его семья, но и школа, и ее методы обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе — завтрашний успех в жизни!

Главной задача начального общего образования — помочь пробудить в каждом ребёнке заложенные природные задатки, найти самого себя и стать личностью.

Литература:

  1. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться / Ю. П. Азаров. — М.: «Политиздат». — 1989. — 234 с.
  2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? / А. С. Белкин. — М.: «Просвещение». — 1991. — 188 с.
  3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский — М.: АПН, 1945. — 566 с.
  4. Федеральный государственный стандарт НОО (от 9октября 2009 г. Приказ № 373). Изменения от 26 ноября 2010 г.
  5. Ширинкина О. А. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников // Начальная школа. — № 7. С. 44.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, учебная деятельность, положительная мотивация, мотивация, проблемная ситуация, урок, ученик, возможность, ситуация успеха, учебная мотивация.


Похожие статьи

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная работа, школа, мотивация.

Развитие положительной мотивации учения младших...

игра, мотив, учебная деятельность, учебная мотивация, группа игр, процесс игры, учащийся, интерес, внутренний мир, игровая деятельность.

Формирование положительной учебной мотивации у школьников

учебная деятельность, ребенок, престижная мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация, учебная задача, устойчивая мотивация достижения успеха, мотив получения, мотивация избегания неудачи, учебный...

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

урок, учебная деятельность, учитель, химия, учащийся, ребенок, положительная мотивация, устный счет, учебная мотивация, объяснение нового материала.

Инновационная деятельность педагога как средство повышения...

ситуация успеха. Ученикам предлагается задачи, которые каждый ученик решает без

Формирование положительной учебной мотивации у школьников. Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации.

Формирование мотивации и познавательной активности...

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы, результативное сотрудничество, учебная мотивация, поиск решения проблемы, творчество, самостоятельность.

Формы и методы инновационной деятельности на уроках...

Наглядность, особая атмосфера таких уроков повышают мотивацию у учащихся, стимулируют их на включение в инновационную деятельность. Эти виды и формы работы могут плавно трансформироваться во внеурочную деятельность.

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная работа, школа, мотивация.

Развитие положительной мотивации учения младших...

игра, мотив, учебная деятельность, учебная мотивация, группа игр, процесс игры, учащийся, интерес, внутренний мир, игровая деятельность.

Формирование положительной учебной мотивации у школьников

учебная деятельность, ребенок, престижная мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация, учебная задача, устойчивая мотивация достижения успеха, мотив получения, мотивация избегания неудачи, учебный...

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

урок, учебная деятельность, учитель, химия, учащийся, ребенок, положительная мотивация, устный счет, учебная мотивация, объяснение нового материала.

Инновационная деятельность педагога как средство повышения...

ситуация успеха. Ученикам предлагается задачи, которые каждый ученик решает без

Формирование положительной учебной мотивации у школьников. Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации.

Формирование мотивации и познавательной активности...

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы, результативное сотрудничество, учебная мотивация, поиск решения проблемы, творчество, самостоятельность.

Формы и методы инновационной деятельности на уроках...

Наглядность, особая атмосфера таких уроков повышают мотивацию у учащихся, стимулируют их на включение в инновационную деятельность. Эти виды и формы работы могут плавно трансформироваться во внеурочную деятельность.

Похожие статьи

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная работа, школа, мотивация.

Развитие положительной мотивации учения младших...

игра, мотив, учебная деятельность, учебная мотивация, группа игр, процесс игры, учащийся, интерес, внутренний мир, игровая деятельность.

Формирование положительной учебной мотивации у школьников

учебная деятельность, ребенок, престижная мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация, учебная задача, устойчивая мотивация достижения успеха, мотив получения, мотивация избегания неудачи, учебный...

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

урок, учебная деятельность, учитель, химия, учащийся, ребенок, положительная мотивация, устный счет, учебная мотивация, объяснение нового материала.

Инновационная деятельность педагога как средство повышения...

ситуация успеха. Ученикам предлагается задачи, которые каждый ученик решает без

Формирование положительной учебной мотивации у школьников. Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации.

Формирование мотивации и познавательной активности...

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы, результативное сотрудничество, учебная мотивация, поиск решения проблемы, творчество, самостоятельность.

Формы и методы инновационной деятельности на уроках...

Наглядность, особая атмосфера таких уроков повышают мотивацию у учащихся, стимулируют их на включение в инновационную деятельность. Эти виды и формы работы могут плавно трансформироваться во внеурочную деятельность.

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная работа, школа, мотивация.

Развитие положительной мотивации учения младших...

игра, мотив, учебная деятельность, учебная мотивация, группа игр, процесс игры, учащийся, интерес, внутренний мир, игровая деятельность.

Формирование положительной учебной мотивации у школьников

учебная деятельность, ребенок, престижная мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация, учебная задача, устойчивая мотивация достижения успеха, мотив получения, мотивация избегания неудачи, учебный...

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

урок, учебная деятельность, учитель, химия, учащийся, ребенок, положительная мотивация, устный счет, учебная мотивация, объяснение нового материала.

Инновационная деятельность педагога как средство повышения...

ситуация успеха. Ученикам предлагается задачи, которые каждый ученик решает без

Формирование положительной учебной мотивации у школьников. Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации.

Формирование мотивации и познавательной активности...

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы, результативное сотрудничество, учебная мотивация, поиск решения проблемы, творчество, самостоятельность.

Формы и методы инновационной деятельности на уроках...

Наглядность, особая атмосфера таких уроков повышают мотивацию у учащихся, стимулируют их на включение в инновационную деятельность. Эти виды и формы работы могут плавно трансформироваться во внеурочную деятельность.

Задать вопрос