Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико- математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 09.01.2017

Статья просмотрена: 2820 раз

Библиографическое описание:

Изотова, О. А. Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико- математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста / О. А. Изотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 551-555. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38512/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматриваются роль и значение уголка занимательной математики как ведущего средства формирования основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены рекомендации по руководству самостоятельной математической деятельностью детей в уголке занимательной математики в ДОУ.

Ключевые слова: логико-математическая компетентность, уголок занимательной математики, старший дошкольный возраст

Многочисленные исследования психологов и педагогов доказали, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Сегодня особо остро ощущается необходимость решения проблемы формирования основ логико-математической компетентности во всей системе образования.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, развивать способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.

Развитие элементарных математических представлений и как следствие формирование основ логико-математической компетентности у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Логико-математическая компетентность стимулирует настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Она помогает развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создает положительную атмосферу. Однако в практике ДОУ формирование основ логико-математической компетентности во всем своем многообразии не нашло должного применения. Чаще всего данный процесс организуется бессистемно, стихийно, единично.

Отмечая важность предметно-развивающей среды, особое место отводится уголку занимательной математики как ведущему средству в формировании основ логико-математической компетентности у детей дошкольного возраста. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга ребенка, способствовать развитию его творчества.

Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Результаты исследований Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко, Е. А. Михайловой показали, что специально разработанная система обучения позволяют сформировать у старших дошкольников основы логико-математической компетентности, соответствующие школьному возрасту.

Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию логико-математической компетентности, так как в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Проблемой формирования основ логико-математической компетентности у детей также занимались следующие педагоги A. M. Леушина, A. A. Столяр, Л. С. Метлина, Т. В. Тарунтаева, Ф. А. Михайлова, Н. Г. Бакст, Р. Чуднова и др.

На сегодняшний день под логико-математической компетентностью дошкольника понимается детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией математического содержания.

По мнению исследователей (Ж.Пиаже, Г. Дональдсон и др.), логико-математическое познание окружающего мира представлено освоением ребенком пространственных признаков (расположение объектов), классификации и сериации, количества. Активный поиск подходов к содержанию математического развития дошкольников, а также средств, форм и способов его реализации начался в 60–70 годы XX века. В это время появились развивающие игры Б. Никитина, обучающие логико-математические игры А. А. Столяра. Особо значимым для этого периода было признание за рубежом развивающих и обучающих игр с использованием блоков З. Дьенеша и цветных палочек Х. Кюизенера.

Ученые отмечают, что особую роль в формировании основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста играет уголок занимательной математики, который обеспечивает:

– целенаправленное формирование у детей устойчивого интереса к элементарной математической деятельности;

– развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в школе;

– настойчивость и находчивость, самостоятельность;

– воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Математика — серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольного образовательного учреждения в области формирования основ логико-математической компетентности является создание познавательного интереса ребенка к математике и подготовка к обучению в школе [1, c.149]. Обучение математики в условиях ДОУ происходит не только на занятиях по формированию элементарных математических представлений, но и в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности в уголке занимательной математики.

Организация уголка занимательной математики возможна, начиная со среднего возраста. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с выбранным материалом, объединяться в игре со сверстниками [4, c.52].

Успех игровой деятельности в уголке определяется интересом самого воспитателя к занимательным играм и упражнениям. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приёмами руководства самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлечённость педагога — основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм [5, c.243].

Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Е. П. Гуменникова, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьев отмечают, что развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом. Развитие познавательной мотивации детей дошкольного возраста осуществляется через личностно значимую деятельность, организованную с применением на занятиях специальных приемов и методов обучения, в частности, постановка и осознание цели, имеющий самостоятельное значение (мотив-цель); поэтапная и конечная оценка деятельности (наглядная цель); показ конечного результата деятельности (взаимоконтроль, взаимооценка, затем самоконтроль, самооценка), использование вариативных, а не шаблонных способов действия в процессе выполнения задания. Кроме того, повышению мотивации детей дошкольного возраста способствуют также условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям на занятиях и в быту. Большое внимание должно уделяться формированию своего «Я» у каждого ребенка, что способствует развитию самосознания, самоуважения, рефлексии и полноценному становлению личности ребенка в конечном итоге [2, c.167].

Роль уголка занимательной математики заключается в:

– целенаправленном формировании у детей интереса к элементарной математической деятельности, основам логико-математической компетентности. В формировании качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность действий, стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости, самостоятельности;

– воспитании у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми [4, c.49].

А. П. Архипова, Н. А. Белялова, Л. И. Божович, Н. Г. Белоус, указывают на то, что созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно- печатные игры: логические таблицы, лабиринты, «Геометрический мир», «Запомина-йка», «Подбери схему»; игры для развития логического мышления: уникуб, кубики Никитина, развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, уникуб, «составь узор»; игры на составление целого из частей — сложи квадрат; домино «Цвет и форма». Все они интересны и занимательны [3,c.10].

Раскроем ниже указания к руководству самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики:

  1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
  2. Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.
  3. Создание элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
  4. Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
  5. Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.
  6. Обеспечение единства воспитательно — образовательных задач на занятиях по математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх. Осуществление всестороннего развития детей, индивидуальная работа с воспитанниками, отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.
  7. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатель рекомендует родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению их в школе [1,c.138].

Организуя уголок занимательной математики, воспитателю следует исходить из принципа доступности игр детям; помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное, эмоциональное отношение к занимательному материалу, интерес и желание играть [4,c.10]. Таким образом, формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Создание специальной предметно-развивающей среды, предоставление детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекса занимательного игрового математического материала, использование специальных приемов руководства способствует росту самостоятельности, и познавательной активности детей, а также повышает мотивацию детей дошкольного возраста в этой деятельности [5, c. 16].

Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Желательно, чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений можно использовать различные «неожиданные» материалы, пособия: плакатную графику, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства [4,c. 35].

Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы [4, c.31].

Всю работу в уголке педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно — волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества [5, c.57]. Среда должна также представлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Вывод. Таким образом, уголок занимательной математики — важный, неотъемлемый компонент предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, являющийся одним из ведущих средств формирования основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм математического содержания.

Литература:

  1. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста./ А. М. Леушина. –– М., Просвещение, 1994.- 368с.
  2. Носова Е. А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте / Е. А. Носова — М.: Просвещение 1990г. 230с.
  3. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. / Т. В. Тарунтаева — М.: Просвещение 1980г. 346с.
  4. Удальцова Е. И. Математика в детском саду/ Е. И. Удальцова, М. К. Сай, — Минск, 1990.– 491с.
  5. Хасанова Д. З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры / Д. З. Хасанова, Н. Г. Шмелёва // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования: сб. науч. ст. междунар. конф. — Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2015. — 497с.
Основные термины (генерируются автоматически): логико-математическая компетентность, занимательная математика, ребенок, игра, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, уголок, занимательный материал, формирование основ, занимательный математический материал.


Ключевые слова

старший дошкольный возраст, логико-математическая компетентность, уголок занимательной математики

Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений...

Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений, смекалок, головоломок. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учета возрастных...

Формирование математических представлений у детей...

Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без использования дидактических игр.Актуальность дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин

Занимательный развивающий материал как средство развития...

Занимательный игровой материал: игры и задания на трансфигурацию, загадки, головоломки, логические задачи, задачи-шутки, задачи в стихах, занимательные задачи Зака А. З., игры В. В. Воскобовича, игры со счетными палочками; игры шашечного хода, интерактивные игры...

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма

Она повышает эффективность восприятия детьми учебного материала, вносит в него элемент занимательности.

Статьи по ключевому слову "старший дошкольный возраст..."

Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико- математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Развитие основ логического мышления у старших...

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная деятельность, познавательная способность детей, познавательный интерес детей, логическое мышление детей...

Развитие математических способностей дошкольника

ребенок, палочка, игра, белый цвет, развитие, дошкольный возраст, бельгийский математик, старший возраст, школьная программа, математическая деятельность.

Формирование элементарных математических представлений...

Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений, смекалок, головоломок. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учета возрастных...

Формирование математических представлений у детей...

Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без использования дидактических игр.Актуальность дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин

Занимательный развивающий материал как средство развития...

Занимательный игровой материал: игры и задания на трансфигурацию, загадки, головоломки, логические задачи, задачи-шутки, задачи в стихах, занимательные задачи Зака А. З., игры В. В. Воскобовича, игры со счетными палочками; игры шашечного хода, интерактивные игры...

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма

Она повышает эффективность восприятия детьми учебного материала, вносит в него элемент занимательности.

Статьи по ключевому слову "старший дошкольный возраст..."

Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико- математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Развитие основ логического мышления у старших...

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная деятельность, познавательная способность детей, познавательный интерес детей, логическое мышление детей...

Развитие математических способностей дошкольника

ребенок, палочка, игра, белый цвет, развитие, дошкольный возраст, бельгийский математик, старший возраст, школьная программа, математическая деятельность.

Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений...

Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений, смекалок, головоломок. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учета возрастных...

Формирование математических представлений у детей...

Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без использования дидактических игр.Актуальность дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин

Занимательный развивающий материал как средство развития...

Занимательный игровой материал: игры и задания на трансфигурацию, загадки, головоломки, логические задачи, задачи-шутки, задачи в стихах, занимательные задачи Зака А. З., игры В. В. Воскобовича, игры со счетными палочками; игры шашечного хода, интерактивные игры...

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма

Она повышает эффективность восприятия детьми учебного материала, вносит в него элемент занимательности.

Статьи по ключевому слову "старший дошкольный возраст..."

Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико- математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Развитие основ логического мышления у старших...

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная деятельность, познавательная способность детей, познавательный интерес детей, логическое мышление детей...

Развитие математических способностей дошкольника

ребенок, палочка, игра, белый цвет, развитие, дошкольный возраст, бельгийский математик, старший возраст, школьная программа, математическая деятельность.

Формирование элементарных математических представлений...

Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений, смекалок, головоломок. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учета возрастных...

Формирование математических представлений у детей...

Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без использования дидактических игр.Актуальность дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин

Занимательный развивающий материал как средство развития...

Занимательный игровой материал: игры и задания на трансфигурацию, загадки, головоломки, логические задачи, задачи-шутки, задачи в стихах, занимательные задачи Зака А. З., игры В. В. Воскобовича, игры со счетными палочками; игры шашечного хода, интерактивные игры...

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма

Она повышает эффективность восприятия детьми учебного материала, вносит в него элемент занимательности.

Статьи по ключевому слову "старший дошкольный возраст..."

Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико- математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Развитие основ логического мышления у старших...

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная деятельность, познавательная способность детей, познавательный интерес детей, логическое мышление детей...

Развитие математических способностей дошкольника

ребенок, палочка, игра, белый цвет, развитие, дошкольный возраст, бельгийский математик, старший возраст, школьная программа, математическая деятельность.

Задать вопрос