Анна Щетинина — первая женщина-капитан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 19.01.2017

Статья просмотрена: 731 раз

Библиографическое описание:

Балацкий, Д. В. Анна Щетинина — первая женщина-капитан / Д. В. Балацкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 489-490. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38354/ (дата обращения: 25.04.2024).



Некоторые профессии являются исключительно сферой деятельности мужчин. Мореплавание — яркий тому пример. Сегодня во многих странах мира женщины стремятся изменить эту традицию и реализовать себя в любых профессиях, даже «мужских». А Герою Социалистического Труда Анне Ивановне Щетининой уже в то далекое время удалось преодолеть все преграды на пути к поставленной цели и прослужить капитаном морского флота более пятидесяти лет. В личном фонде А. И. Щетининой, который включает в себя документы более чем 70-летнего периода, особый интерес, безусловно, представляет личное дело Анны Ивановны с пожелтевшими от времени листочками — свидетелями эпохи, этапов большого и такого непростого пути.

Анна Ивановна родилась 26 февраля 1908 года во Владивостоке на станции Океанской. В 1925 году поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. «Нелегко давалось мне поступление в водный техникум», — вспоминала Анна Ивановна. — Хотя центральные газеты и призывали женщин осваивать мужские профессии, на практике сделать это было не так просто: мужчины сопротивлялись. Я никогда не забывала, что сама выбрала свою дорогу. Сама и должна о себе позаботиться. Я горжусь своими трудностями. Главное в морской профессии — «характер».

В 1930 году она отправилась в свое первое морское плавание, а уже в 1935 получила звание капитана [2]. В 1935-м Анна Ивановна вызвала настоящий переполох в гамбургском порту — виданное ли дело, чтобы судно прибыла принимать женщина. Она должна была перегнать «Чавычу» на Дальний Восток [3]. Здесь она впервые поднялась на капитанский мостик. Тогда вся мировая пресса писала о 27-летней русской женщине-мореходе, сделавшей первый шаг в преодолении бытовавшего среди моряков поверья, что женщина на борту — к беде.

Во время Второй мировой войны экипаж судна под управлением капитана Щетининой совершал рейсы между Россией, Соединенными Штатами Америки и Канадой.

Капитанские заботы А. И. Щетининой в самый тяжелый, военный период (1941–1945 гг.) на пароходе «Карл Либкнехт» предстают во весь рост, когда перелистаешь папку приказов, рукопись воспоминаний «По разным морским дорогам», прочитаешь книгу Анны Ивановны «На морях и за морями». Войну Щетинина встретила на Балтике, где под бомбежками эвакуировала население Таллинна и перевозила стратегические грузы. Затем уже на Тихом океане занималась транспортировкой техники из США, перевозила воинские грузы и высаживала десант на Сахалин. В августе 1941 года она под жестоким обстрелом фашистов водила груженный продовольствием и оружием пароход «Сауле» по Финскому заливу, осуществляя снабжение русской армии [4].

В знак уважения президент США Франклин Делано Рузвельт даже подарил ей огромный пароход под названием «Чавыча». Щетинина сдала его нашему государству. Последние десятилетия пароход использовался в качестве учебного судна, на котором моряки отрабатывали приемы борьбы с огнем и с пробоинами.

Все это дало ей право через много лет очень верно сказать о себе: «Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!" [5].

После окончания войны с Японией Анна Щетинина была капитаном судов «Днестр», «Псков», «Аскольд», «Белоостров», «Баскунчак», «Менделеев» в Балтийском пароходстве. С 1949 года работала в Ленинградском высшем инженерном морском училище, с 1951 года — старший преподаватель, а затем и декан судоводительского факультета училища. В 1956 году Анне Щетининой присвоено звание доцента.

В 1960 году была переведена во Владивостокское высшее инженерное морское училище на должность доцента кафедры «Морское дело». «Знакомство с этой легендарной женщиной было знаменательным фактом, значимым для всей моей жизни, да и именно с ней был связан большой поворот в моей уже взрослой, профессиональной судьбе. «Именно с благословения этого человека я попал на пассажирский флот» — вспоминает один из учеников Анны Щетининой. Эта прекрасная женщина была куратором (что-то вроде классного руководителя) в моей группе. Мы вместе с ней ходили в шлюпочные и парусные походы, на занятиях она читала интереснейшие лекции по Морскому делу. Получить у нее двойку было невыносимо стыдно, и никто никогда этого не делал!»

Образ этой волевой и целеустремлённой женщины, связавшей свою жизнь с морем, вызывает исключительно патриотические чувства, потому что Анна Ивановна Щетинина — безупречный пример преданности морскому делу, служения родине и долгу!

Позднее она, будучи старшим преподавателем, а затем и деканом, читала лекции в морских академиях Санкт-Петербурга и Владивостока. Многие из ее выпускников также достигли ранга капитана. А. И. Щетинина — автор книг по теории и практике судоходства. Ею написаны книги «Управление судном и его техническая эксплуатация», «Практическое руководство для штурманов», «Наставление по организации штурманской службы на судах», «Справочная книга матроса», она автор замечательной книги «На морях и за морями» и др. [6].

Анна Ивановна принимала также активное участие в общественной жизни страны. Она была членом Советского комитета женщин, Союза писателей, почетным членом FESMA и IFSMA.

Всегда эта замечательная женщина не оставалась равнодушной к тому, что касалось воспитанию высоких внутренних и духовных идеалов молодёжи. Никогда не отказывала людям в тех делах, которые считала важными для будущего. «В самые первые годы становления нашего фестиваля она поддержала нас своим авторитетом, участием, словом и делом. Она была председателем жюри на одном из самых первых конкурсов, не дав чиновникам задушить в зародыше наш, тогда ещё совсем молодой фестиваль».

Анна Ивановна Щетинина — Герой Социалистического Труда, Почетный работник Морского флота, Почетный гражданин Владивостока, член Союза писателей России, Почетный член Дальневосточной Ассоциации морских капитанов в Лондоне, отмечена многими правительственными наградами. Автор книги «На морях и за морями». Умерла Анна Щетинина осенью 1999 года. На Морском кладбище во Владивостоке ей поставлен памятник.

«Я явилась не из пены морской» — сказала как-то Анна Ивановна Щетинина, первая женщина-капитан, чье имя давно стало легендой. Действительно, она прошла нелегкий путь от начала и до конца, рассчитывая, прежде всего, на собственные силы и крепость характера.

Это была необыкновенно сильная и в то же время удивительно обаятельная женщина.

26 февраля 2008 года отмечалось 100 лет со дня ее рождения.

Литература:

  1. Сквер имени Анны Щетининой [Электронный ресурс]: Геокэшинг. Режим доступа: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=15881
  2. Два капитана [Электронный ресурс]: Livejournal. Режим доступа: http://ljwanderer.livejournal.com/150094.html
  3. Капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина [Электронный ресурс]: Журнал «Самиздат». Режим доступа: http://samlib.ru/t/tonina_o_i/ussr_navy_women_002.shtml
  4. Анна Ивановна Щетинина — первая в мире женщина — капитан дальнего плавания [Электронный ресурс]: Livejournal. Режим доступа: http://moryakukrainy.livejournal.com/834485.html
  5. Щетинина Анна Ивановна. Забытые имена. От главного редактора [Электронный ресурс]: Издательский дом ТОНЧУ. Режим доступа: http://tonchu.org/ot-glavnogo-redaktora/stranichka-glavnogo-redaktora/schetinina-anna-ivanovna-zabytye-imena-ot-glavnogo
  6. Капитан Анна Ивановна Щетинина [Электронный ресурс]: Приморские струны. Режим доступа: http://www.strings.primorsky.ru/Schetinina.htm
Основные термины (генерируются автоматически): Анна, Владивосток, FESMA, IFSMA, дело, морское дело, Морской флот, Почетный член, Социалистический Труд, старший преподаватель.


Похожие статьи

Итальянские королевские военно-морские силы на Черноморском...

Автор: Коскова Анна Сергеевна. Рубрика: 2. Всеобщая история.

Дело в том, что данные итальянской и отечественной историографии разнятся, не только в сравнении друг с другом, но и внутри себя, ввиду

Исаков И. С. Военно-Морской Флот СССР в Отечественной войне.

Исследование особенностей морских контейнерных перевозок

В 2015 году компания Maersk Line потратила более 5 млрд. долларов на флот морских судов

Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с. Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети.

Исследование когнитивных особенностей старших школьников.

О возможностях реализации принципа индивидуализации...

О возможностях реализации принципа индивидуализации в образовательном пространстве Филиала Нахимовского военно-морского училища г. Владивостока.

Ученик, усвоивший предложенную ему сумму знаний, вполне может быть успешен в деле, но он узко ограничен...

Трансформация контента газет «Владивосток» (1883–1919 гг.)

Он издавал газету “Владивосток” с 1893 по 1906 гг., имел опыт журналистского дела и

Введенное ограничение на использование китайского труда привело к значительным

Основные термины (генерируются автоматически): газета, Китай, Владивосток, морская...

Фактор разлуки в семейно-брачных отношениях моряков и рыбаков...

В доказательство приведем некоторые выдержки из бракоразводных дел представителей морских профессий, полученных нами в ходе исследования.

10. РФА. Владивосток, 2003-2004. 11. Соловьев, Н.Я. Семья в социалистическом обществе / Н.Я. Соловьев.

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Северный морской путь — самый короткий морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком

Так, например, от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП — 14 тыс. км, через

Министр иностранных дел РФ считает, что СМП должен обеспечивать интересы...

Проблематика публикаций по военно-морской политике...

Оформление британо-французской Антанты в 1904 г., а затем по сути дела присоединение к ней в 1907 г. России заставляли руководителей государств Тройственного союза концентрироваться на создании сильного военно-морского флота.

Вклад преподавателей и выпускников Строительного училища...

В деятельности Санкт-Петербургского общества архитекторов он также принимал участие, состоя товарищем председателя, а впоследствии — почетным членом общества.

Дел, — инспектором, ординарным профессором и членом совета Училища.

Фактор разлуки в семейно-брачных отношениях моряков и рыбаков...

В доказательство приведем некоторые выдержки из бракоразводных дел представителей морских профессий, полученных нами в ходе исследования.

10. РФА. Владивосток, 2003-2004. 11. Соловьев, Н.Я. Семья в социалистическом обществе / Н.Я. Соловьев.

Итальянские королевские военно-морские силы на Черноморском...

Автор: Коскова Анна Сергеевна. Рубрика: 2. Всеобщая история.

Дело в том, что данные итальянской и отечественной историографии разнятся, не только в сравнении друг с другом, но и внутри себя, ввиду

Исаков И. С. Военно-Морской Флот СССР в Отечественной войне.

Трансформация контента газет «Владивосток» (1883–1919 гг.)

Он издавал газету “Владивосток” с 1893 по 1906 гг., имел опыт журналистского дела и

Введенное ограничение на использование китайского труда привело к значительным

Основные термины (генерируются автоматически): газета, Китай, Владивосток, морская...

О возможностях реализации принципа индивидуализации...

О возможностях реализации принципа индивидуализации в образовательном пространстве Филиала Нахимовского военно-морского училища г. Владивостока.

Ученик, усвоивший предложенную ему сумму знаний, вполне может быть успешен в деле, но он узко ограничен...

Исследование особенностей морских контейнерных перевозок

В 2015 году компания Maersk Line потратила более 5 млрд. долларов на флот морских судов

Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с. Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети.

Исследование когнитивных особенностей старших школьников.

Проблематика публикаций по военно-морской политике...

Оформление британо-французской Антанты в 1904 г., а затем по сути дела присоединение к ней в 1907 г. России заставляли руководителей государств Тройственного союза концентрироваться на создании сильного военно-морского флота.

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Северный морской путь — самый короткий морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком

Так, например, от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП — 14 тыс. км, через

Министр иностранных дел РФ считает, что СМП должен обеспечивать интересы...

Вклад преподавателей и выпускников Строительного училища...

В деятельности Санкт-Петербургского общества архитекторов он также принимал участие, состоя товарищем председателя, а впоследствии — почетным членом общества.

Дел, — инспектором, ординарным профессором и членом совета Училища.

Похожие статьи

Итальянские королевские военно-морские силы на Черноморском...

Автор: Коскова Анна Сергеевна. Рубрика: 2. Всеобщая история.

Дело в том, что данные итальянской и отечественной историографии разнятся, не только в сравнении друг с другом, но и внутри себя, ввиду

Исаков И. С. Военно-Морской Флот СССР в Отечественной войне.

Исследование особенностей морских контейнерных перевозок

В 2015 году компания Maersk Line потратила более 5 млрд. долларов на флот морских судов

Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с. Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети.

Исследование когнитивных особенностей старших школьников.

О возможностях реализации принципа индивидуализации...

О возможностях реализации принципа индивидуализации в образовательном пространстве Филиала Нахимовского военно-морского училища г. Владивостока.

Ученик, усвоивший предложенную ему сумму знаний, вполне может быть успешен в деле, но он узко ограничен...

Трансформация контента газет «Владивосток» (1883–1919 гг.)

Он издавал газету “Владивосток” с 1893 по 1906 гг., имел опыт журналистского дела и

Введенное ограничение на использование китайского труда привело к значительным

Основные термины (генерируются автоматически): газета, Китай, Владивосток, морская...

Фактор разлуки в семейно-брачных отношениях моряков и рыбаков...

В доказательство приведем некоторые выдержки из бракоразводных дел представителей морских профессий, полученных нами в ходе исследования.

10. РФА. Владивосток, 2003-2004. 11. Соловьев, Н.Я. Семья в социалистическом обществе / Н.Я. Соловьев.

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Северный морской путь — самый короткий морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком

Так, например, от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП — 14 тыс. км, через

Министр иностранных дел РФ считает, что СМП должен обеспечивать интересы...

Проблематика публикаций по военно-морской политике...

Оформление британо-французской Антанты в 1904 г., а затем по сути дела присоединение к ней в 1907 г. России заставляли руководителей государств Тройственного союза концентрироваться на создании сильного военно-морского флота.

Вклад преподавателей и выпускников Строительного училища...

В деятельности Санкт-Петербургского общества архитекторов он также принимал участие, состоя товарищем председателя, а впоследствии — почетным членом общества.

Дел, — инспектором, ординарным профессором и членом совета Училища.

Фактор разлуки в семейно-брачных отношениях моряков и рыбаков...

В доказательство приведем некоторые выдержки из бракоразводных дел представителей морских профессий, полученных нами в ходе исследования.

10. РФА. Владивосток, 2003-2004. 11. Соловьев, Н.Я. Семья в социалистическом обществе / Н.Я. Соловьев.

Итальянские королевские военно-морские силы на Черноморском...

Автор: Коскова Анна Сергеевна. Рубрика: 2. Всеобщая история.

Дело в том, что данные итальянской и отечественной историографии разнятся, не только в сравнении друг с другом, но и внутри себя, ввиду

Исаков И. С. Военно-Морской Флот СССР в Отечественной войне.

Трансформация контента газет «Владивосток» (1883–1919 гг.)

Он издавал газету “Владивосток” с 1893 по 1906 гг., имел опыт журналистского дела и

Введенное ограничение на использование китайского труда привело к значительным

Основные термины (генерируются автоматически): газета, Китай, Владивосток, морская...

О возможностях реализации принципа индивидуализации...

О возможностях реализации принципа индивидуализации в образовательном пространстве Филиала Нахимовского военно-морского училища г. Владивостока.

Ученик, усвоивший предложенную ему сумму знаний, вполне может быть успешен в деле, но он узко ограничен...

Исследование особенностей морских контейнерных перевозок

В 2015 году компания Maersk Line потратила более 5 млрд. долларов на флот морских судов

Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с. Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети.

Исследование когнитивных особенностей старших школьников.

Проблематика публикаций по военно-морской политике...

Оформление британо-французской Антанты в 1904 г., а затем по сути дела присоединение к ней в 1907 г. России заставляли руководителей государств Тройственного союза концентрироваться на создании сильного военно-морского флота.

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Северный морской путь — самый короткий морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком

Так, например, от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП — 14 тыс. км, через

Министр иностранных дел РФ считает, что СМП должен обеспечивать интересы...

Вклад преподавателей и выпускников Строительного училища...

В деятельности Санкт-Петербургского общества архитекторов он также принимал участие, состоя товарищем председателя, а впоследствии — почетным членом общества.

Дел, — инспектором, ординарным профессором и членом совета Училища.

Задать вопрос