Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Захарова, С. Н. Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе / С. Н. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1 (137.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38212/ (дата обращения: 18.04.2024).



Процесс модернизации российского образования выдвигает новые требования к компетентности педагога. В современной образовательной ситуации особую актуальность приобретает коммуникативная компетентность педагога, являющаяся важным средством педагогической профессии.

Многие исследователи Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, Г. Н. Ковалева и др. рассматривают коммуникативную компетентность как необходимую составляющую общей профессиональной компетентности специалиста.

Исследователи Е. В. Хуторской, Е. В. Прозорова и др., отмечают, что процесс коммуникативной компетентности во многом зависит от уровня речевого развития; степени овладения теоретическими знаниями в области коммуникативных дисциплин и сформированности организаторских и коммуникативных умений; конструктивных навыков решения конфликтных ситуаций; наличием психологических качеств эмпатии и рефлексии.

Коммуникативная компетентность в современном обществе предполагает умение человека определять пути взаимодействия с другими людьми в быстро меняющейся социальной действительности. Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и навыков, так и готовность их эффективного применения в непосредственной профессиональной деятельности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей и профессиональную адаптацию.

Важно подчеркнуть профессиональный аспект педагогической деятельности — осмысление профессиональной среды, осознанное и адекватное выстраивание отношений с окружающими людьми. Этим и определяется существенная роль высшего образования в формировании коммуникативной компетентности.

В новой образовательной парадигме основой продуктивного взаимодействия является помощь специалисту в овладении возможностями эффективного воздействия на обучающихся.

Любая компетентность формируется и развивается в процессе деятельности, которая связанна с постановкой цели, разрешением проблемы, поиском способов решения, определением результатов и т. д. Особенность коммуникативной компетентности в том, что коммуникация, как особый вид деятельности, является составной частью других видов деятельности. Исходя из этого положения, коммуникативная компетентность личности является средством осуществления эффективной деятельности в различных ситуациях и основой для формирования других видов компетентностей [2;6].

Коммуникативный компонент деятельности педагога связан с особенностями его коммуникативной деятельности, спецификой взаимодействия с обучающимися, родителями, коллегами. Сформированность коммуникативной компетенции будущих специалистов в дальнейшем будет способствовать их эффективной конструктивной и организаторской деятельности, обеспечивать эмоциональное благополучие воспитанников в процессе обучения [1].

Сложившийся образовательный процесс в вузах в большей степени характеризуется как традиционно-репродуктивный, общение между преподавателем и студентами — субъект-объектное. Такая ситуация ставит студента в позицию пассивного слушателя, получателя информации, не проявляющего должной активности. В итоге формируется личность, обладающая набором стандартных качеств, которые отражают пассивность мышления, неумение высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию, продуктивно общаться.

В этой связи актуальной остается проблема формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов на протяжении всего периода обучения его в ВУЗе.

Внедрение в образовательный процесс новых образовательных стандартов создают благоприятные условия для использования инновационных технологий в вузовском обучении. Позитивные тенденции обучения показывают неизбежный переход от преимущественно информативных форм к активным методам и формам обучения, что диктуется необходимостью организации обучения как коллективной совместной деятельности обучающихся и преподавателя, перенесением акцентов на самостоятельную познавательную активность студента.

Так, лекционная подача материала от монологического изложения учебного материала может быть трансформирована в рамках педагогики творческого сотрудничества к диалогу преподавателя и обучающегося. Е. Н. Погребная выделяет в качестве условий формирования диалогического общения с обучающимися использование позиции не «законодателя», а собеседника, пришедшего поделиться со студентами личностным содержанием; стремления вызвать студентов на обсуждение разных точек зрения в решении учебной проблемы; стимулирование самостоятельного поиска ответов на вопросы, вводимые в начале лекции, т. е. коммуникацию со студентами построить таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска, нахождения решения, разрешения противоречий [4].

Также в качестве эффективного средства осуществления межличностного взаимодействия, развития коммуникативных способностей студентов используются активные методы обучения. Они способствуют снятию психологических барьеров, стимулируют самостоятельную познавательную творческую активность студентов и обеспечивают формирование готовности к профессиональной адаптации. Решению возникших задач способствует и использование педагогом разнообразных форм учебных занятий: проблемные семинары, дискуссии, тренинги, ролевые игры, «мозговой штурм», упражнения в парах, группах и др., позволяющих реализовать активные методы обучения.

Активные методы обучения оказывают положительное влияние на развитие коммуникативных, перцептивных, творческих, организаторских способностей, способствуют выработке устойчивости к стрессовым ситуациям. Участие в тренингах, дискуссиях, ролевых играх способствует познанию себя, своих возможностей, повышает уровень социальной адаптации, формируют навык активной самостоятельной деятельности, умение принимать решение в нестандартных ситуациях.

Погружение студентов в специфичные формы занятий помогает отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Анализ ошибок студентов, проводимый при подведении итогов, снижает вероятность их повторения в реальной действительности. А это способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста к полноценному выполнению профессиональных обязанностей.

Исходя из сущности и специфики педагогической деятельности, развитие коммуникативной компетентности будущих педагогов можно рассматривать как один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования. Необходимость развития коммуникативной компетентности педагогов становится очевидной.

И. А. Зимняя выделяет компоненты коммуникативной компетентности педагога [3]:

— мотивационно-ценностный компонент — определяет готовность совершенствовать профессиональные навыки, устойчивый интерес к передовой деятельности, потребность в профессиональном росте, стремление к самореализации и саморазвитию;

— когнитивный компонент — характеризует знание сути коммуникативной компетентности, умение познать другого человека, способность действенно и оперативно решать проблемы, возникающие в общении;

— операционно-деятельностный компонент — определяет способность педагога личностно-ориентированно взаимодействовать в ходе процесса образования, возможность проявления в разных обычных и специфичных ситуациях, умение сохранять спокойствие в любой ситуации, предотвращать и разрешать конфликты плодотворным путем, владение искусством красноречия, грамотной устной и письменной речью, умение публично представлять результаты своих трудов, отбирать эффектные методы самопрезентации, умение прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.

Организация профессиональной подготовки с опорой на обозначенные положения является способом самосовершенствования, самореализации и обеспечивает устойчивые тенденции развития у студентов педагогических вузов профессиональной коммуникативной компетентности.

Литература:

  1. Аухадеева Л. А. Коммуникативная культура студентов педагогического вуза. — М.: ВИНИТИ, 2006 г. — 224 с.
  2. Бушин Н. И. Подготовка конкурентоспособных специалистов в системе профессионального образования. — Уфа, 2003. — 156 с.
  3. Зимняя И. А. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия./ Зимняя И. А. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
  4. Погребная Е. Н. Психолого-педагогические основы активных методов обучения // http://tnaia.narod.ru/sk/
  5. Шихалева М. С. Технология педагогического сопровождения становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза// Омский научный вестник. — 2006 — № 6 (42) — с. 259–263.
  6. http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnoi-kompetentnosti-studentov-tekhnicheskogo-vuza#ixzz4VUUgRxpg
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, активный метод обучения, студент, коммуникативная компетентность педагога, обучающийся, педагогическая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональная коммуникативная компетентность, ситуация, умение.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся...

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни, включающего [2...

Коммуникативная компетентность как предпосылка...

Коммуникативная компетентность как предпосылка эффективности спортивно-педагогической деятельности. Под коммуникативной компетентностью понимается сложная личностная характеристика...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Изучение сформированности коммуникативной компетентности...

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического...

Использование современных педагогических методов...

иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык, ролевая игра, речевая деятельность, метод проектов, обучающийся, умение, метод дебатов, английский язык, активная мыслительная деятельность.

Коммуникативная компетентность как базовый элемент...

Ключевые слова:компетенция, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, общекультурная подготовка педагога, коммуникабельность, коммуникация, педагогическое общение, речевая культура педагога.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция. Термин «коммуникативная компетенция» широко употребляется в методике в качестве показателя уровня владения языком.

Формирование профессионально-коммуникативной...

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения

Для профессиональных образовательных учреждений набор этих ситуаций зависит от

И. А. Зимняя вводит понятие социально-профессиональная компетентность, в котором наряду...

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной...

высшая школа, коммуникативная компетентность, коммуникативная компетентность преподавателя, профессиональная деятельность, повышение квалификации, критическое мышление...

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся...

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни, включающего [2...

Коммуникативная компетентность как предпосылка...

Коммуникативная компетентность как предпосылка эффективности спортивно-педагогической деятельности. Под коммуникативной компетентностью понимается сложная личностная характеристика...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Изучение сформированности коммуникативной компетентности...

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического...

Использование современных педагогических методов...

иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык, ролевая игра, речевая деятельность, метод проектов, обучающийся, умение, метод дебатов, английский язык, активная мыслительная деятельность.

Коммуникативная компетентность как базовый элемент...

Ключевые слова:компетенция, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, общекультурная подготовка педагога, коммуникабельность, коммуникация, педагогическое общение, речевая культура педагога.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция. Термин «коммуникативная компетенция» широко употребляется в методике в качестве показателя уровня владения языком.

Формирование профессионально-коммуникативной...

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения

Для профессиональных образовательных учреждений набор этих ситуаций зависит от

И. А. Зимняя вводит понятие социально-профессиональная компетентность, в котором наряду...

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной...

высшая школа, коммуникативная компетентность, коммуникативная компетентность преподавателя, профессиональная деятельность, повышение квалификации, критическое мышление...

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся...

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни, включающего [2...

Коммуникативная компетентность как предпосылка...

Коммуникативная компетентность как предпосылка эффективности спортивно-педагогической деятельности. Под коммуникативной компетентностью понимается сложная личностная характеристика...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Изучение сформированности коммуникативной компетентности...

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического...

Использование современных педагогических методов...

иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык, ролевая игра, речевая деятельность, метод проектов, обучающийся, умение, метод дебатов, английский язык, активная мыслительная деятельность.

Коммуникативная компетентность как базовый элемент...

Ключевые слова:компетенция, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, общекультурная подготовка педагога, коммуникабельность, коммуникация, педагогическое общение, речевая культура педагога.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция. Термин «коммуникативная компетенция» широко употребляется в методике в качестве показателя уровня владения языком.

Формирование профессионально-коммуникативной...

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения

Для профессиональных образовательных учреждений набор этих ситуаций зависит от

И. А. Зимняя вводит понятие социально-профессиональная компетентность, в котором наряду...

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной...

высшая школа, коммуникативная компетентность, коммуникативная компетентность преподавателя, профессиональная деятельность, повышение квалификации, критическое мышление...

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся...

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни, включающего [2...

Коммуникативная компетентность как предпосылка...

Коммуникативная компетентность как предпосылка эффективности спортивно-педагогической деятельности. Под коммуникативной компетентностью понимается сложная личностная характеристика...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Изучение сформированности коммуникативной компетентности...

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического...

Использование современных педагогических методов...

иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык, ролевая игра, речевая деятельность, метод проектов, обучающийся, умение, метод дебатов, английский язык, активная мыслительная деятельность.

Коммуникативная компетентность как базовый элемент...

Ключевые слова:компетенция, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, общекультурная подготовка педагога, коммуникабельность, коммуникация, педагогическое общение, речевая культура педагога.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция. Термин «коммуникативная компетенция» широко употребляется в методике в качестве показателя уровня владения языком.

Формирование профессионально-коммуникативной...

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения

Для профессиональных образовательных учреждений набор этих ситуаций зависит от

И. А. Зимняя вводит понятие социально-профессиональная компетентность, в котором наряду...

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной...

высшая школа, коммуникативная компетентность, коммуникативная компетентность преподавателя, профессиональная деятельность, повышение квалификации, критическое мышление...

Задать вопрос