Формирование гендерных стереотипов в информационном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 15.01.2017

Статья просмотрена: 996 раз

Библиографическое описание:

Хижняк, А. С. Формирование гендерных стереотипов в информационном обществе / А. С. Хижняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 671-674. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38252/ (дата обращения: 25.04.2024).



Современный этап общественного развития принято считать этапом становления нового информационного общества, отличительной чертой которого является его глобальный характер. Системообразующий элемент такого общества — информация, которая проникает во все сферы жизнедеятельности человека, объединяя их в систему. Количество ресурсов, которыми может воспользоваться человек, в информационном обществе увеличивается, но, как и прежде, проблема их равномерного распределения остается актуальной. Одно из самых наглядных проявлений неравенства в доступе к общественным ресурсам — гендерное. В информационном обществе это неравенство, помимо традиционных для женщин препятствий в экономической и социальной сферах, обостряется неравным доступом к информационно-коммуникативным ресурсам. Это неразрешенное на сегодняшний день противоречие является одной из ключевых проблем современности, что доказывает ценность исследований в этой области.

Проблема гендерного неравенства в современном мире привлекает не только научное сообщество, практиков женского движения, но и крупнейшие международные организации — на глобальном уровне ее курирует специальный Заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации. После всемирного Саммита по проблемам информационного общества в Тунисе в 2005 г., гендерная проблематика была включена в число основополагающих принципов построения и развития информационного общества.

25 сентября 2015 Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», в которой проблема преодоления гендерного неравенства стала одной из ключевых. В документе говорится о том, что обеспечение гендерного равенства внесет решающий вклад в продвижение к достижению всех целей и задач, так как раскрыть в полной мере человеческий потенциал и обеспечить устойчивое развитие невозможно, если половина человечества будет по-прежнему лишена основных прав и возможностей. Резолюция утверждает цель, ликвидировать к 2030 году все формы дискриминации в отношении женщин, для этого предлагается следующее:

– Признавать и ценить неоплачиваемый труд по уходу и работу по ведению домашнего хозяйства, предоставляя коммунальные услуги, инфраструктуру и системы социальной защиты

– Обеспечить всестороннее и реальное участие женщин и равные для них возможности для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни

– Провести реформы в целях предоставления женщинам равных прав на экономические ресурсы, а также доступа к владению и распоряжению землей и другими формами собственности

– Активнее использовать высокоэффективные технологии, в частности информационно-коммуникационные технологии, для содействия расширению прав и возможностей женщин

– Принимать и совершенствовать разумные стратегии и обязательные для соблюдения законы в целях поощрения гендерного равенства и расширения прав и возможностей всех женщин и девочек на всех уровнях. [4]

Таким образом, мировое сообщество осознает неблагоприятное положение женщин: насилие, дискриминацию в доступе к работе, экономическим благам и участию в процессе принятия решений в частной и общественной жизни, и стремится решить эту проблему. Благодаря национальным и международным усилиям некоторые успехи в этой области все же были достигнуты, например, к 2015 году большинство регионов достигли гендерного равенства в сфере начального образования, возросло участие женщин в политической жизни. Однако гендерное равенство в полном масштабе, как признает ООН, продолжает оставаться отдаленной целью, число недовольных своей жизнью женщин только увеличивается. Почему же это происходит?

Для ликвидации гендерного неравенства ООН предлагается проводить реформы в различных сферах общественной жизни, изменить законодательство, обеспечить женщинам правовую защиту. Однако нельзя назвать эти методы полностью эффективными. Как пример — система гендерного квотирования, которую международные организации называют достаточно успешной. Не учитывается фактор того, что большинство женщин, пришедших в политику таким образом, обладают более низким уровнем образования и профессиональной подготовки, поэтому на уровне властных отношений реализуют мужские интересы.

В планах ООН по преодолению гендерного неравенства обделяется вниманием одна из важнейших его причин — субъективные стереотипные представления о разделении «мужских» и «женских» ролей и моделей поведения. Современное общество ограничивает субъектов рамками определенных гендерных предписаний, при этом определяя их деятельность в этих рамках как положительную или отрицательную, типичную или нетипичную. Так, по традиции «мужчина должен быть кормильцем в семье», «мужчина не обязан выполнять женскую работу», а «женщина должна быть хорошей матерью, зарабатывать меньше мужа». Поведение субъектов, не выполняющих предписанные системой нормы, не одобряется, считается исключением из нее. Феминные и маскулинные характеристики гендера в определенных политико-экономических условиях меняют общественное восприятие. Например, работодатель не примет молодую незамужнюю девушку на ответственную должность в силу определенного “рационального” выбора, на самом деле диктуемого общественно закрепленными стереотипами. Регулярное повторение подобных ситуаций приводит к формированию в обществе феномена «стеклянного потолка» — невидимого искусственного барьера, формируемого гендерными предрассудками и закрывающего женщинам путь к руководящим должностям в любой сфере управления. Стоит отметить, что гендерные предписания оказывают негативное влияние не только на женщин. С 1 января 2007 г. Трудовой кодекс РФ регламентировал отпуск по уходу за ребенком не только матери, но и отцу, так же другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком. Мужчины, воспользовавшиеся этим правом, сразу воспринимаются как атипичные субъекты, так как общественное мнение считает отпуск по уходу за ребенком непрестижным и противоестественным для мужчины занятием. Таким образом, если субъекты нарушают правила общества и берут на себе не свойственные гендерные роли, система пытается их исключить, автоматически относя к категории непригодных.

Реакция на эти явления разнообразна. Одни мирятся с существующей системой, становясь звеном ее воспроизводства, например, женщины — госслужащие, объясняющие свое многолетнее пребывание на одной должности «биологической неспособностью руководить». Другие вновь пытаются обрести свою субъектность в борьбе против гендерных предписаний, иногда безрассудно заходя за рамки таковых. Это грозит разрушить не только систему угнетения, но и общественные институты, без которых мировая система не сможет нормально функционировать.

Как известно, основополагающие элементы современного информационного общества — компьютерные сети, информационные технологии, телекоммуникационные связи. Немалое значение в формировании такого общества отводится средствам массовой информации, в то же время играющим роль средств закрепления стереотипов в общественном мнении. Нельзя сказать, что современные СМИ стали полностью независимы от политики государств, зачастую они продолжают выражать интересы власти, внедряя в общественное сознание «удобную» информацию. Не обходит стороной такая информация и гендерные процессы. Средства массовой информации активно используют образ женщины и мужчины, предлагая им определённое место в обществе, закрепляя за ними определенную социальную роль. На сколько такое представление о социальных отношениях взаимодействия полов будет стереотипно, зависит от ряда факторов. К таким факторам можно отнести стадию научного и информационного развития общества, его культурно-исторические особенности, сложившуюся в нем политическую систему, степень зависимости СМИ от власти; идеологию, господствующей в данном обществе в определенный период времени и т. д.

Так, например, в советский период — время экономической мобилизации женщин, пропагандировалась идея активного участия женщин в общественной жизни, им предписывалась роль «работницы и матери». [3] Можно обратить внимание на агитационные плакаты тех времен. В 1920–1950 женщина на плакате призывала к труду, к знаниям, к участию в производстве и государственном строительстве, плакаты времен второй мировой войны ассоциировали женщину с Родиной — «Раскрепощенная женщина — строй социализм!», «Ударницы заводов и совхозов, вступайте в ряды ВКП [6]», «Родина-мать зовет»! и т. д.

С началом перестройки женщин призвали вновь вернуться к своему естественному предназначению преданной хранительницы домашнего очага, так как по мнению власти ее эмансипация зашла слишком далеко. В то же время в период трансформаций под влиянием процессов, происходящих на Западе, вместо традиционной гендерной политики появились конфликтующие публичные дискурсы, новые гендерные роли, иное понимание отношений между полами. [2] Несмотря на это, в информационном пространстве российского общества в настоящее время эти отношения представлены достаточно стереотипно.

Ярким отображением таких стереотипов является реклама. Экспертами в этой области были названы роли, чаще всего предписанные рекламой мужчинам и женщинам. Для женщин это «домохозяйка», «красавица», «мать», для мужчин — «бизнесмен», «спортсмен», «казанова». [1]

Несколько по-иному представлены гендерные отношения в западных СМИ и рекламе. Под влиянием западного образа жизни, либеральных тенденций, активности женского движения, популярность обретает реклама, критикующая традиционные представления о гендерных ролях. Например, для рекламы куклы Barbie был снят ролик, рассказывающий о мечтах девочек, играющих в куклы. Они пробуют себя в роли университетского профессора, ветеринара, футбольного тренера, бизнесмена. Образ сильной женщины, обладающей естественной красотой — еще один тренд современной западной рекламы. Все чаще на экранах появляются спортсменки, утверждающие что «мужество внутри каждой женщины».

В заключении, можно прийти к выводу, что для преодоления гендерного неравенство, мировое сообщество должно обратить внимание не только на его последствия, но и на ключевые причины. Система преодоления гендерных стереотипов на глобальном уровне еще не разработана, но ее создание — важный шаг на пути к гармонизации человеческих отношений в новом информационном обществе.

Литература:

  1. Петров М. С. Гендерные образы и стереотипы современной российской рекламы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2010. — № 124. — С. 401–407.
  2. Пушкарева Н. Л. Гендерная система Советской России и судьбы россиянок // Новое литературное обозрение. — 2012. — № 117
  3. Скорнякова С. С. Гендерные стереотипы в средствах массовой коммуникации// Актуальные проблемы теории коммуникации. — СПб.: СПбГПУ, 2004. — С. 225–231.
  4. Цели в области устойчивого развития: 17 целей для преобразования нашего мира // Организация Объединенных наций. URL: http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ (дата обращения: 07.01.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): информационное общество, гендерное равенство, женщина, общественная жизнь, гендерное неравенство, глобальный уровень, женское движение, массовая информация, мировое сообщество, общественное мнение.


Похожие статьи

Проблема положения женщины в современном российском...

К гендерному подходу мировое сообщество обратилось сравнительно недавно.

Отношение к женщине ярко иллюстрирует уровень развитости конкретного общества.

Гендерное неравенство институционализировалось в процессе разделения труда, появления частной...

Гендерные стереотипы | «Молодой

Гендерные неравенства.

− Феминизм — женское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

Гендерные стереотипы. Также не нужно обделять внимание пункт изучения гендерных стереотипов.

Гендерные стереотипы как объект социологического исследования

Ключевые слова: гендер, гендерные исследования, стереотип, гендерные стереотипы, индивид, мужчина, женщина, социальные роли. В начале XXI в. перед мировым обществом стоит цель достичь фактического равенства женщин и мужчин во всех сферах общественной...

Формирование понятия «гендерная экономика»

Полезная информация. Спецвыпуски. Как опубликовать статью.

Так же называют женское движение за свои права, которое является продуктом феминизма.

Исполнительницы не редко использовали такие темы, как гендерное неравенство, право на аборт, изнасилование и...

Тенденции влияния рекламы на формирование норм и гендерных...

Гендерное неравенство конструируется в ходе социализации, в процессе усвоения мужчинами и женщинами стереотипных представлений о

Социальная жизнь общества за последние два десятилетия изменилось радикально, но современная женщина и сейчас довольно часто...

Женщина на рынке труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Следовательно, права мужчин и женщин как в обществе в целом, так и в сфере общественного труда равны, а гендерные неравенства, возникающие в сфере трудовых отношений, на практике являются результатом дискриминации.

Гендерная асимметрия в современной политике и перспективы ее...

Если исторически возникновение социального неравенства было обусловлено общественным разделением труда, то теперь этот социальный фактор

Требование гендерной симметрии в управленческой сфере стало закономерным итогом развития всемирного женского движения.

Проблемы обеспечения гендерного равенства в конституционном...

женщина, социальный опыт, ребенок, работа, проблема, мужчина, статистик ООН, общественное устройство, гендерное равенство, том.

Мотив «гендерное неравенство» в романе Х. Ли...

В статье анализируется реализация мотива «гендерное неравенство» в романе известной

Он был написан в 1960 году, а именно в те годы женское освободительное движение вело

Основные термины (генерируются автоматически): гендерное неравенство, женщина, роман...

Проблема положения женщины в современном российском...

К гендерному подходу мировое сообщество обратилось сравнительно недавно.

Отношение к женщине ярко иллюстрирует уровень развитости конкретного общества.

Гендерное неравенство институционализировалось в процессе разделения труда, появления частной...

Гендерные стереотипы | «Молодой

Гендерные неравенства.

− Феминизм — женское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

Гендерные стереотипы. Также не нужно обделять внимание пункт изучения гендерных стереотипов.

Гендерные стереотипы как объект социологического исследования

Ключевые слова: гендер, гендерные исследования, стереотип, гендерные стереотипы, индивид, мужчина, женщина, социальные роли. В начале XXI в. перед мировым обществом стоит цель достичь фактического равенства женщин и мужчин во всех сферах общественной...

Формирование понятия «гендерная экономика»

Полезная информация. Спецвыпуски. Как опубликовать статью.

Так же называют женское движение за свои права, которое является продуктом феминизма.

Исполнительницы не редко использовали такие темы, как гендерное неравенство, право на аборт, изнасилование и...

Тенденции влияния рекламы на формирование норм и гендерных...

Гендерное неравенство конструируется в ходе социализации, в процессе усвоения мужчинами и женщинами стереотипных представлений о

Социальная жизнь общества за последние два десятилетия изменилось радикально, но современная женщина и сейчас довольно часто...

Женщина на рынке труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Следовательно, права мужчин и женщин как в обществе в целом, так и в сфере общественного труда равны, а гендерные неравенства, возникающие в сфере трудовых отношений, на практике являются результатом дискриминации.

Гендерная асимметрия в современной политике и перспективы ее...

Если исторически возникновение социального неравенства было обусловлено общественным разделением труда, то теперь этот социальный фактор

Требование гендерной симметрии в управленческой сфере стало закономерным итогом развития всемирного женского движения.

Проблемы обеспечения гендерного равенства в конституционном...

женщина, социальный опыт, ребенок, работа, проблема, мужчина, статистик ООН, общественное устройство, гендерное равенство, том.

Мотив «гендерное неравенство» в романе Х. Ли...

В статье анализируется реализация мотива «гендерное неравенство» в романе известной

Он был написан в 1960 году, а именно в те годы женское освободительное движение вело

Основные термины (генерируются автоматически): гендерное неравенство, женщина, роман...

Похожие статьи

Проблема положения женщины в современном российском...

К гендерному подходу мировое сообщество обратилось сравнительно недавно.

Отношение к женщине ярко иллюстрирует уровень развитости конкретного общества.

Гендерное неравенство институционализировалось в процессе разделения труда, появления частной...

Гендерные стереотипы | «Молодой

Гендерные неравенства.

− Феминизм — женское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

Гендерные стереотипы. Также не нужно обделять внимание пункт изучения гендерных стереотипов.

Гендерные стереотипы как объект социологического исследования

Ключевые слова: гендер, гендерные исследования, стереотип, гендерные стереотипы, индивид, мужчина, женщина, социальные роли. В начале XXI в. перед мировым обществом стоит цель достичь фактического равенства женщин и мужчин во всех сферах общественной...

Формирование понятия «гендерная экономика»

Полезная информация. Спецвыпуски. Как опубликовать статью.

Так же называют женское движение за свои права, которое является продуктом феминизма.

Исполнительницы не редко использовали такие темы, как гендерное неравенство, право на аборт, изнасилование и...

Тенденции влияния рекламы на формирование норм и гендерных...

Гендерное неравенство конструируется в ходе социализации, в процессе усвоения мужчинами и женщинами стереотипных представлений о

Социальная жизнь общества за последние два десятилетия изменилось радикально, но современная женщина и сейчас довольно часто...

Женщина на рынке труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Следовательно, права мужчин и женщин как в обществе в целом, так и в сфере общественного труда равны, а гендерные неравенства, возникающие в сфере трудовых отношений, на практике являются результатом дискриминации.

Гендерная асимметрия в современной политике и перспективы ее...

Если исторически возникновение социального неравенства было обусловлено общественным разделением труда, то теперь этот социальный фактор

Требование гендерной симметрии в управленческой сфере стало закономерным итогом развития всемирного женского движения.

Проблемы обеспечения гендерного равенства в конституционном...

женщина, социальный опыт, ребенок, работа, проблема, мужчина, статистик ООН, общественное устройство, гендерное равенство, том.

Мотив «гендерное неравенство» в романе Х. Ли...

В статье анализируется реализация мотива «гендерное неравенство» в романе известной

Он был написан в 1960 году, а именно в те годы женское освободительное движение вело

Основные термины (генерируются автоматически): гендерное неравенство, женщина, роман...

Проблема положения женщины в современном российском...

К гендерному подходу мировое сообщество обратилось сравнительно недавно.

Отношение к женщине ярко иллюстрирует уровень развитости конкретного общества.

Гендерное неравенство институционализировалось в процессе разделения труда, появления частной...

Гендерные стереотипы | «Молодой

Гендерные неравенства.

− Феминизм — женское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

Гендерные стереотипы. Также не нужно обделять внимание пункт изучения гендерных стереотипов.

Гендерные стереотипы как объект социологического исследования

Ключевые слова: гендер, гендерные исследования, стереотип, гендерные стереотипы, индивид, мужчина, женщина, социальные роли. В начале XXI в. перед мировым обществом стоит цель достичь фактического равенства женщин и мужчин во всех сферах общественной...

Формирование понятия «гендерная экономика»

Полезная информация. Спецвыпуски. Как опубликовать статью.

Так же называют женское движение за свои права, которое является продуктом феминизма.

Исполнительницы не редко использовали такие темы, как гендерное неравенство, право на аборт, изнасилование и...

Тенденции влияния рекламы на формирование норм и гендерных...

Гендерное неравенство конструируется в ходе социализации, в процессе усвоения мужчинами и женщинами стереотипных представлений о

Социальная жизнь общества за последние два десятилетия изменилось радикально, но современная женщина и сейчас довольно часто...

Женщина на рынке труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Следовательно, права мужчин и женщин как в обществе в целом, так и в сфере общественного труда равны, а гендерные неравенства, возникающие в сфере трудовых отношений, на практике являются результатом дискриминации.

Гендерная асимметрия в современной политике и перспективы ее...

Если исторически возникновение социального неравенства было обусловлено общественным разделением труда, то теперь этот социальный фактор

Требование гендерной симметрии в управленческой сфере стало закономерным итогом развития всемирного женского движения.

Проблемы обеспечения гендерного равенства в конституционном...

женщина, социальный опыт, ребенок, работа, проблема, мужчина, статистик ООН, общественное устройство, гендерное равенство, том.

Мотив «гендерное неравенство» в романе Х. Ли...

В статье анализируется реализация мотива «гендерное неравенство» в романе известной

Он был написан в 1960 году, а именно в те годы женское освободительное движение вело

Основные термины (генерируются автоматически): гендерное неравенство, женщина, роман...

Задать вопрос