Формирование устойчивых конкурентных преимуществ компании на основе проведения стратегического конкурентного анализа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 18.12.2016

Статья просмотрена: 1542 раза

Библиографическое описание:

Тукач, В. С. Формирование устойчивых конкурентных преимуществ компании на основе проведения стратегического конкурентного анализа / В. С. Тукач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 573-575. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36689/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются ключевые аспекты проведения стратегического конкурентного анализа, а также его значимость в процессе формирования конкурентных преимуществ компании.

Ключевые слова: стратегия, конкуренция, анализ, конкурентные преимущества

Вот уже 25 лет российская экономика развивается на принципах рыночных отношений, неотъемлемой и основополагающей частью которых является конкуренция. Она создаёт условия, требующие от фирмы, которая стремится к повышению эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности, увеличению доли рынка и удлинению жизненного цикла, чёткого позиционирования себя на рынке, объективного восприятия своего положения относительно конкурентов и возможность осуществлять планирование и прогнозирование с высокой долей вероятности в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах. Именно это лежит в основе конкурентоспособности компании, характеризующейся её конкурентными преимуществами.

Под конкурентными преимуществами следует понимать систему, которая обладает определённой эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической и организационной сферах деятельности, возможность более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами. Особое значение имеют устойчивые конкурентные преимущества, представляющие собой уникальную ценность, созданную посредством исключительной стратегии и способную приносить выгоду компании на протяжении длительного промежутка времени.

Все факторы, определяющие конкурентные преимущества компании можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние. К числу первых относятся классические пять сил модели конкуренции Портера (рисунок 1): влияние поставщиков, потребителей, угрозы возможного появления новых товаров, а также товаров-субститутов, и консолидирующий показатели — уровень конкуренции. В свою очередь, внутренними факторами являются рациональность построения организационной структуры, эффективность использования ресурсов, качество управления, квалификация персонала, уровень научности и технологичности производства, а также, что немаловажно, сопоставимость видения развития фирмы и конъюнктуры рынка [1].

image050.jpg

Рис. 1. Направление сил модели конкуренции М. Портера

Необходимо отразить и ряд условий, которым должны соответствовать конкурентные преимущества фирмы, а именно:

  1. приносить ощутимую выгоду потребителям;
  2. выделяться на фоне конкурентов;
  3. быть устойчивыми в условиях изменения рынка;
  4. сохранять свою актуальность в долгосрочной перспективе;
  5. повышать прибыльность компании.

Формирование, использование и сохранение конкурентных преимуществ компании осуществляется во многом за счёт стратегического конкурентного анализа. Объектом стратегического конкурентного анализа является компания, а предметом — её производственная и коммерческая деятельность, система социально-трудовых и общественно-политических отношений. В роли субъекта выступают собственники и управленческий персонал фирмы.

Стратегический конкурентный анализ отличается широтой действий как во времени, так и в пространстве, что предопределяет его разнообразный методологический инструментарий, включающий в себя экономические, математико-статистические, оптимизационные и неформализованные методы. Следует отметить, и большое разнообразие направлений его применения. Это и разработка программ развития компании, подготовка инвестиционных проектов, обоснование планов, прогнозирование ситуации на рынке.

Основная цель конкурентного анализа состоит в умении оперативно определить свои конкурентные преимущества среди всех элементов бизнес-процессов фирмы (объединённых в три группы: финансы, менеджмент, маркетинг) не только на текущий момент, но и в динамике. К числу факторов и аспектов финансово-хозяйственной деятельности, на основании которых фирма оценивает своё положение среди конкурентов, относятся: качество товара, система управления, маркетинг, различные показатели эффективности производства.

В нынешних условиях, современный стратегический конкурентный анализ имеет ряд важных целевых установок, включающих:

  1. выявление будущих стратегий и планов конкурентов;
  2. предсказание вероятных реакций конкурентов на стратегические инициативы организации;
  3. определение того, насколько стратегия конкурентов действительно соответствует их возможностям;
  4. выявление слабых сторон конкурентов и оценку собственных реальных возможностей их использования.

Проведение конкурентного стратегического анализа подразумевает выполнение следующих требований:

  1. нормативная ориентированность;
  2. использование не только экономических, но и социальных, гуманитарных и естественных методов;
  3. применение междисциплинарного подхода при выявлении различных факторов развития;
  4. работа с неформализованными методами и оценками [2].

На текущий момент времени российская экономика всё ещё находится на стадии становления, характеризующейся рядом негативных аспектов, работа над которыми может позволить фирме приобрести очень важные устойчивые конкурентные преимущества. К примеру, одной из черт нашей экономики является крайне низкая по отношению к зарубежным странам производительность труда, что подтверждается данными на рисунке 2. В России за 1 час времени создаётся продукт стоимостью $25,9, это худший показатель во всей Европе. Для сравнения, средний размер производительности в Еврозоне — $55,9 (в два выше российского). Если рассматривать весь Евросоюз, то даже страны, наиболее отстающие по данному показателю (Латвия — $27,6; Польша — $29,7), опережают Россию. В лидерах же — Люксембург ($95,9) и Норвегия ($88). Анализ общемировой ситуации показывает, что по уровню производительности труда одного человека-часа российская экономика соотносится с чилийской и опережает мексиканскую ($19,5) [4]. Среди главных причин данной проблемы принято отмечать — устаревшие и изношенные производственные мощности, низкий уровень компетенции руководящих органов и квалификации производственных рабочих. Следовательно, меры по повышению производительности труда внутри компании могут заложить основу для формирования многих конкурентных преимуществ на российском рынке.

fullscreen-19tv.jpg

Рис. 2. Производительность труда одного человека-часа в России и в зарубежных странах по итогам 2015 года

Низкая производительность труда — это нерешённая проблема, передавшаяся по наследству от экономики Советского союза. Однако помимо неё, есть ещё и другие узкие места, уже непосредственно связанные с рыночными процессами. Так, одной из слабых сторон российских компаний является низкий уровень сбытовой политики и всего маркетинга, а также контроля качества. За последнюю четверть века в нашей экономической теории не сформировались собственные школы менеджмента и маркетинга, многие фирмы пренебрегают передовым зарубежным опытом и не реализуют принципы клиентоориентированности.

Таким образом, разработка мероприятий по совершенствованию вышеперечисленных факторов и включение данных мероприятий в стратегию компании создаст необходимые условия для ее развития как относительно себя, так и всего рынка.

На основании всего вышеизложенного следует отметить, что в условиях рыночной экономики, отличающейся жесткостью, а порой и жестокостью, без профессионального стратегического конкурентного анализа, позволяющего выявить сильные и слабые стороны фирмы, а также проложить дорожную карту по развитию первых и устранению вторых, фирма обречена на непродолжительный жизненный цикл. В лучшем случае, на извлечение прибыли в краткосрочном периоде, но лишь при наличии благоприятной конъюнктуры.

Литература:

  1. Портер М. Конкуренция: учеб. пособие: пер. с англ. / М. Портер. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
  2. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 541 с.
  3. Юрьева, Л. В. Основы стратегического конкурентного анализа: учебное пособие / Л. В. Юрьева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 52 с. ISBN 978–5-7996–1278–8
  4. Официальный сайт газеты «Ведомости». URL.: http://www.vedomosti.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): стратегический конкурентный анализ, конкурентное преимущество компании, производительность труда, российская экономика, Россия, долгосрочная перспектива, преимущество, финансово-хозяйственная деятельность, фирма.


Похожие статьи

Стратегический анализ деятельности и оценка конкурентных...

Анализ эколого-экономических конкурентных преимуществ регионов Украины.

Анализ финансового состояния Компании на примере показателя срочной ликвидности. Оценка деятельности компании с помощью матриц портфельного анализа (на примере ОАО...

Формирование конкурентных преимуществ современного...

Устойчивое конкурентное преимущество — это долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ компании на основе проведения стратегического конкурентного анализа.

Конкурентные преимущества на примере компании Samsung

Конкурентное преимущество фирмы не всегда очевидно. На практике отличия между фирмой и ее конкурентами, которые выбираются для оценки преимуществ или недостатков, могут быть очень субъективными в зависимости от того...

Анализ научной литературы по теме «Устойчивые конкурентные...»

В статье анализируется теоретическая база, сформированная из научных работ международных и российских авторов, по теме формирования устойчивых конкурентных преимуществ на основании стратегического конкурентного анализа.

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, виды стратегий. Индивидуальные предприниматели и крупные предприятия стремятся к увеличению прибыли и расширению своей хозяйственной деятельности...

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

Перед компаниями возникают множество альтернатив, но в итоге кропотливой работы субъекты рынка выбирают наиболее эффективную реально осуществимую стратегию развития, которая способна обеспечить ей конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе.

Влияние конкурентоспособности предприятия на финансовую...

Ключевые слова: предприятие, конкурентоспособность, финансовая устойчивость, прибыль, повышение конкурентоспособности. Успех предприятия, удержание своих позиций и преимуществ в конкурентной среде, обеспечение своего выживания в долгосрочной...

Факторы конкурентоспособности российских предприятий

Конкурентоспособность предприятия формируется через определение конкурентных преимуществ, которыми будет обладать фирма. Компании, у которых шире набор конкурентных преимуществ...

Пути повышения конкурентоспособности России в мировой...

Безусловно, Россия вместе с недостатками конкурентных резервов имеет ресурсы и большие, но пока не реализованные, преимущества, для повышения конкурентоспособности. К российским конкурентным преимуществам можно отнести...

Стратегический анализ деятельности и оценка конкурентных...

Анализ эколого-экономических конкурентных преимуществ регионов Украины.

Анализ финансового состояния Компании на примере показателя срочной ликвидности. Оценка деятельности компании с помощью матриц портфельного анализа (на примере ОАО...

Формирование конкурентных преимуществ современного...

Устойчивое конкурентное преимущество — это долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ компании на основе проведения стратегического конкурентного анализа.

Конкурентные преимущества на примере компании Samsung

Конкурентное преимущество фирмы не всегда очевидно. На практике отличия между фирмой и ее конкурентами, которые выбираются для оценки преимуществ или недостатков, могут быть очень субъективными в зависимости от того...

Анализ научной литературы по теме «Устойчивые конкурентные...»

В статье анализируется теоретическая база, сформированная из научных работ международных и российских авторов, по теме формирования устойчивых конкурентных преимуществ на основании стратегического конкурентного анализа.

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, виды стратегий. Индивидуальные предприниматели и крупные предприятия стремятся к увеличению прибыли и расширению своей хозяйственной деятельности...

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

Перед компаниями возникают множество альтернатив, но в итоге кропотливой работы субъекты рынка выбирают наиболее эффективную реально осуществимую стратегию развития, которая способна обеспечить ей конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе.

Влияние конкурентоспособности предприятия на финансовую...

Ключевые слова: предприятие, конкурентоспособность, финансовая устойчивость, прибыль, повышение конкурентоспособности. Успех предприятия, удержание своих позиций и преимуществ в конкурентной среде, обеспечение своего выживания в долгосрочной...

Факторы конкурентоспособности российских предприятий

Конкурентоспособность предприятия формируется через определение конкурентных преимуществ, которыми будет обладать фирма. Компании, у которых шире набор конкурентных преимуществ...

Пути повышения конкурентоспособности России в мировой...

Безусловно, Россия вместе с недостатками конкурентных резервов имеет ресурсы и большие, но пока не реализованные, преимущества, для повышения конкурентоспособности. К российским конкурентным преимуществам можно отнести...

Похожие статьи

Стратегический анализ деятельности и оценка конкурентных...

Анализ эколого-экономических конкурентных преимуществ регионов Украины.

Анализ финансового состояния Компании на примере показателя срочной ликвидности. Оценка деятельности компании с помощью матриц портфельного анализа (на примере ОАО...

Формирование конкурентных преимуществ современного...

Устойчивое конкурентное преимущество — это долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ компании на основе проведения стратегического конкурентного анализа.

Конкурентные преимущества на примере компании Samsung

Конкурентное преимущество фирмы не всегда очевидно. На практике отличия между фирмой и ее конкурентами, которые выбираются для оценки преимуществ или недостатков, могут быть очень субъективными в зависимости от того...

Анализ научной литературы по теме «Устойчивые конкурентные...»

В статье анализируется теоретическая база, сформированная из научных работ международных и российских авторов, по теме формирования устойчивых конкурентных преимуществ на основании стратегического конкурентного анализа.

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, виды стратегий. Индивидуальные предприниматели и крупные предприятия стремятся к увеличению прибыли и расширению своей хозяйственной деятельности...

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

Перед компаниями возникают множество альтернатив, но в итоге кропотливой работы субъекты рынка выбирают наиболее эффективную реально осуществимую стратегию развития, которая способна обеспечить ей конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе.

Влияние конкурентоспособности предприятия на финансовую...

Ключевые слова: предприятие, конкурентоспособность, финансовая устойчивость, прибыль, повышение конкурентоспособности. Успех предприятия, удержание своих позиций и преимуществ в конкурентной среде, обеспечение своего выживания в долгосрочной...

Факторы конкурентоспособности российских предприятий

Конкурентоспособность предприятия формируется через определение конкурентных преимуществ, которыми будет обладать фирма. Компании, у которых шире набор конкурентных преимуществ...

Пути повышения конкурентоспособности России в мировой...

Безусловно, Россия вместе с недостатками конкурентных резервов имеет ресурсы и большие, но пока не реализованные, преимущества, для повышения конкурентоспособности. К российским конкурентным преимуществам можно отнести...

Стратегический анализ деятельности и оценка конкурентных...

Анализ эколого-экономических конкурентных преимуществ регионов Украины.

Анализ финансового состояния Компании на примере показателя срочной ликвидности. Оценка деятельности компании с помощью матриц портфельного анализа (на примере ОАО...

Формирование конкурентных преимуществ современного...

Устойчивое конкурентное преимущество — это долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ компании на основе проведения стратегического конкурентного анализа.

Конкурентные преимущества на примере компании Samsung

Конкурентное преимущество фирмы не всегда очевидно. На практике отличия между фирмой и ее конкурентами, которые выбираются для оценки преимуществ или недостатков, могут быть очень субъективными в зависимости от того...

Анализ научной литературы по теме «Устойчивые конкурентные...»

В статье анализируется теоретическая база, сформированная из научных работ международных и российских авторов, по теме формирования устойчивых конкурентных преимуществ на основании стратегического конкурентного анализа.

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, виды стратегий. Индивидуальные предприниматели и крупные предприятия стремятся к увеличению прибыли и расширению своей хозяйственной деятельности...

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

Перед компаниями возникают множество альтернатив, но в итоге кропотливой работы субъекты рынка выбирают наиболее эффективную реально осуществимую стратегию развития, которая способна обеспечить ей конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе.

Влияние конкурентоспособности предприятия на финансовую...

Ключевые слова: предприятие, конкурентоспособность, финансовая устойчивость, прибыль, повышение конкурентоспособности. Успех предприятия, удержание своих позиций и преимуществ в конкурентной среде, обеспечение своего выживания в долгосрочной...

Факторы конкурентоспособности российских предприятий

Конкурентоспособность предприятия формируется через определение конкурентных преимуществ, которыми будет обладать фирма. Компании, у которых шире набор конкурентных преимуществ...

Пути повышения конкурентоспособности России в мировой...

Безусловно, Россия вместе с недостатками конкурентных резервов имеет ресурсы и большие, но пока не реализованные, преимущества, для повышения конкурентоспособности. К российским конкурентным преимуществам можно отнести...

Задать вопрос