Атомная энергетика и освоение Арктики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 02.12.2016

Статья просмотрена: 819 раз

Библиографическое описание:

Иванченко, Д. С. Атомная энергетика и освоение Арктики / Д. С. Иванченко, Е. С. Картамышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35974/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье на основе использования разнообразной профессиональной отечественной и зарубежной литературы, научных статей раскрыто значение атомной энергетики в освоении Арктики, рассмотрены векторные направления развития атомной энергетики в Арктическом регионе.

Ключевые слова: Арктика, атомная энергетика, АЭС, атомные ледоколы, ледовое судостроение

Использование малой атомной энергетики является принципиальным в вопросах тепло- и энергообеспечения в процессе освоения Арктики [10]. Гарантии надёжного обеспечения энергией — это один из приоритетов функционирования системы международно-правовых отношений на протяжении всей истории человечества. Поэтому комплекс вопросов, связанных с энергетической сферой, стоит в центре внимания многих учёных. Многие вопросы требуют дальнейшей разработки, особенно в отношении периодов энергетических кризисов и радикальных изменений в подходах к энергоснабжению и энергообеспечения.

В 90-е годы ХХ века государства мира начали включать в национальную безопасность аспект энергетической безопасности. Долгосрочное гарантированное обеспечение устойчивого развития потребовало гарантий обеспечения стратегическими ресурсами и, в первую очередь, топливно-энергетическими. Хотя об абсолютной нехватке энергетического сырья речи не было, но учитывался целый ряд факторов: общее ухудшение природно-географических условий добычи и производства минерального топлива, рост расходов на геологоразведку, добычу и транспортировку энергетического сырья, ведь районы добычи удаляются от центров потребления, сосредотачиваясь в малозаселенных или необитаемых районах. Центры добычи сосредоточены на Ближнем и Среднем Востоке, в России. Требуются значительные затраты на строительство новых трубопроводов. Не менее труда несёт в себе и освоение арктических и субарктических регионов, где наиболее высокая концентрация минеральных ресурсов. Так, по оценкам Геологической службы США, нефти — 12 млрд тонн, газового конденсата — 5900000000 тонн, газа — 47,3 трлн кубометров. И это довольно консервативные оценки. По тем же оценкам, около 1/5 неразведанных ресурсов углеводородов планеты находятся именно в Арктике, причём у берегов Аляски сосредоточены нефтяные месторождения, тогда как газовые –вблизи побережья России. Разработка и обустройство месторождений на арктическом шельфе требует обеспечения арктических нефтегазовых промыслов электроэнергией.

Противоречивый процесс формирования многополюсной системы международных отношений стимулирует повышение конфронтационности и противостояния, в частности, в Арктике. Российская историография арктических проблем подробно рассматривает интересы различных глобальных игроков в Арктике, процесс поиска общего баланса этих интересов, освоения полезных ископаемых в Арктике. Аспирант МГИМО Н. Воробьев, в частности, проанализировал логистические интересы морских путей Арктики для Евросоюза [7]. Некоторые российские исследователи считают Китай стратегическим союзником Кремля в усвоении арктических коммуникаций и ресурсных возможностей [8]. Российский американист В. Батюк показал масштабные риски международных конфликтов в современной системе международных отношений, в частности, в Арктике [4, с. 17]. Тяжёлые климатические условия Арктики делают возможными только кластерные (на дрейфующих станциях) структуры экономического освоения этого региона [12, с. 41]. Даже несмотря на падение мировых цен на нефть, которое ведёт к тренду нерентабельности инвестиций в добычу сланцевого газа, российские исследователи отмечают рентабельность разработки месторождений нефти и газа в Арктике [13]. Основатель неправительственной организации «Полярный круг» Скотт Борджерсон также обращает внимание на преимущество от международного бума в Арктике [6]. В этом контексте исполнительный директор комитета по правовому регулированию океанов Кейтлин Антрим отмечает приоритетность установления международного контроля за Арктикой [2]. Часть российских учёных соглашается с этой точкой зрения. А. Орешенков пишет о потенциале международного сотрудничества в Арктике, хотя осторожно относится к отрицанию монопольного права на арктические ресурсы прибрежных государств [9].

Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть значение и очертить перспективы использования атомной энергетики в освоении Арктического региона.

Основой, на которой строится современная политика нашей страны в Арктическом регионе, является «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» [1], в соответствии с которой среди главных национальных интересов Российской Федерации в Арктике является использование Арктической зоны Российской Федерации в свойстве стратегической ресурсной основы Российской Федерации, которая обеспечивает разрешение вопросов социально-экономического развития государства, и использование Северного морского пути как национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике.

Для разведки и освоения месторождений углеводородного сырья, которые обнаружены в Арктическом регионе, необходимо иметь наиболее подходящие к местным условиям надёжные источники энергии, которыми, согласно исследованиям, являются атомные установки небольшой мощности (до 300-х МВт).

Благодаря высокой энергоёмкости ядерного топлива и его экологической чистоте, применение атомной энергетики в отдалённых и труднодоступных регионах Арктики представляется очень выгодным и высокоэффективным мероприятием. В арктической зоне работают две самые северные в мире атомные электростанции: Билибинская и Кольская АЭС. Как стало известно в начале сентября 2016 года, до 2030 года в российском арктическом регионе планируется ввести 2091 МВт установленной мощности, в том числе АЭС — 600 МВт [11].

Россия является одним из мировых лидеров в области ядерной энергетики и обладает современными ядерными технологиями, в том числе такими технологиями, как реакторы на быстрых нейтронах. Кроме нашей страны, реакторные установки малой мощности разрабатывают в Аргентине, Китае, США, Франции, Японии. По мнению специалистов, из реакторных установок малой мощности в настоящее время выделился особый класс малых модульных реакторов. Не меньшее значение имеет так называемая транспортабельная атомная энергетика. Именно такие реакторы могут стать основой энергетики локальных труднодоступных территорий Арктического региона.

Одним из важнейших по значению видов морской хозяйственной деятельности в Арктическом регионе является перевозка грузов транспортными судами, эксплуатацию которых обеспечивают ледоколы. К 2030 году маршрут через Северное море, пройти через который сейчас могут только российские атомные ледоколы, станет выгодной альтернативой Суэцкому каналу для транспортировки товаров из Азии в Европу. Продолжительность путешествия сократится на 40 % и Россия, которая обладает большой частью арктического побережья, оказывается в выгодном положении. Российские специалисты в области ледоколостроения и атомной энергетики стали проектировать и строить линейные ледоколы с атомными энергетическими установками, поскольку ледоколы должны длительное время находиться вдали от топливных баз [3, с. 86].

Хозяйственное освоение северных регионов связано с растущими объёмами транспортировки как нефти с ОАО «Лукойл», так и продукции горно-металлургического комбината «Норникель». Это требует строительства как обычных транспортных судов, так и судов повышенного ледового класса, а также расширение состава ледоколов. Что касается ледоколов, то в их технологическом виде обозначились две важные тенденции. Первая — расширение функциональных возможностей ледоколов за счёт установки дополнительного оборудования, вторая — строительство крупнотоннажных ледоколов.

Созданием коммерческих атомных судов занимались в своё время учёные Германии, США и Японии, но лишь в Советском Союзе был создан и успешно внедрён ледокольный атомный флот, предназначенный для удовлетворения морских целей перевозки в Арктике на основе применения передовых ядерных технологий, и который до сих пор остаётся единственным в мире. Атомный ледокольный флот России состоит из двух больших судов — «Ямал» и «50 лет Победы», а также с ледоколов для мелководья «Вайгач» и «Таймыр». В резерве состоит ледокол «Советский Союз». Из трёх спроектированных универсальных ледоколов нового типа один их них («Арктика» проекта 22220) был спущен на воду в июне 2016 года. От предыдущего поколения ледоколов новый атомоход отличается специальной балластной системой, которая позволит ему менять осадку. Это позволит судну работать не только на трассах Северного морского пути, но и на сибирских реках. Ледокол сможет обеспечить проход кораблей с полезной нагрузкой до 100 000 тонн. В проекте на верфи «Балтийского завода» находятся ещё два атомных ледокола лидерского класса, отличающиеся более мощными энергетическими установками, которые смогут беспрепятственно работать в течение года. Их запуск планируется до 2019-го и 2020 годов.

В завершение, необходимо отметить, что на основе российского опыта применения атомной энергии в Арктике, можно констатировать, что освоение Арктической зоны не представляется возможным без атомных ледоколов и малых атомных электростанций, но в то же время следует учитывать и экологические последствия такого метода энергообеспечения. К сожалению, большинство компаний проявляют крайнюю безответственность в отношении охраны окружающей среды, которая приводит к колоссальному экологическому ущербу, нанесённому вследствие безалаберной эксплуатации всего атомно-промышленного комплекса в Арктическом регионе. Поэтому энергообеспечение арктических технологий должно соответствовать высокому уровню экологической и промышленной безопасности.

В современных условиях невозможно осваивать Арктику, не используя атомные энергетические установки. Для удовлетворения глобальных энергетических потребностей в Арктике необходимо развивать использование атомной энергетики, что потребует дальнейшего развития стационарных атомных станций. В отдалённых районах следует устанавливать станции с реакторами малой мощности.

Литература:

  1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года // Правительство России: офиц. интернет-сайт. 2013. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/432.
  2. Антрим Кейтлин. Новая судоходная Арктика // http://www.globalaffairs.ru/number/Novaya-sudokhodnaya-Arktika-15013
  3. Атомная энергетика в арктическом регионе / В. С. Никитин, В. Н. Половинкин, Ю. А. Симонов и др. // Арктика: экология и экономика № 4 (20), 2015. С. 86–95.
  4. Атомные станции малой мощности: новое направление развития энергетики. Под редакцией академика РАН А. А. Саркисова. Том 2. ИБРАЭ РАН. — М.: ИБРАЭ РАН, 2015. — 388 с.
  5. Батюк В. И. Международные отношения и война в ХХI веке // США-Канада: экономика — политика — культура. — 2013. — С. 13–21.
  6. Борджерсон Скотт. Грядущий бум в Арктике — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/Gryaduschii-bum-v-Arktike-16116
  7. Воробьев Н. И. Интересы ЕС в развитии арктических морских маршрутов — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestnik.mgimo.ru/razdely/mezhdunadornye-otnosheniya/interesy-es-v-razvitiiarcticheskih-morskih-marshrutov
  8. Карлусов В. В. Арктика в системе глобальных приоритетов Пекина: взгляд из России — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestnik.mgimo.ru/razdely/mezhdunarodnye-otnosheniya/arctica-vsisteme-globalnyh-prioritetov-pekina-vzglyad-iz-rossii
  9. Орешенков А. М. Арктический квадрат возможностей — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/Arkticheskii-kvadrat-vozmozhnostei-15069
  10. Росатом предлагает решения по использованию малой атомной энергетики в освоении Арктики // Информационное агентство Regnum. 17.10.2014. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/1857839.html
  11. Российская Арктика сегодня и завтра. 02.09.2016. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spb.riss.ru/news/4832/
  12. Слипенчук М. Фрактальная экономика Арктики // Мировая экономика и международные отношения. — 2013. — № 5. — С. 41.
  13. Швец Н. Н., Береснева П. В. Нефтегазовые ресурсы Арктики: правовой статус, оценка запасов и экономическая целесообразность их разработки — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestnik.mgimo.ru/razdely/mezhdunarodnye-otnosheniya/neftegazovye-resursyarctici-pravovoi-status-ozenka-zapasov-i
Основные термины (генерируются автоматически): Арктика, Арктический регион, атомная энергетика, Российская Федерация, Арктическая зона, ледокол, Россия, малая мощность, национальная безопасность, Северный морской путь.


Ключевые слова

АЭС, Арктика, атомная энергетика, атомные ледоколы, ледовое судостроение

Похожие статьи

Меры по обеспечению интересов России в Арктике

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический регион, Арктическая зона России, авиационная инфраструктура.

Развитие промышленности и технологий в Арктике

Арктика, арктическая зона, Российская Федерация, национальная безопасность, россия, буровая, окружающая среда, добыча нефти, арктический регион, установка.

Перспективы развития Северного морского пути...

Через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути [2]. Основой развития арктической транспортной системы и главной судоходной магистралью России в Арктике является знаменитый Северный морской путь (СМП).

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале...

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет, Арктический регион, США, национальная безопасность, государство, Канада.

Северный морской путь — территориальные воды России или...

россия, РФ, Арктика, Северный Ледовитый океан, исключительная экономическая зона, США, Северный морской путь, правовой статус, транспортная магистраль, Канада.

Освоение российской Арктики и арктических территорий...

Арктика, Россия, арктический регион, освоение Арктики, территория, развитие, регион, Крайний Север, арктическая зона, международная арена.

Инновационный потенциал развития Арктической зоны...

Арктическая зона, Российская Федерация, Арктика, условное топливо, россия, газ, национальная безопасность, инновационное развитие, Арктический Совет, млрд.

Арктическая стратегия Республики Корея | Статья в журнале...

Арктический регион в конце XX — начале XXI века стал центром сосредоточения усилий многих государств

В 2009 году было завершено строительство первого исследовательского ледокола Кореи

Во-первых, существующие преимущества использования Северного морского пути...

Арктика — горячая война за холодные территории?

Арктика, Россия, Арктический регион, Китай, континентальный шельф, Южная Корея, Канада, Северный Морской путь, США, япония.

Похожие статьи

Меры по обеспечению интересов России в Арктике

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический регион, Арктическая зона России, авиационная инфраструктура.

Развитие промышленности и технологий в Арктике

Арктика, арктическая зона, Российская Федерация, национальная безопасность, россия, буровая, окружающая среда, добыча нефти, арктический регион, установка.

Перспективы развития Северного морского пути...

Через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути [2]. Основой развития арктической транспортной системы и главной судоходной магистралью России в Арктике является знаменитый Северный морской путь (СМП).

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале...

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет, Арктический регион, США, национальная безопасность, государство, Канада.

Северный морской путь — территориальные воды России или...

россия, РФ, Арктика, Северный Ледовитый океан, исключительная экономическая зона, США, Северный морской путь, правовой статус, транспортная магистраль, Канада.

Освоение российской Арктики и арктических территорий...

Арктика, Россия, арктический регион, освоение Арктики, территория, развитие, регион, Крайний Север, арктическая зона, международная арена.

Инновационный потенциал развития Арктической зоны...

Арктическая зона, Российская Федерация, Арктика, условное топливо, россия, газ, национальная безопасность, инновационное развитие, Арктический Совет, млрд.

Арктическая стратегия Республики Корея | Статья в журнале...

Арктический регион в конце XX — начале XXI века стал центром сосредоточения усилий многих государств

В 2009 году было завершено строительство первого исследовательского ледокола Кореи

Во-первых, существующие преимущества использования Северного морского пути...

Арктика — горячая война за холодные территории?

Арктика, Россия, Арктический регион, Китай, континентальный шельф, Южная Корея, Канада, Северный Морской путь, США, япония.

Задать вопрос