«Школа игры на фортепиано» (1951) под редакцией А. Николаева — основа отечественного музыкально-исполнительского развития юного пианиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 02.12.2016

Статья просмотрена: 6464 раза

Библиографическое описание:

Манякин, В. И. «Школа игры на фортепиано» (1951) под редакцией А. Николаева — основа отечественного музыкально-исполнительского развития юного пианиста / В. И. Манякин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 766-770. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35626/ (дата обращения: 19.04.2024).



«Школа игры на фортепиано» впервые издана 1951 году. В первую часть, предназначенную для учащихся первого года обучения, рассматриваемую нами, входят два раздела. В первый раздел состоит из девять глав, материал которых изложен последовательно и систематично.

В предисловии школы, отмечены необходимость воспитания в учениках любви к музыке, дисциплины, умения работать, приобщения их к народному творчеству.

Значительное место в “Школе”, уделено изучению переложений народных песен: обработки А. Аронова, И. Берковича, А. Николаева, Т. Салютринской, Н. Улановой, П. Чайковского и других авторов. В пособие, включены произведения русских, зарубежных и современных композиторов.

В подборе музыкального материала, авторы стремились «обеспечить органическую связь между воспитанием художественного мышления ученика, его музыкального слуха, памяти, чувства ритма и задачами овладения исполнительскими приемами, ознакомления с музыкальной грамотой и элементами строения произведений. Поэтому пьесы чередуются с ансамблями, этюдами и упражнениями, помогающими совершенствовать различные технические навыки» [1, с.3].

Пьесы и этюды, расположены в порядке постепенного усложнения музыкально-исполнительских задач. Для закрепления полученных музыкально-слуховых навыков, на нескольких примерах, в разных вариантах, предлагается повторить предыдущее задание.

В пособии, приводятся подготовительные упражнения к игре гамм, аккордов, коротких арпеджио. Методические указания для освоения этих видов техники, таблица гамм, аккордов и арпеджио, словарь музыкальных терминов, помещены в приложении ко второй части.

Указания, адресованные педагогам, даются в «Предисловии» и «Методических пояснениях».

Музыкальным материалом первой главы «Пение по слуху. Клавиатура и названия звуков. Подбирание на фортепиано выученных мелодий. Ноты, их различная длительность и расположение на нотоносце», служат примеры для пения и подбора по слуху на фортепиано, в виду слабой ориентации начинающих пианистов на клавиатуре инструмента, построенные на одном и том же, повторяющемся звуке. Затем, используются мелодии с поступенным движением звуков и более широкими интервалами. Занимаясь с учеником, педагогу следует сыграть или спеть музыкальный пример, а затем предложить повторить его. При этом, в пении или исполнении, «необходимо добиваться выразительности, чистоты интонации и ритмической точности» [1, с.7].

Глава знакомит маленьких пианистов с правилами посадки за инструментом и первоначальными игровыми движениями. Рассматривая посадку ученика за фортепиано, составители говорят о том, что локти и предплечье играющего, должны находиться не ниже уровня клавиатуры (маленьким по возрасту ученикам надо регулировать высоту сидения и ставить под ноги скамейку).

Важнейшим условием для развития правильных игровых навыков, авторы считают плавные движения всей руки, собранное положение пальцев и отсутствие мышечных напряжений в кисти, ладони и пальцах при подъеме и опускании ее на клавиатуру фортепиано.

Здесь, выявляется связь между развитием внутреннего слуха юного пианиста и его игровыми движениями, иначе говоря, верные игровые движения проверяются звуковым результатом. Первые примеры исполняются несвязно (non legato) третьим пальцем, затем, осуществляется постепенный переход к использованию второго и четвертого пальцев.

Теоретический материал главы, знакомит начинающего с названиями звуков, расположением их на нотном стане, интервалами, октавами, строением клавиатуры, длительностями, ключами, тактами, размерами, паузами, лигой. Все музыкально — теоретические сведения даны в сочетании с нотным текстом.

Во второй главе «Примеры для исполнения мелодий разными пальцами (не связно)", осуществляется знакомство с этюдами, графическими обозначениями crescendo, diminuendo, акцентов, tenuto, темповыми указаниями. Составители, советуют, совмещать исполнение этюдов и пьес с упражнениями, которые помогут ученику овладеть первоначальными исполнительскими приемами. Авторы, считают, что предлагаемые упражнения, педагогу, следует рассматривать, как примеры, на основе которых, он может, создавать разнообразные варианты, помогающие его воспитаннику в преодолении всевозможных пианистических задач и использовать в их процессе обучения. Рекомендуется подбор упражнений от разных звуков, в том числе и от черных клавиш, исполнение их различной аппликатурой.

Третья глава «Знаки изменения высоты звуков (альтерации)" — знакомит обучаемого со знаками альтерации. Приводится рисунок, изображающий клавиатуру и расположение на ней диезов и бемолей. Здесь же, помещены упражнения для развития гибкости игрового аппарата — перенос руки через две октавы от разных звуков клавиатуры (№ 31. Упражнение).

Навыку игры legato, посвящена четвертая глава «Связное исполнение мелодий (legato)". Авторы, акцентируют внимание на развитии двигательно-слуховых представлений ученика. В упражнениях на связывание двух, трех и четырех звуков, внимание юного пианиста должно быть направлено, на умение вслушиваться в плавный переход одного звука в другой и соединения их без лишних движений: толчков руки, чрезмерного поднятия пальцев.

Последующие главы «Школы»: «Восьмые ноты», «Басовый ключ», «Более сложный ритмический рисунок», «Затакт», «Шестнадцатые ноты», содержат упражнения для закрепления полученных знаний предыдущих глав.

Авторы предлагают упражнения для развития гибкости рук — переносы терций через две октавы дугообразным движением, освоение навыка беззвучной смены пальцев на клавише, использующее второй-первый, четвертый-третий, пятый-четвертый пальцы. Данные упражнения, способствуют выработке юным пианистом техники игры legato.

Музыкальный материал второго раздела первой части «Школы»: «Закрепление и развитие полученных знаний и навыков на более сложном материале», знакомит ученика с приемами имитационного развития музыкального материала (№ 93. Этюд. Е.Гнесина),

первыми упражнениями на двойные ноты (№ 94. Этюд. Е. Гнесина, № 95. Упражнение),

умению вслушиваться в мелодический материал произведения и добиваться его выразительной и естественной фразировки (№ 98. «Колыбельная». И.Филипп),

звучаниям различных регистров фортепиано (№ 103».Казахская народная песня». Обработка А. Аронова, № 135. «Эхо». А. Парусинов),

точнейшему выполнению ритма (№ 120. «Ригодон». А. Гедике),

самостоятельным движением обеих рук (№ 125. «Русская народная песня». А. Гедике),

плавным подкладыванием первого пальца (№ 133. Этюд. Д. Левидова, № 163. «Волынка». Л. Моцарт),

выработке staccato и других игровых движений (№ 137. «В садике». С. Майкапар),

полнозвучного аккордового звучания и навыка переноса аккордовых комплексов на большие расстояния (№ 150».Прелюдия». Э. Тетцель),

острому синкопированному ритму и позиционной технике (№ 169. «Мазурка» А. Гречанинов).

Произведения подобраны составителями по принципу контрастного чередования музыкальных характеров: певучие, медленные, подвижные, печальные, веселые, построенные на плавном и скачкообразном мелодическом движении.

Следует отметить, что пояснения, обращенные к ученику, изложены довольно сухо, порой формально, без ориентации на образование и закрепление важной связи между его слуховым представлением и пианистическим действием.

Это пособие, пользуется большой популярностью, во многом, благодаря репертуару, помещенному в нем. “Школа игры на фортепиано”, опирается на сложившиеся педагогические традиции в области начального обучения игре на фортепиано.

Литература:

  1. Школа игры на фортепиано. Составители Э. Кисель, В. Натансон, А. Николаев, Н. Сретенская. Под общей редакцией А. Николаева. М.: Музыка, 1964. — 220 с.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, музыкальный материал, автор, глава, движение, звук, палец, ученик, школа игры, юный пианист.


Похожие статьи

О «фортепианной школе» (1913) венгерских музыкантов-педагогов...

Так, авторы, учат ученика устанавливать соотношение звуков друг с другом по высоте.

Следующая глава раздела, посвящена знакомству маленького пианиста с длительностями и паузами.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, юный пианист...

Организация пианистического аппарата на первоначальном этапе...

Автор: Болдурат Александра Сергеевна.

Начинающему пианисту необходимо овладеть двумя формами движения запястья: вертикальными и горизонтальными.

Очень важно, как и на каком музыкальном материале воспитывается ученик.

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного фортепиано

Занятия ансамблем в классе обязательного фортепиано имеют огромное значение в музыкальном воспитании учащихся.

С игрой в ансамбле ученик знакомится на первоначальной стадии обучения. Начинающие музыканты играют трехручные ансамбли, где...

Двигательная физическая культура ученика на уроке фортепиано...

Авторы: Когай Ариадна Юрьевна, Сеитова Ляйла Калайдаровна.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, мышца, урок, ребенок, часова стрелка, плечевой пояс, плечевой сустав, рука, палец рук, функция разминки.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности: это слушание, песенки-распевки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских...

Формирование метода профессионального педагогического...

Создаётся, ещё одно основание для мотивации процесса обучения, ученик становится как бы автором того, что он играет. Вместе с этим незаметно происходит формирование важнейшего элемента в становлении фундамента юного пианистамузыкального ритма.

Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на...

Исключением является «Школа игры на аккордеоне» Р. Н. Бажилина, где автор считает

3) «Лифт». В основе данного упражнения лежит одновременное передвижение пальцев

В заключении хочется отметить, что «успешность развития ученика, обучающегося игре на...

Приемы развития внимания на уроках специального фортепиано

Выразительные движения: ученик садится на корточки, голову и руки опускает, затем

Все упражнения за инструментом: на пять звуков — для пяти пальцев; по терциям — для такой

Нейгауз Г. Г. «Об искусстве фортепианной игры». Тимакин Е. М. «Воспитание пианиста» — М...

Основные подходы и взгляды на аппликатуру в классе фортепиано

Г. Г. Нейгауз в своей книге: «Об искусстве фортепианной игры» в главе об аппликатуре пишет: «наилучшей является

То есть слабые пальцы как: пятый и четвертый будут исполнять звуки, которые

Научить юного пианиста выбирать варианты аппликатуры, исходя из принципа...

Похожие статьи

О «фортепианной школе» (1913) венгерских музыкантов-педагогов...

Так, авторы, учат ученика устанавливать соотношение звуков друг с другом по высоте.

Следующая глава раздела, посвящена знакомству маленького пианиста с длительностями и паузами.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, юный пианист...

Организация пианистического аппарата на первоначальном этапе...

Автор: Болдурат Александра Сергеевна.

Начинающему пианисту необходимо овладеть двумя формами движения запястья: вертикальными и горизонтальными.

Очень важно, как и на каком музыкальном материале воспитывается ученик.

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного фортепиано

Занятия ансамблем в классе обязательного фортепиано имеют огромное значение в музыкальном воспитании учащихся.

С игрой в ансамбле ученик знакомится на первоначальной стадии обучения. Начинающие музыканты играют трехручные ансамбли, где...

Двигательная физическая культура ученика на уроке фортепиано...

Авторы: Когай Ариадна Юрьевна, Сеитова Ляйла Калайдаровна.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, мышца, урок, ребенок, часова стрелка, плечевой пояс, плечевой сустав, рука, палец рук, функция разминки.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности: это слушание, песенки-распевки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских...

Формирование метода профессионального педагогического...

Создаётся, ещё одно основание для мотивации процесса обучения, ученик становится как бы автором того, что он играет. Вместе с этим незаметно происходит формирование важнейшего элемента в становлении фундамента юного пианистамузыкального ритма.

Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на...

Исключением является «Школа игры на аккордеоне» Р. Н. Бажилина, где автор считает

3) «Лифт». В основе данного упражнения лежит одновременное передвижение пальцев

В заключении хочется отметить, что «успешность развития ученика, обучающегося игре на...

Приемы развития внимания на уроках специального фортепиано

Выразительные движения: ученик садится на корточки, голову и руки опускает, затем

Все упражнения за инструментом: на пять звуков — для пяти пальцев; по терциям — для такой

Нейгауз Г. Г. «Об искусстве фортепианной игры». Тимакин Е. М. «Воспитание пианиста» — М...

Основные подходы и взгляды на аппликатуру в классе фортепиано

Г. Г. Нейгауз в своей книге: «Об искусстве фортепианной игры» в главе об аппликатуре пишет: «наилучшей является

То есть слабые пальцы как: пятый и четвертый будут исполнять звуки, которые

Научить юного пианиста выбирать варианты аппликатуры, исходя из принципа...

Задать вопрос