Социальная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.11.2016

Статья просмотрена: 5071 раз

Библиографическое описание:

Винникова, И. А. Социальная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению / И. А. Винникова, Т. И. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 425-428. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35292/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье авторы обращаются к изучению проблемы жестокого обращения с детьми в условиях семьи, причин и последствий насилия. Анализируются основные формы проявления насилия в отношении несовершеннолетних. Особое внимание в статье обращается на факторы, обуславливающие жестокое обращение с детьми, а также на необходимость социальной помощи, детям — жертвам насилия.

Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, насилие, семья, социальная помощь, социальная работа.

В последнее время в российском обществе обострилась проблема повсеместного нарушения прав детей, а именно применение к ним жестокого обращения и насилия, что связано с кризисом, который переживает институт семьи. Воспитательный потенциал семьи резко снижен, семейные ценности девальвированы, забота о благополучном развитии детей уходит на второй план. Обозначенные негативные перемены активизировались в 90-х гг. 20 века, характеризующихся социально-экономическими потрясениями, когда население вынуждено сконцентрировалось на материальном аспекте жизни, на элементарном физическом выживании, что в свою очередь, нанесло серьезный удар по традиционным семейным ценностям. Родители, переживающие мощнейший стресс, часто «срывались» на своих детях, как результат нормой становится применение силы по отношению к ребёнку, что оказывает негативное влияние не только на развитие его личности, но и предопределяет жизнь будущих поколений. В большинстве случаев, ребёнок к которому применялось насилие, вырастая, создаёт собственную семью, в которой воспроизводит жестокие методы воспитания аналогичные тем, что ранее применялись к нему. Из этого можно сделать вывод, что в основе жестокого обращения лежит механизм социальной передачи агрессии из поколения в поколение.

Насилие — это жестокое обращение одного человека в отношении другого, в том числе состоящего с ним в родственных отношения, то есть к членам семьи [1].

Существует множество теорий, которые сходятся в том, что жестокое обращение с ребёнком определяется совокупностью факторов и не может быть объяснено одной причиной.

Цымбал Е. И. приводит следующие факторы, обуславливающие жестокое обращение с детьми:

  1. Поведенческие нарушения у родителей, включая склонность к криминальному насилию. Родители, применяющие насильственные действия, в отношении своих детей, часто, ранее уже привлекались к уголовной ответственности за другие правонарушения, в большинстве случает насильственного характера.
  2. Наличие факторов риска у ребенка. Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, часто имеют особые черты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, тяжелый характер, поведенческие трудности, что служит причиной неспособности к нормальной адаптации ребёнка в социальной среде и выступает раздражителем для родителей, подталкивая их к применению жестокости в отношении детей.
  3. Трудная жизненная ситуация, переживаемая семьей. Семьи с проблемами низкого дохода и постоянной нехваткой денег часто подвержены стрессу, в связи с чем у родителей возникает чувство неполноценности, что и влечёт за собой жестокое обращение с детьми.
  4. Периоды бурных социально-экономических изменений в стране: безработица, плохие жилищные условия, материальная неустроенность, которые приводят к психологической неустойчивости, неудовлетворенности родителей и далее — к жестокому обращению с детьми [4].

Перечисленные выше факторы вызывают у родителей повышенную тревожность, психологические расстройства, что, нарушает формирование привязанности к ребёнку, а в конечном итоге приводит к жестокому обращению.

Насилие к детям может проявляться в следующих формах: физическое; психическое; сексуальное; экономическое.

Под физическим насилием понимается преднамеренное нанесение ребёнку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний, что может привести к нарушению здоровья и даже к смерти. Данный вид насилия чаще осуществляется к незапланированным детям, к детям с нарушениями в поведении и имеющим недостатки во внешности.

Психическое насилие связано с регулярными оскорблениями, угрозами, унижениями ребёнка, формируя у жертвы черты патологического характера или тормозящие развитие личности. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, имеют низкое развитие социальных навыков, замкнуты, капризны, переживают депрессивные состояния.

Под сексуальным насилием понимается вовлечение зависимых, незрелых детей в сексуальную активность, которую они не полностью осознают и не могут дать информационное согласие, что нарушает социальные нормы. Сексуальное насилие в отношение детей, чаще всего совершают родители сами пережившие в детстве сексуальное злоупотребление со стороны взрослых и родители, имеющие психические отклонения.

Экономическое насилие проявляется в виде лишения денег ранее данных или обещанных на необходимые нужды. Также этот вид может выражаться в форме жестокого контроля за тратой денег. Данный вид насилия возникает в неблагополучных и многодетных семьях, а также если родители недовольны поведение своего ребёнка.

Опыт насилия, приобретенный в ходе воспитания, для ребенка имеет ближайшие и отдаленные последствия для него. Ближайшие последствия проявляются в виде острых реакций на травму, а отдаленные последствия в виде нарушений на физическом, эмоциональном, когнитивном, социальном поведении.

Физические последствия — изменения в физическом здоровье и развитии ребёнка: нарушения физического, речевого развития; нарушения нервной системы ребёнка, а также развития у него психосоматических заболеваний.

Когнитивные последствия — изменения в познавательной сфере: ухудшения памяти, трудности концентрации внимания, снижение успеваемости, формирование негативных представлений о себе и окружающем мире.

Эмоциональные последствия — это негативные изменения в эмоциональной сфере: взрывные реакции, повешенная тревожность, страхи; снижение самооценки; проявление агрессии к другим; пассивность.

Поведенческие последствия — это негативные изменения в поведении ребёнка: проблемы с учёбой; побеги из дома; суицидальные попытки; занятие проституцией; алкоголизм.

Социальные последствия — изменения в способностях ребёнка строить социальные отношения: сложности создания отношений и сложности в общении из-за агрессивного поведения.

В связи с этим актуализируется потребность в предоставлении квалифицированной помощи специалистом социальной сферы детям ставшими жертвами домашнего насилия. Социальная помощь включает в себя комплекс методов, направленных на оказание помощи по предупреждению угрозы здоровью и жизни, помощь в гармонизации внутрисемейных отношений и восстановление социального функционирования семьи.

Помощь жертвам домашнего насилия должна носить комплексный характер и требует привлечения специалистов медико-психолого-педагогических служб для наиболее эффективного разрешения проблемы.

Оказывая помощь детям, жертвам жестокого обращения, социальный работник решает ряд задач: экстренная помощь по спасению их жизни и здоровья; поддержание социального функционирования семьи и социальное развитие членов семьи [3].

Наиболее важным направлением деятельности социального работника при оказании помощи ребёнку, как жертве домашнего насилия, является защита от жестокого обращения в семье. Особенность такого вида деятельности, заключается в сложности установления факта насилия, так как ребенок не всегда в полном объеме осознает, что происходит, запуган и не может рассказать о том, что с ним случилось. Для оказания помощи ребенку, социальному работнику необходимо знать признаки, характеризующие жестокое обращения с детьми. Непосредственными признаками домашнего насилия являются следы побоев. Косвенными признаками домашнего насилия могут выступать забитость и замкнутость ребенка при взаимодействии с окружающими.

Данные признаки должны рассматриваться социальным работником в их совокупности. Наличие нескольких прямых и косвенных признаков являются достаточным основанием для более глубокого изучения внутрисемейной ситуации. К этому процессу могут привлекаться специалисты из других сфер: врачи, психологи, сотрудники органов внутренних дел. Комплексное обследование семьи должно помочь в установлении объективной картины и предотвратить последующие попытки применения домашнего насилия. В случае необходимости, если существует угроза здоровью и жизни ребенка, он может быть изъят из семьи и помещен в специализированное учреждение. Применение насильственных действий по отношению к ребенку со стороны родителей может стать основанием для лишения родительских прав и возбуждения уголовного дела [3].

В ряде случаев оказания экстренной социальной помощи направленно не только на ребенка, но и на мать. Оказание помощи по спасению жертв домашнего насилия включает в себя: пресечение фактов насилия, психологическую, юридическую, информационную, социальную и педагогическую поддержку пострадавших членов семьи. Следует отметить, что оказание экстренной помощи жертвам домашнего насилия, не решает в полной мере всех проблем семьи. В связи с этим, после оказания экстренной помощи целесообразно перейти к деятельности по стабилизации состояния семьи, восстановлению ее функциональной целостности, и гармонизации отношений между всеми членами.

Важно учитывать особенности ситуации внутри семьи, выявленные в ходе обследования. При работе с семьями, где один из членов семьи применяет насильственные действия к другому, важно установить социально-психологические причины данной проблемы. Анализ причин важен в связи с тем, что именно они определяют конфликтную ситуацию в семье. После диагностики причин проявления жестокости, составляется программа работы с данным членом семьи и его окружением. В данную программу входит лечение от проявления необоснованных приступов агрессии, консультации, психотерапия, психокоррекция. Кроме того, важно выявить личностные особенности супругов, их установки по отношению к семье. Как правило, именно социально-психологические факторы обуславливают появление конфликтных ситуаций в семье, а социально-экономические причины способствуют возникновению условий, когда она может проявиться. Несовпадение взглядов супругов на ролевое поведение в браке, выполнение хозяйственно-бытовых функций, воспитание детей могут стать поводом к конфликту и проявлению насилия. В этой ситуации целесообразно привлечение специалистов психологического профиля для осуществления семейной терапии. Она включает в себя достижение компромисса между супругами в культурно-смысловой сфере, помощь в преодолении негативных социальных стереотипов, тренинг навыков бесконфликтного общения.

Способы оказания помощи семье, в которой дети являются объектом насилия многочисленны. Их применение обусловлено особенностями внутрисемейной ситуации, личностными качествами членов семьи и специалиста, оказывающего помощь. При этом важно учитывать, что не все семейные проблемы могут быть разрешены социальным работником. Важным условием оказания помощи семье является готовность ее членов к изменению себя и отношения к окружающим, без чего помощь, оказанная семье, будет неэффективной.

Литература:

1.Золотарёва Т. Ф. Социальная работа с жертвами домашнего насилия. // Ученые записки Российского социального университета. — 2009, № 11. — С. 272–276

2.Попов, Г.Н., Шевелева, Н. В. Особенности коррекционно-реабилитационной работы с детьми, пострадавшими от насилия в семье // Вестник томского государственного педагогического университета. — 2015, № 5(158). — С.239–24

3.Технология социальной работы с различными группами населения. / Отв. ред.: Павленок П. Д. Руднева М. Я. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М — 2010. — 272 с.

4.Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия (издание второе исправленное и дополненное) — М: РБФ НАН, 2010. — 286 с.

Основные термины (генерируются автоматически): жестокое обращение, ребенок, семья, домашнее насилие, насилие, последствие, родитель, социальная помощь, внутрисемейная ситуация, жертва насилия.


Похожие статьи

Влияние насилия в семье на психологическое развитие подростков

ребенок, насилие, физическое насилие, жестокое обращение, семья, физическая сила, отношение ребенка, психическое насилие, семейное насилие, домашнее насилие.

Насилие в семье как социальная проблема современного...

Вопрос, касающийся насилия над ребенком в семье, является одной из глобальных проблем современного общества. Стоит отметить тот факт, что, в России количество случаев жестокого обращения в семье, по отношению к ее членам, с каждым годом возрастает.

Домашнее насилие: уголовно-правовой и криминологический...

В современной России проблема домашнего насилия является одним из наиболее актуальных направлений предупреждения преступности. На фоне декриминализации побоев в отношении членов семьи и близких лиц вопросы семейно-бытовое насилия стали предметом...

Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над...

Такжеавторомвыдвинутрядпрактическихпредложенийдляулучшенияситуации. Ключевые слова:Семейное насилие, внутрисемейные факторы, родители, дети, экологическая модель Белски.

Насилие над женщинами в семье как социально-психологическая...

домашнее насилие, насилие, Российская Федерация, женщина, семья, внутрисемейное насилие, физическая сила, социально-правовая защита, сексуальное насилие, физическое насилие.

Жестокое обращение с детьми: теоретическое осмысление...

Статья посвящена рассмотрению проблемы жестокого обращения с детьми, описывается генезис дефиниций «насилие», «жестокое обращение», проанализированы формы жестокого обращения с детьми.

Проблема консультирования подростков, подвергшихся...

физическое насилие, жестокое обращение, ребенок, подростковый возраст, сторона родителей, семья, психологическая помощь, подросток, отношение, домашнее насилие.

Опыт организации социальной работы с детьми...

Ключевые слова: семейное насилие, дети, пострадавшие от семейного насилия, социальная защита, социальная помощь, центр социальной помощи.

Особенности проявления психологического насилия по...

ребенок, психологическое насилие, семья, родитель, насилие, Семейное насилие, судебный порядок, родительское отношение, сексуальное насилие, супружеский развод.

Похожие статьи

Влияние насилия в семье на психологическое развитие подростков

ребенок, насилие, физическое насилие, жестокое обращение, семья, физическая сила, отношение ребенка, психическое насилие, семейное насилие, домашнее насилие.

Насилие в семье как социальная проблема современного...

Вопрос, касающийся насилия над ребенком в семье, является одной из глобальных проблем современного общества. Стоит отметить тот факт, что, в России количество случаев жестокого обращения в семье, по отношению к ее членам, с каждым годом возрастает.

Домашнее насилие: уголовно-правовой и криминологический...

В современной России проблема домашнего насилия является одним из наиболее актуальных направлений предупреждения преступности. На фоне декриминализации побоев в отношении членов семьи и близких лиц вопросы семейно-бытовое насилия стали предметом...

Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над...

Такжеавторомвыдвинутрядпрактическихпредложенийдляулучшенияситуации. Ключевые слова:Семейное насилие, внутрисемейные факторы, родители, дети, экологическая модель Белски.

Насилие над женщинами в семье как социально-психологическая...

домашнее насилие, насилие, Российская Федерация, женщина, семья, внутрисемейное насилие, физическая сила, социально-правовая защита, сексуальное насилие, физическое насилие.

Жестокое обращение с детьми: теоретическое осмысление...

Статья посвящена рассмотрению проблемы жестокого обращения с детьми, описывается генезис дефиниций «насилие», «жестокое обращение», проанализированы формы жестокого обращения с детьми.

Проблема консультирования подростков, подвергшихся...

физическое насилие, жестокое обращение, ребенок, подростковый возраст, сторона родителей, семья, психологическая помощь, подросток, отношение, домашнее насилие.

Опыт организации социальной работы с детьми...

Ключевые слова: семейное насилие, дети, пострадавшие от семейного насилия, социальная защита, социальная помощь, центр социальной помощи.

Особенности проявления психологического насилия по...

ребенок, психологическое насилие, семья, родитель, насилие, Семейное насилие, судебный порядок, родительское отношение, сексуальное насилие, супружеский развод.

Задать вопрос