Основные медико-биологические проблемы личного состава тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в период похода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 01.11.2016

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Романов, А. В. Основные медико-биологические проблемы личного состава тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в период похода / А. В. Романов, А. А. Канякин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34809/ (дата обращения: 23.04.2024).



The article deals with the basic problems of staff facing the medical service of heavy aircraft carrier «Admiral Kuznetsov» in the campaign period. Obtained cause permanent medical-biological problems associated with features of habitability on the ship. Among the fixes problems related state of fatigue. The ways of solution eliminates the medical and biological reasons.

Key words: pilot, hiking, relaxation, fatigue

Одним из острых проблемных вопросов во время похода, в связи с продлением его сроков свыше трех месяцев, явилась необходимость соблюдения требований приказа ГК ВМФ от 1995 г. («после трёх месяцев плавания производится замена лётного и инженерно-технического состава на АНК или его профилактический отдых») [6, 15].

Требования данной статьи были обоснованы специалистами испытательного научно-исследовательского центра авиационной и космической медицины в ходе исследований, проводимых в дальних морских походах, когда было научно доказано, что через три месяца у личного состава развивается утомление [7, 12]. Следствием утомления может явиться учащение рисков совершения ошибочных действий личного состава при выполнении своих функциональных обязанностей [1, 2, 4, 10, 17].

В части, касающейся личного состава авиагруппы, это могут быть ошибки при обслуживании и эксплуатации авиационной техники, особенно в ситуациях, требующих повышенной концентрации внимания или быстрого принятия решения, что может привести к возникновению неисправности летательных аппаратов в полете или ошибкам в технике пилотирования [7].

Основным пусковым механизмом развития утомления в процессе боевой службы являются условия обитаемости на боевом корабле как таковые [9]. Основные неблагоприятные факторы и условия длительного плавания на авианесущих кораблях общеизвестны: это технические шумы и запахи, вибрации, качка, явления десинхроноза, возникающие при плавании в разных часовых поясах, повышенные показатели температуры и влажности в помещениях корабля при нахождении в низких широтах, отсутствие возможности постоянного доступа к пресной воде, особенно горячей, для отправления нужд личной гигиены, ограниченность пространства, недостаток свежего воздуха внутри корабля, духота в каютах, однообразие окружающей обстановки, круглосуточная работа трансляции и частая подача звуковых сигналов, периодические аварийные тревоги. Устранение влияния перечисленных негативных факторов на корабле невозможно [11, 14, 16].

Поэтому главным в организации профилактического отдыха является устранение этих факторов, т. е. удаление летного и инженерно-технического состава, обслуживающего авиационную технику, с корабля на период отдыха, либо его замена [5].

Действующий приказ Министра обороны РФ от 10 сентября 2012 г. № 2550 «О медико-психологической реабилитации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» предусматривает проведение на безвозмездной основе реабилитационных мероприятий, которые осуществляются по окончании выполнения специальных задач и только для лиц, у которых выявлены признаки утомления. Для направления на реабилитацию при этом необходимо прохождение военнослужащими медицинского освидетельствования в лечебно-профилактических учреждениях МО РФ после выполнения ими специальных задач для определения степени утомления и отсутствия противопоказаний к реабилитационному лечению. При этом военнослужащим, признанным по результатам медицинского освидетельствования нуждающимися в медико-психологической реабилитации, бесплатный проезд к месту лечения не предоставляется.

Необходимо подчеркнуть, что медико-психологическая реабилитация — это лечение и восстановление функций организма, т. е. ликвидация возникшего в результате деятельности в определенных условиях утомления, в то время как профилактический отдых направлен на предупреждение возникновения утомления и его последствий для организма и лечением не является [3, 8, 13].

Предложения по организации профилактического отдыха летного и инженерно-технического состава авиагруппы:

  1. Формирование дублирующего состава в пункте основного базирования для замены летного и инженерно-технического состава через три месяца плавания. Рассмотреть вопрос о разработке в МО РФ документа, позволяющего прикомандировывать на АНК одиночного базирования вертолетную авиагруппу «не своего» флота (например: если АНК одиночного базирования Северного флота, по истечении трех месяцев плавания, находится в Средиземном море, разрешать для замены авиагруппы использовать личный состав морской авиации ЧФ на период отдыха «своей» авиагруппы).
  2. Разработать в МО РФ документы, регламентирующие организацию профилактического отдыха личного состава авиагрупп, участвующих в дальних морских походах на АНК свыше трех месяцев в учреждениях санаторно-курортного типа МО РФ, находящихся в прибрежных зонах РФ. В состав группы при этом для оказания консультативной помощи в вопросах авиационной медицины, необходимо включать специалиста лаборатории авиационной медицины, находящегося на АНК.
  3. Рассмотреть вопрос о возможности доставки личного состава авиагруппы к месту проведения отдыха на территории РФ, при осуществлении делового захода АНК в порт иностранного государства, самолетом военно-транспортной авиации, экипаж которого имеет допуск к международным перевозкам. В состав группы при этом необходимо включать специалиста лаборатории авиационной медицины.
  4. Рассмотреть возможность, при осуществлении делового захода АНК в порт иностранного государства, о направлении личного состава авиагруппы на отдых в местный дом отдыха или гостиницу. В состав группы при этом необходимо включать начальника медицинской службы авиагруппы, специалиста лаборатории авиационной медицины и врача-терапевта медицинской службы АНК. Данный вариант наиболее экономически целесообразен (не требует затрат на морские перевозки и рейсы ВТА), укладывается в минимальные временные рамки.

Литература:

  1. Глазырина Т. М., Ятманов А. Н., Юсупов В. В., Ятманова Т. М. Патогенетические особенности влияния отношения к болезни и артериального давления на нервно-психическую адаптацию военнослужащих // Клиническая патофизиология. — 2014. — № 2. — С. 36–39.
  2. Дорофеев И. И., Корзунин В. А., Овчинников Б. В., Юсупов В. В., Ятманов А. Н. Методологические аспекты выделения категории медико-психологического сопровождения курсантов // Клиническая и специальная психология. — 2016. — Т. 5. № 2 (18). — С. 113–120.
  3. Зайцев А. Г., Смуров А. В., Зайцев Г. К. Психолого-педагогическое обеспечение здоровья военнослужащих // Военно-медицинский журнал. — 2010. — Т. 331. № 3. — С. 53–55.
  4. Лобачев А. В., Ятманова Т. М., Ятманов А. Н. Использование методики биологической обратной связи для диагностики устойчивости к стрессу и уровня психической адаптации курсантов // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2012. — Т. 7. № 1. — С. 127–128.
  5. Мызников И. Л. «Коэффициент здоровья» как инструмент стравнительной оценки качества здоровья в воинских коллективах // Здоровье. Медицинская экология. Наука. — 2012. — Т. 47–48. № 1–2. — С. 202.
  6. Мызников И. Л. Экспресс-оценка функционального состояния организма подводников // Военно-медицинский журнал. — 2004. — № 7. — С. 35.
  7. Мызников И. Л., Милошевский А. В., Аскерко Н. В., Устименко Л. И., Плескач В. В., Бурцев Н. Н., Тур Ю. С. Состояние здоровья, заболеваемость и травматизм плавсостава северного флота // Авиакосмическая и экологическая медицина. — 2013. — Т. 47. № 2. — С. 13–20.
  8. Овчинников Б. В., Богданова Л. В. Психическое здоровье: диагностика и коррекция // Профилактическая и клиническая медицина. — 2006. — № 2. — С. 168–170.
  9. Порожников П. А., Федоров Е. В., Ятманов А. Н. Прогнозирование заболеваемости военнослужащих военно — морского флота в зависимости от вида деятельности // Новая наука: От идеи к результату. — 2016. — № 1–2 (60). — С. 16–18.
  10. Солодков А. С., Федоров Е. В., Днов К. В., Чернега И. М., Ятманов А. Н. Совершенствование системы профессионального психологического отбора специалистов ВМФ // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 12 (130). — С. 318–322.
  11. Солодков А. С., Юсупов В. В., Днов К. В., Туманова Н. Н., Ятманов А. Н. Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в военном вузе // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 5 (123). — С. 254–258.
  12. Солодков А. С., Юсупов В. В., Чернега И. М., Дорофеев И. И., Ятманов А. Н. Особенности военно-профессиональной адаптации военнослужащих первого года службы // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 9 (127). — С. 241–246.
  13. Федоров Е. В., Глазырина Т. М., Дорофеев И. И., Корзунин В. А., Юсупов В. В., Ятманов А. Н. Развитие адаптационных характеристик личности курсантов в процессе обучения в военном вузе // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 2 (57). — С. 326–329.
  14. Щербина Ф. А., Мызников И. Л. Компенсаторно-приспособительные реакции организма моряков в плаваниях различной продолжительности // Физиология человека. — 2004. — Т. 30. № 1. — С. 117–123.
  15. Щербина Ф. А., Мызников И. Л. Формирование компенсаторно-приспособительных реакций моряков в длительном рейсе // Экология человека. — 2002. — № 2. — С. 10.
  16. Щуров А. Г., Курьянович Е. Н. Морфологический статус и функциональное состояние личного состава подводных лодок ВМФ РФ // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. — 2016. — № 1. — С. 178–181.
  17. Ятманова Т. М., Ятманов А. Н., Лобачев А. В. Оценка стрессоустойчивости военнослужащих-женщин // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2011. — Т. 6. № 1. — С. 521–522.
Основные термины (генерируются автоматически): профилактический отдых, авиационная медицина, инженерно-технический состав, личной состав авиагруппы, месяц плавания, состав группы, специалист лаборатории, авиационная техника, деловой заход, иностранное государство.


Ключевые слова

утомление, ОТДЫХ, летчик, поход, отдых

Похожие статьи

Автоматизация процессов планирования и управления летной...

− совершенствование процессов организации летной работы; − развитие летно-методической базы и ее использование в профессиональной подготовке летного состава; − разработку направлений целевой профилактической работы по предупреждению авиационных...

Авиационная часть как система управления | Статья в журнале...

В состав авиационного полка входит инженерно-авиационная служба и несколько авиационных эскадрилий. Для выполнения задач авиационному полку оперативно подчинены части обеспечения (часть связи и радиотехнического обеспечения, авиационно-техническая...

Уроки применения авиации в пятидневной войне 2008 года

При чем, высокая интенсивность применения авиационной техники, как со стороны России, так и со стороны противника, привели к большим потерям в авиации.

Вылеты осуществлялись практически без отдыха для летного и инженерно-технического состава, при отсутствии...

Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы Великой...

Состав армейской авиации представлял собой отдельные смешанные авиадивизии (авиационные соединения).

Авиагруппа. Авиационной группой являлось временным образованием, которое осуществлялось под единоличным руководством.

Эволюция структуры и организации военной авиации...

Появились авиационные части: эскадрильи, группы, бригады, создавались соединения. В 1916–1917 гг. в ряде государств авиаотряды стали объединять в авиагруппы и

Авиаотряд базировался на одном и входил в состав стрелковых и кавалерских дивизий, армий фронта.

Тактика действий военно-транспортной авиации... | Молодой ученый

Техники, только пришедших авиационных частей, ознакомился с принципами использования материального

Чтобы взаимоотношения с сухопутными войсками были налажены командный состав авиационных соединений выезжал на командные пункты общевойсковых соединений.

Системный анализ основных проблем и тенденций грузовых...

3. Третья группа проблем — вопросы, связанные с тем, как организована работа всей логистической системы.

Усиленное создание авиационных союзов оказывает существенное влияние на состав и состояние мировой авиационной промышленности.

Состав административных правонарушений, совершаемых на...

Подробно рассмотрены составы представленных правонарушений, включая объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

2. Нарушение действующих требований авиационной безопасности; В качестве объекта анализируемой группы...

Системная подготовка штурмана к выполнению полётного задания

Авиация вступила в такой этап своего развития, который предъявляет особые требования к профессиональной подготовке авиационных специалистов, но какой бы совершенной не была техника, она даст отдачу только тогда, когда летный состав будет уметь грамотно и...

Похожие статьи

Автоматизация процессов планирования и управления летной...

− совершенствование процессов организации летной работы; − развитие летно-методической базы и ее использование в профессиональной подготовке летного состава; − разработку направлений целевой профилактической работы по предупреждению авиационных...

Авиационная часть как система управления | Статья в журнале...

В состав авиационного полка входит инженерно-авиационная служба и несколько авиационных эскадрилий. Для выполнения задач авиационному полку оперативно подчинены части обеспечения (часть связи и радиотехнического обеспечения, авиационно-техническая...

Уроки применения авиации в пятидневной войне 2008 года

При чем, высокая интенсивность применения авиационной техники, как со стороны России, так и со стороны противника, привели к большим потерям в авиации.

Вылеты осуществлялись практически без отдыха для летного и инженерно-технического состава, при отсутствии...

Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы Великой...

Состав армейской авиации представлял собой отдельные смешанные авиадивизии (авиационные соединения).

Авиагруппа. Авиационной группой являлось временным образованием, которое осуществлялось под единоличным руководством.

Эволюция структуры и организации военной авиации...

Появились авиационные части: эскадрильи, группы, бригады, создавались соединения. В 1916–1917 гг. в ряде государств авиаотряды стали объединять в авиагруппы и

Авиаотряд базировался на одном и входил в состав стрелковых и кавалерских дивизий, армий фронта.

Тактика действий военно-транспортной авиации... | Молодой ученый

Техники, только пришедших авиационных частей, ознакомился с принципами использования материального

Чтобы взаимоотношения с сухопутными войсками были налажены командный состав авиационных соединений выезжал на командные пункты общевойсковых соединений.

Системный анализ основных проблем и тенденций грузовых...

3. Третья группа проблем — вопросы, связанные с тем, как организована работа всей логистической системы.

Усиленное создание авиационных союзов оказывает существенное влияние на состав и состояние мировой авиационной промышленности.

Состав административных правонарушений, совершаемых на...

Подробно рассмотрены составы представленных правонарушений, включая объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

2. Нарушение действующих требований авиационной безопасности; В качестве объекта анализируемой группы...

Системная подготовка штурмана к выполнению полётного задания

Авиация вступила в такой этап своего развития, который предъявляет особые требования к профессиональной подготовке авиационных специалистов, но какой бы совершенной не была техника, она даст отдачу только тогда, когда летный состав будет уметь грамотно и...

Задать вопрос