Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.09.2016

Статья просмотрена: 1026 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, Н. Н. Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы / Н. Н. Зайцева, Е. А. Коскова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33536/ (дата обращения: 18.04.2024).



Пристальное внимание к среднему профессиональному образованию связано с возрастающей потребностью современной экономики в квалифицированных кадрах, отличающихся профессиональной мобильностью, способных работать в меняющихся экономических условиях. Реализуемые в настоящий момент изменения в профессиональном образовании коснулись, прежде всего, содержания образования, связанного с введением ФГОС СПО.

Программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, в рамках принятых ФГОС СПО, предполагают наличие педагогического состава, способного реализовывать содержание учебных циклов разного направления с учетом новых требований к квалификации выпускников образовательных организаций средней профессиональной школы.

Несмотря на то, что за последнее время несколько изменился педагогический состав профессиональных образовательных организаций за счет привлечения к образовательному процессу научных кадров, штатный состав педагогических работников по-прежнему требует серьезного обновления.

В профессиональном стандарте педагога профессионального образования сформулированы обобщенные и трудовые функции, которые коррелируются с требованиями ФГОС СПО. Именно эти функции определяют компетентность преподавателя и мастера производственного обучения в области владения новыми педагогическими технологиями и педагогического контроля, создания рабочих программ с учетом требований ФГОС СПО, организации исследовательской и проектной деятельности студентов и т. д.

Подготовка педагогов, обеспечивающих профессиональную подготовку будущих рабочих и специалистов, осуществляется образовательными организациями профессионального образования разной профильной направленности. Подавляющее большинство преподавателей и мастеров производственного обучения по своей подготовке соответствуют профилю реализуемых профессий или специальностей и, как правило, не имеют педагогической подготовки. В результате педагоги сталкиваются с трудностями в осуществлении деятельностного подхода в организации лекционных, практических, лабораторных работ, в овладении новыми педагогическими технологиями, организации аудиторной и внеаудиторной учебно-воспитательной работы со студентами.

Таким образом, педагоги, не имеющие педагогического образования, не имеют базовых основ для эффективного построения образовательного процесса и испытывают при этом значительные трудности.

Эффективный путь корректировки сложившейся ситуации — необходимость привести базовое профессиональное образование преподавателей и мастеров профессионального образования средней профессиональной школы в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ним профессиональным стандартом в части требований к образованию, обучению и опыту работы.

С целью удовлетворения профессионально — образовательных потребностей работников профессиональных образовательных организаций профессорско-преподавательским и методическим составом кафедры «Теория и методика непрерывного профессионального образования» ГАУ ДПО «ВГАПО» разработана и успешно реализуется дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки для педагогов профессиональных образовательных организаций по направлению подготовки «Образование и педагогика». Программа переподготовки осуществляется как индивидуальный проект повышения профессиональной компетентности педагога и имеет модульный характер.

При составлении модулей программы определяется соотношение между теоретической и практической составляющими. При этом практикоориентированность программы составляет не менее 60 % учебного времени. Отбор образовательных модулей выстраивается таким образом, чтобы в содержании программы были представлены все обобщенные трудовые функции профессионального стандарта и большая часть трудовых функций. Именно они станут основой формируемых профессиональных компетенций педагога образовательной организации среднего профессионального образования.

В основу программы положена эффективная модель организации педагогической стажировки педагогов, максимально обеспечивающая учет их объективного опыта и формирование новых профессиональных компетенций. Обязательной структурной частью программы профессиональной переподготовки является стажировочный модуль, обеспечивающий самостоятельное целенаправленное овладение и развитие новых или корректировку уже имеющихся профессиональных компетенций. Фактически это практика на специально выделенных или созданных местах, а ее завершение предполагает подготовку и защиту образовательного продукта, соответствующего одной или нескольким профессиональным компетенциям.

Для реализации дополнительной профессиональной программы со стажировочным модулем кафедрой в течение полутора лет была проведена огромная работа, прежде всего, по выявлению актуального для системы среднего профессионального образования Волгоградской области опыта работы в профессиональных образовательных организациях, а затем и сама работа по организации деятельности стажировочных площадок.

Работа стажировочных площадок направлена на распространение современных образовательных систем, обеспечивающих качество образования и условия для трансляции положительного опыта успешных образовательных моделей. Каждая стажировочная площадка имеет уникальный опыт, собственную стратегию, тактику в соответствии с требованиями времени.

С целью обеспечения стажировки как самостоятельной формы непрерывного совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников профессиональных образовательных организаций Волгоградской области создана сеть стажировочных площадок по актуальным проблемам профессионального образования. Среди них приоритетными являются:

− дуальное профессиональное образование;

− сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций, научных и общественных организаций и объединений, предприятий-партнеров, институтов общественного участия, а также других участников образовательной деятельности;

− создание системы качества профессиональной образовательной организации;

− общественная, государственно-общественная, профессионально-общественная аккредитация;

− эффективные образовательные технологии;

− комплексное учебно-научно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ;

− контроль и оценка учебных достижений обучающихся в условиях модульно- компетентностного подхода и т. д.

Результатом деятельности стажировочных площадок является проектирование стажерами на основе изученного инновационного опыта собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретной образовательной организации и обеспечивающих развитие и достижение необходимого качества профессионального образования.

В программу их совместных действий входит разработка программ стажировки по одному или нескольким направлениям деятельности; координация и выполнение разработанных программ деятельности стажировочных площадок; выявление затруднений и формирование запросов стажеров о консультационно-методической поддержке для соответствующих подразделений; обеспечение организационно-управленческого и информационно-методического сопровождения деятельности стажировочной площадки (площадок); анализ хода и результатов деятельности площадок.

Деятельность стажировочных площадок осуществляется в виде очных и(или) дистанционных по форме проведения мероприятий (в том числе с использованием информационно-компьютерных технологий), направленных на профессиональное развитие: презентацию педагогического опыта; посещение учебных занятий, внеклассных мероприятий; индивидуальных консультаций; практических занятий; самостоятельной работы в условиях рабочего дня профессиональных образовательных организаций, «круглых» столов, мастер-классов, творческих лабораторий, научно-методических конференций, работы с учебно-планирующей, нормативно-регламентирующей, технической документацией и т. п. При этом при определении сроков прохождения и объемных показателей стажировки учитывается уровень профессионального образования и опыта работы стажера, специфика реализуемой профессии \специальности, должность стажера и другие значимые факторы.

В результате для одних стажировочная площадка обеспечивает возможность презентации собственного инновационного опыта посредством организации различных форм социально-педагогического взаимодействия, является проводником передовых идей и технологий. Для других же стажировка на площадке является эффективной формой повышения собственной профессиональной компетентности в области педагогического образования.

Можно смело утверждать, что стажировочные площадки — это пространство, транслирующее «лучшие практики и повышение профессиональной квалификации педагогов». Повышение профессиональной компетентности в такой форме происходит внутри реального образовательного процесса, где педагоги смогут не только наблюдать, как коллега решает педагогические задачи, но и иметь возможность заимствовать созданный другими опыт, осваивать инновации, самостоятельно проектировать образовательные шаги, которые формируют и оценивают профессиональные и общие компетенции. Таким образом, стажер придет в свою образовательную организацию с образовательным продуктом, готовым к внедрению.

Повышение профессиональной компетентности педагога в форме стажировки не просто имеет практико-ориентированную направленность, но и проблемно ориентированную специфику научно-методической работы в образовательных организациях профессионального образования по формированию и развитию компетентностей педагога.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, площадка, дополнительная профессиональная программа, образовательная организация, образовательный продукт, образовательный процесс, педагогический состав, педагогическое образование, производственное обучение, профессиональная переподготовка.


Похожие статьи

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная деятельность, учебная деятельность, техническое творчество, средство обучения...

Организация и сопровождение повышения квалификации...

образовательный процесс, дистанционное обучение, профессиональное образование, преподаватель, обучающая среда, электронное обучение, дистанционное образование, дисциплинарный курс, образовательная...

Непрерывное образование в системе повышения квалификации...

Именно на их формирование должно быть ориентировано педагогическое образование. Поэтому профессиональная подготовка педагогов должна быть не точечной, а системной.

Повышение квалификации педагога | Статья в журнале...

Повышение квалификации — это образовательный процесс педагогов, который нужно

Повышение квалификации и дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров вузовских...

Модель повышения квалификации и профессиональной...

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего профессионального образования: метод. рекомендации / [сост. С. Е. Лузгин]; Саран. кооп. ин‑т РУК.

Актуальные проблемы профессиональной переподготовки...

Проведённый нами анализ различных источников показал, что в педагогической науке существуют две основные тенденции, которые определяют место профессиональной переподготовки в системе последипломного образования: - профессиональная...

Проблема соответствия ФГОС ВО профессиональному...

Учебные предметы. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Актуальность переподготовки и повышения квалификации...

Актуальность переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Автор: Мамедова Дилора Нусуровна. Рубрика: Высшее профессиональное образование.

Повышение квалификации и дополнительное образование...

Ключевые слова: повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, образовательные программы, переподготовка специалистов.

Похожие статьи

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная деятельность, учебная деятельность, техническое творчество, средство обучения...

Организация и сопровождение повышения квалификации...

образовательный процесс, дистанционное обучение, профессиональное образование, преподаватель, обучающая среда, электронное обучение, дистанционное образование, дисциплинарный курс, образовательная...

Непрерывное образование в системе повышения квалификации...

Именно на их формирование должно быть ориентировано педагогическое образование. Поэтому профессиональная подготовка педагогов должна быть не точечной, а системной.

Повышение квалификации педагога | Статья в журнале...

Повышение квалификации — это образовательный процесс педагогов, который нужно

Повышение квалификации и дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров вузовских...

Модель повышения квалификации и профессиональной...

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего профессионального образования: метод. рекомендации / [сост. С. Е. Лузгин]; Саран. кооп. ин‑т РУК.

Актуальные проблемы профессиональной переподготовки...

Проведённый нами анализ различных источников показал, что в педагогической науке существуют две основные тенденции, которые определяют место профессиональной переподготовки в системе последипломного образования: - профессиональная...

Проблема соответствия ФГОС ВО профессиональному...

Учебные предметы. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Актуальность переподготовки и повышения квалификации...

Актуальность переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Автор: Мамедова Дилора Нусуровна. Рубрика: Высшее профессиональное образование.

Повышение квалификации и дополнительное образование...

Ключевые слова: повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, образовательные программы, переподготовка специалистов.

Задать вопрос