Современные подходы к методическому обеспечению преподавания анатомии человека в медицинском вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Современные подходы к методическому обеспечению преподавания анатомии человека в медицинском вузе / А. В. Кох, И. М. Шешуков, С. А. Алтамиров [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 340-343. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33448/ (дата обращения: 18.04.2024).



Статья посвящена вопросам усовершенствования учебного процесса по дисциплине «Анатомия человека» при помощи электронного учебного методического пособия для организации самостоятельной работы студентов, в то же время пригодного для использования в учебном процессе кафедры нормальной анатомии медицинских вузов. Данное пособие включает в себя материалы учебника по вопросам анатомии, методические разработки, графические изображения, а также 3D-анимации.

Ключевые слова: анатомия человека, электронное учебное методическое пособие, учебный процесс, электронный учебник, самостоятельная работа студента

В структуре высшего медицинского образования дисциплина «анатомия человека» имеет фундаментальное значение для формирования системы медицинских знаний и в тоже время очень важна в прикладном плане для всех медицинских специальностей, прежде всего хирургического профиля. Как любой базовый предмет, анатомия достаточно сложна, поскольку совмещает в себе большое количество материала, включая терминологию на новом для студента латинском языке, большой объём графической и другой визуальной информации. Изучение анатомии человека требует развитого пространственного мышления, умение рисовать и воспринимать различные образы.

В последние годы одним из ставших общепринятых, проверенных способов организации работы студентов, в том числе вне аудитории, является использование электронных методических учебных пособий в форме электронных учебников, атласов, виртуальных пациентов, методических указаний [5]. В разработке подобных электронных методических пособий могут принимать участие студенты, с одной стороны, приобретая новые медицинские знания, а с другой — демонстрируя собственные умения и навыки в сфере медицинских информационных технологий [3, 8].

Создание подобного учебного электронного пособия особенно важно для освоения дисциплины «Анатомия человека» в связи с тем, что большинство существующих пособий рассчитано в большей степени на формирование общего представления о строении тела человека и не раскрывают всех необходимых аспектов, которые важны именно для будущих врачей. В них зачастую отсутствуют латинские обозначения анатомических образований, а также не рассматриваются вопросы, связанные с анатомическими особенностями черепа и ротовой полости для студентов стоматологического факультета. Данное обстоятельство предопределило цель нашей работы.

Цель работы: Разработать электронное учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов, в то же время пригодного для использования в учебном процессе кафедры «Нормальной анатомии» медицинских вузов.

Материалы иметоды: Для разработки электронного учебного методического пособия использовалась среда объектно-ориентированного программирования Delphi 7 [2]. В качестве СУБД использовался широко известный и хорошо зарекомендовавший себя Firebird2.1. [1]. В качестве источника информации для электронного методического пособия использовались общепринятые учебники по анатомии человека [6]. Помимо традиционных текстовых и графических материалов использовались 3D-анимации, демонстрирующие основные виды и расположения органов, прикрепление мышц и т. д.

Результаты иобсуждение: Структура данного пособия представляет собой:

  1. постоянно обновляющиеся материалы учебника по вопросам нормальной анатомии человека;
  2. графические изображения атласа;
  3. 3d-анимации.

При запуске программы отображается главное меню (рис. 1), в котором пользователю доступно 9 основных разделов. В каждый раздел можно перейти с помощью гиперперехода при нажатии на рисунок с изображением раздела (остеология, артрология, миология, спланхнология, сердечно сосудистая система, нервная система, анализаторы).

Рис. 1. Основное меню электронного учебного методического пособия

В разделе о программе, отображается информация об авторах и разработчиках компьютерного электронного учебного пособия по анатомии человека (рис. 2).

Рис. 2. Раздел «О программе»

После перехода в нужный раздел пользователю необходимо выбрать тему для изучения материала, после выбора будут доступны зоны гиперперехода подразделов данной темы, текст учебника по «Анатомии человека», графические изображения атласа [9] и 3d-анимации. Зоны гиперпереходов позволяют переходить от одной теме к другой (рис. 3). В нижней части интерфейса расположены значки с другими разделами, для удобного перехода между ними.

Рис. 3. Темы учебника электронного учебного методического пособия

В учебнике доступны зоны гиперперехода к оглавлению и подразделам темы, для того, чтобы пользователю не приходилось перелистывать весь раздел самому, в поисках нужной информации (рис. 4).

Рис. 4. Учебник электронного учебного методического пособия

В планах авторского коллектива создание версии учебно-методического пособия для мобильных устройств, с целью более удобной организации самостоятельной работы. Такого рода ИС могут стать частью интегрированной рабочей среды на АРМ врача, или использоваться изолировано [4, 7].

Выводы: Таким образом, для самостоятельного усвоения предмета «Нормальная анатомия человека», создано компьютерное электронное учебное пособие, включающее материалы электронного учебника, графические изображения, 3d-анимации. Разработанное методическое пособие по анатомии человека внедрено в практику работы кафедры нормальной анатомии ТюмГМУ и планируется его распространение в других вузах страны.

Литература:

  1. Борри Х. Firebird Руководство разработчиков баз данных. Спб.: «БВХ-Петербург», 2006. – 1104 с.: ил.
  2. Дарахвелидзе П. Марков Е. Программирование в Delphi-7 Спб.: «БВХ-Петербург», 2002. – 784 с.: ил.
  3. Зарубина Т. В. О перспективах развития ИТ — образования врачей // Врач и информационные технологии. — 2008. № 5. — С. 68–70.
  4. Немков А. Г., Санников А. Г., Левитина Е. В. Информационные экспертные системы в образовательном процессе // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2012.№ 3. — С. 90–91.
  5. Орлов С. А., Немков А. Г., Санников А. Г., Свальковский А. В. Информационная система поддержки принятия решения «Стандартизация оказания высокотехнологичной помощи в неврологии и нейрохирургии» // Врач и информационные технологии – 2008. №4. – С. 76-77.
  6. Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. Спб.: «СПбМАПО», 2014. – 720, с.: илл
  7. Санников А. Г. Формирование интегрированной рабочей среды на АРМ врача // Врач и информационные технологии. — 2006. № 4. — С. 115.
  8. Санников А., Коленова З. Информатика в медицинском ВУЗе // Высшее образование в России. — 2001. № 4. — С.96–101.
  9. Синельников Р. Д., Синельников Я. Р., Синельников А. Я. Атлас анатомии человека. – Москва: Изд-во «Новая Волна, Умеренков», 2015. – 344 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): электронное учебное методическое пособие, анатомия человека, графическое изображение атласа, компьютерное электронное учебное пособие, нормальная анатомия, пособие, самостоятельная работа студентов, учебный процесс, учебный процесс кафедры, электронный учебник.


Похожие статьи

Создание компьютерного электронного учебного пособия по...

Ключевые слова: онкогинекология, акушерство и гинекология, электронное учебное методическое пособие, учебный процесс, электронный учебник, самостоятельная работа студента.

Использование электронных учебных пособий в учреждениях...

Электронные учебные пособия выступают в качестве ассистентов преподавателей, принимая на себя огромную рутинную работу при изложении нового

В большой степени возможности электронных учебных пособий раскрываются при самостоятельной работе студентов.

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

Учебное пособие и учебник: различия и связи. Чем учебное пособие отличается от...

самостоятельная работа студентов

написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Особенности методического обеспечения дисциплины...

студент, учебный материал, физиология человека, число инвалидов, подготовка специалистов, особое внимание, топографическая анатомия, ограниченная возможность здоровья, зрение, занятие.

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

электронный учебно-методический комплекс, учебный процесс, самостоятельная учебная работа, Конструктор сайтов, комплекс, студент, учебно-методический комплекс, возможность, неотъемлемая часть...

Особенности преподавания дисциплины «Сопротивление...»

Курс лекций и /или учебное пособие, адаптированное для иностранных студентов должен иметься на кафедре. Но, несомненно, нужно поощрять иностранных студентов к чтению материала настоящих учебников, написанных для русскоязычных студентов.

Разработка электронного учебного пособия «Компьютерные...»

Электронное учебное пособиеучебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее обычный учебник.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

- сетевые электронные учебные издания (электронный учебник)

1. Учебная литература — учебники, учебные пособия, конспекты, лекции, справочники, задачники, каталоги, альбомы.

Здесь особо надо учесть контроль за самостоятельной работой студентов, которая...

Применение электронных учебников в образовательном процессе

Таким образом, включаясь в процесс конструирования, студент сможет более тщательно изучить предметный материал, по которому создается электронное учебное пособие.

Похожие статьи

Создание компьютерного электронного учебного пособия по...

Ключевые слова: онкогинекология, акушерство и гинекология, электронное учебное методическое пособие, учебный процесс, электронный учебник, самостоятельная работа студента.

Использование электронных учебных пособий в учреждениях...

Электронные учебные пособия выступают в качестве ассистентов преподавателей, принимая на себя огромную рутинную работу при изложении нового

В большой степени возможности электронных учебных пособий раскрываются при самостоятельной работе студентов.

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

Учебное пособие и учебник: различия и связи. Чем учебное пособие отличается от...

самостоятельная работа студентов

написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Особенности методического обеспечения дисциплины...

студент, учебный материал, физиология человека, число инвалидов, подготовка специалистов, особое внимание, топографическая анатомия, ограниченная возможность здоровья, зрение, занятие.

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

электронный учебно-методический комплекс, учебный процесс, самостоятельная учебная работа, Конструктор сайтов, комплекс, студент, учебно-методический комплекс, возможность, неотъемлемая часть...

Особенности преподавания дисциплины «Сопротивление...»

Курс лекций и /или учебное пособие, адаптированное для иностранных студентов должен иметься на кафедре. Но, несомненно, нужно поощрять иностранных студентов к чтению материала настоящих учебников, написанных для русскоязычных студентов.

Разработка электронного учебного пособия «Компьютерные...»

Электронное учебное пособиеучебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее обычный учебник.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

- сетевые электронные учебные издания (электронный учебник)

1. Учебная литература — учебники, учебные пособия, конспекты, лекции, справочники, задачники, каталоги, альбомы.

Здесь особо надо учесть контроль за самостоятельной работой студентов, которая...

Применение электронных учебников в образовательном процессе

Таким образом, включаясь в процесс конструирования, студент сможет более тщательно изучить предметный материал, по которому создается электронное учебное пособие.

Задать вопрос