Издательская деятельность «Арт-галереи Щетининых» как пример реализации просветительской функции частных художественных галерей Алтая | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 28.08.2016

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Щетинина, Н. А. Издательская деятельность «Арт-галереи Щетининых» как пример реализации просветительской функции частных художественных галерей Алтая / Н. А. Щетинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 499-504. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33432/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье анализируется обзор изданий частной художественной галереи Щетининых (г. Барнаул). Отмечена важная роль научных аннотированных каталогов, буклетов художественных выставок, монографий, а также публикаций в периодической печати, благодаря которым, осуществляется популяризация творчества местных художников не только в Алтайском крае, но и в Западно-Сибирском регионе.

Ключевые слова: издательская деятельность, каталог, буклет, альбом, научно-популярное издание, исторический источник, вступительная статья, выставка, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство

В настоящее время наряду с государственными музеями все большее значение в просвещении, и в образовательной сфере, в информационных и коммуникативных процессах начинают приобретать частные художественные галереи. Они активно участвуют в изучении, интерпретации и сохранении культурно-исторического наследия своего региона. Различные формы их деятельности оказывают значительное влияние на развитие современного изобразительного искусства. Важный вклад в освоение художественного пространства Сибири и углубление гуманитарного знания вносит первая на Алтае частная «Арт-галерея Щетининых», основанная в Барнауле в 2003 году художниками А. П. и И. В. Щетиниными. Ее характеризует интенсивная выставочная деятельность: за 13 лет существования галереи было реализовано более 120 выставочных проектов.

Достоинством «Арт-галереи Щетининых» является активная и многогранная издательская деятельность, благодаря которой осуществляется популяризация творчества местных художников не только в Алтайском крае, но и в Западно-Сибирском регионе. К 2016 году опубликовано более 65 изданий. Их можно разделить на два направления: информационные каталоги и буклеты, а также издания монографического характера. Они содержат теоретические разработки и фактологические сведения, полезные для дальнейшего изучения художественной культуры Алтая. Каталог художественной выставки — один из основных, наиболее достоверных источников искусствоведения. Он является результатом научной систематизации произведений искусства. Каталоги персональных, групповых и тематических выставок содержат информацию о творчестве живописцев, графиков, скульпторов, о развитии жанров и видов искусства в регионе, позволяют осуществлять сравнение, анализ, определять динамику развития регионального изобразительного искусства. Понимая всю значимость издательской деятельности, галеристы Щетинины в последние годы стараются практически к каждой экспозиции выпускать информационные каталоги или буклеты. Большинство из них издано в сотрудничестве с типографией «Графикс». Издания с грифом «Арт-галерея Щетининых» отличает высокое качество подачи материала. Они сопровождаются вступительными статьями специалистов. Авторами статей к каталогам являются: Т. М. Степанская, А. К. Лисицкая, Л. Н. Лихацкая, А. П. Щетинин, И. В. Щетинина, Н. А. Щетинина, которые на профессиональном уровне рассматривают вопросы, связанные не только с темой выставки, ее содержанием, целями и задачами, особенностями построения экспозиции, но и в целом с тенденциями в современном искусстве.

Каталоги и буклеты выставок содержат цветные и черно-белые репродукции значительной части экспонировавшихся произведений. Кроме того, в структуру альбомов и каталогов, как правило, включены дополнительные фотоматериалы документального характера (репортажные фотоматериалы с открытия выставок, фотографии экспозиции и ретроспективный материал из архива галереи), что повышает их значение как исторических источников. Насыщение каталогов цитатами из высказываний художников, отзывов посетителей отражает живой исторический контекст, позволяет воссоздать обратные связи взаимодействия произведения и зрителя, зрительского восприятия. В качестве примеров можно назвать каталоги выставок: «Господин Самовар» (2011), «Деревенька — колыбель души…» (2011), «Ильбек Хайрулинов» (2012), «Так близок нам далекий Петербург!» (2013), «Бенефис ириса» (2014), «На земле, в воде и в небе…» (2015), «Нас подружил Алтай» (2015) [1].

Рис. 1. Обложка альбома «Нас подружил Алтай: Ф. С. Торхов, В. П. Чукуев, А. П. Щетинин». Барнаул, 2015

Многие каталоги групповых вернисажей содержат сведения об авторах, их фотопортреты. Открывая новые имена молодых или малоизвестных и забытых художников, галерея нередко представляет эксклюзивную информацию о них. В научный оборот вводятся новые произведения не только современных мастеров, но и художников старшего поколения, чьи работы иногда приходится атрибутировать. Например, в каталоге групповой выставки «Живая вода Алтая. Живопись из коллекции Щетининых» (2016) впервые опубликованы личные фотографии и натурные этюды полузабытого алтайского художника Н. С. Петрухина (1928–1990), восстановлены фрагменты его биографии [2]. Для некоторых художников каталог к персональной выставке становится первым и единственным изданием о творчестве, в котором подводятся определенные итоги их деятельности. Благодаря подобным публикациям галереи творчество таких авторов, как Е. Никитина, Ю. Чулюков, Н. Панченко, Т. Горбунова, В. Санникова было вписано в историю изобразительного искусства Алтая и стало достоянием общественности.

Рис. 2. Обложка каталога персональной выставки Веры Санниковой. Барнаул, 2016

Таким образом, каталожные издания галереи с развернутыми проблемными статьями, богатым справочным и иллюстративным материалом зачастую имеют не меньшее значение, чем сама выставка, которую они сопровождают. Каталогизация художественных проектов, осуществленных в «Арт-галерее Щетининых», позволяет включить их в историко-культурное наследие региона.

Издания монографического характера представлены альбомами, посвященными творчеству П. А. Щетинина (2005), А. Е. Емельянова (2006), И. В. Щетининой (2009), А. П. Щетинина (2014), научным каталогом, изданным к выставке «Сподвижники. Прокопий Щетинин и его поколение» (2009) [3], научно-популярным изданием «Династия художников Щетининых в культуре Алтайского края» (2012) [4]. Они выпускались при непосредственном участии и под редакцией Т. М. Степанской. Последнее из перечисленных включает в себя статьи о художественной династии, деятельности галереи, библиографические и биографические данные, отзывы известных деятелей культуры, богато иллюстрировано фотографиями из семейного архива и цветными репродукциями работ художников. В данном издании Т. М. Степанская раскрывает деятельность «Арт-галереи Щетининых» через ее ключевые принципы: профессионализм и духовность, поддержка талантов, презентация новых имен, верность традициям отечественного искусства на пути их развития, открытость, гуманность, диалог, интеграция и уважение к предшественникам. В 2009 году при поддержке Арт-галереи был выпущен научный труд Т. М. Степанской «Очерки истории искусства Алтая», в котором широко освещается художественная жизнь Алтайского края второй половины XX — начала XXI века [5]. В книгу включены очерки о художественных династиях Бахов, Щетининых, о видных архитекторах и художниках Алтая, о памятниках истории и культуры Барнаула и другие материалы.

Рис. 3. Обложка научно-популярного издания «Династия художников Щетининых в культуре Алтайского края». Барнаул, 2012

Рис. 4. Обложка научного издания «Очерки истории искусства Алтая» Т. М. Степанской. Барнаул, 2009

Во вступительной статье к каталогу выставки «Свет реализма. Живопись, графика, скульптура из собрания Щетининых» (2013), посвященной 10-летию галереи, Т. М. Степанская анализирует не только юбилейную экспозицию, но и работу галереи в целом со дня ее открытия. Она отмечает, что «Арт-галерея Щетининых» сразу оказалась в центре художественной жизни Барнаула. Ее просветительская, благотворительная, образовательная и коммерческая деятельность развивается уверенно, профессионально и результативно» [6].

Помимо тесного и плодотворного сотрудничества с доктором искусствоведения, профессором Т. М. Степанской, Арт-галерея привлекает к выставочной и издательской деятельности ведущих искусствоведов и других гуманитариев-специалистов Алтайского края. Статьи к альбомам и каталогам выставок писали доктор философских наук М. Ю. Шишин («Нас подружил Алтай» (2016), кандидат искусствоведения Л. Н. Лихацкая (вступительные статьи к каталогам юбилейных персональных выставок Ирины Щетининой «Все краски жизни» (2014) и Веры Санниковой «С мечтою о добре и красоте…» (2016), кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе Государственного художественного музея Алтайского края Н. С. Царева (статьи в каталоги к персональным выставкам Людмилы Никольской (2008) и Павла Брыткова (2014), и в каталог к выставке «Свет реализма» (2013).

Благодаря накопленному опыту сейчас галерея готова к тому, чтобы выходили научные издания, соответствующие издательским требованиям. С 2016 года «Арт-галерея Щетининых» заключила соглашение с Алтайской краевой универсальной научной библиотекой им. В. Я. Шишкова, по которому всем изданиям галереи присваиваются библиотечные коды ББК. Таким образом, они будут доступны широкому кругу читателей.

В Арт-галерее по материалам выставок периодически проводятся презентации новых изданий, в которых участвуют авторы статей, книг, художники, поэты, искусствоведы и все интересующиеся современным алтайским искусством. Так, в 2006 году была организована презентация альбома Александра Емельянова; в 2010 году состоялась презентация серии альбомов о художниках ООО «Издательский дом «Комсомольская правда»; в 2012 году — научно-популярного издания «Династия художников Щетининых в культуре Алтайского края»; в 2014 году — альбома «Анатолий Щетинин. Живопись, графика»; в 2016 году — альбома-каталога «Живая вода Алтая. Живопись из коллекции Щетининых».

Необходимо отметить, что издательскую деятельность галерея ведет преимущественно на свои средства, осуществляя, таким образом, одну из граней социально значимой благотворительной функции. Впоследствии часть изданных к выставкам буклетов и каталогов вручается авторам и зрителям бесплатно.

Репортажи о вернисажах популярного культурного центра регулярно появляются в средствах массовой информации, что подтверждает интерес к его работе. Важную роль играют публикации в местной периодической печати, анонсирующие выставки. Часто информация о выставках публикуется в несколько этапов: анонс к открытию, статья об экспозиции и участниках, иногда в виде репортажа с открытия, а позже — впечатление о выставке. Прежде всего, это статьи А. К. Лисицкой, В. И. Зориной, Л. Г. Карповой, И.В. и Н. А. Щетининых в газетах «Вечерний Барнаул» и «Алтайская правда». Несмотря на то, что в данных статьях не ставится цель дать глубокую искусствоведческую оценку представляемых художественных явлений, они все же показывают общую картину деятельности галереи.

Итак, можно констатировать, что своей издательской деятельностью частная художественная галерея Щетининых формирует представление о современном изобразительном искусстве. Она вносит большой вклад в изучение регионального искусства второй половины XX — начала XXI века, постепенно приближаясь к варианту научно-исследовательского учреждения, объединяющего творческие и научные, просветительские и образовательные ресурсы региона.

Литература:

  1. Нас подружил Алтай: Ф. С. Торхов, В. П. Чукуев, А. П. Щетинин: альбом / авт. вступ. ст. М. Ю. Шишин. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015. — 36 с.
  2. Живая вода Алтая. Живопись из коллекции Щетининых: каталог / Арт-галерея Щетининых; сост. Н.А. и И. В. Щетинины; авт. вст. ст. Н. А. Щетинина. — Барнаул: Графикс, 2016. — 44 с.
  3. Сподвижники. Прокопий Щетинин и его поколение: каталог / Арт-галерея Щетининых; сост. И. В. Щетинина; ред. и авт. вст. ст. Т. М. Степанская. — Барнаул: [б.и.], 2009. — 22 с.
  4. Династия художников Щетининых в культуре Алтайского края: научно-популярное издание / науч. ред. Т. М. Степанская. — Барнаул: Графикс, 2012. — 36 с.
  5. Степанская Т. М. Очерки истории искусства Алтая. — Барнаул: Графикс, 2009. — 220 с.
  6. Свет реализма: живопись, графика, скульптура из собрания Щетининых: каталог / Арт-галерея Щетининых; сост. И. В. Щетинина; ред. и авт. вст. ст. Т. М. Степанская. — Барнаул: Графикс, 2013. — 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Алтайский край, барнаул, издательская деятельность, каталог, научно-популярное издание, Алтай, выставка, Династия художников Щетининых, Западно-Сибирский регион, монографический характер.


Ключевые слова

выставка, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, графика, издательская деятельность, каталог, буклет, альбом, научно-популярное издание, исторический источник, вступительная статья

Похожие статьи

Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из...

На открытии выставки «Бенефис ириса» известный алтайский живописец, заслуженный художник России, автор

Издательская деятельность «Арт-галереи Щетининых» как пример реализации просветительской функции частных художественных галерей Алтая.

Творческий метод алтайского художника Сергея Анатольевича...

Каждый алтайский художник обладает яркой индивидуальностью, использует свой

Алтай, пейзажная живопись Алтая, Красноярск, выставка, Алтайский край, Алтай.

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова.

Основные направления стилей и течений в искусстве России во...

Художники Алтая. ХХ век. Барнаул, 2001, с. 19) — оживило все области алтайского

Этапной оказалась выставка 1997 года, посвящённая 60-летию Алтайского края.

Белецкий А. Б. Опыт и результаты обновления искусства Алтая (1954–1960). Монография.

Развитие художественного образования в области народного...

В развитии художественного образования большую роль сыграли приехавшие на Алтай художники с академическим образованием

Основные термины (генерируются автоматически): художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа, Западная...

Формирование алтайской школы моделирования: традиции...

Художники Алтайского Дома моделей с коллекциями одежды посещали семинары, выставки в различных регионах Советского Союза.

Мотивы и элементы домовой резьбы Барнаула и Алтайского края нашли свое отражение в коллекции «Сны старого города» (Можаева Ксения...

Художественный образ как основная категория искусства на...

В статье рассматриваются работы алтайских художников второй половины XX века — начала XXI.

Издательская деятельность «Арт-галереи Щетининых» как пример реализации просветительской функции частных художественных галерей Алтая.

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ...

на творческий метод и стиль сибирских художников второй половины ХХ — начала XXI веков.

Живописцы, графики, скульпторы на Алтае, как и другие художники в своих регионах, стремятся запечатлеть память событий

30-я краевая выставка. Каталог. Барнаул, 1991.

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

В сентябре 1941 г. в Алтайский край были эвакуированы художники Москвы, Ленинграда

Спустя год художники провели две крупные выставки в Барнауле — «Все для фронта, все для

Очерки по культуре. — М., 1997. Снитко Л. И. Творчество художников Алтая и Сибири.

Похожие статьи

Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из...

На открытии выставки «Бенефис ириса» известный алтайский живописец, заслуженный художник России, автор

Издательская деятельность «Арт-галереи Щетининых» как пример реализации просветительской функции частных художественных галерей Алтая.

Творческий метод алтайского художника Сергея Анатольевича...

Каждый алтайский художник обладает яркой индивидуальностью, использует свой

Алтай, пейзажная живопись Алтая, Красноярск, выставка, Алтайский край, Алтай.

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова.

Основные направления стилей и течений в искусстве России во...

Художники Алтая. ХХ век. Барнаул, 2001, с. 19) — оживило все области алтайского

Этапной оказалась выставка 1997 года, посвящённая 60-летию Алтайского края.

Белецкий А. Б. Опыт и результаты обновления искусства Алтая (1954–1960). Монография.

Развитие художественного образования в области народного...

В развитии художественного образования большую роль сыграли приехавшие на Алтай художники с академическим образованием

Основные термины (генерируются автоматически): художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа, Западная...

Формирование алтайской школы моделирования: традиции...

Художники Алтайского Дома моделей с коллекциями одежды посещали семинары, выставки в различных регионах Советского Союза.

Мотивы и элементы домовой резьбы Барнаула и Алтайского края нашли свое отражение в коллекции «Сны старого города» (Можаева Ксения...

Художественный образ как основная категория искусства на...

В статье рассматриваются работы алтайских художников второй половины XX века — начала XXI.

Издательская деятельность «Арт-галереи Щетининых» как пример реализации просветительской функции частных художественных галерей Алтая.

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ...

на творческий метод и стиль сибирских художников второй половины ХХ — начала XXI веков.

Живописцы, графики, скульпторы на Алтае, как и другие художники в своих регионах, стремятся запечатлеть память событий

30-я краевая выставка. Каталог. Барнаул, 1991.

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

В сентябре 1941 г. в Алтайский край были эвакуированы художники Москвы, Ленинграда

Спустя год художники провели две крупные выставки в Барнауле — «Все для фронта, все для

Очерки по культуре. — М., 1997. Снитко Л. И. Творчество художников Алтая и Сибири.

Задать вопрос