Исследование профессиональных предпочтений у учащихся девятых классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 31.08.2016

Статья просмотрена: 2909 раз

Библиографическое описание:

Королькова, О. В. Исследование профессиональных предпочтений у учащихся девятых классов / О. В. Королькова, И. В. Чернов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 297-300. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33421/ (дата обращения: 19.04.2024).



Современный мир предъявляет новые профессиональные требования к молодому поколению. Такая тенденция обусловлена социально-экономическими изменениями в обществе, научно-техническим прогрессом, потребностью в высококвалифицированных специалистах, появлением новых профессий на рынке труда.

В связи с этим, для достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности, современному поколению приходится быть более мобильными, гибкими, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней.

Однако если у старшего подростка преобладает случайный выбор будущей профессии, то, как правило, это несет за собой личностные и социальные издержки, потерю уверенности в своих силах и веры в себя. Таким образом, для подростков выбор профессии — важный шаг их профессионального будущего. Профориентационная диагностика влияет на выбор профессиональной деятельности с учетом интересов, способностей, индивидуальных особенностей и потребностей, сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования.

Вследствие этого, возникает необходимость проведения профориентационных мероприятий для старших подростков, направленных на формирование способности самостоятельного выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям, способностям и профессиональным интересам.

Теоретической основой для изучения вопросов, связанных с проведением профориентационных мероприятий, создания основных форм и методов профориентационной работы на разных возрастных этапах являются разработки таких исследователей как Н. С. Пряжникова, Е. А. Климова, В. Д. Щадрикова, Г. В. Резапкиной и другие [2].

В психолого-педагогической литературе не существует однозначной трактовки понятия «профориентация». В российской педагогической энциклопедии профориентация определяется как организационная, практическая и информационная деятельность образовательного пространства, государственных и общественных организаций, которые обеспечивают поддержку в выборе, подборе или смене профессиональной сферы с учетом индивидуальных и личностных особенностей, сформированных предпочтений и ориентации на рынок труда [4].

В словаре основных понятий профориентации данное понятие определяется как комплекс мероприятий, оптимизирующих процесс выбора профессии, способов ее получения трудоустройства [3].

Современные психологи (Е. А. Климов, П. А. Шавир, Л. И. Божович) рассматривают понятие профориентации как деятельность, связанную с потребностью в решении проблемы самоопределения и профессионального самосознания человека [1].

Исследование профессиональных предпочтений подростков проводилось на базе МБОУ СОШ № 40 г. Владимира. Испытуемыми являлись учащиеся девятых классов в количестве 133 человек, из них 50 школьников мужского пола, 83 — женского пола.

Цель работы: определение профессиональных предпочтений, соответствующих индивидуальным особенностям, интересам и склонностям у учащихся девятых классов.

В качестве диагностического инструментария для исследования использовались методики: «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Голланда, который позволяет оценивать совместимость личности с определенной профессиональной средой; «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова. Данная методика, согласно утверждению автора, позволяет человеку сориентироваться в 5 профессиональных сферах деятельности в силу преобладания собственных интересов и личностных особенностей. Опросник «Тип мышления» Дж. Брунера в модификации Г. В. Резапкиной. Методика позволяет определить преобладающие типы мышления, влияющие на успешность в определенных видах профессиональной деятельности.

В опроснике профессиональных предпочтений Дж. Голланда выделено 6 основных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и художественный.

В результате исследования профессиональных типов личности у учащихся девятых были получены следующие данные (рис. 1):

  1. Исследовательский тип личности — 12 % учащихся. Предпочитаемые виды деятельности учащихся: сбор информации ее систематизация и анализ, выполнение сложных и абстрактных заданий.
  2. Реалистический тип личности — 8 %. Предпочитаемые виды деятельности: механическая работа, управление оборудованием, машинами, использование инструментов требующих точности, высокой координации действий.
  3. Артистический тип личности — 25 %. Предпочитаемые виды деятельности — художественное творчество, что предполагает развитие следующих качеств: воображение, артистические и вербально-лингвистические способности.
  4. Предпринимательский тип личности — 29 %. Предпочитаемые виды деятельности: участие в соревновательной деятельности, управление людьми, работа в коллективе для достижения организационных целей и экономического успеха.
  5. Социальный тип — 15 %. Предпочитаемые виды деятельности: ориентация на работу с людьми.
  6. Конвенциональный тип — 11 %. Предпочитаемые виды деятельности: работа, которая требует внимания к деталям, аккуратности и личной организованности. Проблематика явления «педагогическая запущенность» постоянно меняется в зависимости от социально-экономической ситуации в стране и уровнем развития общества.

Рис. 1. исследование профессиональных типов личности у учащихся девятых классов

Согласно утверждению Е. А. Климова, все профессии классифицируются на 5 сфер: человек-природа, человек-техника, человек-люди, человек-знаковая система, человек-художественный образ:

В результате исследования преобладающих профессиональных сфер у учащихся девятых классов были получены следующие результаты (рис. 2):

  1. «Человек-природа» — выявлено у 15 % учащихся. Предметом труда этой группы являются живая и неживая природа.
  2. «Человек-художественный образ» — выявлено у 23 % учащихся. Предметом труда этой группы являются художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.
  3. «Человек-человек» — выявлено у 30 % учащихся. Предметом труда этой группы являются люди. Это профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, руководством и контролем за деятельностью людей.
  4. «Человек-техника» — выявлено у 17 % учащихся. Предметом труда этой группы являются машины, механизмы, технические системы.
  5. «Человек — знак» — выявлено у 15 % учащихся. Предметом труда этой группы является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм, чертежей.

Рис. 2. исследование преобладающих профессиональных сфер у учащихся девятых классов

Преобладающий тип мышления является важной личностной характеристикой и определяет его склонности и профессиональные направленности.

В результате исследования преобладающего типов мышления у учащихся девятых классов были получены следующие данные (рис. 3):

  1. Наглядно-образное мышление (28 %) — связано с представлением ситуаций и изменений в них, предполагает наличие творческого потенциала.
  2. Предметно-действенное мышление (28 %) — люди, которые хорошо усваивают информацию через движение, обладающие хорошей координацией.
  3. Словесно-логическое мышление (20 %) — люди с выраженным вербальным интеллектом — умение грамотно формулировать мысли и доносить их до собеседника.
  4. Абстрактно-символическое мышление (4 %) — такие люди хорошо усваивают информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить).
  5. Креативность (20 %) — способность находить нестандартные решения.

Рис. 3. исследование преобладающих типов мышления у учащихся девятых классов

Таким образом, у учащихся девятых классов доминируют социальная (30 %) и художественная (23 %) сферы профессиональной деятельности. Данная тенденция позволяет сделать вывод о высоком творческом потенциале большинства учащихся и их склонности к гуманитарным наукам.

Полученные результаты следующей методики подтверждают выводы, что учащиеся ориентированы на работу с людьми: предпринимательский (29 %), артистический (25 %) и социальный (15 %) типы.

Важной личностной характеристикой является уровень развития преобладающих типов мышления. Наиболее развитыми типами мышления у учащихся являются наглядно-образное (28 %) и предметно-действенное (28 %). У большинства учащихся со склонностью к гуманитарный наукам выявлена низкая сформированность словесно-логического типа мышления (20 %), что говорит о необходимости развития когнитивных процессов и расширение кругозора для успешного межличностного взаимодействия и грамотного управления людьми в профессиональной сфере.

Проведенная работа была направлена на исследование доминирующих профессиональных направленностей и предпочтений. Данные исследования необходимы в средних учебных заведениях для общего представления учащихся о своем профессиональном потенциале, соотношении своих профессиональных предпочтений и запросов с имеющимися личностными возможностями и требованиями, предъявляемыми к человеку различными профессиями.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
  3. Резапкина Г. В. Словарь основных понятий профориентации. — М.: Генезис, 2007. — 210 с.
  4. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т/гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая рос. энциклопедия, 1999. — т. 2. — 672 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учащаяся девятая классов, предмет труда, предпочитаемый вид деятельности, преобладающий тип мышления, профессиональная деятельность, учащийся, большинство учащихся, личностная характеристика, профессиональная сфера, профессиональный тип личности.


Похожие статьи

Особенности выбора сферы профессиональной деятельности...

Сферы профессиональной деятельности можно квалифицировать по предмету труда (на что направлен труд человека). В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 сфер профессиональной деятельности (классификация Климова Е. А.)

Психологические особенности профессионального...

Проблемой профессионального самоопределения учащихся занимались такие ученые, как И. С. Кон, Е. А. Климов, И. Ю. Кулагина, Н. С. Пряжников, И. В. Шаповаленко.

В исследовании приняли участие 85 школьников, учащиеся 9-ых классов.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

Характеристики мышления у студентов, обучающихся по...

Развитие профессионального мышления является неотъемлемой частью вузовской подготовки студентов.

У юношей, учащихся на биологов и инженеров, более выражена оригинальность ассоциативного вербального мышления [7].

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся...

В отечественной психологии проблема профессионального самоопределения рассматривается в различных аспектах: процессе социализации (И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.Н. Шубкин и др.); в становлении и расширении и сфер профессиональных намерений...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Поскольку успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности его профессионально-личностных качеств, ими называются те качества личности...

Особенности профессионального самоопределения старших...

- профессиональная деятельность позволяет личности реализовать свой жизненный потенциал, раскрыть сущность самости

В трудах Д.Холлонда процесс профессионального становления ограничивается определением самим индивидом личностного...

Содержание профессиональной ориентации учащихся на...

Основываясь на прошлом опыте профессиональной ориентации и формирующегося рынка труда можно выделить следующие составные виды профориентационной деятельности для сферы предпринимательства

Теоретические основы профессионального просвещения...

Профессиональная ориентация включает в себя профессиональное просвещение. Профессиональное просвещение — это ознакомление учащихся с современными видами трудовой деятельности и особенностями различных профессий [14].

Похожие статьи

Особенности выбора сферы профессиональной деятельности...

Сферы профессиональной деятельности можно квалифицировать по предмету труда (на что направлен труд человека). В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 сфер профессиональной деятельности (классификация Климова Е. А.)

Психологические особенности профессионального...

Проблемой профессионального самоопределения учащихся занимались такие ученые, как И. С. Кон, Е. А. Климов, И. Ю. Кулагина, Н. С. Пряжников, И. В. Шаповаленко.

В исследовании приняли участие 85 школьников, учащиеся 9-ых классов.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

Характеристики мышления у студентов, обучающихся по...

Развитие профессионального мышления является неотъемлемой частью вузовской подготовки студентов.

У юношей, учащихся на биологов и инженеров, более выражена оригинальность ассоциативного вербального мышления [7].

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся...

В отечественной психологии проблема профессионального самоопределения рассматривается в различных аспектах: процессе социализации (И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.Н. Шубкин и др.); в становлении и расширении и сфер профессиональных намерений...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Поскольку успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности его профессионально-личностных качеств, ими называются те качества личности...

Особенности профессионального самоопределения старших...

- профессиональная деятельность позволяет личности реализовать свой жизненный потенциал, раскрыть сущность самости

В трудах Д.Холлонда процесс профессионального становления ограничивается определением самим индивидом личностного...

Содержание профессиональной ориентации учащихся на...

Основываясь на прошлом опыте профессиональной ориентации и формирующегося рынка труда можно выделить следующие составные виды профориентационной деятельности для сферы предпринимательства

Теоретические основы профессионального просвещения...

Профессиональная ориентация включает в себя профессиональное просвещение. Профессиональное просвещение — это ознакомление учащихся с современными видами трудовой деятельности и особенностями различных профессий [14].

Задать вопрос