Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние модели социально-педагогической профилактики наркотической зависимости на формирование у обучающихся профессиональных образовательных учреждений антинаркотического мировоззрения

Спецвыпуск
13.05.2016
133
Поделиться
Библиографическое описание
Милютин, С. Г. Влияние модели социально-педагогической профилактики наркотической зависимости на формирование у обучающихся профессиональных образовательных учреждений антинаркотического мировоззрения / С. Г. Милютин, Д. В. Тютяев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15.1 (119.1). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33089/.


В статье представлены результаты эмпирического исследования склонности обучающихся ПОУ к потреблению наркотиков. Рассмотрены возможности образовательного учреждения по созданию условий для эффективной модели социально-педагогической профилактики и формированию устойчивых установок на неприятие наркотических веществ среди обучающихся СПО.

Ключевые слова: наркотическая зависимость, модель социально-педагогической профилактики наркотической зависимости, антинаркотическое мировоззрение, табакокурение.

В последние годы, так называемые поведенческие болезни (табакокурение, алкоголизм, наркомания) получили широкое распространение в подростковой и молодежной среде. В одну из серьезных проблем молодежи превратилось употребление наркотических веществ. Информация о возможном риске наркозависимости, замалчивается многими образовательными учреждениями. Отсутствует система в организации профилактической работы по предотвращению наркотизации среди молодежи, недостаточно четко работает система просвещения и оказания социально-психологических услуг и воспитательной работы среди обучающихся образовательных учреждений. В общеобразовательных школах, ВУЗах и СУЗах недостаточно уделяется внимание по формированию социально значимых установок, развитию лидерских навыков, профессиональной ориентации, навыков безопасного ответственного поведения, повышения самооценки и приоритета здорового образа жизни. Во многих образовательных учреждениях отсутствуют специальные программы по организации эффективной и систематической работы с обучающимся по профилактике и предупреждению наркомании, алкоголизма и табакокурения [2]. Особо актуальны такие проблемы для обучающихся группы риска (воспитанников детских домов, обучающихся из неблагополучных и/или неполных семей), у которых есть проблемы во взаимоотношениях с родителями, недостаточно знаний о вреде употребления наркотических средств, алкоголизма и табакокурения. Такие ребята имеют вредные привычки – курение и употребление алкогольных напитков [1].

Хорошо известно, насколько опасны как для отдельного человека, так и для общества в целом, употребление наркотических веществ. Так, среди несовершеннолетних в Хабаровском крае пробовали наркотические вещества 13,8% [8].

В ходе исследования проведенного на базе КГБПОУ 16 выяснилось: 43 % обучающихся не имеют достаточных знаний о вреде потребления наркотиков, табакокурения и потребления алкогольных напитков. Из них 18 %, считают, что однократное потребление наркотиков не приносит вреда здоровью и не вызывает привыкания (табл. 1, 2).

Анализ полученных результатов показал, что 16 % опрошенных – это обучающиеся из неполных и неблагополучных семей. На вопрос «Считаете ли Вы свой образ жизни здоровым?» у 21 % опрошенных получены утвердительные ответы. К 17 годам до 90 % обучающихся знакомы с табакокурением и алкоголем не понаслышке. Количество обучающихся склонных к потреблению наркотических веществ составляет 17 %.

Таблица 1

Таблица 2

Результаты опроса

Полученные результаты

Общая статистика

Общее количество опрошенных респондентов

184

Негативное отношение к потреблению наркотиков

75 %

Количество респондентов ответивших правильно на вопросы теста (%)

57 %

Обучающиеся из неблагополучных семей (%)

16 %

Количество обучающихся склонных к потреблению наркотических веществ (%)

17 %

Группа риска (%)

25 %

Основными причинами, приводящими к наркозависимости, у подростков, являются:

Возрастные особенности. Именно в этот возрастной период подростки «пробуют» разные стили поведения. Они постепенно отдаляются от родителей, стремятся к независимости, ищут себя, приобретая навыки самостоятельной жизни, хотят быстрее стать взрослыми, казаться старше. Для многих из них недостаток знаний и опыта о вреде употребления наркотиков и других вредных привычек, воспринимается как атрибут взрослой жизни. Часто такое «взрослое поведение» приводит к нежелательным последствиям.

Психологические качества личности. Употребление наркотических веществ, часто связано с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, неудовлетворенностью собой, повышенной потребностью в социальном одобрении, тревожности, неумении настаивать на своем, недостаточном самоконтроле, давление сверстников. Наличие таких черт у подростка повышает риск решать свои проблемы с помощью наркотических веществ и алкоголизма. Для того чтобы расслабиться, уйти от проблем, «снять напряжение» 28% подростков употребляют алкоголь [5].

Знания и установки. Недостаточные знания о последствиях употребления наркотических веществ, ложные представления о том, что употребление наркотиков, алкоголя, табакокурения «в небольших количествах» - не вызывает привыкание и является нормой жизни, способствуют приобщению к ним. Почти у половины исследуемых именно эта причина определяет их склонность к потреблению наркотических веществ.

Семья. Поведение и установки членов семьи напрямую связаны с жизненными перспективами подростка. Если в семье есть люди, злоупотребляющие табакокурением, алкоголем или наркотиками, то риск приобщения к ним подростка резко возрастает (до 60 % подростков ответили, что в их семье курят, взрослые члены семьи). При этом родители не готовы разговаривать со своими детьми на эти темы и не дают информацию о безопасном поведении, так, как сами получали знания методом «проб и ошибок» [5].

Средства массовой информации. Часто СМИ показывают, как известные, преуспевающие люди проводят досуг, употребляя наркотики и алкогольные напитки, преподнося такое поведение, как норму жизни. Поэтому подростки считают, что такое времяпровождение поможет стать популярными или сексуально привлекательными. По нашим данным источником такой нежелательной информации является 73% телевидение (реалити-шоу, в молодежных телевизионных программах), 23% газеты и журналы и из Интернета [6].

Незанятость обучающихся. Проблема незанятости молодежного контингента по данным социологических исследований является второй причиной после любопытства, которая направляет интерес в сторону наркотиков. Поэтому разработка и внедрение эффективных моделей социально-педагогической профилактики наркомании способны предотвратить эту негативную тенденцию. Как правило, среди подростков, увлеченных любимым делом, мало злоупотребляющих наркотическими средствами. При этом формы здорового досуга, должны быть материально доступны для молодежи.

 Бессистемная рабата образовательных учреждений, направленная на формирование антинаркотического мировоззрения у подростков. Недостаточная работа в этом направлении не дает полного эффекта. Образовательным учреждениям необходимо использовать все инструменты, направленные на воспитание у молодежи негативного отношения к вредным привычкам и выработке установки здорового образа жизни. Важно, чтобы работа была грамотно организованна, представляла целый комплекс мероприятий, направленный на формирование у обучающихся антинаркотического мировоззрения [4].

На сегодняшний день молодежь желает получать информацию о здоровом жизненном стиле, о вреде потребления наркотических веществ, алкоголизме и табакокурения в привлекательной интерактивной форме. Поэтому необходимо использовать любую возможность привить подрастающему поколению навыки здорового образа жизни [3].

Меры по достижению эффективности в организации работы по профилактики наркозависимости должны заключаться:

 в повышении информированности и доступа к объективной информации о вреде наркотических веществах, для осознания всей опасности явления наркомании и формирования устойчивого понимания вреда потребления наркотиков;

 в создании эффективных, специальных образовательных программ по профилактике наркомании, апробированных в молодежной среде;

 вовлечении обучающихся в активную досуговую деятельность;

 в организация доступных психологических, медицинских и юридических услуг специализированных служб;

 в обсуждении этого вопроса с общественностью и представителями власти с привлечением СМИ;

 в организации систематической работы образовательных учреждений по профилактике наркомании в молодежной среде при взаимодействии с родителями, специалистами, занимающимися этой проблемой, поддержке и внимании к этой проблеме со стороны государства.

Бесспорно, что подростков необходимо учить умению противостоять негативному воздействию окружающего мира. Задача всех заинтересованных специалистов помочь подросткам и молодежи сформировать антинаркотическое мировоззрение и положительное отношение к здоровому стилю жизни. Своевременно представленная информация о вреде наркотиков, алкоголизме и табакокурении, о пользе ведения здорового образа жизни, поможет сформировать навыки и установки грамотных действий в определенных жизненных ситуациях, направленных на отказ от вредных привычек и на формирование ответственного отношения к себе, окружающим, к своим близким людям.

Предлагаемая модель социально-педагогической профилактики по формированию у студентов профессиональных образовательных учреждений антинаркотического мировоззрения может быть использована для организации и проведения социально-педагогической работы с молодежью по предупреждению наркомании.

Литература:

  1. Аменд А. Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / А. Ф. Аменд, М. В. Жукова, Е. В. Фролова // Педагогика. – 2006. – 356 с.
  2. Березин С. В. Опыт построения модели системы профилактики молодёжной наркомании /С. В. Березин, К. С. Лисецкий, Е. А. Головкина и др. – М.: Академия, 2006. – 433 с.
  3. Дай себе шанс: социально-образовательная программа и учебно-методическое пособие / Под редакцией И. О. Таенковой. – 3-е изд., перер. и доп. – Хабаровск: Краевой молодежный социальный методико-педагогический центр, 2009. – 100 с., ил.
  4. Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л. А. Журавлёва // Социологические исследования. – М.: Новая школа, 2010. – №7.
  5. Личко А. Е. Подростковая наркология: Руководство для врачей / А. Е. Личко. – Л., 2011. – 230 с.
  6. Наркомания и общество [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.inter-tel.ru/narkomania-i-obschestvo.php.
  7. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом возрасте / По. Ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 337 с.
  8. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.fskn.gov.ru/.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
: наркотическая зависимость
модель социально-педагогической профилактики наркотической зависимости
антинаркотическое мировоззрение
табакокурение

Молодой учёный