Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Классный час «Играем классику»

Педагогика
20.07.2016
672
Поделиться
Библиографическое описание
Стороженко, Л. Б. Классный час «Играем классику» / Л. Б. Стороженко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 506-508. — URL: https://moluch.ru/archive/119/32877/.


Цель: Прививать любовь к классической музыке, вызывать эмоциональный отклик на классическую музыку.

Задачи: Развивать музыкальный вкус, музыкальные и творческие способности и воображение. Обогащать словарный запас, представления детей о свойствах и особенностях музыки разных стилей и направлений. Продолжать прививать навыки культуры поведения на концерте: умение общаться друг с другом тихо, не отвлекая внимание других, быть вежливыми, доброжелательными.

Воспитывать и расширять у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные впечатления. Воспитывать чувство сопереживания.

Зал оформлен в стиле гостиных прошлых лет: рояль, подсвечники, цветы, портреты композиторов на стенах. В зале присутствуют родители, преподаватели музыкальной школы и учащиеся.

Дети, сегодня мы будем слушать и говорить о классической музыке.

Классицизм (от латинского слова classicus — образцовый) стиль сложился в 17–19 веке вначале в литературе и театре, а затем и в музыке. Ведущий тезис эстетики классицизма в убеждении, что суть бытия глубоко разумна и гармонична, в утверждении единого всеобщего порядка, управляющего миром. С этим связаны и требования классицистов к искусству как к одному из созданий могучего человеческого интеллекта, в основе которого лежат принципы логической обоснованности, внутренней гармонии и обобщенности выразительных средств. Под классическими произведениями и композиторами классиками мы подразумеваем Ж. Б. Люлли, И. С. Баха, Л. Бетховена, А. Моцарта и очень много других композиторов, с которыми вы познакомитесь на уроках музыкальной литературы поближе.

А начнем мы свой концерт сегодня с гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791). Жизнь его удивительна и необычна. Его яркий щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительный единственный в своем роде результат. Он обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью.

Занятия музыкой начал под руководством отца — Леопольда Моцарта. Несмотря, на непрерывную концертную деятельность, (а он выступал как клавесинист, виртуоз, скрипач, органист, дирижер), начавшуюся с 6 летнего возраста, он создал за это время очень много произведений. Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, реквием и другие произведения различного жанра. Огромную художественную ценность представляют оперы: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», и пользуются неизменным успехом уже скоро два столетия. Моцарт прожил всего 36 лет! Так же и наш Пушкин.

Моцарт был одним из первых композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника.

А теперь послушаем в исполнении ученицы 3 класса Харитоновой Дианы сонату G-dur. Эта одна из сонат, написанных Моцартом в Париже в 1779 г. Все 3 части имеют светлый, художественный характер. Отличительной чертой произведения является так же большое изящество, грациозность, прозрачная музыка хорошо соответствует звучанию клавесина, для которого Моцарт и писал свои сонаты. Написана она в форме вариаций.

Среди венских классиков в это же время жил и творил Доменико Чимароза (1749–1801), итальянский композитор. Сын каменщика, воспитанник школы для бедных.

В 1787 г. придворный капельмейстер в Петербурге (руководил придворным итальянским оперным театром) ставил оперы и свои и других композиторов.

Хомушку Херелмаа — ученица 6 класса сыграет сонату СиЬ- мажор Д. Чимароза.

Моцарт и Бетховен всегда стоят рядом. И мы всегда помним, что это композиторы — классики.В творчестве Людвига Ван Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. И не только потому, что Бетховен сумел воспринять все лучшее из того, что было уже достигнуто. К Бетховену рано пришла всемирная известность и уважение, но трагедией всей его жизни была глухота.

Бетховен создал 9 симфоний, 11 увертюр, 5 концертов,32 сонаты и очень много произведений различных жанров. Одно из любимых произведений учащихся музыкальных школ «К Элизе» и его сыграет ученица 6 класса Ножкина Юля.

Каждый, кому приходилось задумываться над той тайной, какую заключает в себе музыкальное содержание, наверное, чувствовал: музыка говорит нам о чем-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта, нашего знания о жизни. Так, слушая, например: «Лунную сонату», мы можем представить картину лунной ночи: не просто одной какой-то ночи, в конкретной местности с конкретным пейзажем, а именно духа лунной ночи, с бескрайним звездным небом, неотразимым, загадочным. Или мы можем представить тоскливую муку неразделенной любви, разлуку и одиночество, всю горечь человеческой печали. И все эти такие разные представления не будут противоречить характеру бетховенской сонаты, ее сосредоточенно — созерцательному настроению. Ибо, она повествует нам о печали -не просто печали лунной ночи, но и всей печали мира, всех его страданиях и тоске.

Не только радости и печали, но все сказочные чудеса, все богатства фантазии, все таинственное волшебное, что скрыто в непостижимых глубинах жизни- все это заключает в себе музыка: главный выразитель невидимого, чудесного, сокровенного.

Итак: слушаем «Лунную» сонату Л. Бетховена в исполнении Донгак Ураны Аракчаевны, преподавателя по классу фортепиано.

Гаэтано Доницетти (1797–1848 г.) — итальянский композитор. Родился в бедной семье. Основную часть творческого наследия Доницетти составляют оперные произведения, разнообразные по жанрам (опера-буффа, комическая, лирико-драматическая, романтические оперы. Всего он произвел на свет 24 оперы. Они насыщены выразительными, легко запоминающимися, эффектными ариями, отличаются яркой театральностью.

Ученицы 3 класса Казакова Валерия и Харитонова Диана исполнят «Баркаролу» из оперы «Любовный напиток» Г. Доницетти.

Поэтично и нежно звучат вальсы Ф. Шопена (польского композитора), навевающие образ столь тонкий и мечтательный, что порой даже стирается ощущение реальности. И, слушая музыку наблюдая, как эти звуки, напевы и фразы постепенно складываются в стройное звучащее целое, мы понимаем: музыка самодостаточна в живом звучании — она выражает свое содержание со всей возможной полнотой. И никакие слова не скажут за нее то, что может рассказать о мире и обо всех нас сама музыка.

Шопен Вальс № 10 соч. 69 исполнит Стороженко Л. Б. преподаватель по классу фортепиано.

В одно время с Г. Доницетти и Д. Чимароза жил еще один австрийский классик Антон Диабелли (1781–1858) личность совершенно незаметная. Он сочинял мессы, кантаты, камерно-инструментальные произведения.

Для фортепиано нам досталось буквально несколько пьес, в том числе красивейшие по своему мелодизму упражнения- их сыграем мы с Дианой, а вы получите удовольствие, слушая эту музыку.

А теперь настало время поговорить о русских классиках. Петр Ильич Чайковский (1840–1893). Замечательный русский композитор, автор 10 опер, 3 балетов, 6 симфоний, многочисленных оркестровых о сольных инструментальных произведений, около 100 романсов. Живя в 1870-х годах летом на Украине, в имении своей сестры Каменке, Чайковский много времени проводил, общаясь с детьми. Под впечатлением этих дорогих его сердцу часов и вспоминая о своем детстве, композитор в 1878 написал «Детский альбом» цикл из 24 пьес. Это небольшие сценки, игры, пейзажи, танцы. Все пьесы имеют названия и являются образцами программной музыки. Сейчас Таня Самкова сыграет «Болезнь куклы» — это цикл из 3 пьес. А также «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Мама», «Нянина сказка», «Мужик на гармонике играет».

«Сладкая греза» — грезой, мечтой было для маленького Пети увидеться с часто разлучавшейся с ним мамой. Нежность, мечтательность, доброта господствуют в пьесе, ритмика напоминает замедленную мазурку, на мягко покачивающем аккомпанементе звучат певучие фразы дуэта — Уля Тютюгина? ученица 6 класса вам исполнит эту пьесу.

Майкапар Самуил Моисеевич родился в 1867 году — пианист, композитор, педагог. Он автор «Бирюлек», внесших значительный вклад в развитие детского и юношеского музыкального образа.

«Дождик» Майкапара исполнит ученица 1 класса Сендин Аржаана.

Винченсо Беллини (1801–1835) — итальянский композитор. Родился в семье музыкантов. Один из выдающихся оперных композиторов 1 половины 19 века. Опера «Норма» — лучшее произведение (всего 11 опер). Музыке Беллини свойственны романтическая приподнятость, мягкий лиризм, экспрессивная вокальная мелодика, отличающаяся широтой дыхания, виртуозный блеск. Мелодикой Беллини восхищались М. Глинка и Ф. Шопен. Хор из оперы «Норма» — сыграют ученицы 3 класса Харитонова Д. и Казакова В.

Один из самых тонких поэтических вокальных жанров — романс, сумел преломить в себе огромный мир музыкальной образности. В романсе выражают себя и счастье, одиночество, в нем то звучит народная речь и сказочные повествования, то он уносит нас в страну фантастического музыкального Востока, то завораживает испанскими ритмами.

Как и песня относится к жанрам вокальной миниатюры, однако ему присуща более сложная поэтическая и музыкальная образность. Кроме того, романс — это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением, в то время как песня может исполняется и хором и без аккомпанемента. Романс возник в начале 19 века, в русле формирования романтизма. Как и в песенном творчестве, огромное влияние на художественный строй романсов оказала русская поэзия. Воспетые ею русские просторы, картины природы, времена года, любовь с ее радостями и страданиями- все звучит и в романсе, все оказывается созвучным исканиям музыкантов. Сейчас Уля Тютюгина вместе с сестрой Верой Тютюгиной и мамой Светланой Тютюгиной сыграет и споет нам романс «Темно-вишневая шаль».

На этом наш классный час заканчивается. Вы познакомились сегодня с музыкой композиторов — классиков зарубежных и русских. Я уверена, что музыка не оставила вас равнодушными и ваше сегодняшнее выступление запомнится вам надолго.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 506-508):
Часть 5 (стр. 429-529)
Расположение в файле:
стр. 429стр. 506-508стр. 529

Молодой учёный