Методическая разработка учебного филателистического экспоната «Великий педагог Ян Амос Коменский» для филателистической образовательной площадки вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Громов, Ю. В. Методическая разработка учебного филателистического экспоната «Великий педагог Ян Амос Коменский» для филателистической образовательной площадки вуза / Ю. В. Громов, Г. Ю. Иконникова, О. В. Мельникова, Н. С. Поварова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 530-536. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32865/ (дата обращения: 17.04.2024).



Методическая разработка учебного филателистического экспоната «Великий педагог Ян Амос Коменский» для филателистической образовательной площадки вуза

Громов Юрий Владимирович, старший преподаватель;

Иконникова Галина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, зам. директора института;

Мельникова Ольга Валерьевна, студент;

Поварова Нелли Сергеевна, студент

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

В статье продолжается обобщение опыта использования филателистических средств в образовательном процессе вуза на примере создания секции педагог-психолог института педагогики и психологии РГПУ им. А. И. Герцена на базе образовательной площадки «Герценовский филателист».

Ключевые слова: почтовая марка, филателия, филателистическая образовательная площадка, филателистический экспонат, коллекция, коллекция учебная

Изучение наследия великих педагогов имеет важное значение для приобретения профессиональных компетенций будущих педагогов. Большой объем учебной программы не всегда дает возможность обратить внимание на конкретные детали изучаемой темы. Из-за недостатка времени зачастую недостаточно внимания уделяется рассмотрению эпохи, атмосфере, в которой творил тот или иной выдающийся человек. Восполнить этот пробел, на наш взгляд, можно с помощью филателистических средств. В октябре 2015 года в институте педагогики и психологии РГПУ им. А. И. Герцена была организована секция «педагог-психолог» образовательной площадки «Герценовский филателист» [3,4,5]. Первой самостоятельной работой стала методическая разработка учебного филателистического экспоната «Великий педагог Ян Амос Коменский».Вразработке экспоната приняли участие студентки первого курса Мельникова Ольга и Поварова Нелли рис.1.

При составлении нашего учебного экспоната самостоятельно нам не удалось полностью раскрыть тему. С учебной целью мы обратились к работе Кarel Bartosik. Exhibit: Jan Amos Komensky, Era — Life — Work (Jan Amos Komenský, Doba — Život — Dílo) [16], выполненной с большим почтением к Коменскому, глубоким знанием дела, тщательностью, подробной филателистической разработкой. Для примера того, что можно полно подробно и качественно раскрыть отдельные положения заданной темы, мы использовали отдельные листы известного экспоната Кarel Bartosik. Exhibit: Jan Amos Komensky, Era — Life — Work (Jan Amos Komenský, Doba — Život — Dílo) [16]. В экспонате К. Bartosik (рамка 4 лист 1, в нашем экспонате лист 3), приведены цитаты, написанные о Я. А. Коменском известными представителями чешской исторической и художественной литературы XIX столетия. Культурная программа празднования 300-летнего юбилея со дня рождения Коменского в Праге в 1892 году подробно показана (Рамка 3 лист 15, в нашем экспонате лист 9, [16]). По аналогии с ним студенты воссоздали в экспонате ход 300-летнего юбилея со дня рождения Коменского в Санкт-Петербурге в 1892 году рис. 6 лист 10 нашего экспоната.

В филателистическом словаре О. Я. Басина дается такое определение понятиям как экспонат и коллекция. С его точки зрения, экспонат — это коллекция почтовых марок, исследовательская или литературная работа по филателии, выставляемая на филателистической выставке для всеобщего обозрения [1, с. 158]; коллекция — это систематизированное собрание почтовых марок, представляющих научный, исторический или другой интерес [1, с. 58]. В Большом филателистическом словаре под учебной коллекцией понимают коллекцию, построенную на филателистических материалах и преследующую определенную учебную цель. Считается, что учебные коллекции могут являться иллюстративным материалом при изучении некоторых тем по истории, географии и другим естественным и общественным наукам, а также иностранным языкам [2, с. 138].

С учебной целью в нашем экспонате на листах 3, 9, 12, 14 мы использовали фрагменты известного экспоната К Бартосика.

Аннотация экспоната:Коллекция представляет собой вариант одностендового филателистического экспоната (16 листов формата А-4) на выставку творческую, филателистическую, научную, который собирают студенты под руководством преподавателя. Экспонат является компонентом учебно-методического комплекса дополнительной образовательной программы «Образовательная филателия». В работе с учебной целью использованы фрагменты «Кarel Bartosik. Exhibit: Jan Amos Komensky, Era — Life — Work» [16]. Листы 1,4,5,6,7,8,10,11,15,16 являются самостоятельной работой

Таблица 1

План экспоната

листа

Содержание

1

Титульный лист. Аннотация. План экспоната

2–3

Г. В. Лейбниц, П. Й. Шафарик, Ф.Палацкий, Я.Неруда о Яне Амосе Коменском

4

Ян Амос Коменский и его современники

5–6

Педагоги предшественники Яна Амоса Коменского

7

Братские школы на Украине и в Белоруссии в XVI — XVII веках

8

Идеи Яна Амоса Коменского в России XVII — XVIII веках

9

Празднование 300-летнего юбилея Коменского в 1892 году в Праге

10

Празднование 300-летнего юбилея Коменского в 1892 году в Санкт-Петербурге

11–15

Ян Амос Коменский на почтовых марках Чехословакии

16

Ян Амос Коменский на почтовых марках разных стран

Рис 1.

Рис. 2. Лист 5

Рис. 3. Лист 6, Лист 7

Рис. 4. Лист 8, Лист 10

Рис. 5. Лист 9, Лист 3

Рис. 6. Лист 12, Лист 14

Таблица 2

Почтовые марки, блоки, конверты, используемые для составления экспоната

Страна, год выпуска

Номер, каталог, страница каталога

Почтовая марка, блок, конверт соригинальной маркой (ХМК сОМ), конверт первого дня (КПД), почтовая карточка соригинальной маркой (ПКсОМ)

листа

Белоруссия, 1995

112 [14, с. 1035]

Симеон Полоцкий (1629–1680)

7

Болгария, 1958

1053 [12, с.67]

Ян Амос Коменский (1592–1670)

16

Венгрия, 1980

3459 [9, с.1025]

Иоганн Кеплер (1571–1630)

4

Ватикан, 1946

129 [11, с.1219]

Игнатий де Лойола (1491–1556)

6

Ватикан, 1985

871 [11,с.1250]

450 лет со дня смерти Томаса Мора (1478 -1535). Изображение автора и титульный лист книги «Утопия».

5

Германия (ГДР), 1958

643,644 [15,с.294]

300 лет со дня выхода книги Яна Амоса Коменского «Великая дидактика»

16

Германия (ФРГ), 1966

518 [15,с. 945]

250 лет со дня смерти Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716)

2,3

Германия (ФРГ), 1970

656 [15,с.955]

300 лет со дня смерти Яна Амоса Коменского (1592–1670)

16

Германия (ФРГ), 1997

1902 [15,с.1083]

500 лет со дня рождения Филиппа Меланхтона (1497–1560), гуманиста и реформатора.

6

Германия (ФРГ), 1998

1979 [15,с.1093]

350 лет со дня заключения Вестфальского мира (Мюнстерское и Оснабрюкское соглашения и их участники).

13

Италия,1968

1280 [11, с. 353] (КПД)

400 лет со дня рождения Томмазо Кампанелла (1568–1639)

5

Монако,1980

1424 [10, с.636]

Мишель де Монтень (1533–1592), 400 лет со дня выхода книги «Опыты».

6

Монако, 1996

2318 [10, с.693]

400 лет со дня рождения Рене Декарта (1596–1650)

4

Нидерланды, 1943, 1944

412–415, 417, 418, 420, 421 [13, с.1119]

Адмиралы: М. Рюйтер (1607- 1676), И. Эвертсен (1600–1666), К. М. Тромп (1597–1653), П. П. Хайн (1577–1629), В. К. Витт (1599–1658), К. Эветсен (1610–1666), М. Х. Тромп (1629–1691), К. Эветсен (1642–1706).

13

Нидерланды, 1969

927 [13, с.1143]

Эразм Роттердамский (1469- 1536)

6

Польша,1957

1041 [14, с.118]

300 лет со дня выхода книги Яна Амоса Коменского «Великая дидактика».

16

Россия, 1994

28 (ПКсОМ)

300 лет со дня выпуска московским просветителем Карионом Истоминым гравированного «Букваря».

8

Румыния,1958

1715 [12, с.636]

Ян Амос Коменский (1592–1670)

16

СССР, 1956

1808 [6, с.275]

Голландский художник Рембрант Харменс ван Рейн (1606- 1669).

4

СССР, 1958

1985 [6, с.304]

Чешкий педагог-гуманист и общественный деятель Ян Амос Коменский (1592–1670)

10,16

СССР, 1961

2458 [7, с. 30]

Памятник В. М. Ломоносову у здания МГУ

8

СССР, 1964

2812 [7, с.82]

400 лет со дня рождения английского драматурга Уильяма Шекспира (1564–1616)

4

СССР, 1964

2813 [7, с.83]

400 лет со дня рождения итальянского астронома и физика Галилео Галилея (1564–1642)

4

СССР, 1964

2813 [7, с.98]

300 лет со дня смерти французского живописца Никола Пуссена (1594–1665)

4

СССР, 1972

2914 [7, с.245]

Портрет просветителя, писателя Н. И. Новикова (1744–1818) худ. Д. Г. Левицкий

8

Украина, 1996

194 [14, с.968]

Петр Могила (1597–1647)

7

Украина,1997

149

(ХМК с ОМ)

Мелетий Смотрицкий (ок. 1577–1579- 1633)

7

Франция, 1950

884 [10, с.143]

Франсуа Рабле (1494–1553)

5

Чехословакия, 1934

321 [9, с. 642]

Бедржих Сметана (1824–1884)

9

Чехословакия, 1935

347 [9, с. 644]

Ян Амос Коменский (1592–1670)

11

Чехословакия, 1948

545] [9, с. 654]

Франтишек Палацкий (1798–1876)

3

Чехословакия, 1950

629 [9, с. 659]

Зденек Фибих (1850–1900)

9

Чехословакия, 1952

717, 718 [9, с.664]

360 лет со дня рождения Яна Амоса Коменского (1592–1670)

11

Чехословакия, 1953

784 [9, с.667]

Ярослав Врхлицкий (1853–1912)

9

Чехословакия, 1953

834 [9, с.670]

Национальный театр в Праге

9

Чехословакия, 1954

864 [9, с.672]

Антонин Дворжак (1841–1904)

9

Чехословакия, 1954

881 [9, с.673]

Ян Неруда (1834–1891)

3

Чехословакия, 1955

892, 893 [9, с.673]

35-летие основания университета имени Яна Амоса Коменского в Братиславе

11

Чехословакия, 1955

916 [9, с.674]

Павел Йозеф Шафарик (1795–1861)

3

Чехословакия, 1957

1009–1012 [9, с.679]

300 лет со дня выхода книги «Великая дидактика».

14

Чехословакия, 1970

1922 [9, с.733]

Ян Амос Коменский (педагог)1592–1670)

15

Чехословакия, 1992

3110 [9, с.733]

Блок 96

400 лет со дня рождения Яна Амоса Коменского

15

Чехия, 2007

523 [9, с. 611]

350 лет со дня выхода работы Я. А. Коменского «Opera didactica omnia»

15

Чехия, 2008

550 [9, с. 611]

350 лет со дня выхода работы Я. А. Коменского «Orbis pictus».

15

2012

ХМК «Герценовский филателист»

Выдающийся российский педагог и психолог Каптерев Петр Федорович (1849–1922).

10

Литература:

1. Басин О. Я. Филателистический словарь. М. Издательство «Связь», 1968. — 164 с.

2. Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичев, И. Я. Левитас, и др.; под общ.ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса.- М.: Радио и связь», 1988–320 с.

3. Громов Ю. В. От кружка и клуба филателистов к образовательной площадке// Почтовая связь. Техника и технологии. 2015. — № 2. — С.11–17.

4. Громов Ю. В. Методика организации филателистической образовательной площадки в школе // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1. — С. 56–59.

5. Громов Ю. В. Основы образовательной филателии// Почтовая связь. Техника и технологии. 2016. — № 1. — С.8–13.

6. Государственные знаки почтовой оплаты. Почтовые марки Российской империи 1957–1919. Почтовые марки РСФСР 1918- 1923. Почтовые марки СССР 1923–1960: каталог/ Федер. агентство связи; [редкол.: В. В. Шелихов (пред.) и др.; сост.: В. Ю. Соловьев] — Москва: Марка, 2011. -536 с. ил.

7. Государственные знаки почтовой оплаты. Почтовые марки СССР 1961–1974: каталог/ Федер. агентство связи; [редкол.: В. В. Шелихов (пред.) и др.; сост.: Е. А. Обухов, В. И. Пищенко] — Москва: Марка, 2010. — 336 с. ил.

8. Государственные знаки почтовой оплаты. Почтовые марки СССР 1975–1991: каталог/ Федер. агентство связи; [редкол.: В. В. Шелихов (пред.) и др.; сост.: Е. А. Обухов, В. И. Пищенко] — Москва: Марка, 2010. — 480 с. ил.

9. MICHEL. Еuropa-katalog 2010. Band 1: Mitteleuropa (ohne Deutschland). Unterschleißheim: Schwaneberger Werlag GmbH, 2010–1280 s.

10. MICHEL. Еuropa-katalog. Band 2: Sudwesteuropa 2010. Unterschleißheim: Schwaneberger Werlag GmbH, 2010–1360 s.

11. MICHEL. Еuropa-katalog 2012. Band 3: Sudeuropa. Unterschleißheim: Schwaneberger Werlag GmbH, 2012–1314 s.

12. MICHEL. Еuropa-katalog 2012/2013. Band 4: Sudosteuropa. Unterschleißheim: Schwaneberger Werlag GmbH, 2012–1166 s.

13. MICHEL. Еuropa-katalog 2010/2011. Band 6: Westeuropa. Unterschleißheim: Schwaneberger Werlag GmbH, 2010–1296 s.

14. MICHEL. Еuropa-katalog 2009/2010. Band 7: Osteuropa. Unterschleißheim: Schwaneberger Werlag GmbH, 2009–1104 s.

15. MICHEL. Deutschland-Spezial-Katalog 2011 Band 2: Ab Mai 1945 (Alliierte Besetzung bis Bundesrepublik Deutschland) Unterschleißheim: Schwaneberger Werlag GmbH, 2011–1312 s.

16. Кarel Bartosik. Exhibit: Jan Amos Komensky, Era — Life — Work. (рамка 3,4 лист- 1,10,11,15 [Электронный ресурс] http://www.japhila.cz/hof/0396/index0396_003.htm — экспонат в интернете. EXPONET. VIRTUAL INTERNATIONAL PHILATELIC EXHIBITION.

Основные термины (генерируются автоматически): чехословакия, день рождения, Яна, СССР, лист, день выхода книги, день смерти, ФРГ, Прага, учебная цель.


Похожие статьи

Движение «Сокол» в контексте русской эмиграции в Латвии...

Как упоминалось выше, наиболее выразительно русская академическая эмиграция проявилась в Чехословакии, где правительство во главе с

Помимо церковных праздников и дня Святого покровителя Георгия Победоносца, любые значимые начинания (годовщины, начало учебного...

Позиция Китая по поводу чехословацких событий 1968...

В отличие от «Правды» и «Известий» советский еженедельный телевизионный журнал «Новости дня» вообще не содержал какой-либо

Ввод войск стран ОВД в Чехословакию может оцениваться по-разному, но то, что руководство СССР преследовало цель сохранить...

Судьба человека в истории страны: Василий Леонидович Яворский

Развал СССР в 1991 году и крах советской системы привели к появлению современной

Еще раз избежать смерти удалось, когда автомашина, возвращавшаяся в казарму после

15 мая 1945 г. (в день рождения прадеда — прим. авт.) в небе над Югославией их самолет был сбит.

Московский договор 1970 года как пример компромиссного...

В этот день он постарался донести, что этот договор – это шаг в совместное будущее между СССР и Германии.

Дальнейшими вехами на этом пути стали Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ от 21 декабря 1972 г. и Пражский договор между Чехословакией и ФРГ от...

Тридцатилетняя война и ее последствия в истории Европы

В наши дни интерес к истории и трансформации международных отношений в мире, и Европе в частности, не ослабевает и, более того, значительно возрастает.

Начало войне положила так называемая Пражская дефенестрация 23 мая 1618 года, явившая собой начало выступлений...

Движение «Сокол» в контексте русской эмиграции в Латвии...

Как упоминалось выше, наиболее выразительно русская академическая эмиграция проявилась в Чехословакии, где правительство во главе с

Помимо церковных праздников и дня Святого покровителя Георгия Победоносца, любые значимые начинания (годовщины, начало учебного...

Позиция Китая по поводу чехословацких событий 1968...

В отличие от «Правды» и «Известий» советский еженедельный телевизионный журнал «Новости дня» вообще не содержал какой-либо

Ввод войск стран ОВД в Чехословакию может оцениваться по-разному, но то, что руководство СССР преследовало цель сохранить...

Судьба человека в истории страны: Василий Леонидович Яворский

Развал СССР в 1991 году и крах советской системы привели к появлению современной

Еще раз избежать смерти удалось, когда автомашина, возвращавшаяся в казарму после

15 мая 1945 г. (в день рождения прадеда — прим. авт.) в небе над Югославией их самолет был сбит.

Московский договор 1970 года как пример компромиссного...

В этот день он постарался донести, что этот договор – это шаг в совместное будущее между СССР и Германии.

Дальнейшими вехами на этом пути стали Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ от 21 декабря 1972 г. и Пражский договор между Чехословакией и ФРГ от...

Похожие статьи

Движение «Сокол» в контексте русской эмиграции в Латвии...

Как упоминалось выше, наиболее выразительно русская академическая эмиграция проявилась в Чехословакии, где правительство во главе с

Помимо церковных праздников и дня Святого покровителя Георгия Победоносца, любые значимые начинания (годовщины, начало учебного...

Позиция Китая по поводу чехословацких событий 1968...

В отличие от «Правды» и «Известий» советский еженедельный телевизионный журнал «Новости дня» вообще не содержал какой-либо

Ввод войск стран ОВД в Чехословакию может оцениваться по-разному, но то, что руководство СССР преследовало цель сохранить...

Судьба человека в истории страны: Василий Леонидович Яворский

Развал СССР в 1991 году и крах советской системы привели к появлению современной

Еще раз избежать смерти удалось, когда автомашина, возвращавшаяся в казарму после

15 мая 1945 г. (в день рождения прадеда — прим. авт.) в небе над Югославией их самолет был сбит.

Московский договор 1970 года как пример компромиссного...

В этот день он постарался донести, что этот договор – это шаг в совместное будущее между СССР и Германии.

Дальнейшими вехами на этом пути стали Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ от 21 декабря 1972 г. и Пражский договор между Чехословакией и ФРГ от...

Тридцатилетняя война и ее последствия в истории Европы

В наши дни интерес к истории и трансформации международных отношений в мире, и Европе в частности, не ослабевает и, более того, значительно возрастает.

Начало войне положила так называемая Пражская дефенестрация 23 мая 1618 года, явившая собой начало выступлений...

Движение «Сокол» в контексте русской эмиграции в Латвии...

Как упоминалось выше, наиболее выразительно русская академическая эмиграция проявилась в Чехословакии, где правительство во главе с

Помимо церковных праздников и дня Святого покровителя Георгия Победоносца, любые значимые начинания (годовщины, начало учебного...

Позиция Китая по поводу чехословацких событий 1968...

В отличие от «Правды» и «Известий» советский еженедельный телевизионный журнал «Новости дня» вообще не содержал какой-либо

Ввод войск стран ОВД в Чехословакию может оцениваться по-разному, но то, что руководство СССР преследовало цель сохранить...

Судьба человека в истории страны: Василий Леонидович Яворский

Развал СССР в 1991 году и крах советской системы привели к появлению современной

Еще раз избежать смерти удалось, когда автомашина, возвращавшаяся в казарму после

15 мая 1945 г. (в день рождения прадеда — прим. авт.) в небе над Югославией их самолет был сбит.

Московский договор 1970 года как пример компромиссного...

В этот день он постарался донести, что этот договор – это шаг в совместное будущее между СССР и Германии.

Дальнейшими вехами на этом пути стали Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ от 21 декабря 1972 г. и Пражский договор между Чехословакией и ФРГ от...

Задать вопрос