Исследование социального статуса потребителей лекарственных средств, применяемых для лечения атопического дерматита | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белоусова, О. В. Исследование социального статуса потребителей лекарственных средств, применяемых для лечения атопического дерматита / О. В. Белоусова, Е. А. Белоусов, О. В. Герасимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32785/ (дата обращения: 29.03.2024).



Исследование выявило социально-демографический статус потребителя лекарственных препаратов, применяемых при лечении атопического дерматита (АтД). Установлена гендерная принадлежность, возраст, социальная и семейная принадлежность посетителя аптечной организации. Определено отношение потребителей к собственному состоянию здоровья, регулярность посещений лечебно-профилактических учреждений и аптек. Выявлены потребительские предпочтения относительно выбора лекарственных средств.

Ключевые слова: атопический дерматит, социально-демографический статус потребителя, анкетирование, лекарственные средства, контент-анализ

The study identified the socio-demographic status of the consumer of medicinal drugs used in the treatment of atopic dermatitis. Set gender, age, social and family membership visitor pharmacy organization. Determined the attitude of consumers to their own health status, frequency of visits to medical institutions and pharmacies. Identified consumer preferences regarding the choice of drugs.

Keywords:atopic dermatitis, socio-demographic status of the consumer, survey, drug, content analysis.

Актуальность темы. Атопический дерматит (диффузный нейродерматит) — это хронический аллергическийдерматит с генетической предрасположенностью к атопии, имеющий рецидивирующее течение и возрастные особенности клинических проявлений [1].

Рост заболеваемости в последнее десятилетие, хроническое, с частыми рецидивами, течение, недостаточная эффективность существующих методов лечения и профилактики сегодня ставят это заболевание в ряд наиболее актуальных проблем медицины [2].

Начинаясь в первые месяцы жизни, заболевание приводит к снижению социальной адаптации ребенка, требует все более увеличивающихся затрат на лечебные и реабилитационные мероприятия и нередко приводит к инвалидизации. За последние 60 лет распространенность разнообразных аллергических заболеваний в мире увеличилась в 3 раза и продолжает неуклонно нарастать.

Увеличение заболеваемости и неблагоприятное течение болезни связано с ухудшающейся экологической обстановкой, недостаточным изучением и пренебрежением факторами, составляющими качество жизни [3].

В настоящее время большинство исследователей относят атопический дерматит к мультифакториальной патологии. Регистрируется и некоторая трансформация клинической картины: более раннее появление первых проявлений — с 1–2 месяцев жизни; более тяжелое течение атопического дерматита с увеличением площади поражения кожи, вплоть до развития эритродермии; увеличение количества больных с неудачами в терапии и ухудшением исхода заболевания [2].

Среди этиологических факторов, приводящих к развитию заболевания, указывают на сенсибилизацию к пищевым аллергенам, особенно в детском возрасте. Это связано с врожденными и приобретенными нарушениями функций пищеварительного тракта, неправильным вскармливанием, ранним введением в рацион питания высокоаллергенных продуктов, кишечным дисбиозом, нарушением цитопрoтективного барьера и т. д., что способствует проникновению антигенов из пищевой кашицы через слизистую оболочку во внутреннюю среду организма и формированию сенсибилизации к пищевым продуктам [4].

Среди эндогенных факторов можно также отметить такие как атопия, гиперреактивность кожи, нарушение функциональных и биохимических процессов в коже, гормональный сбой.

Экзогенные факторы способствуют развитию обострений и хронизации процесса. Восприимчивость к средовым факторам зависит от возраста больного и его конституциональных особенностей (морфофункциональные характеристики желудочно-кишечного тракта, нервной, эндокринной, иммунной систем) [5].

Цель исследования: определить социально-демографический статус потребителей лекарственных средств (ЛС), применяемых при лечении АтД.

Объекты исследования: 236 посетителей аптечной сети «Таблеточка».

Методы исследования: контент — анализ, социологический (анкетирование).

Результаты иих обсуждения:

На первом этапе исследования сформирована анкета покупателя, состоящая из 13 вопросов, разделенных на 3 блока:

  1. Социально-демографические характеристики;
  2. Состояние здоровья потребителей;
  3. Потребительские предпочтения;

В результате, установлено, что аптеку посещают женщины — 65 %, мужчины — 35 %. В ходе анализа выявлено, что респонденты в возрасте 15–25 лет составляют — 37 %, в возрасте от 26 — до 35 лет — 29 %, 36–45 лет — 18 %, от 46 — до 65 лет — 10 %, и более 65 лет — 6 %. При обработке анкет установлено, что работающим населением являются 38 %, пенсионерами-11 %, безработными- 28 %, студентами-11 %.

Рис.1. Градация посетителей по возрастному принципу, %

Анализ по семейному положению респондентов, выявил, что 64 % респондентов находятся в браке и 26 % — являются одинокими.

Удовлетворительно оценили свое состояние здоровье 42 % респондентов, неудовлетворительно — 19 %, отлично чувствуют себя 10 %, затрудняются с ответом 29 % респондентов. Имеют хронические заболевания 52 % респондентов, отсутствуют у 28 %, остальные об этом не задумывались.

К врачу респонденты обращаются 1 раз в полгода — 46 %, 1 раз в месяц — 36 %, а 18 % вовсе не обращаются к врачу. Следует отметить, что основной причиной, по которой респонденты не желают посещать врача, является занятость на работе, что характерно для 48 %; надеются, что болезнь сама пройдет 29 % и 23 % не верят в эффективность лечения.

Наиболее удобными для применения считают твердые лекарственные формы (44 %), на втором месте по применению — это мягкие лекарственные формы (29 %), менее удобными оказались жидкие (11 %), и для 16 % лекарственная форма не имеет значения.

На последнем этапе по данным анкет выявлялись первостепенные факторы при выборе лекарственного препарата. Установлено, что самым важным критерием является качество лекарственного препарата 33 %, быстроту наступления эффекта считают важным 31 % респондентов, удобство использования — 22 %, а для 14 % важным фактором оказалась цена.

Таблица 1

Социально-демографический статус потребителя ЛС, применяемых для лечения АтД

Признак

Градация признака

Доля респондентов,%

Пол

Женщина

65

Возраст

15–25

37

Социальное положение

Работающая

38

Семейное положение

Состоит в браке

64

Состав семьи

Четыре человека

36

Оценка собственного здоровья

Удовлетворительное

42

Посещение врача

Два раза в год

46

По причине занятости на работе

48

Посещение аптечной организации

Два раза в неделю

86

Факторы выбора ЛС

Качество

53

Предпочтение лекарственных форм

Твердые лекарственные формы

44

Таким образом, определен статус основного потребителя ЛС, применяемых для лечения АтД. Это женщина (65 %), в возрасте от 15 до 25 лет (37 %), по социальному положению работающая (38 %), состоящая в браке (64 %), семья из 4 человек (36 %), которая обращается к врачу 1 раз в полгода (46 %), по причине занятости на работе (48 %), тем не менее, аптеку посещает 2 раза в неделю, отдает предпочтение твердым лекарственным формам (44 %), а наиболее важным фактором при выборе лекарственного препарата считает его качество (33 %).

Литература:

  1. Адо, А. Д. Общая аллергология / А. Д. Адо. — М.: Медицина, 2010. –С. 543.
  2. Кениксфест Ю. В., Заболеваемость атопическим дерматитом детей и подростков в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах // Ю. В. Кениксфест, Фармацевтический вестник, 2011 — № 4 — С. 964.
  3. Лолор Г., Фишер Т., Клиническая иммунология и аллергология // Г. Лолор, Т. Фишер — М., «Практика». 2012 — С. 806.
  4. Шестакова Н. А. Иммунологические особенности аллергической и неаллергической формы атопического дерматита //Н. А. Шестакова и др., С.258.
  5. Факторы, влияющие на течение атопического дерматита. Ваш дерматолог [Электронный ресурс]–Режим доступа: http://www.dermatolog4you.ru/stat/derm _kosm/at _ derm_fact_tech.html
Основные термины (генерируются автоматически): лекарственный препарат, респондент, социально-демографический статус потребителя, аптечная организация, возраст, дерматит, месяц жизни, причина занятости, раз, социальное положение.


Ключевые слова

анкетирование, атопический дерматит, контент-анализ, лекарственные средства, социально-демографический статус потребителя

Похожие статьи

Исследование медико-социальных параметров потребителя...

В статье представлены результаты социально-демографических характеристик потребителей препаратов для избавления от табакозависимости. Исследование проводилось в аптеках ООО «Аптечный дом» г. Белгорода. Проведено анкетирование 355 посетителей.

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных...

Возраст участвовавших респондентов от 18 до 70 лет.

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях.

Изучение потребителя биологически активных добавок

Цель исследования: изучение социального статуса потребителей биологически активных добавок в аптеках аптечной сети «Аптечный дом».

Среднемесячные доходы и расходы респондентов легли в основу анализа социально-экономического круга посетителей...

Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных...

Исследование социального статуса потребителей лекарственных средств, применяемых для лечения атопического дерматита. Фармакоэкономический анализ лекарственных препаратов, применяемых в раннем периоде лечения первичной туберкулёзной инфекции у...

Особенности молодежного сегмента на рынке потребительских...

...основе социально-психических свойств, особого социального положения

Так как именно в подростковом возрасте у потребителя возникает наиболее устойчивая

Так 173 респондента отметили, что спорт является одной из основных составляющих их повседневной жизни.

Статистическое исследование занятости населения Российской...

Занятость населения – важнейшая социально-экономическая проблема и главный критерий эффективности

Данная ситуация описывает критическое положение рынка труда в 2014-2015 гг. Однако, заметно

Статистическое исследование уровня и качества жизни населения РФ.

Мерчандайзинг как фактор спроса в условиях современного...

Возраст целевой группы респондентов составил от 25 до 60 лет, большинство из которых женщины (62 %).

Рис. 4. Характеристики лекарственного препарата.

Оформление витрины в аптечной организации является одним из наиболее сложных процессов.

К вопросу о потребительских предпочтениях слабоалкогольных...

В ходе опроса также выяснилось, как давно респонденты пьют пиво.

8. Наумова Н. Л., Ребезов М. Б. Микроэлементный статус челябинцев как обоснование развития производства обогащенных продуктов питания.

Социальные комментарии Cackle.

Анкетирование как инструмент оценки нарушений нутритивного...

Инструментом для выявления нарушений нутритивного статуса у детей с ограниченными возможностями

Именно они сталкиваются с проблемами вскармливания, что снижает качество жизни не только ребенка, но и всей семьи в целом.

Социальные комментарии Cackle.

Исследование медико-социальных параметров потребителя...

В статье представлены результаты социально-демографических характеристик потребителей препаратов для избавления от табакозависимости. Исследование проводилось в аптеках ООО «Аптечный дом» г. Белгорода. Проведено анкетирование 355 посетителей.

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных...

Возраст участвовавших респондентов от 18 до 70 лет.

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях.

Изучение потребителя биологически активных добавок

Цель исследования: изучение социального статуса потребителей биологически активных добавок в аптеках аптечной сети «Аптечный дом».

Среднемесячные доходы и расходы респондентов легли в основу анализа социально-экономического круга посетителей...

Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных...

Исследование социального статуса потребителей лекарственных средств, применяемых для лечения атопического дерматита. Фармакоэкономический анализ лекарственных препаратов, применяемых в раннем периоде лечения первичной туберкулёзной инфекции у...

Особенности молодежного сегмента на рынке потребительских...

...основе социально-психических свойств, особого социального положения

Так как именно в подростковом возрасте у потребителя возникает наиболее устойчивая

Так 173 респондента отметили, что спорт является одной из основных составляющих их повседневной жизни.

Статистическое исследование занятости населения Российской...

Занятость населения – важнейшая социально-экономическая проблема и главный критерий эффективности

Данная ситуация описывает критическое положение рынка труда в 2014-2015 гг. Однако, заметно

Статистическое исследование уровня и качества жизни населения РФ.

Мерчандайзинг как фактор спроса в условиях современного...

Возраст целевой группы респондентов составил от 25 до 60 лет, большинство из которых женщины (62 %).

Рис. 4. Характеристики лекарственного препарата.

Оформление витрины в аптечной организации является одним из наиболее сложных процессов.

К вопросу о потребительских предпочтениях слабоалкогольных...

В ходе опроса также выяснилось, как давно респонденты пьют пиво.

8. Наумова Н. Л., Ребезов М. Б. Микроэлементный статус челябинцев как обоснование развития производства обогащенных продуктов питания.

Социальные комментарии Cackle.

Анкетирование как инструмент оценки нарушений нутритивного...

Инструментом для выявления нарушений нутритивного статуса у детей с ограниченными возможностями

Именно они сталкиваются с проблемами вскармливания, что снижает качество жизни не только ребенка, но и всей семьи в целом.

Социальные комментарии Cackle.

Похожие статьи

Исследование медико-социальных параметров потребителя...

В статье представлены результаты социально-демографических характеристик потребителей препаратов для избавления от табакозависимости. Исследование проводилось в аптеках ООО «Аптечный дом» г. Белгорода. Проведено анкетирование 355 посетителей.

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных...

Возраст участвовавших респондентов от 18 до 70 лет.

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях.

Изучение потребителя биологически активных добавок

Цель исследования: изучение социального статуса потребителей биологически активных добавок в аптеках аптечной сети «Аптечный дом».

Среднемесячные доходы и расходы респондентов легли в основу анализа социально-экономического круга посетителей...

Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных...

Исследование социального статуса потребителей лекарственных средств, применяемых для лечения атопического дерматита. Фармакоэкономический анализ лекарственных препаратов, применяемых в раннем периоде лечения первичной туберкулёзной инфекции у...

Особенности молодежного сегмента на рынке потребительских...

...основе социально-психических свойств, особого социального положения

Так как именно в подростковом возрасте у потребителя возникает наиболее устойчивая

Так 173 респондента отметили, что спорт является одной из основных составляющих их повседневной жизни.

Статистическое исследование занятости населения Российской...

Занятость населения – важнейшая социально-экономическая проблема и главный критерий эффективности

Данная ситуация описывает критическое положение рынка труда в 2014-2015 гг. Однако, заметно

Статистическое исследование уровня и качества жизни населения РФ.

Мерчандайзинг как фактор спроса в условиях современного...

Возраст целевой группы респондентов составил от 25 до 60 лет, большинство из которых женщины (62 %).

Рис. 4. Характеристики лекарственного препарата.

Оформление витрины в аптечной организации является одним из наиболее сложных процессов.

К вопросу о потребительских предпочтениях слабоалкогольных...

В ходе опроса также выяснилось, как давно респонденты пьют пиво.

8. Наумова Н. Л., Ребезов М. Б. Микроэлементный статус челябинцев как обоснование развития производства обогащенных продуктов питания.

Социальные комментарии Cackle.

Анкетирование как инструмент оценки нарушений нутритивного...

Инструментом для выявления нарушений нутритивного статуса у детей с ограниченными возможностями

Именно они сталкиваются с проблемами вскармливания, что снижает качество жизни не только ребенка, но и всей семьи в целом.

Социальные комментарии Cackle.

Исследование медико-социальных параметров потребителя...

В статье представлены результаты социально-демографических характеристик потребителей препаратов для избавления от табакозависимости. Исследование проводилось в аптеках ООО «Аптечный дом» г. Белгорода. Проведено анкетирование 355 посетителей.

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных...

Возраст участвовавших респондентов от 18 до 70 лет.

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях.

Изучение потребителя биологически активных добавок

Цель исследования: изучение социального статуса потребителей биологически активных добавок в аптеках аптечной сети «Аптечный дом».

Среднемесячные доходы и расходы респондентов легли в основу анализа социально-экономического круга посетителей...

Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных...

Исследование социального статуса потребителей лекарственных средств, применяемых для лечения атопического дерматита. Фармакоэкономический анализ лекарственных препаратов, применяемых в раннем периоде лечения первичной туберкулёзной инфекции у...

Особенности молодежного сегмента на рынке потребительских...

...основе социально-психических свойств, особого социального положения

Так как именно в подростковом возрасте у потребителя возникает наиболее устойчивая

Так 173 респондента отметили, что спорт является одной из основных составляющих их повседневной жизни.

Статистическое исследование занятости населения Российской...

Занятость населения – важнейшая социально-экономическая проблема и главный критерий эффективности

Данная ситуация описывает критическое положение рынка труда в 2014-2015 гг. Однако, заметно

Статистическое исследование уровня и качества жизни населения РФ.

Мерчандайзинг как фактор спроса в условиях современного...

Возраст целевой группы респондентов составил от 25 до 60 лет, большинство из которых женщины (62 %).

Рис. 4. Характеристики лекарственного препарата.

Оформление витрины в аптечной организации является одним из наиболее сложных процессов.

К вопросу о потребительских предпочтениях слабоалкогольных...

В ходе опроса также выяснилось, как давно респонденты пьют пиво.

8. Наумова Н. Л., Ребезов М. Б. Микроэлементный статус челябинцев как обоснование развития производства обогащенных продуктов питания.

Социальные комментарии Cackle.

Анкетирование как инструмент оценки нарушений нутритивного...

Инструментом для выявления нарушений нутритивного статуса у детей с ограниченными возможностями

Именно они сталкиваются с проблемами вскармливания, что снижает качество жизни не только ребенка, но и всей семьи в целом.

Социальные комментарии Cackle.

Задать вопрос