Методические подходы к проведению тематических мероприятий по материалам краеведческой работы школьников в Верхнеуслонском муниципальном районе РТ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 14.07.2016

Статья просмотрена: 191 раз

Библиографическое описание:

Сайфуллин, А. А. Методические подходы к проведению тематических мероприятий по материалам краеведческой работы школьников в Верхнеуслонском муниципальном районе РТ / А. А. Сайфуллин, Н. В. Виноградова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 564-566. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32754/ (дата обращения: 20.04.2024).



Краеведческая деятельность может являться содержательной и организационной основой образовательного. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона, учителя пренебрегают краеведческим принципом преподавания. Снижается количество образовательных учреждений, ведущих краеведческую работу. Даже в тех образовательных учреждениях, где действуют краеведческие объединения учащихся, как правило, наблюдается отсутствие системы работы, связей с другими краеведческими объединениями, материалы работы практически не используются в образовательном процессе школы [1,2,3,4,5,6,7].

Школьное краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

– приоритет воспитательных задач;

– возможности реализации принципов адаптивной педагогики;

– интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.); применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;

– самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;

– реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;

– внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;

– практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

Краеведческая деятельность учащихся представляет собой сложную систему, состоящую из интегрированных краеведческих курсов, внеурочной работы по предмету, туристско-краеведческих и экспедиционных объединений, факультативов, кружков, музеев.

Реализация задач, решаемых средствами краеведения, возможна при использовании образовательных ресурсов краеведения, которые реализуются в системе разнообразных форм краеведческой деятельности, в каждом элементе которой может принять деятельностное участие каждый ребенок.

Познавательная (по основной задаче) краеведческая деятельность реализуется в структуре учебного процесса, на основе выбранной образовательным учреждением учебной программы. К сожалению, в настоящее время отсутствуют единые требования к знаниям и умениям учащихся, нет принятого перечня практических работ, экскурсий; отмечается достаточно узкая содержательная направленность. Поэтому учителя, которые практикуют краеведческую работу, чаще всего организуют ее сообразно собственным интересам и представлениям. И, тем не менее, мы уверены, что они делают важное дело как в образовательном, так и в воспитательном плане. Поэтому можно согласиться с известным специалистом в области краеведения Ривкиным Е. Ю., что конкретное образовательное учреждение может самостоятельно разработать комплект краеведческих образовательных программ [8].

Внеурочная краеведческая работа, более эффективно позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные интересы учащихся, организовать деятельность, направленную на развитие личности каждого конкретного ученика. Кроме того, она способствует решению проблемы организации досуга учащихся во внеурочное время.

Формы внеклассной работой можно классифицировать по степени систематичности организации деятельности учащихся:

– разовые формы работ: конкурсы, викторины, конференции, олимпиады, театрализованные представления;

– системные: выпуск газет, проектные работы, экскурсии, факультативные занятия, краеведческие объединения учащихся.

Все они организуются и проводятся однократно (или несколько раз) в течение учебного года для различных классов, групп учащихся.

Их главная цель: развить у учащихся интерес к предмету, региону. Подготовка и проведение конкурсов способствует развитию знаний учащихся, формированию умений работы и общения в коллективе. Тематика конкурсов может касаться любых вопросов жизни своего района.

Обзор основных форм краеведческих мероприятий

Ученические краеведческие конференции. Главной целью проведения конференции является расширение краеведческого кругозора учащихся, формирование навыков исследовательской работы. Тематика конференций определяется проблемами Верхнеуслонского района или его отдельных территории, населённых пунктов, а также направлениями исследовательской деятельности учащихся. Краеведческие олимпиады. Желательно проводить их ежегодно во всех параллелях. Цели краеведческой олимпиады — выявить одаренных учеников для организации их последующего развития, способствовать активизации интереса к предмету. В олимпиаде должны принять участие все желающие школьники. Вопросы олимпиады разрабатываются учителем и должны касаться как основных программных вопросов курса, так и выходить за ее рамки. Основная группа вопросов должна отражать профиль изучаемого курса (география и экология района, история и культура родного края и т. п.). Остальные вопросы должны касаться всех аспектов содержания краеведческой подготовки учащихся, в том числе — территории своего непосредственного проживания.

Формы проведения предметной олимпиады могут быть разнообразны и отличаться в каждой возрастной группе участников. Такими формами могут быть: викторина, тестовые задания, мини-эссе, ответы на вопросы в виде кроссвордов, шарад, ребусов и др. После проведения олимпиады учитель знакомит всех участников с правильными ответами на вопросы. Результаты олимпиады должны быть доведены до участников максимально быстро. По итогам олимпиады учитель оформляет грамоты и вручает их призёрам в торжественной обстановке.

Заключение

Эколого-географическое краеведение — разноплановая наука, изучающая особенности природы места непосредственного проживания учащихся: характерные черты геологии и рельефа, погодные условия и сезонные изменения, многосторонние взаимосвязи живых и неживых объектов в знакомом географическом пространстве.

Литература:

  1. Виноградов В. Ю., Сайфуллин А. А., Хабибуллин М. М., Виноградова Н. В., Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского МР РТ) Молодой ученый. № 11 (115), 2016. С. 566–568.
  2. Виноградов В. Ю., Сайфуллин А. А., Виноградова Н. В., Гибадуллин Р. З. Роль бережливого производства в современном мире. Молодой ученый. № 20 (100) октябрь, 2015. С. 30–31.
  3. Диагностика состояния газотурбинных двигателей в условиях аэродромного базирования. Виноградов В. Ю. Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2000. № 2. С. 32.
  4. Исследование технического состояния авиационных ГТД и энергетических установок в целях составления картограмм газодинамических параметров для диагностики. Виноградов В. Ю. Контроль. Диагностика. 2011. № 12. С. 45–50.
  5. Противоугонное устройство для самоходных транспортных средств ВиноградовЮ. В., Мангушев Н. И., Точилкин В. И., Виноградов В. Ю., Абросимов А. В. патент на изобретение RUS 2047514.
  6. Ривкин Е. Ю. Основы методики преподавания краеведения в основной и старшей школе. — М: СОУО, 2000.
  7. Ривкин Е. Ю. Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы — www.portal-slovo/ru/pedagogy/37958.php (дата обращения 01.12.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): краеведческая деятельность, краеведческая работа, краеведческое объединение учащихся, образовательная деятельность, образовательное учреждение, учитель.


Похожие статьи

Использование краеведческого материала на уроках и во...

родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения, краеведение, краеведческая работа, местный поэт, образовательное учреждение.

Становление краеведения в России как элемента...

Краеведение и его использование в образовательном процессе современной школы — это

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, краеведение, Российская империя, Россия, педагог, Московский учебный округ, краеведческая работа, народное...

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие.

В содержании двух образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определено содержание по организации образовательного процесса в...

Организация краеведческой деятельности в школе как...

Важнейшей формой организации краеведческой деятельности школьников в контексте регионализации образования может выступить научное общество учащихся (НОУ). К основным воспитательно-развивающим целям НОУ можно отнести

Организация исследовательской деятельности краеведческой...

В статье проводится оценка организации исследовательской деятельности краеведческой направленности в практике работы школ Ардатовского района. Были проанкетированы учителя школ по вопросам краеведческой направленности.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие

– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Организация краеведческой работы при обучении бакалавров...

Ключевые слова: краеведение, краеведческая работа, педагогические технологии, подготовка бакалавров по профилю «Начальное образование».

По нашему мнению, краеведение, как деятельность, в которой могут принимать участие люди всех возрастов (как...

Сущность и формы организации эколого-географического...

А затем они активно включились в краеведческую деятельность послереволюционных лет: организацию музеев, архивов, библиотек [2].

Ко второй половине 20-х годов в СССР было зарегистрировано более 1700 краеведческих организаций и учреждений.

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

Основное поле краеведческой работы открывается во внеурочной деятельности. Моя задача — использовать разнообразные формы работы. Это классные часы, тематические праздники и коллективно-творческие дела, проектно-исследовательская деятельность...

Использование краеведческого материала на уроках и во...

родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения, краеведение, краеведческая работа, местный поэт, образовательное учреждение.

Становление краеведения в России как элемента...

Краеведение и его использование в образовательном процессе современной школы — это

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, краеведение, Российская империя, Россия, педагог, Московский учебный округ, краеведческая работа, народное...

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие.

В содержании двух образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определено содержание по организации образовательного процесса в...

Организация краеведческой деятельности в школе как...

Важнейшей формой организации краеведческой деятельности школьников в контексте регионализации образования может выступить научное общество учащихся (НОУ). К основным воспитательно-развивающим целям НОУ можно отнести

Организация исследовательской деятельности краеведческой...

В статье проводится оценка организации исследовательской деятельности краеведческой направленности в практике работы школ Ардатовского района. Были проанкетированы учителя школ по вопросам краеведческой направленности.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие

– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Организация краеведческой работы при обучении бакалавров...

Ключевые слова: краеведение, краеведческая работа, педагогические технологии, подготовка бакалавров по профилю «Начальное образование».

По нашему мнению, краеведение, как деятельность, в которой могут принимать участие люди всех возрастов (как...

Сущность и формы организации эколого-географического...

А затем они активно включились в краеведческую деятельность послереволюционных лет: организацию музеев, архивов, библиотек [2].

Ко второй половине 20-х годов в СССР было зарегистрировано более 1700 краеведческих организаций и учреждений.

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

Основное поле краеведческой работы открывается во внеурочной деятельности. Моя задача — использовать разнообразные формы работы. Это классные часы, тематические праздники и коллективно-творческие дела, проектно-исследовательская деятельность...

Похожие статьи

Использование краеведческого материала на уроках и во...

родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения, краеведение, краеведческая работа, местный поэт, образовательное учреждение.

Становление краеведения в России как элемента...

Краеведение и его использование в образовательном процессе современной школы — это

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, краеведение, Российская империя, Россия, педагог, Московский учебный округ, краеведческая работа, народное...

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие.

В содержании двух образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определено содержание по организации образовательного процесса в...

Организация краеведческой деятельности в школе как...

Важнейшей формой организации краеведческой деятельности школьников в контексте регионализации образования может выступить научное общество учащихся (НОУ). К основным воспитательно-развивающим целям НОУ можно отнести

Организация исследовательской деятельности краеведческой...

В статье проводится оценка организации исследовательской деятельности краеведческой направленности в практике работы школ Ардатовского района. Были проанкетированы учителя школ по вопросам краеведческой направленности.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие

– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Организация краеведческой работы при обучении бакалавров...

Ключевые слова: краеведение, краеведческая работа, педагогические технологии, подготовка бакалавров по профилю «Начальное образование».

По нашему мнению, краеведение, как деятельность, в которой могут принимать участие люди всех возрастов (как...

Сущность и формы организации эколого-географического...

А затем они активно включились в краеведческую деятельность послереволюционных лет: организацию музеев, архивов, библиотек [2].

Ко второй половине 20-х годов в СССР было зарегистрировано более 1700 краеведческих организаций и учреждений.

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

Основное поле краеведческой работы открывается во внеурочной деятельности. Моя задача — использовать разнообразные формы работы. Это классные часы, тематические праздники и коллективно-творческие дела, проектно-исследовательская деятельность...

Использование краеведческого материала на уроках и во...

родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения, краеведение, краеведческая работа, местный поэт, образовательное учреждение.

Становление краеведения в России как элемента...

Краеведение и его использование в образовательном процессе современной школы — это

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, краеведение, Российская империя, Россия, педагог, Московский учебный округ, краеведческая работа, народное...

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие.

В содержании двух образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определено содержание по организации образовательного процесса в...

Организация краеведческой деятельности в школе как...

Важнейшей формой организации краеведческой деятельности школьников в контексте регионализации образования может выступить научное общество учащихся (НОУ). К основным воспитательно-развивающим целям НОУ можно отнести

Организация исследовательской деятельности краеведческой...

В статье проводится оценка организации исследовательской деятельности краеведческой направленности в практике работы школ Ардатовского района. Были проанкетированы учителя школ по вопросам краеведческой направленности.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие

– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Организация краеведческой работы при обучении бакалавров...

Ключевые слова: краеведение, краеведческая работа, педагогические технологии, подготовка бакалавров по профилю «Начальное образование».

По нашему мнению, краеведение, как деятельность, в которой могут принимать участие люди всех возрастов (как...

Сущность и формы организации эколого-географического...

А затем они активно включились в краеведческую деятельность послереволюционных лет: организацию музеев, архивов, библиотек [2].

Ко второй половине 20-х годов в СССР было зарегистрировано более 1700 краеведческих организаций и учреждений.

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

Основное поле краеведческой работы открывается во внеурочной деятельности. Моя задача — использовать разнообразные формы работы. Это классные часы, тематические праздники и коллективно-творческие дела, проектно-исследовательская деятельность...

Задать вопрос