Конституционные основы государственной и административно-территориальной структуры Республики Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 16.07.2016

Статья просмотрена: 259 раз

Библиографическое описание:

Маткаримов, И. М. Конституционные основы государственной и административно-территориальной структуры Республики Узбекистан / И. М. Маткаримов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 452-453. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32556/ (дата обращения: 18.04.2024).



Согласно статье 1 Конституции, Республика Узбекистан считается суверенным демократическим и независимым государством. Каждое независимое государство должно иметь свои границы и административно-территориальную целостность.

Согласно 4 и 17 статьям конституционного закона «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», принятых на внеочередной 6-й сессии XII созыва Верховного Совета Республики Узбекистан, проведённого 31 августа 1991 г., государственные границы и территории неделимы и неприкосновенны. Народ Узбекистана не может своевольно изменить государственные границы и свою территорию. Признаётся территориальная целостность и независимость Республики Каракалпакстан, входящей в состав Республики Узбекистан. Данное правовое положение вполне соответствует уставам ООН и декларации об СНГ, принятой 21 декабря 1991 года в городе Алма-Ата. Согласно международным правовым нормам, территория каждого государства должна быть определена границами. Территория государства может состоять из суши, акватории, атмосферного воздуха и подземных богатств. Данные природные объекты считаются материальной базой для людей, проживающих в стране. Поэтому для каждого государства, в том числе и для Республики Узбекистан, государственная территория играет особую роль в социально-политической жизни государства, и является реальным выражением независимости.

Форма государственного управления — организация административно-территориального и государственного управления, а также характер взаимоотношений между местными и центральными органами [4.110c]. Таким образом, административно-территориальная организация является основным показателем государственной структуры.

Административно-территориальная структура государства — социально-экономическая часть организации государственной территории, представляющая собой систему деления государственной территории на части, отделённые для удобства осуществления основных задач государственного строительства. Территориальная организация государства по цели и задачам может выражаться в следующих формах:

территориально-экономическая (например, зоны для свободной торговли)

военно-территориальная (например, 6 округов, составляющих военно-территориальную целостность: Ташкентский (центральный), Северный, Южный, Восточный и Западный);

территориально — политический (например, регионы, отделённые для решения этических проблем);

территориально-экологический (например, акватория и территории, нуждающихся в особой экологической защите: Аральское море и территории Приаралья). Основными задачами центрального государственного аппарата Республики Узбекистан являются: защита территориальной целостности, государственной независимости и конституционального строя, защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка, защита прав собственников и экономической свободы, проведение результативной внешней политики и т.п.

Согласно статье 68 Конституции, Республика Узбекистан состоит из областей районов, городов, кишлаков, аулов. Кроме того, в ее состав также входит Республики Каракалпакстан.

Данная информация была опубликована министерством по статистике и макроэкономике Республики Узбекистан в статистическом сборнике «Население Республики Узбекистан — 2010» от 1 января 2010 г. Согласно данному изданию, наша Республики состоит из 1826 административно-территориальных частей. В это число входят 12 областей, Республика Каракалпакстан, 182 района, 55 городов областного подчинения, 120 городов и 1456 кишлаков и аулов.

Административно-территориальные единицы Республики Узбекистан можно сгруппировать и разделить на 3 степени.

  1. Единицы высшего уровня — Республика Каракалпакстан, области и город Ташкент;
  2. Единицы среднего уровня — кишлаки и районы городов, города областного подчинения;
  3. Единицы нижнего уровня — города районного подчинения, поселки городского типа, кишлаки и сельские сходы граждан.

Единицы высшего уровня — по государственному строению Республики Узбекистан является унитарным государством. Поэтому Республика Каракалпакстан, области и город Ташкент приравнены к частям с особым статусом. Административно-территориальные единицы государства включают в себя все сферы социальной жизни. По национально-этническому, социально-экономическому и политическому потенциалу вышеуказанные части стоят близко друг к другу.

Самыми большими административно-территориальными единицами являются области, их число в Узбекистане составляет двенадцать. Термин «вилоят» является синонимом к слову «область», он даёт точное значение административно-территориального строения, так как термин «область» употребляется не только по отношению к административным единицам, но и к природным, экономическим, военным единицам. «Вилоят» же употребляется по отношению к определённым территориям, кроме того этот термин отображает нашу историю и национальные ценности. Разделение на области нашей страны отражает мощность производства, характер расположения производств, развитие транспорта и коммуникаций, управляющие структуры.

Административные единицы среднего и нижнего уровней входят в состав административно-территориальных единиц более высокого порядка, выполняют важные организационные функции.

Город Ташкент — население составляет более 2,3 млн. человек, здесь проживают представители более 100 наций. Ввиду расположения всех центральных государственных управлений, научных и культурных центров, экономического положения (валовой внутренний продукт - 16 %, промышленный продукт - 20 %), его можно поставить в один ряд с областями. В его состав входят 11 районов и 445 махаллей.

Республики Каракалпакстан — суверенная республика, входящая в состав Республики Узбекистан. По своему социально-экономическому и национальному состоянию имеет высший правовой статус. Площадь 164,9 тыс. кв. км, население 1,5 млн. человек. Республика состоит из 15 кишлаков, 12 городов, 16 поселков городского типа и из административно-территориальных единиц, соединяющих 120 аулов. Столица — город Нукус.

Район (Туман) — данный термин впервые был употреблен тимуридами. Под туманом понималась административная территория, которая была способна дать 10 тыс. воинов. Районы — это звенья, которые непосредственно руководят социальной, экономической, хозяйственной и культурной сферами местности. Административно-территориальные изменения в нашей стране осуществляются путем изменения границ кишлаков района.

Города областного подчинения — отличаются тем, что промышленное и служебное направления в них развиты намного больше чем аграрное направление. По закону города, население которых превышает 30 тысяч человек, по своему правовому статусу подразделяются на 2 группы:

  1. Областные центры;
  2. Города областного подчинения.

Система управления в городах этих двух типов отличается.

К административным единицам нижнего уровня можно причислить такие административно-территориальные подразделения, которые не имеют местных органов власти (хокимиятов), и упорядочивают свои социальные отношения через органы самоуправления.

В число городов районного подчинения входят такие населённые пункты, которые имеют промышленные предприятия, коммунальное хозяйство, социальные и культурные учреждения, торговые пункты и пункты бытового обслуживания и население которых составляет не менее 7 тысяч человек. Для присвоения такого правового статуса требуется, чтобы населённый пункт имел административное значение и позитивный прогноз на будущее. Их число до 2001 года составляло до 91.

Поселки городского типа — население превышает 2000 человек. Такие населённые пункты расположены вблизи промышленных предприятий, строительств, железнодорожных станций и других важных объектов.

Кишлаки и аулы — отличаются от поселков городского типа тем, что в них большя часть населения занимается сельским хозяйством, количество населения меньше, и не ограничено. В Республики Каракалпакстан и в области Навои большинство населённых пунктов называется «аул», а в других вилоятах «кишлак». В Узбекистане более 11,8 тысяч кишлаков и 1451 аулов. Для них характерны органы самоуправления – гражданские собрания.

Литература:

  1. Закон об «Основах независимости Республики Узбекистан» 1991 г.
  2. Конституции Республики Узбекистан, Тошкент, 2011, — 40 с.
  3. Статистический сборник под названием «Население Республики Узбекистан — 2010» Ташкент, 2010, — 77 с.
  4. Теория государства и права / под редакцией Х. Б. Бабаева и Х. Т. Адилкариева — Тошкент: Мир экономики и права, 2000, — 141 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, город, городской тип, областное подчинение, Республика, государственная территория, единица, нижний уровень, Ташкент, высший уровень.


Похожие статьи

О некоторых структурных особенностях населения Узбекистана...

городской, город, городское население, Узбекистан, поселение, крупный город республики, естественный прирост, деление населения, группа стран, высокий уровень.

История детских домов в Узбекистане: формирование...

Библиографическое описание: Хужанова М. Ф. История детских домов в Узбекистане: формирование, деятельность и проблемы

В качестве примера можно привести детский дом, который в 1925 году располагался на территории завода Целлюлоза “нового” города Ташкента.

Классификация фондов по экономическим вопросам...

В Национальном Архивном Фонде Республики Узбекистан хранится более 8 миллионов документов, 1,5 миллиона из которых находится в Центральном Государственном архиве Республики Узбекистан (ЦГАРУз) [5, с. 3–5].

Реформации в структуре местных властей в Узбекистане

Вместе с тем, была четко разграничена компетенция органов управления на республиканском и местном уровнях. Конституция Республики Узбекистан, принятая 8 декабря 1992 года, закрепила основы государственной власти на местах.

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

Все это с высоким уровнем доверия между гражданами, который наблюдается в махаллях, является необходимым условием формирования гражданского общества.

Ташкент – 1996г. Стр. 277-282. Конституция Республики Узбекистан.

Специфика внутренней торговли Старого города Ташкента...

Ташкент — столица Республики Узбекистан — имеет интереснейшую историю длиною более чем в 2200 лет.

По центральной дороге, которая из этой части города вела к главному городскому базару Чорсу

Они были разного типа и отличались по своей форме и вкусу.

Отражение социальной истории конца XIX — начала XX вв....

В этих целях он просит оказать содействие («бумажное милосердие») от городской администрации Ташкента городскому начальнику города Аулияаты, чтобы он создал

Центральный Государственный Архив Республики Узбекистана, фонд 36, опись 1, дело 958.

О некоторых структурных особенностях населения Узбекистана...

городской, город, городское население, Узбекистан, поселение, крупный город республики, естественный прирост, деление населения, группа стран, высокий уровень.

История детских домов в Узбекистане: формирование...

Библиографическое описание: Хужанова М. Ф. История детских домов в Узбекистане: формирование, деятельность и проблемы

В качестве примера можно привести детский дом, который в 1925 году располагался на территории завода Целлюлоза “нового” города Ташкента.

Классификация фондов по экономическим вопросам...

В Национальном Архивном Фонде Республики Узбекистан хранится более 8 миллионов документов, 1,5 миллиона из которых находится в Центральном Государственном архиве Республики Узбекистан (ЦГАРУз) [5, с. 3–5].

Реформации в структуре местных властей в Узбекистане

Вместе с тем, была четко разграничена компетенция органов управления на республиканском и местном уровнях. Конституция Республики Узбекистан, принятая 8 декабря 1992 года, закрепила основы государственной власти на местах.

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

Все это с высоким уровнем доверия между гражданами, который наблюдается в махаллях, является необходимым условием формирования гражданского общества.

Ташкент – 1996г. Стр. 277-282. Конституция Республики Узбекистан.

Специфика внутренней торговли Старого города Ташкента...

Ташкент — столица Республики Узбекистан — имеет интереснейшую историю длиною более чем в 2200 лет.

По центральной дороге, которая из этой части города вела к главному городскому базару Чорсу

Они были разного типа и отличались по своей форме и вкусу.

Отражение социальной истории конца XIX — начала XX вв....

В этих целях он просит оказать содействие («бумажное милосердие») от городской администрации Ташкента городскому начальнику города Аулияаты, чтобы он создал

Центральный Государственный Архив Республики Узбекистана, фонд 36, опись 1, дело 958.

Похожие статьи

О некоторых структурных особенностях населения Узбекистана...

городской, город, городское население, Узбекистан, поселение, крупный город республики, естественный прирост, деление населения, группа стран, высокий уровень.

История детских домов в Узбекистане: формирование...

Библиографическое описание: Хужанова М. Ф. История детских домов в Узбекистане: формирование, деятельность и проблемы

В качестве примера можно привести детский дом, который в 1925 году располагался на территории завода Целлюлоза “нового” города Ташкента.

Классификация фондов по экономическим вопросам...

В Национальном Архивном Фонде Республики Узбекистан хранится более 8 миллионов документов, 1,5 миллиона из которых находится в Центральном Государственном архиве Республики Узбекистан (ЦГАРУз) [5, с. 3–5].

Реформации в структуре местных властей в Узбекистане

Вместе с тем, была четко разграничена компетенция органов управления на республиканском и местном уровнях. Конституция Республики Узбекистан, принятая 8 декабря 1992 года, закрепила основы государственной власти на местах.

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

Все это с высоким уровнем доверия между гражданами, который наблюдается в махаллях, является необходимым условием формирования гражданского общества.

Ташкент – 1996г. Стр. 277-282. Конституция Республики Узбекистан.

Специфика внутренней торговли Старого города Ташкента...

Ташкент — столица Республики Узбекистан — имеет интереснейшую историю длиною более чем в 2200 лет.

По центральной дороге, которая из этой части города вела к главному городскому базару Чорсу

Они были разного типа и отличались по своей форме и вкусу.

Отражение социальной истории конца XIX — начала XX вв....

В этих целях он просит оказать содействие («бумажное милосердие») от городской администрации Ташкента городскому начальнику города Аулияаты, чтобы он создал

Центральный Государственный Архив Республики Узбекистана, фонд 36, опись 1, дело 958.

О некоторых структурных особенностях населения Узбекистана...

городской, город, городское население, Узбекистан, поселение, крупный город республики, естественный прирост, деление населения, группа стран, высокий уровень.

История детских домов в Узбекистане: формирование...

Библиографическое описание: Хужанова М. Ф. История детских домов в Узбекистане: формирование, деятельность и проблемы

В качестве примера можно привести детский дом, который в 1925 году располагался на территории завода Целлюлоза “нового” города Ташкента.

Классификация фондов по экономическим вопросам...

В Национальном Архивном Фонде Республики Узбекистан хранится более 8 миллионов документов, 1,5 миллиона из которых находится в Центральном Государственном архиве Республики Узбекистан (ЦГАРУз) [5, с. 3–5].

Реформации в структуре местных властей в Узбекистане

Вместе с тем, была четко разграничена компетенция органов управления на республиканском и местном уровнях. Конституция Республики Узбекистан, принятая 8 декабря 1992 года, закрепила основы государственной власти на местах.

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

Все это с высоким уровнем доверия между гражданами, который наблюдается в махаллях, является необходимым условием формирования гражданского общества.

Ташкент – 1996г. Стр. 277-282. Конституция Республики Узбекистан.

Специфика внутренней торговли Старого города Ташкента...

Ташкент — столица Республики Узбекистан — имеет интереснейшую историю длиною более чем в 2200 лет.

По центральной дороге, которая из этой части города вела к главному городскому базару Чорсу

Они были разного типа и отличались по своей форме и вкусу.

Отражение социальной истории конца XIX — начала XX вв....

В этих целях он просит оказать содействие («бумажное милосердие») от городской администрации Ташкента городскому начальнику города Аулияаты, чтобы он создал

Центральный Государственный Архив Республики Узбекистана, фонд 36, опись 1, дело 958.

Задать вопрос