Реализация принципов индивидуализации в процессе инклюзивного образования в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Молоканова, Н. В. Реализация принципов индивидуализации в процессе инклюзивного образования в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности / Н. В. Молоканова, Н. А. Билялова, И. Н. Конькова, В. В. Гоношилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 94-99. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32522/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье рассмотрены формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми — инвалидами в рамках проекта по формированию модели инклюзивного образования «Радость — это быть вместе!». Лекотека представлена как модель работы с «особыми» детьми в условиях ДОУ. Представлен процесс включения ребёнка с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение общеразвивающей направленности. Подробно рассказано об использовании ИКТ педагогом-психологом в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми — инвалидами. В примере, приведенным педагогом-психологом, имя ребенка изменено.

Ключевые слова: инклюзия, индивидуализация, дети с ОВЗ и дети-инвалиды, индивидуальный образовательный маршрут, игровые сеансы, информационно-коммуникативные технологии, современные образовательные технологии

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования позиция ребенка как субъекта образовательного процесса поставлена в контексте индивидуализации образования.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный Государственный Стандарт (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) направлены на «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования», «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». Один из основных принципов ФГОС ДО — индивидуализация образования, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в том числе детей с ОВЗ.

Инклюзия — двунаправленный процесс, предполагающий взаимную адаптацию и готовность коллектива принять особого ребёнка и учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов. При инклюзивном подходе выигрывают все дети, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех участников образовательного процесса [1, с. 25].

В процессе формирования модели инклюзивного образования каждая организация выбирает для себя наиболее приемлемый путь [6, c.44], используются командные формы работы, проектные формы организации деятельности [3, с. 34]. В нашем дошкольном учреждении разработан и реализуется проект по формированию модели инклюзивного образования «Радость — это быть вместе!». Цель проекта — моделирование образовательного процесса, направленного на включение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в социальное и образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и повышение качества жизни данных детей и их семей.

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:

  1. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ.
  2. Формирование у здоровых детей толерантности и принятию детей с ОВЗ.
  3. Повышение профессиональной компетенции педагогов.
  4. Изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.
  5. Создание условий для обмена и трансляции опыта между педагогами других дошкольных учреждений города, региона.
  6. Активизация сотрудничества с государственными и Благотворительными организациями.

Поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям с ОВЗ стал причиной создания специальной модели работы с «особыми» детьми в условиях ДОУ. Такой моделью в нашем дошкольном учреждении стала Лекотека. Специалисты Лекотеки проводят индивидуальные и подгрупповые игровые сеансы как во время посещения ребёнком детского сада, так и в дни отсутствия в ребёнка в группе, в соответствии с его индивидуальным графиком.

Специалисты Лекотеки на основе ИПР ребёнка-инвалида и диагностического обследования разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка, на основе которого воспитатель составляет и реализует индивидуальный план воспитательно-образовательного процесса ребёнка с ОВЗ. В детском саду созданы специальные условия для детей с ОВЗ, одно из них — организация развивающей предметно-пространственной среды.

У детей дошкольного возраста формируется толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ в процессе семейного воспитания и в процессе совместной деятельности в группе. Педагоги в образовательной деятельности используют задания разноуровнего содержания, упор делают на сильные стороны ребёнка, коррекционная работа строится с опорой на сохранные зоны, демонстрируют достижения детей, отмечают даже незначительный прогресс ребёнка, создают для ребёнка ситуации успеха. Здоровых сверстников педагоги включают в помощь «особым» детям в разных видах деятельности: занятия в паре, помощь в самообслуживании. Большое внимание педагоги уделяют обучению самостоятельной игре ребёнка, а также игре с другими детьми. Это имеет большое значение для формирования у «особого» ребёнка нравственных норм поведения, помогает войти в коллектив сверстников. Дети с ОВЗ и их родители равноправно участвуют в образовательном процессе, во всех мероприятия, проводимых в ДОУ: праздниках, выставках, конкурсах, акциях.

Пример тому, проведённый 3 декабря 2015 г. «День Доброты» в рамках Международного дня инвалида.

Таблица 1

План мероприятий

Время

Название

8.00–8.20

«Весёлая зарядка»

9.00

– Просмотр мультфильма детьми средних групп «Цветик-семицветик».

– Беседы с детьми старших и подготовительных к школе групп на тему «Умей дарить добро» (о людях-инвалидам, об их стойкости и силе духа, о сочувствии и желании проявлять помощь и сострадание).

9.30

Музыкальный праздник «Дари добро» (для детей старших и подготовительных групп и для детей-инвалидов и их родителей, гости праздника дети-инвалиды, не посещающие детский сад и их родители).

9.30

– Спортивный праздник «Дружба делает нас сильнее» (для средних групп)

– Оформление фотовыставки «Мы вместе!» по итогам фотосессии детей-инвалидов с синдромом Дауна, проведённой в детском саду.

– Оформление выставки детских рисунков детей подготовительных групп «Радость — это быть вместе!»

– Оформление персональной выставки рисунков Евдокимова Богдана (4 года), воспитанника с синдромом Дауна.

13.30

Круглый стол для педагогов и родителей детей-инвалидов, демонстрация фильма о жизни детей-инвалидов в детском саду «Мы разные, но всё-таки мы вместе!», созданного педагогами.

8.00–19.00

Акция «Передай доброту» (дети обводили на плакате свои ладошки, родители написали свои пожелания детям-инвалидам и их родителям).

Более подробно мы хотим рассказать об использовании ИКТ педагогом-психологом в работе с детьми с ОВЗ.

На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате совместной работы психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование [2, c. 65]. Успешность социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна зависит от благоприятных социальных условий и способов взаимодействия с окружающей действительностью.

Прежде чем приступить к работе педагог-психолог нашего учреждения познакомилась с опытом А. А. Гавриловой «Особенности психологической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях Лекотеки», А. С. Фоминой «К вопросу о развитии положительных эмоциональных проявлений у детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями в общении с родителями на занятиях психолога в Лекотеке» из города Новосибирска; опытом работы О. С. Краевой «Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна» город Серпухов, Московской области. Изучила работы П. Л. Жияновой «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна», «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна» и Т. П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна». Принимала участие в научно-практическом семинаре «Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна», организованном ООО Центр «Нейро» и ВОБОО «Общество помощи детям им. Л. С. Выготского», что позволило познакомиться с опытом работы психологов Н. Е. Нейман «Основные направления коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна раннего и дошкольного возраста» и В. В. Бугайчук «Эффективные методы и приемы формирования основ учебного поведения у ребенка с синдромом Дауна». Все это позволило ей выстроить свою работу.

Направление деятельности педагога-психолога с детьми с ОВЗ:

Способствовать гармоничному и интеллектуальному развитию личности ребенка и принятие мер по оказанию различного вида психологической, коррекционной, реабилитационной и консультативной помощи воспитанникам. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ прежде всего направлено на овладение социальными навыками поведения и продуктивными формами общения со сверстником и взрослым на основе партнерских отношений.

Цель психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна — социальная адаптация, приспособление к жизни и интеграция в общество.

Задачи:

– Психолого-педагогическое обследование детей от 2 до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей).

– Подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка.

– Проведение профилактических и коррекционных занятий средствами игры у детей от 2 до 7 лет с нарушениями развития.

– Обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии.

В ДОУ созданы условия: выделено помещение для проведения игровых сеансов педагогом-психологом, оборудованное дидактическими играми и пособиями для реализации коррекционной работы с учетом ближайшей зоны развития каждого из детей, есть интерактивное оборудование. Оформлена комната со специально организованной средой «Фиолетовый лес», оснащённая развивающими играми и пособиями по игровой технологии интеллектуального развития дошкольников Воскобовича В. В. «Сказочные лабиринты игры».

Работа педагога-психолога с ребенком начинается с диагностики уровня развития [5, c. 54]. В своей работе с ребенком с синдромом Дауна педагог-психолог использует «Диагностику познавательного развития детей раннего возраста с психофизическими нарушениями» Е. А. Стребелевой; наблюдения за ребенком на занятиях в группе, в игровой деятельности, на прогулке, на музыкальных, физкультурных занятиях; беседа с родителями и педагогами группы.

По результатам диагностики и наблюдений за ребенком составляется индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) с учетом зоны ближайшего развития.

В своей работе педагог-психолог выделил наиболее важные сферы развития:

– формирование навыков общения и развитие речи;

– развитие мелкой (тонкой) моторики и зрительно-двигательной координации;

– развитие познавательной деятельности;

– развитие высших психических функций и сенсомоторное развитие.

В работе с детьми с ОВЗ педагог-психолог использует программу MimioStudio. Такие занятия имеют свою специфику — они более эмоциональны, яркие, с применением звука и видео, что позволяет не только расширить чувственный опыт и активизировать все психические процессы ребенка: внимание, мышление, восприятие, память и т. д., но и осуществлять коррекцию нарушений интеллектуальной сферы.

Особенностью использования интерактивных программ является активизация внимания детей за счет своей яркости, что способствует лучшему запоминанию, позволяет развивать звукоподражание, экспрессивную сторону речи, а в дальнейшем формировать планирующую функцию речи. Эта форма работы помогает прививать интерес детей к предлагаемым темам и поддерживать его в дальнейшем. При использовании компьютерных технологий все компьютерные задания подбираются с учётом возрастных возможностей и особенностей развития ребенка.

Преимущества информационно-коммуникативных технологий для детей с ОВЗ: информация несёт в себе образный тип, более понятный детям, предоставляет возможность индивидуализировать обучение, позволяет моделировать различные жизненные ситуации, максимально раздвинуть образовательное пространство; обеспечивает особую пространственную и временную организацию образовательной среды. Использование ИКТ позволило создать благоприятную, эстетичную, современную развивающую среду для детей и родителей, открыло возможности более интересно, ярко, эмоционально преподносить образовательный материал; формировать возрастные компетенции детей, ориентироваться в разных источниках информации и повысить их информационную компетентность. Включение в учебный процесс средств ИКТ, индивидуализация и дифференциация образования обеспечивают условия, направленные на развитие личности. Систематическое использование в практической деятельности современных образовательных технологий способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы.

Инновационные технологии существенны в воспитательной работе с детьми с ОВЗ. Подбор дополнительного текстового [4, c. 3] и иллюстративного материала, создание интерактивных игр с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными объектами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, игр, подготовка отчетной документации, создание тематических презентаций для родителей и педагогов ДОУ и т. д. — всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Учитывается непрерывная работа с компьютером, не более 10 минут в соответствии с нормами СанПин.

Приведем пример, показывающий результат работы педагога-психолога. Итак, знакомьтесь — Вова С, родился 9.12.2012 г. с диагнозом синдром Дауна, задержка психоречевого развития, гиперметропия I степени, фоновая ретинопатия, врожденный порок сердца.

Мальчик начал посещать детский сад с 9 сентября 2015 года в возрасте 2 года 9 месяцев. Период адаптации средней степени, наблюдались трудности при расставании. Поначалу Вова не проявлял интереса к общению, но и протестных реакций не наблюдалось. Речь отсутствует. В процессе обследования было выявлено, что цвет, форму, величину мальчик не знает и не дифференцирует, с игрушками производит манипулятивные действия, лишь пирамидку получилось разобрать и собрать, но без учета величины. Интерес вызвали музыкальные игрушки, которыми он действовал по показу взрослого.

Прошло 7,5 месяцев… Вова с улыбкой встречает педагога-психолога в группе, с удовольствием занимается, на каждую похвалу хлопает в ладоши, сосредоточенно и терпеливо нанизывает деревянные бусины на шнурок, умеет выбрать такую же картинку, составляет картинку из двух частей. Но это еще не все — самое главное — используя программу MimioStudio Вова, вытягивая губы трубочкой, пытается подражать пению петушка и курочки. У него появилось звукоподражание и отдельные простые слова. На занятии в паре с другим ребенком Вова заинтересованно смотрит на него, пытается повторить, ждет дальнейших действий, делится игрушкой по просьбе взрослого.

Работа охватывает все направления и ведется в игровой форме. Тщательный подбор игр позволяет реализовать все поставленные задачи в интересной и доступной форме. Учитывая, что развитие характеризуется неравномерностью в работе, приходится часто возвращаться к уже знакомому материалу, используя различные пособия и игры. Активное включение в повседневную жизнь группы и детского сада оказывает неоценимый вклад в социализацию ребенка — это участие в развлечениях, праздник «Осени», просмотр театрализованных представлений, акция «День Добра», посвященная международному дню инвалидов — 3 декабря, «Новогодний праздник», «Лучики добра», праздник посвященный международному дню людей с синдромом Дауна.

Процесс включения ребёнка с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение — это процесс новый, трудоёмкий, требующий к себе особого внимания. Но включение таких детей в группы детского сада — это перспективное будущее для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнок с особыми образовательными потребностями, включаясь в среду обычных сверстников, начинает тянуться за ними, наращивая тем самым потенциал собственного развития.

О высокой результативности использования новых форм работы с детьми с ОВЗ говорить ещё рано, но мы радуемся и самым незначительным достижениям наших воспитанников:

– повысилась степень общительности, социальная активность, стало выше эмоциональное реагирование на ситуацию, у некоторых детей появились новые движения, навыки самообслуживания, дети стали эмоциональнее реагировать на музыку, прослеживается положительная динамика развития музыкальных способностей, повысилась самостоятельность в разных видах деятельности;

– родители детей с ОВЗ отмечают результативность проводимой работы: заметили позитивные изменения в развитии ребёнка, положительно отзываются о совместных игровых сеансах, играют дома с детьми, применяя приобретённый в Лекотеке игровой опыт, пользуются рекомендациями специалистов;

– родители воспитанников с нормативным развитием считают, что инклюзивное образование благотворно влияет на нравственное воспитание ребенка и разделять детей нельзя, так как все дети равны.

Одна из задач, решаемых в ходе проекта — повышение профессиональной компетенции педагогов. Педагоги ДОУ постоянно участвуют в мероприятиях разного уровня: семинары, тренинги, конференции, фестивали. Педагоги ДОУ представили опыт своей работы на областном обучающем семинаре «Дети с синдромом Дауна, как клиенты социальной работы», проводимом ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда», нашим социальным партнёром; на региональном семинаре — практикуме «Формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Работа старшего воспитателя «Формирование модели инклюзивного образования в МБДОУ д/с № 85» заняла I место в номинации «Дошкольное образование и воспитание» II городского открытого конкурса профессионального мастерства «Ярмарка социально-педагогических идей». Презентация проекта «Радость — это быть вместе!», представленная командой специалистов Лекотеки в номинации «Комплексное сопровождение образования детей с ОВЗ» на II открытом Фестивале презентацией педагогических проектов «Создание благоприятного образовательного пространства для учащихся с ОВЗ», заняла III место. Педагог-психолог является победителем Регионального этапа Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций — 2016 за авторскую работу «Реализация принципов индивидуализации в образовании».

Сегодня наш детский сад является инновационным дошкольным учреждением по внедрению модели инклюзивного образования в городе. Мы постоянно находимся в творческом поиске, вносим изменения, уточнения. Возможно, в будущем мы сможем предложить более совершенную модель, но сегодня сложилась именно такая, но, главное, что она работает!

Литература:

  1. Грозная Н. С. Инклюзивное дошкольное образование // Синдром Дауна XXI век. — 2010. — № 1. — С. 25–35.
  2. Ковалева Е., Синицина Е. Дети-инвалиды в современном обществе. — М.: Лист-Нью, 2005.-136 с.
  3. Прочухаева М. М., Самсонова Е. В. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду // Инклюзивное образование. Выпуск 4. — М.: Центр «Школьная книга», 2010. — С. 34–37.
  4. Рыбанов А. Количественные метрики для оценки качества квантования учебной информации // Педагогические измерения. — 2013. — № 4. — С. 3–12.
  5. Рыбанов А. Моделирование процесса формирования ответов на задания с выбором нескольких правильных ответов // Педагогические измерения. — 2012. — № 3. — С. 49–59.
  6. Рыбанов А. Видеоурок как средство эффективного обучения прикладному и системному программному обеспечению // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2009. — № 11. — С. 42–48.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, коррекционная работа, синдром, образовательный процесс, работа, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст.


Похожие статьи

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Вопросы организации инклюзивного образования...

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, детский сад, инклюзивная практика, образовательный процесс, ребенок, совместное...

Трудности реализации инклюзивного образования...

Например, В. И. Поздеева в работе «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего вида» [6] пишет...

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой...

ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Образовательная программа, инклюзивная практика, психическое развитие, старший воспитатель, физическая культура, сопровождение детей...

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Организационно-педагогические условия сопровождения детей...

детский сад, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивная практика, группа, образовательный процесс, Консультативный пункт, дошкольное учреждение...

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка...

ребенок, детский сад, инклюзивная группа, кратковременное пребывание, группа, детский социум, воспитатель, процесс адаптации детей, ограниченная возможность здоровья, день.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми...

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром, детский сад, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, развитие, мелкая...

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной...

ребенок, инклюзивное образование, школа, категория детей, ограниченная возможность здоровья, общее образование, образовательная среда, логопедическая работа, коррекционная работа...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Вопросы организации инклюзивного образования...

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, детский сад, инклюзивная практика, образовательный процесс, ребенок, совместное...

Трудности реализации инклюзивного образования...

Например, В. И. Поздеева в работе «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего вида» [6] пишет...

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой...

ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Образовательная программа, инклюзивная практика, психическое развитие, старший воспитатель, физическая культура, сопровождение детей...

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка...

ребенок, детский сад, инклюзивная группа, кратковременное пребывание, группа, детский социум, воспитатель, процесс адаптации детей, ограниченная возможность здоровья, день.

Организационно-педагогические условия сопровождения детей...

детский сад, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивная практика, группа, образовательный процесс, Консультативный пункт, дошкольное учреждение...

Особенности психолого-педагогической работы с детьми...

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром, детский сад, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, развитие, мелкая...

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной...

ребенок, инклюзивное образование, школа, категория детей, ограниченная возможность здоровья, общее образование, образовательная среда, логопедическая работа, коррекционная работа...

Похожие статьи

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Вопросы организации инклюзивного образования...

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, детский сад, инклюзивная практика, образовательный процесс, ребенок, совместное...

Трудности реализации инклюзивного образования...

Например, В. И. Поздеева в работе «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего вида» [6] пишет...

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой...

ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Образовательная программа, инклюзивная практика, психическое развитие, старший воспитатель, физическая культура, сопровождение детей...

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Организационно-педагогические условия сопровождения детей...

детский сад, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивная практика, группа, образовательный процесс, Консультативный пункт, дошкольное учреждение...

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка...

ребенок, детский сад, инклюзивная группа, кратковременное пребывание, группа, детский социум, воспитатель, процесс адаптации детей, ограниченная возможность здоровья, день.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми...

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром, детский сад, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, развитие, мелкая...

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной...

ребенок, инклюзивное образование, школа, категория детей, ограниченная возможность здоровья, общее образование, образовательная среда, логопедическая работа, коррекционная работа...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Вопросы организации инклюзивного образования...

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, детский сад, инклюзивная практика, образовательный процесс, ребенок, совместное...

Трудности реализации инклюзивного образования...

Например, В. И. Поздеева в работе «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего вида» [6] пишет...

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой...

ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Образовательная программа, инклюзивная практика, психическое развитие, старший воспитатель, физическая культура, сопровождение детей...

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка...

ребенок, детский сад, инклюзивная группа, кратковременное пребывание, группа, детский социум, воспитатель, процесс адаптации детей, ограниченная возможность здоровья, день.

Организационно-педагогические условия сопровождения детей...

детский сад, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивная практика, группа, образовательный процесс, Консультативный пункт, дошкольное учреждение...

Особенности психолого-педагогической работы с детьми...

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром, детский сад, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, развитие, мелкая...

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной...

ребенок, инклюзивное образование, школа, категория детей, ограниченная возможность здоровья, общее образование, образовательная среда, логопедическая работа, коррекционная работа...

Задать вопрос