Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фоменко, Т. И. Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением / Т. И. Фоменко, И. А. Волкова, О. И. Карпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 131-134. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32025/ (дата обращения: 25.04.2024).



Детство — это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные образовательные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное образовательное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность, познаёт окружающий мир. Однако, насколько эффективно ребенок овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному образовательному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

В настоящее время российская система дошкольного образования активно преобразуется в связи c Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Изменение системы дошкольного образования вызывает перестройку деятельности дошкольных учреждений, требует поиска новых форм работы с воспитанниками, родителями, социальными институтами детства, которые позволят обеспечить высокое качество дошкольного образования.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы (Постановление Правительства РФ от 07.02.2011г. № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015г».) особое внимание уделяет приведению содержания и структуры дошкольного образования в соответствие с запросами начального общего образования. Для этого должны быть сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного взаимодействия семей воспитанников с социальными институтами детства. Открываются большие возможности целенаправленного использования сетевого взаимодействия, потенциал которого заключается во взаимодействии многих участников образовательной деятельности, что ведет к формированию сетевой организации научно-методического и практического обеспечения учебно-воспитательного процесса на всех уровнях (городском, областном, региональном и пр.).

Анализ научной литературы и собственная практическая деятельность позволяют констатировать, что в настоящее время существуют противоречия между стихийным и спонтанным сетевым взаимодействием семей воспитанников с социальными институтами детства, что происходит в массовом порядке, и недостаточной изученностью и использованием его потенциала в образовательных целях, а также между социальным заказом общества на обеспечение высокого качества дошкольного образования и отсутствием отработанного механизма использования для этого возможностей сетевого взаимодействия.

В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х годов. Несомненная заслуга в этом принадлежит А. И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика», которая определяется им как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования.

Рассматривая сетевое взаимодействие в системе органов управления дошкольного образовательного учреждения нами были проанализированы инновационные аспекты функционирования сетей, рассмотрены организационные проблемы их взаимодействия, как органа управления дошкольным образовательным учреждением.

Все вышеизложенное указывает на то, что для эффективной работы инновационного дошкольного образования нужна новая система взаимодействия, управления и распределения ресурсов. Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства рассматривается нами как новая общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением, при которой каждый субъект ставит свои цели и влияет на деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Повышающаяся в современных условиях роль социальных институтов детства в решении проблем воспитания, с одной стороны, и объективная необходимость использования их воспитательного потенциала, с другой, обуславливают возможность включения социальных институтов детства, относящихся к не образовательной сфере, в воспитательные процессы не только на основе принципа дополнительности, но и на паритетных началах за счет развития их взаимодействия с институтами, представляющими различные уровни образования: дошкольное, школьное, дополнительное образование; взаимодействие социальных институтов детства с семьёй через дошкольное образовательное учреждение можно рассматривать как деятельность по достижению общих целей и результатов в решении значимых для них проблем, обеспечивающую условия для:

– самоопределения участников взаимодействия;

– интеграции их воспитательных возможностей;

– формирования совокупности норм, правил и традиций, регулирующих отношения;

– развития субъектной позиции ребенка и взрослого;

– как взаимодействие профессиональных сообществ по типу «учреждение — учреждение» и по типу «общность — общность»;

– взаимодействие социальных институтов детства с семьей выступает фактором развития воспитательного пространства, а воспитательное пространство оказывает влияние на характер и содержание взаимодействия социальных институтов детства;

– взаимодействие социальных институтов детства с семьей, имеющее сетевой характер, приводит к созданию сетевой социальной организации, в основе которой лежит реализация моделей взаимодействия, способствующих управлению дошкольным учреждением, объединяя воспитательные ресурсы различных учреждений современного муниципального района, укрепление материальной, технической базы дошкольного учреждения;

– активное взаимодействие семьи воспитанника через дошкольное учреждение в решении воспитательных задач обусловливает изменения как в управлении данным взаимодействием, так и в системе управления развитием воспитательного пространства за счет значительного расширения форм общественного управления.

Так как ранее наше дошкольное учреждение являлось негосударственным Образовательным Фондом «детский сад «Детство», то первым этапом нашей работы стал внутренний мониторинг, выявивший достаточно много проблем, одна из которых по социальному партнерству. Было выявлено следующее: коллектив педагогов НОФ «детский сад «Детство» не выходил за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, являлся «закрытой» автономной системой. Взаимодействие с социумом не осуществлялось. Педагоги не принимали участие в профессиональных конкурсах и не привлекали воспитанников и их семьи к участию в фестивалях, конкурсах, олимпиадах различного уровня.

Таким образом, педагогическая деятельность детского сада не соответствовала современным требованиям к ДОУ.

На втором организационном этапе педагогическим коллектив нашего ДОУ были определены цель, задачи работы, планирование результатов. Целью нашей работы стало формирование комплекса условий (нормативных, организационных, материальных, кадровых, информационных, научно-методических) для внедрения и успешной реализации проекта по сетевому взаимодействию.

Поставлены следующие задачи:

  1. Формирование коллектива единомышленников для получения эффективного результата по внедрению и реализации проекта в условиях ДОУ;
  2. Изучение нормативно-правовой базы;
  3. Мотивация педагогов на формирование педагогических компетенций в области взаимодействия с семьей и социумом;
  4. Создание условий для развития и повышения творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ;
  5. Формирование комплекса нормативно-правового и организационно — методического обеспечения проекта;
  6. Оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья воспитанников;
  7. Обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребёнка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого дошкольника через социальное партнерство семьи и социума;
  8. Повышение эффективности управления ДОУ через орган общественного управления.

Особенностью работы по внедрению сетевого взаимодействия и социально партнерства в воспитательно-образовательный процесс является то, что для реализации содержания вводимых изменений требуются совместные усилия воспитателей, специалистов, родителей. Поэтому многие функции управления переданы временным творческим коллективам, целевым группам педагогов, членам родительского комитета и членам сетевого взаимодействия, отдельным педагогам и определена их роль в решении конкретных задач для обеспечения функционирования ДОУ и реализации проекта.

Для управления разработкой и реализацией проекта по сетевому взаимодействию в ДОУ созданы проектный и координационный советы. Временный творческий коллектив (ВТК) объединил педагогов для разработки методических рекомендаций, показателей социально-эмоционального развития дошкольников, сценариев занятий-встреч, мастер-класс, тематических недель. Проектная группа объединила воспитателей и специалистов, которые разрабатывают и реализуют индивидуальные педагогические подпроекты.

Сетевое взаимодействие семей воспитанников МБДОУ д/с № 100 с социальными институтами детства представляет собой коллегиальный орган общественного управления дошкольным образовательным учреждением, наделённый полномочиями по осуществлению управленческих функций.

Полномочия сетевого взаимодействия:

– вносит предложения в программу развития образовательного учреждения;

– согласовывает годовой календарный учебный график образовательного учреждения;

– принимает локальные акты дошкольного образовательного учреждения, отнесенные Уставом к его компетенции;

– согласовывает выбор учебных пособий, материалов из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации;

– рассматривает жалобы и заявления родителей (законных представителей) воспитанников на действия (бездействие) педагогического, административного, технического персонала Учреждения, осуществляет защиту прав участников образовательного процесса;

– содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Учреждения, определяет направления и порядок их расходования;

– участвует в разработке и согласовывает локальные акты дошкольного образовательного учреждения, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера его работникам, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников дошкольного образовательного учреждения;

– осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в Учреждении;

– ходатайствует, при наличии оснований, перед заведующим Учреждением о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа административного, технического персонала;

– представляет общественности ежегодный отчет Учреждения по итогам учебного и финансового года.

Председатель и секретарь Сетевого взаимодействия избираются сроком на 2 года из представителей родительской общественности. Членами сетевого взаимодействия становятся все семьи дошкольного образовательного учреждения (родители, дети), сотрудники учреждения, все заинтересованные участники сетевого взаимодействия из социальных институтов детства.

Для разработки и реализации выполнения задач проекта в ДОУ созданы:

Методическая служба в составе старшего воспитателя, педагога-психолога, совета педагогов с функциями:

– организация проекта, планирование работы;

– организация передового педагогического всеобуча;

– создание альтернативных программ и технологий;

– оказание методической и психологической помощи работникам ДОУ и т. п.

Медико-социально-психолого-коррекционная служба, осуществляющая:

– комплексное диагностирование детей, педагогов, родителей воспитанников;

– анализ психолого-педагогического мониторинга;

– разработка рекомендаций по коррекционной работе с детьми, их родителями и педагогами ДОУ.

Функции участников сетевого взаимодействия:

– Заведующий МБДОУ осуществляет общий контроль и управление реализации проекта.

– Старший воспитатель осуществляет общее руководство реализацией проекта, устанавливает связи с различными учреждениями и организациями города, осуществляет методическую помощь педагогам МБДОУ д/с № 100.

– Педагоги МБДОУ д/с № 100 разрабатывают сценарии мероприятий, подбирают необходимые материалы, осуществляют оформительскую работу, вовлекают родителей в активную деятельность по реализации проекта, обеспечивают реализацию проекта на уровне своей группы, разрабатывают и проводят занятия-встречи по совместной познавательной, художественно-эстетической, здоровьесберегающей деятельности, тематические праздники, экскурсии.

Внедрение и реализация проекта в воспитательно-образовательный процесс ДОУ проходила в три этапа.

Первый этап — подготовительный. На этом этапе проходил выбор социальных институтов, определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Задачи данного этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона, города и т. д.; определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия; повышение качества образовательного процесса через повышение квалификации педагогов и насыщение развивающей образовательной среды.

Следующий этап — практический. Его цель — реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа: формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада; разработка методических материалов для реализации данных проектов; разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проекта взаимодействия с социальными партнерами.

И последний — заключительный этап. Его цель — подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

Проведенный повторно мониторинг показал, что организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами дала положительные результаты. В ДОУ были созданы условия:

– для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);

– формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, с представителями разных профессий;

– воспитания уважения к труду взрослых;

– привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ.

Совместная работа детского сада, семьи, других социальных институтов, направлена на формирование базовой культуры личности, обеспечение каждому ребёнку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.

И самое главное — интеграция семейного и общественного воспитания. Мы всё активнее сотрудничаем с родителями — ведь это самый главный наш единомышленник.

Важным результатом социально-педагогического комплекса является то, что родители наших воспитанников начинают чувствовать осознанность своего родительства, компетентного материнства и отцовства, а использование разнообразных форм совместной детско-родительской деятельности помогает семьям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными соучастниками воспитательного и образовательного процесса их детей. Семья должна стать активным помощником детского сада.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образовательное учреждение, сетевое взаимодействие, социальный институт детства, детский сад, реализация проекта, дошкольное образование, образовательный процесс, дошкольное учреждение, семья, воспитательное пространство.


Похожие статьи

Педагогические условия организации социального партнерства...

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста. Расширение образовательного пространства ДОУ в рамках взаимодействия с библиотекой.

Организация социального партнерства дошкольной организации...

дошкольное образование, творческая группа, образовательный процесс, социокультурное образование детей, творческая группа педагогов, направление деятельности, реализация Проекта, воспитатель, заведующий...

Проектирование развития открытого образовательного...

открытое образовательное пространство, дошкольная организация, социальное партнерство, дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, этап, форма взаимодействия, образовательный процесс...

Современные подходы к организации взаимодействия...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья.

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением.

Социальное партнёрство семьи и дошкольной...

дошкольное образование, социальное партнерство, родитель, детский сад, педагог, Федеральный государственный образовательный стандарт, единое образовательное пространство...

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных...

родитель, дошкольное учреждение, ребенок, детский сад, проектная деятельность, педагог, проект, совместная деятельность, совместная проектная деятельность, образовательный процесс.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка.

Педагогические условия организации социального партнерства...

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста. Расширение образовательного пространства ДОУ в рамках взаимодействия с библиотекой.

Организация социального партнерства дошкольной организации...

дошкольное образование, творческая группа, образовательный процесс, социокультурное образование детей, творческая группа педагогов, направление деятельности, реализация Проекта, воспитатель, заведующий...

Проектирование развития открытого образовательного...

открытое образовательное пространство, дошкольная организация, социальное партнерство, дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, этап, форма взаимодействия, образовательный процесс...

Современные подходы к организации взаимодействия...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья.

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением.

Социальное партнёрство семьи и дошкольной...

дошкольное образование, социальное партнерство, родитель, детский сад, педагог, Федеральный государственный образовательный стандарт, единое образовательное пространство...

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных...

родитель, дошкольное учреждение, ребенок, детский сад, проектная деятельность, педагог, проект, совместная деятельность, совместная проектная деятельность, образовательный процесс.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка.

Похожие статьи

Педагогические условия организации социального партнерства...

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста. Расширение образовательного пространства ДОУ в рамках взаимодействия с библиотекой.

Организация социального партнерства дошкольной организации...

дошкольное образование, творческая группа, образовательный процесс, социокультурное образование детей, творческая группа педагогов, направление деятельности, реализация Проекта, воспитатель, заведующий...

Проектирование развития открытого образовательного...

открытое образовательное пространство, дошкольная организация, социальное партнерство, дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, этап, форма взаимодействия, образовательный процесс...

Современные подходы к организации взаимодействия...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья.

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением.

Социальное партнёрство семьи и дошкольной...

дошкольное образование, социальное партнерство, родитель, детский сад, педагог, Федеральный государственный образовательный стандарт, единое образовательное пространство...

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных...

родитель, дошкольное учреждение, ребенок, детский сад, проектная деятельность, педагог, проект, совместная деятельность, совместная проектная деятельность, образовательный процесс.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка.

Педагогические условия организации социального партнерства...

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста. Расширение образовательного пространства ДОУ в рамках взаимодействия с библиотекой.

Организация социального партнерства дошкольной организации...

дошкольное образование, творческая группа, образовательный процесс, социокультурное образование детей, творческая группа педагогов, направление деятельности, реализация Проекта, воспитатель, заведующий...

Проектирование развития открытого образовательного...

открытое образовательное пространство, дошкольная организация, социальное партнерство, дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, этап, форма взаимодействия, образовательный процесс...

Современные подходы к организации взаимодействия...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья.

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением.

Социальное партнёрство семьи и дошкольной...

дошкольное образование, социальное партнерство, родитель, детский сад, педагог, Федеральный государственный образовательный стандарт, единое образовательное пространство...

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных...

родитель, дошкольное учреждение, ребенок, детский сад, проектная деятельность, педагог, проект, совместная деятельность, совместная проектная деятельность, образовательный процесс.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка.

Задать вопрос